Пока на севере Китая «восьмизнамённые» войска империи Цин с переменным успехом пытались защищать Пекин от атак англичан и французов, в центре страны продолжалась ожесточённая гражданская война. Междоусобная резня в Нанкине и уход опытных войск Ши Дакая не могли не осложнить обстановку на фронтах Тайпин Тяньго – «Царства Небесного Величайшего Счастья».
Заложники для верности «Чжун-вана»
В январе 1858 года цинские войска вновь вышли к столице Царства Небесного – Нанкину. 8 января они даже прорвались к одним из городских ворот, известным под именем Гаоцяомынь, но были отброшены в жестоком бою. К концу марта, захватив после двадцатидневных боёв ряд укреплений в окрестностях города, императорские отряды усилили блокаду Нанкина. Впрочем, полностью окружить и, тем более, штурмовать 40-километровый периметр городских стен цинским войскам пока было не под силу.
В июне 1858 года, как раз в тот момент, когда в 800 километрах к северу на подступах к Пекину завершилась Вторая «опиумная» война, чувствительное поражение потерпели войска Ли Сючена – на то время лучшего генерала тайпинов. Чтобы усилить координацию повстанческих сил, всё более распадавшихся на удельные армии, в августе того же года Ли Сючен провёл совещание с наиболее влиятельными полевыми командирами тайпинов, где они принесли друг другу клятву верности и наметили план операции по снятию блокады Нанкина. Уже в конце сентября отряды тайпинов перешли в наступление, в ряде боёв нанесли поражение цинским войскам и восстановили связь столицы «Царства Небесного» с районами, лежавшими севернее Янцзы.
15 ноября 1858 года лучшие молодые полководцы тайпинов Ли Сючен и Чэнь Юйчен окружили и разгромили одну из армий Цзэн Гофаня в упорных боях у хорошо укреплённого пункта Саньхэ в провинции Аньхой (к востоку от Нанкина). В этом сражении цинские войска понесли тяжёлые потери – свыше 6000 убитыми (в том числе, четыре сотни офицеров). Но конфуцианский поэт был «крепким орешком» и уже через несколько месяцев, 27 апреля 1859 года, успешно наступавшие отряды Ли Сючена и Чэнь Юйчена были контратакованы и разгромлены. В это время первоначальный запал и революционный задор в среде тайпинов всё более сменяются расслоением и разбродом. К тому же, продолжают сказываться трагические последствия «политических репрессий» в Нанкине.
22 октября 1859 года в провинции Аньхой командующие войсками «правого фланга» тайпинов Вэй Цзюнь и Вэй Цинь капитулировали перед командующим речной флотилией Хунаньской армии адмиралом Ян Дайфу. Вэй Цзюнь был младшим братом, а Вэй Цинь племянником «вана» Вэй Чанхоя, казнённого в ходе нанкинских распрей. После этой казни они, по словам современника, «находились в удручённом состоянии» и все эти годы не предпринимали активных действий, а убедившись в том, что тайпинское государство испытывает всё больше трудностей, капитулировали без боя.
В ноябре 1859 года оправившиеся от весеннего поражения отряды Ли Сючена и Чэнь Юйчена вновь частично сняли блокаду Нанкина. Но к тому времени значительно усилился главный враг тайпинского государства – Хунаньская армия, которая вела свой «Восточный поход» против тайпинов, наступая по нескольким направлениям. На Аньцин (ключевой пункт в среднем течении Янцзы на пути к Нанкину) наступали части под командованием самого Цзэн Гофаня.
Войска тайпинов были потрёпаны и утомлены. Отборные опытные части «И-вана» Ши Дакая в то время оперировали далеко на юге, в провинции Гуанси, не имея связи с Нанкином. Армии тайпинских полководцев – Ли Сючена, Чэнь Юйчена, Ли Шисаня, Ян Фуцина и других – действовали разрозненно и несогласованно. Сложности и разногласия в стане тайпинов хорошо передают записи самого Ли Сючена:
«Обстановка на Янцзы западнее Нанкина изменилась для нас к худшему. Потребовалась немедленная помощь, которая была оказана командующим авангардными войсками Чэнь Юйченом, перебросившим свои силы на угрожаемое направление. Я же не смог сделать этого, поскольку должен был оборонять Пукоу [городок-спутник Нанкина, расположен напротив «Южной столицы», на северном берегу Янцзы – прим. автора]. Оборона Пукоу затянулась. Весь провиант у меня вышел, я перестал получать помощь извне. Владыка [то есть, «Царь Небесный» Хун Сюцюань – прим. автора] никакими государственными делами не интересовался. Он только и умел полагаться на силу неба и никакого внимания военным и политическим делам не уделял. Никакой реальной силы при дворе у меня не было, поэтому мне ничего не оставалось, как продолжать удерживать Пукоу наличными силами. Вскоре меня заподозрили в намерении капитулировать перед цинским двором…»
Действительно, один из тайпинских атаманов, сдавшихся ранее цинским войскам – Ли Чжаошоу – направил Ли Сючену письмо, в котором настойчиво убеждал его капитулировать перед маньчжурским императором. Хотя повстанческий генерал Ли всегда оставался верен идеалам «Царства Небесного», полубог тайпинов Хун Сюцюань всё же стал подозревать его в потенциальной измене.
Позднее Ли Сючен вспоминал: «В Небесной столице (Нанкине) взяли в качестве заложников мою мать и жену и увезли на тот берег Янцзы, а моим войскам не разрешили возвращаться в столицу…» Однако «Царь Небесный» был опытным манипулятором, умело работая не только кнутом, но и пряником – он тут же наградил Ли Сючена титулом «Чжун-вана» («Верного царя»), одним из высших в придуманной тайпинами иерархии.
Спасение «Небесной столицы»
В середине декабря 1859 года «Верный царь» Ли Сючен с отрядом лёгкой конницы прорвался в столицу тайпинов, чтобы разработать план ликвидации её осады. Хун Жэньгань – единственный приличный родственник «Царя Небесного», находившийся в это время в Нанкине – выдвинул следующий план:
«Теперь прорвать осаду Нанкина в лоб трудно. Если отвлечь внимание противника на второстепенное направление, в частности, на район Уху и Ханчжоу, и оттуда атаковать его с тыла, то он непременно должен будет перебросить туда свои войска. Как только он отведет свои войска на достаточно далекое расстояние, мы повернем знамена в сторону своей столицы и обязательно одержим победу».
Это был разумный план перенесения тяжести военных действий в богатейшие и ещё не разоренные войной приморские провинции Китая. 28 января 1860 года, обсудив на совещании с Хун Жэньганем все военные вопросы, Ли Сючен настойчиво просил «Царя Небесного» о том, чтобы ему было поручено осуществление плана снятия осады. Хун Сюцюань санкционировал этот план, и Ли Сючен, передав свой участок фронта другим тайпинским командирам, ушёл со своими войсками из Пукоу на юго-восток (к морскому побережью). Пока же, 31 января и 1 февраля цинские войска, разгромив ряд тайпинских укреплённых лагерей, ещё плотнее стянули кольцо блокады вокруг Нанкина.
Тем временем вышедшие на оперативный простор войска Ли Сючена стремительным броском, громя по пути небольшие вражеские отряды, вышли в провинцию Чжэцзян и после шестидневного штурма 17 марта 1860 года овладели её столицей – городом Ханчжоу, считавшимся одним из красивейших и богатейших мегаполисов Китая. Во время этого стремительного наступления тайпины убили множество крупных цинских чиновников, включая губернатора провинции, а также не вовремя прибывшего в собственные поместья вице-председателя совета «Бин-Бу» (военного министерства Цинской империи) Дай Си.
Цинское правительство немедленно распорядилось перебросить к Ханчжоу половину войск, осаждавших Нанкин. Воспользовавшись разделением основных вражеских сил, в апреле 1860 года Ли Сючен с несколькими отрядами двинулся обратно к столице тайпинов и во взаимодействии с другими повстанческими отрядами перерезал линии снабжения 100-тысячной группировки цинских войск, блокировавшей Нанкин.
По сути, Ли Сючен втянул цинские войска в лихорадочные манёвры по разным направлениям и переиграл их. Уже 6 мая он решительным ударом с нескольких направлений после ожесточённого пятидневного сражения разгромил Цзяннаньский лагерь врага на южном берегу Янцзы (этому разгрому способствовали и мятежи цинских солдат). Блокада Нанкина была снята в очередной раз.
Не давая противнику опомниться, Ли Сючен безостановочно преследовал отступавшие цинские войска, громя их по частям. В бою 19 мая императорская армия только убитыми потеряла 10 000 человек (в том числе, трёх генералов). Были разгромлены и цинские части, спешно возвращавшиеся от Ханчжоу. К началу июня 1860 года в результате этих ударов на сторону тайпинов перешло 50 000–60 000 капитулировавших цинских солдат.
Эти победы не только обеспечили безопасность Нанкина, но и открыли тайпинам свободный путь к богатому морскому побережью провинций Цзянсу и Чжэцзян. Именно здесь китайским «христианам»-повстанцам предстояло скрестить оружие с их «западными братьями по истинной вере»…
«Шанхайский иностранный полк»
В июне 1860 года маньчжурский губернатор провинции Цзянсу поручил американцу Фредерику Уорду сформировать из европейских наёмников «Шанхайский иностранный полк» для борьбы с тайпинами. Первоначально европейцев в полку было не более 250 человек, но со временем их число значительно увеличилось. Среди наёмников были англичане, французы, немцы, североамериканцы, итальянцы и даже греки. Любопытно, что тайпины именовали США, родину Уорда, «страной пёстрого флага» – явно за обилие полос и звёздочек на американском знамени.
Личность командира «Шанхайского иностранного полка» заслуживает особого внимания – даже для авантюрного XIX столетия это был удивительный сорвиголова. Свою бурную карьеру Фредерик Таунсенд Уорд начал в 1847 году, в возрасте шестнадцати лет бросив школу и устроившись по протекции отца вторым помощником капитана на торговый клипер. Здесь наглый юнец умудрился так надоесть своей команде, что его выбросили за борт. В 1849 году он поступил в «Американскую академию литературы, науки и военного дела», где выдержал аж несколько месяцев, после чего стал первым помощником капитана на судне своего отца. С 1850 по 1853 год Уорд сменил три корабля, пока не встретил ещё одного выдающегося американского авантюриста Уильяма Уокера, под командой которого участвовал в попытке отделения от Мексики одного из штатов (так называемой «Республики Сонора»). Среди других участников этой авантюры Уорд прослыл амбициозным и крайне жестоким.
В 1854 году Уорд покидает Мексику, вновь устраивается первым помощником на отцовское судно. Несколько позже он вступает во французскую армию и участвует в Крымской войне, однако вскоре дезертирует и 1857 год встречает матросом на борту очередного корабля – на этот раз у берегов Китая. В 1858 году он уже «гостит» в Мексике, где участвует в местной гражданской войне в рядах наёмников президента-индейца Хуареса. Год спустя Уорд возвращается в Нью-Йорк и работает клерком в компании отца, а в 1860 году вместе с братом отправляется в Шанхай. Брат занимался в Китае торговлей, а сам Уорд устроился на «Конфуций» – корабль китайской службы по борьбе с пиратами. Храбрость, инициативность и лидерские способности вкупе с армейским опытом и наконец обретённым умением ладить с людьми быстро выделили его среди прочих европейских кондотьеров…
«Шанхайский иностранный полк» не без успеха зачищал районы Шанхая от передовых отрядов тайпинов, хотя и потерял в боях пятую часть своего состава, а сам Уорд был впервые ранен. Но вскоре близ городка Цинпу полк столкнулся с основными силами Ли Сючена и был разгромлен – Уорд потерял половину своих людей и получил ещё одно ранение. Тайпины захватили много оружия, если верить самому Ли Сючену – «600–700 дьяволов было убито, захвачено две с лишним тысячи заморских ружей, более 10 пушек, свыше 300 заморских сабель, несколько сот лодок…»
Однако разгром не остановил ни Уорда, ни его маньчжурских нанимателей – в страхе перед тайпинами они были готовы платить европейским военным большие деньги. Оправившись от ран, американец начал формировать в Шанхае новый отряд взамен разбежавшегося. Он нанял массу дезертиров с британского флота, но главное – начал нанимать и обучать европейской тактике китайцев, уделяя большое внимание дисциплине и муштре.
Уорд платил своим китайским наёмникам много и регулярно, чего никогда не было в цинских войсках. К тому же, используя опыт тайпинов, он с самого начала стал умело использовать лодки – они перевозили его солдат по развитой системе каналов и рек. Всё это позволило американцу быстро сформировать войско, весьма боеспособное по меркам китайской гражданской войны. Впрочем, главные успехи и неудачи Фредерика Уорда были ещё впереди…
Список литературы:
- Augustus F. Lindley. Ti-ping tien-kwoh: The History of the Ti-Ping Revolution, Including a Narrative of the Author's Personal Adventures, vol. 1–2. London, 1866
- Andrew Wilson. The «ever-victorious army», a history of the Chinese campaign under Lt.-Col. C.G. Gordon C.B. R.E. and of the suppression of the Tai-ping rebellion. London, 1868
- Венюков М. Очерки современного Китая. СПб., 1874
- Позднеев Д. Тайпинское восстание в Китае. СПб., 1898
- Шпильман Д. Крестьянская революция в Китае. Восстание Тайпинов. 1850–1864. М, 1925
- Харнский К. Китай с древнейших времён до наших дней. Владивосток, 1927
- Скорпилев А. Доклад о тайпинской революции. Журнал «Проблемы Китая», №1, 1929
- Скорпилев А. Армия тайпинской революции. Журнал «Проблемы Китая», №4–5, 1930
- Кара- Мурза Г. Тайпины. Великая крестьянская война и Тайпинское государство в Китае 1850–1864. М., 1941
- Барановский М. И. Американо-английские капиталисты – душители тайпинского восстания. Журнал «Вопросы истории», №1, 1952
- Хуа Ган. История революционной войны Тайпинского государства. М., 1952
- Фань Вэнь-Лань. Новая история Китая. Том I, 1840–1901 гг. М., 1955
- Тайпинское восстание 1850–1864. Сборник документов. М., 1960
- Чеканов Н. К. Восстание няньцзюней в Китае, 1853–1868. М., 1963
- Илюшечкин В. Крестьянская война тайпинов. М., 1967
Комментарии к данной статье отключены.