Авиационное пулеметно-пушечное вооружение делится на подвижное и неподвижное. И то, и другое требуется закрепить на элементах конструкции летательного аппарата, чтобы они могли воспринимать силу отдачи при выстрелах. В подвижных установках, к тому же, стрелок должен свободно поворачивать оружие в двух плоскостях в сторону цели независимо от положения летательного аппарата.

Всевозможные подвижные установки начали создавать еще перед Первой мировой войной. Одной из самых популярных установок стала шкворневая. Она «провоевала» обе мировые войны и дожила до наших дней на вертолетах. Шкворень может применяться сам по себе или как элемент более сложной установки.

Шкворневая установка представляет собой стойку с шарнирным узлом под оружие на «свободном» конце. Стойку можно сделать короче или длиннее, закрепить перпендикулярно полу кабины или наклонить к борту. У «чистого» шкворня масса недостатков. Например, воздушному стрелку часто приходиться обстреливать цели, находящиеся выше или ниже его. Если пулемет установлен на уровне обреза кабины, то в первом случае стрелку надо сесть на пол, а во втором – встать во весь рост. Также цель может оказаться с любого борта, а повернуть пулемет в сторону на нужный угол не дадут борта кабины. То есть, шкворень должен иметь возможность перемещаться не только вертикально, но и в горизонтальной плоскости.

Простое устройство улучшали простыми средствами. Для вертикального перемещения пулемета применяли составной шкворень из двух труб: подвижную часть с пулеметом можно было поднять на нужную высоту и зафиксировать. Были составные шкворни из двух шарнирно соединенных частей. Изменяя угол наклона верхней части стойки, можно было поднять или опустить пулемет, а также изменить его горизонтальное положение. Подвижная часть фиксировалась с помощью сектора или параллелограмма. Популярными являлись Г-образная и S-образная насадки на шкворень, позволявшие перебрасывать пулемет с борта на борт. Такие насадки также создавали дополнительное удобство для стрелка: так как шарнирный узел крепления пулемета устанавливается ближе к его центру тяжести (например, перед стволом на затворной коробке), при использовании «прямого» шкворня пулемет «залезает» в кабину. S-образный изгиб позволял «вынести» пулемет за вырез кабины (или наоборот, поместить в ее центр). Также для горизонтальной переброски пулемета использовали наклонный (заваливающийся) шкворень.

​Даже на земле, чтобы приспособить обычный пулемет к «необычной» функции, приходится прибегать к дополнительным устройствам. - На одной ноге | Военно-исторический портал Warspot.ru
Даже на земле, чтобы приспособить обычный пулемет к «необычной» функции, приходится прибегать к дополнительным устройствам.
​При неподвижной установке шкворня он крепится в двух местах: обычно у нижнего среза и повыше, например, в полу и к элементам верхнего пояса фермы фюзеляжа (гондолы). - На одной ноге | Военно-исторический портал Warspot.ru
При неподвижной установке шкворня он крепится в двух местах: обычно у нижнего среза и повыше, например, в полу и к элементам верхнего пояса фермы фюзеляжа (гондолы).
​Если не было возможности закрепить шкворень на раме, лонжероне или другом прочном элементе, использовали растяжки и подкосы. - На одной ноге | Военно-исторический портал Warspot.ru
Если не было возможности закрепить шкворень на раме, лонжероне или другом прочном элементе, использовали растяжки и подкосы.
​«Акробатический номер» в исполнении стрелка британского аэроплана R.A.F. F.E.2. - На одной ноге | Военно-исторический портал Warspot.ru
«Акробатический номер» в исполнении стрелка британского аэроплана R.A.F. F.E.2.
​Чтобы увеличить боковые секторы обстрела на этом R.A.F. F.E.2, в носу поставлено два шкворня. На примерах вооружения R.A.F. F.E.2 можно оценить достоинства и недостатки шкворневых установок: простота конструкции и крепления на борту с одной стороны и малые простреливаемые сектора, что вынуждало ставить до четырех шкворней на одной машине. - На одной ноге | Военно-исторический портал Warspot.ru
Чтобы увеличить боковые секторы обстрела на этом R.A.F. F.E.2, в носу поставлено два шкворня. На примерах вооружения R.A.F. F.E.2 можно оценить достоинства и недостатки шкворневых установок: простота конструкции и крепления на борту с одной стороны и малые простреливаемые сектора, что вынуждало ставить до четырех шкворней на одной машине.
​Телескопический шкворень R.A.F. F.E.2. - На одной ноге | Военно-исторический портал Warspot.ru
Телескопический шкворень R.A.F. F.E.2.
​Секторный фиксатор угла наклона «верхушки» шкворня. - На одной ноге | Военно-исторический портал Warspot.ru
Секторный фиксатор угла наклона «верхушки» шкворня.
​Параллелограммная система фиксации верхней части шкворня. - На одной ноге | Военно-исторический портал Warspot.ru
Параллелограммная система фиксации верхней части шкворня.
​Телескопический шкворень с S-образной верхней частью. - На одной ноге | Военно-исторический портал Warspot.ru
Телескопический шкворень с S-образной верхней частью.
​S-образный шкворень перед пилотской кабиной «Кодрона» «отводил» пулемет вперед (видимо установить шкворень чуть дальше не было возможности по конструктивным причинам). - На одной ноге | Военно-исторический портал Warspot.ru
S-образный шкворень перед пилотской кабиной «Кодрона» «отводил» пулемет вперед (видимо установить шкворень чуть дальше не было возможности по конструктивным причинам).
​В передней кабине британского R.A.F. F.E.2 нижний конец наклонного шкворня шарнирно крепился в центре полика кабины. Можно было быстро перебросить шкворень к нужному борту и зафиксировать специальными “прищепками”, установленными по окружности выреза кабины в трех или пяти точках. - На одной ноге | Военно-исторический портал Warspot.ru
В передней кабине британского R.A.F. F.E.2 нижний конец наклонного шкворня шарнирно крепился в центре полика кабины. Можно было быстро перебросить шкворень к нужному борту и зафиксировать специальными “прищепками”, установленными по окружности выреза кабины в трех или пяти точках.
​Конструкция верхнего стопора наклонного шкворня носовой пулеметной установки на немецких двухмоторных “Готах” G.I была другой: головка шкворня скользила на небольшом ползуне по кольцевой трубе обечайки кабины. Фиксатор с рукояткой находился на шкворне. - На одной ноге | Военно-исторический портал Warspot.ru
Конструкция верхнего стопора наклонного шкворня носовой пулеметной установки на немецких двухмоторных “Готах” G.I была другой: головка шкворня скользила на небольшом ползуне по кольцевой трубе обечайки кабины. Фиксатор с рукояткой находился на шкворне.
​Шкворень в носу итальянского «Капрони» опирался на перфорированную дугу в носу гондолы. С помощью перфорации головка с пулеметом стопорилась в нужном секторе. - На одной ноге | Военно-исторический портал Warspot.ru
Шкворень в носу итальянского «Капрони» опирался на перфорированную дугу в носу гондолы. С помощью перфорации головка с пулеметом стопорилась в нужном секторе.
​Коробчатый наклонный шкворень «сидел» на одной оси с вращающимся сиденьем стрелка. Перемещался по кольцу на колесной каретке. - На одной ноге | Военно-исторический портал Warspot.ru
Коробчатый наклонный шкворень «сидел» на одной оси с вращающимся сиденьем стрелка. Перемещался по кольцу на колесной каретке.
​Чтобы увеличить вертикальные углы обстрела, на AGO C.II опорное кольцо наклонного шкворня приподняли над вырезом кабины. - На одной ноге | Военно-исторический портал Warspot.ru
Чтобы увеличить вертикальные углы обстрела, на AGO C.II опорное кольцо наклонного шкворня приподняли над вырезом кабины.
​Легко монтируемая установка на опускаемой аппарели транспортного вертолета. Устанавливается перед вылетом. - На одной ноге | Военно-исторический портал Warspot.ru
Легко монтируемая установка на опускаемой аппарели транспортного вертолета. Устанавливается перед вылетом.
​Шкворневая пулеметная установка огневой поддержки с Г-образной «насадкой» на десантном вертолете. Предоставляла пулеметчику достаточное удобство при стрельбе и хорошие сектора обстрела. При приеме или десантировании личного состава шкворень поворачивали и выводили пулемет из проема десантного люка. - На одной ноге | Военно-исторический портал Warspot.ru
Шкворневая пулеметная установка огневой поддержки с Г-образной «насадкой» на десантном вертолете. Предоставляла пулеметчику достаточное удобство при стрельбе и хорошие сектора обстрела. При приеме или десантировании личного состава шкворень поворачивали и выводили пулемет из проема десантного люка.