Со второй половины 1862 года блокированный цинскими войсками Нанкин снова становится основным районом действий тайпинов. 6 августа Ли Сючен созывает в городе Сучжоу (80 км к западу от Шанхая) общее совещание генералитета тайпинской армии, чтобы обсудить вопрос обороны столицы «Царства небесного». Лучшему полководцу тайпинов удалось временно погасить разброд и шатание в среде тайпинских командиров. 14 сентября 1862 года их соединённые войска численностью до 100 000 человек под общим командованием Ли Сючена начали покидать приморские провинции и выдвигаться на запад – к Нанкину.
В середине октября тайпины атаковали войска Цзэн Гофаня, которыми под Нанкином командовал его брат Цзэн Гоцюань. Цинские части, окружавшие столицу мятежников, попали в весьма сложное положение, к тому же в это время в их рядах свирепствовала эпидемия холеры.
Три месяца у столицы «Царства небесного» с переменным успехом шли жестокие бои. 27 октября войска империи Цин нанесли контрудар и разгромили несколько тайпинских полевых лагерей. Однако уже 3 ноября отряды под личным командованием Ли Сючена атаковали сильные полевые укрепления противника на окраинах Нанкина. Атаке предшествовал взрыв фугасов в подкопах под цинскими укреплениями. Тем не менее, ни одна из сторон не достигла решающего успеха, и ситуация под Нанкином приняла форму затяжных, почти позиционных боёв. Весь декабрь 1862 года Ли Сючен, пользуясь снегопадами и непогодой, пытался рейдами отдельных крупных отрядов по тылам цинской армии отрезать её основные части от тыловых баз снабжения.
Цзэн Гофань несколько раз рассматривал вопрос о снятии осады с Нанкина и отводе войск. Пекинское правительство не присылало ему подкреплений, но категорически запрещало отводить войска от столицы тайпинов. В феврале 1863 года Цзэн Гофань лично прибыл в действующую армию. Он справедливо отметил, что не имеет сил для штурма Нанкина, но и тайпины уже неспособны снять осаду со своей столицы.
Няньцзюни – китайские махновцы
Тем временем армии Ли Хунчжана и Цзо Цзунтана при поддержке англичан и французов практически очистили от тайпинов богатые приморские провинции. Резко ухудшилось положение и на периферии тайпинского «государства», где полыхали восстания и мятежи. В марте 1863 года на северном берегу Янцзы, в сотне километров к северо-западу от Нанкина, у городка Чжихэцзи (провинция Аньхой) монгольский князь Цэнгэринчи, недавно разбитый англо-французами под Пекином, разгромил самую крупную армию повстанцев-няньцзюней, истребив более 20 000 мятежных крестьян. Командир этой повстанческой армии Чжан Лосин попал в плен и был казнён.
Стоит сказать несколько слов о восстании няньцзюней и напомнить читателю о том, что в годы тайпинской войны весь Китай был охвачен восстаниями и мятежами, зачастую совершенно независимыми от тайпинов. Восстание няньцзюней в северном Китае в 1851–1864 годах стало наиболее продолжительным по времени и самым широким по размаху после тайпинского. Оно охватило десять китайских провинций, расположенных к северу от Янцзы.
Происхождение термина «Няньдан» (дословно – «союз факельщиков» или «партия факельщиков») связано со старинным религиозным обрядом, при котором крестьяне в дни празднования нового года повсеместно зажигали факелы с целью изгнания злых духов. Впоследствии эти сборища крестьян стали выливаться в антицинские демонстрации, а обычай зажигать факелы был заимствован организаторами тайных союзов в качестве опознавательных знаков для сбора своих людей. Само слово «нянь» означает жгутик, лучину, факел, а «дан» – партию либо иное политическое объединение, поэтому в русской исторической литературе эти повстанцы стали известны как «факельщики». Вступление в союзы «Няньдан» было запрещено маньчжурским правительством под страхом смертной казни.
Восстание «факельщиков» началось в 1853 году с выступлений отдельных отрядов в северных районах провинций Аньхой и Хэнань. Вскоре во главе восставших встал Чжан Лосин – разорившийся торговец солью, который объединил разрозненные отряды в одну большую армию, получившую поддержку нищих крестьянских масс. Своё войско Чжан Лосин по примеру армии маньчжуров разделил на пять цветных знамён (чёрное, жёлтое и другие), а также учредил должности заведующего казной («цзунму»), начальника по военным делам («сыма») и командующего боевыми операциями («сяньфын»).
Сам Чжан Лосин носил титул Мин-вана – «Царя приказов». Тайпинского «Царя небесного» он не признавал, его приказам не подчинялся, но периодически воевал против империи Цин в союзе с отдельными отрядами тайпинов. С марта 1857 года Чжан Лосин поддерживал оперативный контакт с Ли Сюченом.
Отряды няньцзюней насчитывали несколько сот тысяч человек. Но, в отличие от тайпинов, «факельщики», так и не создав регулярной армии и устойчивой власти, оставались повстанческим и партизанским движением с соответствующей тактикой, напоминая «махновцев» или «зелёных» времён гражданской войны в России. Пока китайцы Цзэн Гофань, Ли Хунчжан и Цзо Цзунтан воевали с тайпинами, монгол Цэнгэринчи боролся против няньцзюней – китайских «махновцев».
Даже после казни своего вождя Чжан Лосина «факельщики» не прекратили боевых действий – командиром их отрядов стал сын казнённого Чжан Цзунюй. Тем не менее, с разгромом основных сил няньцзюней (к лету 1863 года) положение на северном берегу Янцзы и подступах к Нанкину стало для тайпинов ещё более тяжёлым.
Поражение «И-вана» у цепного моста
К середине 1863 года цинские войска истребили и почти все вооружённые отряды тайных обществ на юге и западе Китая – в провинциях Гуандун, Гуанси и Сычуань. В июне погиб один из лучших тайпинских вождей-«ванов» Ши Дакай. Ровно шестью годами ранее (в июне 1857 года) он со своими войсками ушёл из Нанкина из-за разногласий с «Царём небесным» и его окружением. Сначала Ши Дакай («И-ван» – «Вспомогательный государь» в иерархии тайпинов) оперировал в приморских провинциях, но затем решил пробиться на запад Китая в далёкую и ещё не тронутую войной провинцию Сычуань. Разделив свою почти двухсоттысячную армию на две колонны, он двинулся к своей цели, однако в конце 1858 года увяз в упорных боях с силами Цзэн Гофаня и повернул на юг, в провинцию Гуанси, где в течение полутора лет маневрировал и вёл бои с местными цинскими войсками. Показательно, что Ши Дакай так и не смог наладить контакт с местными повстанцами-«красноголовыми», создавшими здесь своё «государство» Да Чэн Го («Государство Великих Свершений»).
В апреле 1860 года цинским войскам удалось нанести Ши Дакаю тяжёлое поражение, разгромив в горах одну из его колонн. Недостаток продовольствия и натиск противника вынудили «И-вана» двинуться на юг. Летом 1860 года около 50 000 бойцов откололись от его армии и несколькими колоннами стали пробиваться на территорию тайпинов к Нанкину. Некоторым из них удалось в 1861 году объединиться с главными силами тайпинов, отдельные отряды переметнулись на сторону противника, но большинство было истреблено по пути на север. Всё это облегчило правительственным силам разгром «государства» повстанцев-«красноголовых» в юго-восточной части Гуанси. В августе 1861 года цинские войска и местные дружины взяли штурмом их столицу Сюньчжоу и ликвидировали «Государство Великих Свершений». Остатки войск «красноголовых» численностью до 30 000 человек присоединились к Ши Дакаю.
Ши Дакай двинулся через провинцию Гуанси на север. Обрастая всё новыми отрядами местных повстанцев, в феврале 1862 года его армия вышла к Янцзы в восточной части провинции Сычуань, имея в своих рядах уже 200 000 почти невооружённых бойцов. Однако цинское командование в Сычуани лишило тайпинов всякой возможности форсировать бурную и стремительную реку, стиснутую скалистыми берегами. Почти год Ши Дакай маневрировал к югу от Янцзы.
Только в мае 1863 года главные силы Ши Дакая переправились через Янцзы в её верхнем течении – на границе провинций Сычуань и Юньнань. После этого двинулись через территорию родственной бирманцам народности ицзу – труднопроходимые скалистые горы, теснины и топи. Цинским властям удалось подкупить вождей ицзу и направить сюда большую армию. В начале июня, измученные трудностями похода, стычками с аборигенами и недостатком продовольствия, войска Ши Дакая вышли к цепному мосту на реке Дадухэ.
Здесь, не сумев захватить мост, они были окружены цинскими силами и отрядами ицзу. Голод и безвыходность положения заставили тайпинов в июне 1863 года сложить оружие, после чего все они были перебиты, а Ши Дакай четвертован. Удивительно, но спустя семьдесят лет именно здесь, через этот цепной мост над скалистой пропастью, прорвутся из окружения правительственных войск партизаны-красноармейцы Мао Цзэдуна. Они будут очень похожи на тайпинов, даже вооружены такими же копьями и мечами, лишь фитильные и кремневые ружья сменят столь же немногочисленные магазинные винтовки разных систем…
Чарльз Гордон «теряет лицо» вместе с пароходом
Но вернёмся к осаждённым в Нанкине тайпинам. 30 июня 1863 года цинские войска разгромили основные их силы, действовавшие на северном берегу Янцзы напротив Нанкина. Потери империи Цин в том бою составили свыше 5000 человек, тайпины потеряли убитыми и пленными свыше 20 000 бойцов. В итоге северное побережье Янцзы почти полностью перешло под контроль пекинского правительства.
22 августа десятитысячный отряд тайпинов, вооружённых европейскими ружьями, под командованием Ли Сючена вышел из Нанкина и атаковал позиции цинских войск. Это было последнее крупное контрнаступление «Царства небесного». В упорном встречном бою тайпины потерпели поражение и отступили. В рядах их армии усилилось разложение, некоторые отряды переходили на сторону правительства, другие отказывались выполнять приказы командования и переходили к самостоятельным партизанским действиям. На сторону врага переметнулись даже некоторые тайпинские цари-«ваны», которых разложившаяся клика «Царя небесного» Хун Сюцуаня наплодила к этому времени почти сотню.
5 ноября 1863 года цинские войска заняли пригороды Нанкина, а через три дня полностью окружили стены города, начав подготовку к штурму. Все вылазки тайпинов были отбиты.
Однако тайпинские отряды ещё могли наносить отдельные удары и проводить дерзкие диверсии. Именно в это время, 13 ноября 1863 года, «западный брат» англичанин Линдли вместе с несколькими помощниками, действуя по заданию Ли Сючена, захватил недалеко от Шанхая британский колёсный пароход «Firefly», перевозивший оружие и боеприпасы для «Всегда побеждающей армии» англичанина Чарльза Гордона.
Впрочем, отдельные успешные вылазки не могли изменить общего положения. К концу ноября 1863 года цинские войска очистили от тайпинов всю территорию в радиусе 30 км от Нанкина. 4 декабря восемь командиров тайпинских частей, оборонявших Сучжоу – второй по значению крупный город из остававшихся в руках тайпинов – убили своего командующего «Му-вана» («Идеального царя») и сдали город армии Ли Хунчжана. Изменники вели переговоры с командующим «Всегда побеждающей армией» Гордоном, и тот дал слово, что им сохранят жизнь. Но Ли Хунчжан приказал казнить всю восьмёрку сдавшихся командиров. Гордон в это время находился у тайпинов в качестве заложника-гаранта. Узнав о казни, он обратился к повстанцам с речью, обещав им, что накажет коварного Ли Хунчжана. Наивные тайпины отпустили заморского заложника, чтобы тот наказал цинского генерала. Разъярённый подлостью Ли Хунчжана и «потерей лица», Гордон ворвался в его палатку, размахивая револьвером – будущему владыке Китая пришлось прятаться под столом и оттуда обещать европейскому наёмнику золотые горы.
Небесный царь уходит на небо «за подкреплениями»
Понимая, что приморские провинции практически потеряны, а деблокировать Нанкин уже невозможно, Ли Сючен обратился к «Царю небесному» с предложением вырваться из осаждённой столицы и уйти в провинции среднего течения Янцзы, чтобы начать новую войну. Он предложил обратиться к войскам с призывом: «Лучше погибнуть в боях, чем помереть с голоду». Однако «Царь небесный», тринадцать лет заседавший в роскошном нанкинском дворце, видимо, уже не представлял себя без столицы и не внял разумным предложениям своего лучшего полководца.
К весне 1864 года армии Цзэн Гофаня, Ли Хунчжана и Цзо Цзунтана разгромили последние крупные регулярные группировки тайпинов за пределами Нанкина. Организованный прорыв и эвакуация армии и правительства повстанцев из Нанкина стали невозможны. Маньчжурский император из Пекина слал Цзэн Гофаню грозные требования поскорее взять столицу мятежников. Нанкин был блокирован со всех сторон. Ещё летом 1863 года в городе начался голод, и руководивший его обороной Ли Сючен, спасая мирных жителей, разрешил им уходить за стены. 30 мая 1864 года тайпинский «Царь небесный» обратился к китайскому народу с последним посланием. Он призвал всех сохранять спокойствие и объявил о том, что решил сам отправиться на небо, чтобы просить Бога прислать новые подкрепления… 1 июня (19 апреля 14 года по календарю Тайпин Тяньго) он покончил с собой, приняв яд. «Младший брат Иисуса Христа», ставший императором мятежников китайский крестьянин Хун Сюцуань прожил пятьдесят лет, из них последние двенадцать – в качестве живого бога.
6 июня Ли Сючен возвёл на престол «Царства Небесного Всеобщего Счастья», съёжившегося до сорокакилометровых границ городских стен, сына покойного основателя секты – юного Хун Гуйфу. 18 июня Ли Сючен лично повёл в отчаянную вылазку крупный отряд, нанёсший осаждавшим большие потери, но это уже было бесстрашием от отчаяния.
26 июня к стенам Нанкина прибыл Чарльз Гордон со своей «Всегда побеждающей армией», здесь же находились и части армии Ли Хунчжана. С начала июля объединённые цинские армии в течение десяти дней ежедневно штурмовали стены города – бои носили крайне ожесточённый характер. В ходе штурмов осаждавшие понесли большие потери – в частности, погибли четыре генерала империи Цин.
19 июля 1864 года в подкопе под стеной у ворот Тайпинмынь была взорвана мина. Через шестидесятиметровый пролом в Нанкин ворвались цинские войска. За сутки непрерывного боя они овладели всем внешним городом и с ходу ворвались в городскую цитадель. Ли Сючен отдал приказ сжечь резиденцию «Царя небесного» и вместе с наследником покойного Хун Сюцуаня сумел вырваться из горящего города.
Цинские войска уничтожили в Нанкине до 100 000 человек – в основном, членов семей тайпинов. По свидетельствам очевидцев, над городом несколько дней и ночей стоял ужасающий смрад сожжённых тел. В ходе штурма Цзэн Гоцюань, младший брат Цзэн Гофаня, захватил казну тайпинского государства, насчитывавшую несколько тонн серебра. В официальном донесении он сообщил маньчжурскому императору, что казну мятежников так и не нашёл.
22 июля к юго-востоку от Нанкина правительственными войсками был схвачен сам Ли Сючен, отдавший своего коня юному царю тайпинов (тому удалось уйти от погони). Ли Сючен, выдающийся генерал мятежников, заслуженно пользовался уважением даже у своих врагов. Цзэн Гофань решил лично допросить его и даже сохранить жизнь такому достойному врагу. Но тут он стал свидетелем того, как пленные тайпинские генералы, увидев своего командующего, забыли о своих победителях и охранниках и упали перед Ли Сюченом на колени. Цзэн Гофань понял, что столь авторитетного противника оставлять в живых нельзя…
На допросе Ли Сючен отказался отвечать, но потребовал принести кисть и бумагу:
«Записи нашего историографа сожжены вашими людьми. А если я не расскажу, кто передаст об этом потомкам? Я подробно напишу как о самом себе, так и о своей службе. Но если написанное мной будет предано огню, я писать не буду. Я согласен дать показания, если они будут сохранены для потомков».
Цзэн Гофань распорядился принести пленнику всё необходимое, и, сидя в клетке, Ли Сючен больше недели писал свою историю тайпинской войны, изложив весь её ход, с большим достоинством описав и ошибки, допущенные повстанцами. 7 августа 1864 года Ли Сючен – «Чжун-ван» («Верный царь тайпинов») – был четвертован в Нанкине. По приказу Цзэн Гофаня пряди волос с его головы были разосланы во все провинции Китая, «дабы вселить в сердца людей радость».
Хун Гуйфу ещё несколько месяцев скрывался от вражеского преследования. Нового «Небесного царя» охраняли партизанские отряды тайпинов под командованием его двоюродного дяди Хун Жэнгана – одного из немногих достойных и храбрых людей среди многочисленных родственников основателя тайпинского движения. Но 9 октября Хун Жэнган попал в плен, а 25 октября, наконец, схватили и юного «Небесного царя». Их четвертовали в ноябре 1864 года в небольшом городе Наньчане, где через 63 года начнётся новая великая крестьянская война и родится Красная армия Китая…
Впрочем, падение «Царства небесного» и казнь его вождей не принесли мир на землю Китая. В большинстве провинций продолжались мятежи, восстания охватили и почти все национальные окраины империи Цин.
Список литературы:
- Augustus F. Lindley. Ti-ping tien-kwoh: The History of the Ti-Ping Revolution, Including a Narrative of the Author's Personal Adventures, vol. 1–2, London, 1866
- Andrew Wilson. The «ever-victorious army», a history of the Chinese campaign under Lt.-Col. C.G. Gordon C.B. R.E. and of the suppression of the Tai-ping rebellion. London, 1868
- Венюков М. Очерки современного Китая. СПб., 1874
- Позднеев Д. Тайпинское восстание в Китае. СПб., 1898
- Шпильман Д. Крестьянская революция в Китае. Восстание Тайпинов. 1850–1864. М, 1925
- Харнский К. Китай с древнейших времён до наших дней. Владивосток, 1927
- Скорпилев А. Доклад о тайпинской революции. Журнал «Проблемы Китая», №1, 1929
- Скорпилев А. Армия тайпинской революции. Журнал «Проблемы Китая», №4–5, 1930
- Кара-Мурза Г. Тайпины. Великая крестьянская война и Тайпинское государство в Китае 1850–1864. М., 1941
- Барановский М. И. Американо-английские капиталисты – душители тайпинского восстания. Журнал «Вопросы истории», №1, 1952
- Хуа Ган. История революционной войны Тайпинского государства. М., 1952
- Фань Вэнь-Лань. Новая история Китая. Том I, 1840–1901 гг. М., 1955
- Тайпинское восстание 1850–1864. Сборник документов. М., 1960
- Чеканов Н. К. Восстание няньцзюней в Китае, 1853–1868. М., 1963
- Илюшечкин В. Крестьянская война тайпинов. М., 1967
Комментарии к данной статье отключены.