• События
  • Люди
  • Танки
  • Флот
  • Авиация
  • Стрелковое оружие
  • Военный хайтек
  • Другое оружие
  • English version
  • Поиск
    • События
    • Люди
    • Танки
    • Флот
    • Авиация
    • Стрелковое оружие
    • Военный хайтек
    • Другое оружие
    • English version

    Поиск

    Войти

    Написать
    Популярное
    • 17 March '22
      Боевые повозки фараона
    • 24 February '22
      Японские линкоры вступают в бой
    • 24 February '22
      На мирно спящих аэродромах Тонкина
    • 24 February '22
      Славные дети Марианны: тест Warspot
    • 21 February '22
      Немецкий контрудар у Кюстрина
    • 17 February '22
      Византийские приключения Харальда Хардрады
    • 16 February '22
      Уцелевшее население Венгрии — эвакуировать на территорию СССР
    • 14 February '22
      «Маузер» с русско-чешским акцентом
    • 08 February '22
      Skyranger 30 HEL: зенитка на все случаи жизни
    • 07 February '22
      Мизенский флот и гнев Везувия
    • 07 February '22
      Опираясь на собственные силы
    • 06 February '22
      На что способен микродрон за $195 000
    28

    100 лет танкам. Без чего бы их не было

    • ПМВ
    • танки
    • бронетехника
    Юрий Бахурин
    23 July '16

    1916 год. На фронтах Первой мировой войны уже много месяцев длилась бесконечная окопная война. Атака, шквал неприятельских пуль и снарядов, тысячи убитых ради того, чтобы потеснить врага на пару сотен метров. И так день за днём, неделя за неделей. Но выход из тупика был близок. Новое, невиданное оружие, демон технологической войны уже ковалось в британских арсеналах. Имя ему было — танк. Для того чтобы существование этой боевой машины стало возможным, потребовались четыре технических достижения и одно условие, которое скрепило их между собой. Вот они.

    Гусеничный движитель

    На вопрос о том, кто первый изобрёл гусеницы, историки не знают ответа по сей день. Одни считают, что пальма первенства — у француза д’Эрмана, который в 1713 году представил публике «тележку нового типа», ездившую на катковой цепи из брёвен. Другие указывают на британца Эджворта, который полвека спустя первым замкнул между собой цепями колёса повозки. Хотя он на свою выдумку патента не оформлял. Кем бы ни был этот загадочный пионер гусеничного движителя, его дело не умерло, и новый принцип устройства ходовой части не канул в забвение.

    С начала XIX века десятки инженеров независимо друг от друга создавали свои варианты гусениц и улучшали их конструкцию. Задолго до танков гусеницы покоряли мир, добравшись до самой Антарктиды вместе с учёным Робертом Скоттом.

    Катковый движитель д’Эрмана (1713 год) - 100 лет танкам. Без чего бы их не было | Военно-исторический портал Warspot.ruГусеничный движитель Р. Эджворта (1770 год) - 100 лет танкам. Без чего бы их не было | Военно-исторический портал Warspot.ruПаровой гусеничный трактор инженера Дж. Гиткота (1832 год) - 100 лет танкам. Без чего бы их не было | Военно-исторический портал Warspot.ruПроект гусеничной повозки Дж. Кейля с поперечными роликами для облегчения поворота (Англия, 1825 год) - 100 лет танкам. Без чего бы их не было | Военно-исторический портал Warspot.ruПолярник Уильям Лэшли на фоне гусеничных моторных саней в ходе экспедиции Роберта Скотта. Ноябрь 1911 года - 100 лет танкам. Без чего бы их не было | Военно-исторический портал Warspot.ruРоссийский тяжёлый бомбардировщик «Илья Муромец». Этого гиганта собирались оснастить гусеницами, чтобы он мог взлететь с любого грунта - 100 лет танкам. Без чего бы их не было | Военно-исторический портал Warspot.ru

    В армиях Первой мировой войны гусеничной техники было немало. Помимо машин, воплощённых в металле, существовали бумажные проекты — некоторые на грани сумасшествия. К примеру, русская армия рассматривала проект оснащения гусеничным движителем тяжёлого бомбардировщика «Илья Муромец». Предположительно, чтобы он мог взлететь с любой поверхности.

    Гусеницы будто бы раскрыли потенциал, который тысячи лет был скрыт в обыкновенных колёсах, придав им невиданную проходимость. Но никогда они бы не стали столь востребованными, если бы не появление теплового двигателя.

    Двигатель

    Мотор тоже не появился «вдруг», а развивался на протяжении веков, причём в нескольких направлениях. Первые паровые турбины, например, были известны ещё в древности и в эпоху Средневековья. В XVIII веке шотландец Дж. Уатт запатентовал паровую машину. Мощность её была скромной, всего 10 лошадиных сил. Но её хватило, чтобы перевернуть мир.

    Инженеры пробовали оснастить паровыми двигателями не только паровозы, но и безрельсовые машины, в том числе военные. Во второй половине XIX века снабжению армий помогали паровые тягачи. Но их изъяны год от года становились всё очевиднее: прожорливая топка и огромный котёл делали технику громоздкой. И тут на помощь пришла новинка — двигатель внутреннего сгорания. Дитя множества талантливых изобретателей, он больше века доводился ими до совершенства.

    Древнейшая паровая турбина, изобретённая Героном Александрийским (ок. 10 – ок. 75 гг.) - 100 лет танкам. Без чего бы их не было | Военно-исторический портал Warspot.ruЭскиз парового двигателя Джеймса Уатта (1769 год) - 100 лет танкам. Без чего бы их не было | Военно-исторический портал Warspot.ruПаровая телега Николя-Жозефа Кюньо (1769 год) - 100 лет танкам. Без чего бы их не было | Военно-исторический портал Warspot.ruЭскиз паровоза «Пенидаррен» (Pen-y-Darren) Р. Тревитика (1804 год) - 100 лет танкам. Без чего бы их не было | Военно-исторический портал Warspot.ruРудольф Дизель (1858-1913) — изобретатель дизельного двигателя - 100 лет танкам. Без чего бы их не было | Военно-исторический портал Warspot.ru4-хцилиндровый двигатель пионеров авиации братьев Райт (серийный номер № 17), использованный ими в 1910 году - 100 лет танкам. Без чего бы их не было | Военно-исторический портал Warspot.ru

    Параллельно c этим химики искали идеальное топливо для новомодного мотора. Горючим могли бы стать спирт или скипидар, но развитие нефтепереработки вытеснило их. И хотя русский учёный Д. И. Менделеев ворчал про езду на бензине: «Можно топить и ассигнациями!» — бензин победил. В 1885 году германские инженеры Г. Даймлер и В. Майбах создали бензиновый карбюраторный двигатель. Семь лет спустя немец Р. Дизель увековечил своё имя в двигателе собственной конструкции. Эпоха пара покатилась к закату, а у будущего танка появилось «сердце». Его нужно было укрыть от вражеских пуль и снарядов.

    Броня

    Успехи машиностроения в XIX веке ускорили развитие металлургии. Появилась броневая сталь, прижившаяся вначале на флоте и в фортификационном деле. В 1856 году русский механик В. С. Пятов построил первый в истории прокатный стан для бронелистов, а уже год спустя бельгийский военный инженер А. Бриальмон предложил оснастить крепость Антверпен бронебашенными артиллерийскими установками. Впоследствии подобные башни появились в крепостных сооружениях разных стран.

    Броненосец «Монитор» (1862) — первый броненосец ВМС США - 100 лет танкам. Без чего бы их не было | Военно-исторический портал Warspot.ruАльфред Крупп (1812-1887), «король» военной металлургии своего времени - 100 лет танкам. Без чего бы их не было | Военно-исторический портал Warspot.ruЛистопрокатный стан Днепровского металлургического завода, начало XX века - 100 лет танкам. Без чего бы их не было | Военно-исторический портал Warspot.ruКрепостная бронебашенная установка, конец XIX века - 100 лет танкам. Без чего бы их не было | Военно-исторический портал Warspot.ruЭскиз боевого применения бронекаретки 5,3 cm L/24 Fahrpanzer Г. Грюзона и М. Шумана (1885-1887 гг.) - 100 лет танкам. Без чего бы их не было | Военно-исторический портал Warspot.ruБельгийский бронеавтомобиль «Минерва», осень 1914 года — броня вступает в Первую мировую - 100 лет танкам. Без чего бы их не было | Военно-исторический портал Warspot.ru

    Локальные войны второй половины XIX века показали, что оборону нужно постоянно и неуклонно совершенствовать, иначе хорошо вооружённый противник быстро её прорвёт. Бетонные и бронированные огневые точки стали обыденностью. В 1885–1887 годах инженеры Г. Грюзон и М. Шуман создали передвижную огневую точку — бронекаретку 5,3 cm L/24 Fahrpanzer. Военные, увидев её, запротестовали: «Всё, что движется, — это не фортификация!». Бронекаретка кажется предком танка, но это неверно хотя бы потому, что она не была самоходной.

    Три элемента, о которых рассказано выше, не сложились бы в полноценный танк, если бы не успехи конструкторов-оружейников.

    Вооружение

    Высококачественная сталь, которую в позапрошлом веке стали выпускать в огромных количествах, открыла оружейникам невиданные горизонты возможностей. Нарезной ствол, противооткатные устройства, зарядка с казённой части — каждая инновация делала пушки всё совершенней. А в 1893 году на весь Старый свет прогремел стрёкот первых пулемётов Максима. Армейские консерваторы вначале отнеслись к этому изобретению холодно: им не нравилось, как пулемёт транжирит патроны, и то, что он уязвим для артиллерии. Но 600 выстрелов в минуту оказались чересчур серьёзным аргументом в пользу нового оружия. Все ведущие государства стали закупать и производить пулемёты.

    Чуть позже, когда пулемётными и даже пушечными стволами ощетинились первые броневики, военные умы великих держав вновь не проявили к ним интереса. А предложи кто-нибудь на рубеже XIX и XX веков проект танка, его подняли бы на смех.

    Клеймо на первой стальной пушке П. М. Обухова, выдержавшей на испытаниях 4017 выстрелов - 100 лет танкам. Без чего бы их не было | Военно-исторический портал Warspot.ruОрудие батареи береговой обороны Кустаанмиекки на о. Сусисаари (Финляндия), конец XIX века - 100 лет танкам. Без чего бы их не было | Военно-исторический портал Warspot.ruПатент на многоствольное орудие Ричарда Дж. Гатлинга (1865), прообраз пулемёта - 100 лет танкам. Без чего бы их не было | Военно-исторический портал Warspot.ruХайрем Максим во время демонстрации своего пулемёта - 100 лет танкам. Без чего бы их не было | Военно-исторический портал Warspot.ruАмериканское орудие береговой обороны на железнодорожном транспортёре, 1916 год - 100 лет танкам. Без чего бы их не было | Военно-исторический портал Warspot.ruНемецкие солдаты Первой мировой и лошадь с закреплённым на её спине пулемётом «Максим» - 100 лет танкам. Без чего бы их не было | Военно-исторический портал Warspot.ru

    Для того чтобы четыре совершенно материальных технических достижения соединились и породили танк, нужен был повод, толчок для конструкторской мысли. К сожалению, скоро нашёлся и он.

    Пятый элемент

    Окопная война — вот что породило танк. Армии настолько укрепили свою оборону, что один-два пулемёта могли остановить атаку целого полка. «Один батальон за другим атаковали только для того, чтобы лишний раз подтвердить, что фронтальная атака одной живой силой против проволоки и пулемётов ведёт только к потерям… и нескольким медалям за храбрость, для уцелевших», — писал современник. В 1916 году десять британских пулемётов «Виккерс» всего за один бой выпустили около миллиона патронов.

    А что творилось на узкой нейтральной полосе между траншеями враждующих сторон! Вздыбленная, исковерканная земля, многометровые воронки — затопленные и сухие, перекрывающие друг друга. Всё это называлось «лунным ландшафтом», и даже пехотинец с трудом мог идти по такой местности. Прибавьте к этому бесконечные ряды колючей проволоки, рвы, мины… В этих обстоятельствах танк не мог не появиться.

    Типичный ландшафт поля боя Первой мировой - 100 лет танкам. Без чего бы их не было | Военно-исторический портал Warspot.ruВид из траншеи сквозь нагромождение колючей проволоки и деревянных кольев - 100 лет танкам. Без чего бы их не было | Военно-исторический портал Warspot.ruСеть окопов Первой мировой с высоты птичьего полёта. Хорошо заметны полосы «ничейной земли», изрытой артиллерией - 100 лет танкам. Без чего бы их не было | Военно-исторический портал Warspot.ruБританские солдаты бросаются в атаку, покидая спасительные траншеи - 100 лет танкам. Без чего бы их не было | Военно-исторический портал Warspot.ruГерманский пулемётный расчёт на позиции, 1916 год - 100 лет танкам. Без чего бы их не было | Военно-исторический портал Warspot.ruКолониальные войска в траншейной войне: расчёт британского лёгкого пулемёта «Бенет-Мерси» Hotchkiss M1909. Фландрия, 1915 год - 100 лет танкам. Без чего бы их не было | Военно-исторический портал Warspot.ru

    Как это часто бывает, дебют нового оружия первыми предсказали и описали не военные теоретики, а писатели-фантасты. Самое яркое пророчество о танке сделал англичанин Герберт Уэллс в 1903 году.

    Оригинал статьи опубликован на worldoftanks.ru


    Источники и литература:

    1. Бахурин Ю. А., Белаш Е. Ю. Великая война 1914–1918: сумма технологий // Эксперт. 2014. № 31–33. С. 61–65.
    2. Белаш Е. Ю. Мифы Первой мировой. М., 2012.
    3. Береснев П. О. и др. Статистическая модель выбора геометрических параметров, массоинерционных, мощностных и скоростных характеристик гусеничных транспортно-технологических машин // Труды НГТУ им. Р. Е. Алексеева. 2016. № 1. С. 109–164.
    4. Федосеев С. Л. Танки Первой мировой. М., 2012.
    5. Юдин С. 600 выстрелов в минуту: нелёгкий путь пулемёта к признанию.
    6. Яковлев Е. А. О современной сухопутной фортификации // Вестник Военно-инженерной академии Красной Армии имени В. В. Куйбышева. Вып. 32. М., 1941.

    Юрий Бахурин

    Первая мировая война · Русская императорская армия · военное изобретательство

    «Штурмовая торпеда» лейтенанта Маттеи на Warspot.ru
    «Штурмовая торпеда» лейтенанта Маттеи
    «О, Боже, что же я натворил?!» на Warspot.ru
    «О, Боже, что же я натворил?!»
    «Я скуплю в Америке всё, что смогу, и взорву остальное» на Warspot.ru
    «Я скуплю в Америке всё, что смогу, и взорву остальное»
    Поделиться
    • 14
    • 31
    • 4
    • Статьи по теме
    • Комментарии (0)
    Прогрессивный неудачник на Warspot.ru
    Прогрессивный неудачник
    Правильные ответы: на заре танковой эры на Warspot.ru
    Правильные ответы: на заре танковой эры
    100 лет танкам. Наземные броненосцы на бумаге и в металле на Warspot.ru
    100 лет танкам. Наземные броненосцы на бумаге и в металле
    Сводные братья на резиновом ходу на Warspot.ru
    Сводные братья на резиновом ходу
    • Статьи по теме
    • Комментарии (0)

    Комментарии к данной статье отключены.

    © 2014 — 2023 Warspot English
    • О нас
    • Связаться с нами
    • Как стать автором
    • Все авторы
    • Все теги
    • Карта сайта
    • Правила
    • Соглашение
    • Политика конфиденциальности
    Warspot Вконтакте
    Присоединяйтесь к нам на Facebook
    Мы в Одноклассниках
    Канал в Telegram
    Лучшие материалы в Яндекс Дзен
     
    ПРИВЕТ!

    ВОЙДИТЕ, ИСПОЛЬЗУЯ ВАШ АККАУНТ

    Ваш комментарий будет сохранен после регистрации

    Я подтверждаю, что условия Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности мне понятны, и принимаю их.

    • wargaming
    • facebook
    • vkontakte
    • google