Авиационное пулеметно-пушечное вооружение делится на подвижное и неподвижное. И то, и другое требуется закрепить на элементах конструкции летательного аппарата, чтобы они могли воспринимать силу отдачи при выстрелах. В подвижных установках, к тому же, стрелок должен свободно поворачивать оружие в двух плоскостях в сторону цели независимо от положения летательного аппарата.
Всевозможные подвижные установки начали создавать еще перед Первой мировой войной. Одной из самых популярных установок стала шкворневая. Она «провоевала» обе мировые войны и дожила до наших дней на вертолетах. Шкворень может применяться сам по себе или как элемент более сложной установки.
Шкворневая установка представляет собой стойку с шарнирным узлом под оружие на «свободном» конце. Стойку можно сделать короче или длиннее, закрепить перпендикулярно полу кабины или наклонить к борту. У «чистого» шкворня масса недостатков. Например, воздушному стрелку часто приходиться обстреливать цели, находящиеся выше или ниже его. Если пулемет установлен на уровне обреза кабины, то в первом случае стрелку надо сесть на пол, а во втором – встать во весь рост. Также цель может оказаться с любого борта, а повернуть пулемет в сторону на нужный угол не дадут борта кабины. То есть, шкворень должен иметь возможность перемещаться не только вертикально, но и в горизонтальной плоскости.
Простое устройство улучшали простыми средствами. Для вертикального перемещения пулемета применяли составной шкворень из двух труб: подвижную часть с пулеметом можно было поднять на нужную высоту и зафиксировать. Были составные шкворни из двух шарнирно соединенных частей. Изменяя угол наклона верхней части стойки, можно было поднять или опустить пулемет, а также изменить его горизонтальное положение. Подвижная часть фиксировалась с помощью сектора или параллелограмма. Популярными являлись Г-образная и S-образная насадки на шкворень, позволявшие перебрасывать пулемет с борта на борт. Такие насадки также создавали дополнительное удобство для стрелка: так как шарнирный узел крепления пулемета устанавливается ближе к его центру тяжести (например, перед стволом на затворной коробке), при использовании «прямого» шкворня пулемет «залезает» в кабину. S-образный изгиб позволял «вынести» пулемет за вырез кабины (или наоборот, поместить в ее центр). Также для горизонтальной переброски пулемета использовали наклонный (заваливающийся) шкворень.
Даже на земле, чтобы приспособить обычный пулемет к «необычной» функции, приходится прибегать к дополнительным устройствам.
При неподвижной установке шкворня он крепится в двух местах: обычно у нижнего среза и повыше, например, в полу и к элементам верхнего пояса фермы фюзеляжа (гондолы).
Если не было возможности закрепить шкворень на раме, лонжероне или другом прочном элементе, использовали растяжки и подкосы.
«Акробатический номер» в исполнении стрелка британского аэроплана R.A.F. F.E.2.
Чтобы увеличить боковые секторы обстрела на этом R.A.F. F.E.2, в носу поставлено два шкворня. На примерах вооружения R.A.F. F.E.2 можно оценить достоинства и недостатки шкворневых установок: простота конструкции и крепления на борту с одной стороны и малые простреливаемые сектора, что вынуждало ставить до четырех шкворней на одной машине.
Параллелограммная система фиксации верхней части шкворня.
Телескопический шкворень с S-образной верхней частью.
S-образный шкворень перед пилотской кабиной «Кодрона» «отводил» пулемет вперед (видимо установить шкворень чуть дальше не было возможности по конструктивным причинам).
В передней кабине британского R.A.F. F.E.2 нижний конец наклонного шкворня шарнирно крепился в центре полика кабины. Можно было быстро перебросить шкворень к нужному борту и зафиксировать специальными “прищепками”, установленными по окружности выреза кабины в трех или пяти точках.
Конструкция верхнего стопора наклонного шкворня носовой пулеметной установки на немецких двухмоторных “Готах” G.I была другой: головка шкворня скользила на небольшом ползуне по кольцевой трубе обечайки кабины. Фиксатор с рукояткой находился на шкворне.
Шкворень в носу итальянского «Капрони» опирался на перфорированную дугу в носу гондолы. С помощью перфорации головка с пулеметом стопорилась в нужном секторе.
Коробчатый наклонный шкворень «сидел» на одной оси с вращающимся сиденьем стрелка. Перемещался по кольцу на колесной каретке.
Чтобы увеличить вертикальные углы обстрела, на AGO C.II опорное кольцо наклонного шкворня приподняли над вырезом кабины.
Легко монтируемая установка на опускаемой аппарели транспортного вертолета. Устанавливается перед вылетом.
Шкворневая пулеметная установка огневой поддержки с Г-образной «насадкой» на десантном вертолете. Предоставляла пулеметчику достаточное удобство при стрельбе и хорошие сектора обстрела. При приеме или десантировании личного состава шкворень поворачивали и выводили пулемет из проема десантного люка.
Авиационное пулеметно-пушечное вооружение делится на подвижное и неподвижное. И то, и другое требуется закрепить на элементах конструкции летательного аппарата, чтобы они могли воспринимать силу отдачи при выстрелах. В подвижных установках, к тому же, стрелок должен свободно поворачивать оружие в двух плоскостях в сторону цели независимо от положения летательного аппарата.
Всевозможные подвижные установки начали создавать еще перед Первой мировой войной. Одной из самых популярных установок стала шкворневая. Она «провоевала» обе мировые войны и дожила до наших дней на вертолетах. Шкворень может применяться сам по себе или как элемент более сложной установки.
Шкворневая установка представляет собой стойку с шарнирным узлом под оружие на «свободном» конце. Стойку можно сделать короче или длиннее, закрепить перпендикулярно полу кабины или наклонить к борту. У «чистого» шкворня масса недостатков. Например, воздушному стрелку часто приходиться обстреливать цели, находящиеся выше или ниже его. Если пулемет установлен на уровне обреза кабины, то в первом случае стрелку надо сесть на пол, а во втором – встать во весь рост. Также цель может оказаться с любого борта, а повернуть пулемет в сторону на нужный угол не дадут борта кабины. То есть, шкворень должен иметь возможность перемещаться не только вертикально, но и в горизонтальной плоскости.
Простое устройство улучшали простыми средствами. Для вертикального перемещения пулемета применяли составной шкворень из двух труб: подвижную часть с пулеметом можно было поднять на нужную высоту и зафиксировать. Были составные шкворни из двух шарнирно соединенных частей. Изменяя угол наклона верхней части стойки, можно было поднять или опустить пулемет, а также изменить его горизонтальное положение. Подвижная часть фиксировалась с помощью сектора или параллелограмма. Популярными являлись Г-образная и S-образная насадки на шкворень, позволявшие перебрасывать пулемет с борта на борт. Такие насадки также создавали дополнительное удобство для стрелка: так как шарнирный узел крепления пулемета устанавливается ближе к его центру тяжести (например, перед стволом на затворной коробке), при использовании «прямого» шкворня пулемет «залезает» в кабину. S-образный изгиб позволял «вынести» пулемет за вырез кабины (или наоборот, поместить в ее центр). Также для горизонтальной переброски пулемета использовали наклонный (заваливающийся) шкворень.
Даже на земле, чтобы приспособить обычный пулемет к «необычной» функции, приходится прибегать к дополнительным устройствам.
При неподвижной установке шкворня он крепится в двух местах: обычно у нижнего среза и повыше, например, в полу и к элементам верхнего пояса фермы фюзеляжа (гондолы).
Если не было возможности закрепить шкворень на раме, лонжероне или другом прочном элементе, использовали растяжки и подкосы.
«Акробатический номер» в исполнении стрелка британского аэроплана R.A.F. F.E.2.
Чтобы увеличить боковые секторы обстрела на этом R.A.F. F.E.2, в носу поставлено два шкворня. На примерах вооружения R.A.F. F.E.2 можно оценить достоинства и недостатки шкворневых установок: простота конструкции и крепления на борту с одной стороны и малые простреливаемые сектора, что вынуждало ставить до четырех шкворней на одной машине.
Параллелограммная система фиксации верхней части шкворня.
Телескопический шкворень с S-образной верхней частью.
S-образный шкворень перед пилотской кабиной «Кодрона» «отводил» пулемет вперед (видимо установить шкворень чуть дальше не было возможности по конструктивным причинам).
В передней кабине британского R.A.F. F.E.2 нижний конец наклонного шкворня шарнирно крепился в центре полика кабины. Можно было быстро перебросить шкворень к нужному борту и зафиксировать специальными “прищепками”, установленными по окружности выреза кабины в трех или пяти точках.
Конструкция верхнего стопора наклонного шкворня носовой пулеметной установки на немецких двухмоторных “Готах” G.I была другой: головка шкворня скользила на небольшом ползуне по кольцевой трубе обечайки кабины. Фиксатор с рукояткой находился на шкворне.
Шкворень в носу итальянского «Капрони» опирался на перфорированную дугу в носу гондолы. С помощью перфорации головка с пулеметом стопорилась в нужном секторе.
Коробчатый наклонный шкворень «сидел» на одной оси с вращающимся сиденьем стрелка. Перемещался по кольцу на колесной каретке.
Чтобы увеличить вертикальные углы обстрела, на AGO C.II опорное кольцо наклонного шкворня приподняли над вырезом кабины.
Легко монтируемая установка на опускаемой аппарели транспортного вертолета. Устанавливается перед вылетом.
Шкворневая пулеметная установка огневой поддержки с Г-образной «насадкой» на десантном вертолете. Предоставляла пулеметчику достаточное удобство при стрельбе и хорошие сектора обстрела. При приеме или десантировании личного состава шкворень поворачивали и выводили пулемет из проема десантного люка.
Комментарии к данной статье отключены.