Рано утром 21 сентября 1953 года, через два месяца после окончания Корейской войны, лейтенант северокорейских ВВС Но Гым Сок взлетел с авиабазы Сунан, расположенной рядом с Пхеньяном. 21-летний пилот уверенно направил свой самолёт в сторону демаркационной линии между северным и южным корейскими государствами. Затем Но Гым Сок пересёк границу и приземлился на аэродроме Кимпхо неподалёку от Сеула. Его полёт длился всего 17 минут. После приземления МиГ-15 вырулил на свободное место для стоянки рядом с американскими «Сейбрами». На глазах у изумлённых американцев из самолёта вылез пилот, который затем демонстративно разорвал портрет Ким Ир Сена.
Любопытно, что в ходе Корейской войны американцы проводили операцию Moolah (англ. «Деньжата») с целью получить в своё распоряжение работоспособный экземпляр советского реактивного истребителя. МиГ-15 по своим характеристикам не уступал, а кое в чём и превосходил новейший американский истребитель F-86 «Сейбр». Закономерно, что самолёт вызывал огромный интерес у американских военных. Весной 1953 года Объединённый комитет начальников штабов вооружённых сил США дал добро на проведение операции, в ходе которой любой советский, китайский либо северокорейский пилот, перелетевший на юг, гарантировано получил бы политическое убежище и $50 000, а пилот, сбежавший первым, – $100 000 (около $900 000 в современных ценах). В ночь на 26 апреля 1953 года два американских бомбардировщика B-29 Superfortress сбросили 1,2 миллиона листовок с этим предложением на русском, корейском и китайском языках над Северной Кореей. А с 27 апреля 1953 года 14 радиостанций в Японии и Южной Корее транслировали на корейском, русском языках и китайском языках:
«…Всем отважным пилотам, которые хотят освободиться от коммунистического ига и начать лучшую жизнь… Вам гарантировано убежище, защита, гуманный уход и уважение… Если пилоты пожелают, их имена навсегда будут сохранены в тайне…»
Однако ни один МиГ-15 так и не перелетел на контролировавшуюся войсками ООН территорию. Фактически, операция провалилась. Единственный её «успех» оказался, вероятно, случайным. Лейтенант Но Гым Сок, хотя и получил позже $100 000, утверждал, что ничего не знал об американском предложении. Объясняя свой побег, он говорил, что ему просто надоело жить с «красными лжецами», а также упоминал об оказавшейся в южной части полуострова матери. По словам пилота, северокорейские лётчики, скорее всего, даже не видели американских листовок, поскольку весной, когда американцы выбрасывали их на территорию КНДР, все эскадрильи с МиГ-15 находились в Маньчжурии.
Комментарии к данной статье отключены.