Авиационное пулеметно-пушечное вооружение делится на подвижное и неподвижное. И то, и другое требуется закрепить на элементах конструкции летательного аппарата, чтобы они могли воспринимать силу отдачи при выстрелах. В подвижных установках, к тому же, стрелок должен свободно поворачивать оружие в двух плоскостях в сторону цели независимо от положения летательного аппарата.
Всевозможные подвижные установки начали создавать еще перед Первой мировой войной. Одной из самых популярных установок стала шкворневая. Она «провоевала» обе мировые войны и дожила до наших дней на вертолетах. Шкворень может применяться сам по себе или как элемент более сложной установки.
Шкворневая установка представляет собой стойку с шарнирным узлом под оружие на «свободном» конце. Стойку можно сделать короче или длиннее, закрепить перпендикулярно полу кабины или наклонить к борту. У «чистого» шкворня масса недостатков. Например, воздушному стрелку часто приходиться обстреливать цели, находящиеся выше или ниже его. Если пулемет установлен на уровне обреза кабины, то в первом случае стрелку надо сесть на пол, а во втором – встать во весь рост. Также цель может оказаться с любого борта, а повернуть пулемет в сторону на нужный угол не дадут борта кабины. То есть, шкворень должен иметь возможность перемещаться не только вертикально, но и в горизонтальной плоскости.
Простое устройство улучшали простыми средствами. Для вертикального перемещения пулемета применяли составной шкворень из двух труб: подвижную часть с пулеметом можно было поднять на нужную высоту и зафиксировать. Были составные шкворни из двух шарнирно соединенных частей. Изменяя угол наклона верхней части стойки, можно было поднять или опустить пулемет, а также изменить его горизонтальное положение. Подвижная часть фиксировалась с помощью сектора или параллелограмма. Популярными являлись Г-образная и S-образная насадки на шкворень, позволявшие перебрасывать пулемет с борта на борт. Такие насадки также создавали дополнительное удобство для стрелка: так как шарнирный узел крепления пулемета устанавливается ближе к его центру тяжести (например, перед стволом на затворной коробке), при использовании «прямого» шкворня пулемет «залезает» в кабину. S-образный изгиб позволял «вынести» пулемет за вырез кабины (или наоборот, поместить в ее центр). Также для горизонтальной переброски пулемета использовали наклонный (заваливающийся) шкворень.
Авиационное пулеметно-пушечное вооружение делится на подвижное и неподвижное. И то, и другое требуется закрепить на элементах конструкции летательного аппарата, чтобы они могли воспринимать силу отдачи при выстрелах. В подвижных установках, к тому же, стрелок должен свободно поворачивать оружие в двух плоскостях в сторону цели независимо от положения летательного аппарата.
Всевозможные подвижные установки начали создавать еще перед Первой мировой войной. Одной из самых популярных установок стала шкворневая. Она «провоевала» обе мировые войны и дожила до наших дней на вертолетах. Шкворень может применяться сам по себе или как элемент более сложной установки.
Шкворневая установка представляет собой стойку с шарнирным узлом под оружие на «свободном» конце. Стойку можно сделать короче или длиннее, закрепить перпендикулярно полу кабины или наклонить к борту. У «чистого» шкворня масса недостатков. Например, воздушному стрелку часто приходиться обстреливать цели, находящиеся выше или ниже его. Если пулемет установлен на уровне обреза кабины, то в первом случае стрелку надо сесть на пол, а во втором – встать во весь рост. Также цель может оказаться с любого борта, а повернуть пулемет в сторону на нужный угол не дадут борта кабины. То есть, шкворень должен иметь возможность перемещаться не только вертикально, но и в горизонтальной плоскости.
Простое устройство улучшали простыми средствами. Для вертикального перемещения пулемета применяли составной шкворень из двух труб: подвижную часть с пулеметом можно было поднять на нужную высоту и зафиксировать. Были составные шкворни из двух шарнирно соединенных частей. Изменяя угол наклона верхней части стойки, можно было поднять или опустить пулемет, а также изменить его горизонтальное положение. Подвижная часть фиксировалась с помощью сектора или параллелограмма. Популярными являлись Г-образная и S-образная насадки на шкворень, позволявшие перебрасывать пулемет с борта на борт. Такие насадки также создавали дополнительное удобство для стрелка: так как шарнирный узел крепления пулемета устанавливается ближе к его центру тяжести (например, перед стволом на затворной коробке), при использовании «прямого» шкворня пулемет «залезает» в кабину. S-образный изгиб позволял «вынести» пулемет за вырез кабины (или наоборот, поместить в ее центр). Также для горизонтальной переброски пулемета использовали наклонный (заваливающийся) шкворень.
Комментарии к данной статье отключены.