Со времён античности любое метательное оружие всегда старались делать максимально подвижным в обеих плоскостях, когда прицеливание производилось изменением положения самого оружия. В едва появившейся боевой авиации стрелковое оружие тоже стали устанавливать подвижно. Этому, кроме прочих факторов, способствовали малый запас мощности тогдашних авиационных двигателей, ограничивавший манёвренность, и доминирование двухместных аппаратов, где можно было использовать «разделение труда»: один пилотирует, другой стреляет.

Кроме двухместных самолётов, строились и одноместные, пилоты которых просто не могли одновременно управлять самолетом и работать с подвижным пулеметом. Проблему вооружения таких аэропланов можно было решить, закрепив пулемет неподвижно и наводя его на цель всем самолетом. Впрочем, в британской авиации даже на одноместных истребителях долгое время применялись подвижные установки, и ловкость рук для лётчиков, управлявших Airco DH.2 или RAF FE.8, была необходимым условием для выживания в бою. В результате пилоты вскоре в инициативном порядке стали намертво крепить пулемёты по курсу, чтобы наводить оружие на цель всем самолетом – как это уже делали их коллеги, летавшие на других типах.

В первые месяцы Великой войны перед лётчиками и конструкторами особенно остро встала проблема одномоторных самолетов с тянущим винтом («тракторов»): впереди вращался воздушный винт, стрелять через который не умели. Постепенно было разработано несколько способов установке неподвижного пулемёта на одномоторном «тракторе». Все они прошли проверку боем и получили развитие во Второй мировой войне: отклонение линии огня в сторону от площади, ометаемой винтом; «параллельный» вынос пулемета за эту площадь; стрельба через винт при помощи дополнительных устройств; стрельба через полый вал винта.

В авиации применялись практически все пулеметы, производившиеся в то время промышленностью – как с магазинным, так и с ленточным питанием. Основным недостатком магазинов была малая вместимость патронов: так, британский «Льюис» мог выпустить весь свой диск за несколько секунд. Чтобы обойти винт и иметь возможность перезаряжать пулемет, его закрепляли рядом с кабиной пилота под углом к направлению полета – вбок или вверх. Подобные установки делались во фронтовых условиях.

Прицеливаться было довольно сложно: приходилось маневрировать всем самолетом, подводя его сбоку или снизу, уравнивать скорости и вносить упреждения. Британский ас Леной Хокер установил «Льюис» на импровизированном станке под левую руку под углом 30° к продольной оси самолета. На вооруженном таким образом «Скауте» он летом 1915 года сбил за один день три немецких самолёта-разведчика. Устанавливать пулеметы под углом вверх британцы продолжали до конца войны – ими вооружались истребители-перехватчики для атак в «брюхо» германских дирижаблей и тяжелых бомбардировщиков.

Гораздо легче оказалось наводить неподвижный пулемёт, если линия его огня была направлена по полёту. Технически это было легко сделать: сдвинуть пулемёт в удобную сторону параллельно продольной оси самолёта, за площадь, ометаемую винтом. Самым подходящим для этого местом был центроплан верхнего крыла биплана. Чтобы перезарядить пулемёт, пилоту в разгар боя приходилось «лезть на крышу» – вставать во весь рост в кабине и менять диски. При ленточном питании пулемета на крыле размещали и боезапас, что увеличивало лобовое сопротивление.

В авиации Антанты самым популярным «надкрыльевым» пулемётом являлся «Льюис». Удобством его перезарядки занялись очень активно и компании-производители самолетов, и сами авиаторы в полевых условиях. Принцип был общим: пулемет устанавливали на горизонтальном шарнире, чтобы можно было опустить казенник пулемета к пилотской кабине на расстояние вытянутой руки. При этом требовались быстрота и лёгкость этой операции, а также последующая надёжная фиксация заряженного пулемёта в боевом положении. Множество всевозможных конструкций было предложено для популярного семейства истребителей компании «Ньюпор». Британская установка Фостера позволяла закреплять крыльевой пулемет под нужным углом в воздухе.

В авиации Австро-Венгрии самым массовым был пулемёт «Шварцлозе» MG 07/12 с ленточным питанием. До момента внедрения синхронизаторов его вместе с пулеметной лентой размещали в обтекаемой пулеметной гондоле VK II, которую крепили на верхнем крыле.

​У британского одноместного истребителя-«пушера» (с толкающим винтом) RAF FE.8 винт не мешал стрелять вперед, но пулемётная установка выполнялась подвижной. - Оружие наступления | Военно-исторический портал Warspot.ru
У британского одноместного истребителя-«пушера» (с толкающим винтом) RAF FE.8 винт не мешал стрелять вперед, но пулемётная установка выполнялась подвижной.
​Вскоре и на «пушерах» курсовые пулемёты стали крепить неподвижно, как на этом «Виккерсе» FB.26. - Оружие наступления | Военно-исторический портал Warspot.ru
Вскоре и на «пушерах» курсовые пулемёты стали крепить неподвижно, как на этом «Виккерсе» FB.26.
​Одноместный истребительный вариант британского разведчика RAF FE.2. Пулеметы установили параллельно оси самолета на шкворне. - Оружие наступления | Военно-исторический портал Warspot.ru
Одноместный истребительный вариант британского разведчика RAF FE.2. Пулеметы установили параллельно оси самолета на шкворне.
​Австрийский «Бранденбург» с гондолой VK II. Стрельба и перезарядка (в случае задержки) производились из кабины при помощи боуденовских тросиков. Гондола изготавливалась из фанеры и алюминия. Применялась и уширенная гондола с двумя рядом стоящими пулеметами. - Оружие наступления | Военно-исторический портал Warspot.ru
Австрийский «Бранденбург» с гондолой VK II. Стрельба и перезарядка (в случае задержки) производились из кабины при помощи боуденовских тросиков. Гондола изготавливалась из фанеры и алюминия. Применялась и уширенная гондола с двумя рядом стоящими пулеметами.
​У австрийского «Авиатик-Берга» D.I верхнее крыло для лучшего обзора вверх стояло на уровне лица пилота, и пулемёт «Шварцлозе» крепился перед кабиной под небольшим углом вверх. Было место и для установки ящика с патронной лентой. - Оружие наступления | Военно-исторический портал Warspot.ru
У австрийского «Авиатик-Берга» D.I верхнее крыло для лучшего обзора вверх стояло на уровне лица пилота, и пулемёт «Шварцлозе» крепился перед кабиной под небольшим углом вверх. Было место и для установки ящика с патронной лентой.
​Итальянский конструктор Джованни Капрони сразу проектировал свой Са.20 как истребитель, вооруженный пулеметом. «Льюис» устанавливался на вершине усиленного кабана верхних расчалок крыла и наклонялся к кабине жёсткой тягой. - Оружие наступления | Военно-исторический портал Warspot.ru
Итальянский конструктор Джованни Капрони сразу проектировал свой Са.20 как истребитель, вооруженный пулеметом. «Льюис» устанавливался на вершине усиленного кабана верхних расчалок крыла и наклонялся к кабине жёсткой тягой.
​Британский «Сопвич-Дельфин» вооружался двумя курсовыми синхронизированными пулемётами. Кроме того, для стрельбы «в брюхо» можно было закрепить на раме верхнего крыла ещё один-два «Льюиса». - Оружие наступления | Военно-исторический портал Warspot.ru
Британский «Сопвич-Дельфин» вооружался двумя курсовыми синхронизированными пулемётами. Кроме того, для стрельбы «в брюхо» можно было закрепить на раме верхнего крыла ещё один-два «Льюиса».
​В германской авиации надкрыльевая установка пулемётов не была регламентирована, из-за чего экипажи сами довооружали свои машины трофейными «Льюисами». У этого «Роланда» C.II верхнее крыло «сидело» на фюзеляже, и стойка под пулемёт получилась высокой. - Оружие наступления | Военно-исторический портал Warspot.ru
В германской авиации надкрыльевая установка пулемётов не была регламентирована, из-за чего экипажи сами довооружали свои машины трофейными «Льюисами». У этого «Роланда» C.II верхнее крыло «сидело» на фюзеляже, и стойка под пулемёт получилась высокой.
​Обычно на двухместных машинах курсовой надкрыльевой пулемёт закреплялся неподвижно – его мог перезаряжать стрелок, встав на ноги в своей кабине. - Оружие наступления | Военно-исторический портал Warspot.ru
Обычно на двухместных машинах курсовой надкрыльевой пулемёт закреплялся неподвижно – его мог перезаряжать стрелок, встав на ноги в своей кабине.
​«Кодрон» G.4 в варианте истребителя. Пулеметные установки явно кустарного производства. Надкрыльевой пулемёт мог фиксироваться как по курсу, так и под углом – для атаки снизу. - Оружие наступления | Военно-исторический портал Warspot.ru
«Кодрон» G.4 в варианте истребителя. Пулеметные установки явно кустарного производства. Надкрыльевой пулемёт мог фиксироваться как по курсу, так и под углом – для атаки снизу.
​Надкрыльевая установка «Льюиса» на «Ньюпоре». Задняя (основная) стойка состоит из двух частей. Верхняя часть может поворачиваться назад, запрокидывая пулемет. В боевое положение он возвращается резиновым жгутом. На передней стойке имеется фиксирующая ствол защёлка. - Оружие наступления | Военно-исторический портал Warspot.ru
Надкрыльевая установка «Льюиса» на «Ньюпоре». Задняя (основная) стойка состоит из двух частей. Верхняя часть может поворачиваться назад, запрокидывая пулемет. В боевое положение он возвращается резиновым жгутом. На передней стойке имеется фиксирующая ствол защёлка.
​У этого «Сопвича-Бэби» на пулемёт установили длинную рукоятку со спусковой скобой, опущенную к кабине. - Оружие наступления | Военно-исторический портал Warspot.ru
У этого «Сопвича-Бэби» на пулемёт установили длинную рукоятку со спусковой скобой, опущенную к кабине.
​На «Ньюпорах» обычно установки не имели возвратного жгута – пилот вполне мог дотянуться до рукоятки или приклада рукой. Основная стойка – ломающаяся. В вертикальном положении пулемет фиксировался за рукоятку «прищепкой». - Оружие наступления | Военно-исторический портал Warspot.ru
На «Ньюпорах» обычно установки не имели возвратного жгута – пилот вполне мог дотянуться до рукоятки или приклада рукой. Основная стойка – ломающаяся. В вертикальном положении пулемет фиксировался за рукоятку «прищепкой».
​Секторная крыльевая установка на британском истребителе «Сопвич-Кэмел». Установка монтировалась в «смотровом» вырезе в центроплане верхнего крыла. - Оружие наступления | Военно-исторический портал Warspot.ru
Секторная крыльевая установка на британском истребителе «Сопвич-Кэмел». Установка монтировалась в «смотровом» вырезе в центроплане верхнего крыла.
​В установке Фостера на этом британском RAF SE.5 пулемёт крепился на каретке, которая перемещалась по дуге двутаврового сечения с перфорацией в стенке. Каретка могла фиксироваться в любом отверстии дуги с помощью подпружиненного пальца. - Оружие наступления | Военно-исторический портал Warspot.ru
В установке Фостера на этом британском RAF SE.5 пулемёт крепился на каретке, которая перемещалась по дуге двутаврового сечения с перфорацией в стенке. Каретка могла фиксироваться в любом отверстии дуги с помощью подпружиненного пальца.
​На ночных истребителях, чтобы не ослеплять пилота, по паре пулеметов выносили на верхнее крыло. Так как чаще всего в темноте удавалось провести не больше одной атаки, во многих случаях от перезарядки пулеметов в воздухе отказались, сделав их крепление неподвижным. - Оружие наступления | Военно-исторический портал Warspot.ru
На ночных истребителях, чтобы не ослеплять пилота, по паре пулеметов выносили на верхнее крыло. Так как чаще всего в темноте удавалось провести не больше одной атаки, во многих случаях от перезарядки пулеметов в воздухе отказались, сделав их крепление неподвижным.
​Австрийский истребитель «Ганза-Бранденбург» D.I с открытой пулемётной установкой на верхнем крыле. Ящик с патронной лентой крепился на фюзеляже под пулемётом. - Оружие наступления | Военно-исторический портал Warspot.ru
Австрийский истребитель «Ганза-Бранденбург» D.I с открытой пулемётной установкой на верхнем крыле. Ящик с патронной лентой крепился на фюзеляже под пулемётом.
​До появления синхронизаторов на истребителях применялся отражатель (отсекатель) пуль, предложенный известным французским лётчиком Роланом Гарро. На лопастях винта напротив ствола пулемета крепились стальные призматические накладки, о которые пули рикошетировали. - Оружие наступления | Военно-исторический портал Warspot.ru
До появления синхронизаторов на истребителях применялся отражатель (отсекатель) пуль, предложенный известным французским лётчиком Роланом Гарро. На лопастях винта напротив ствола пулемета крепились стальные призматические накладки, о которые пули рикошетировали.
​Стрелять через винт можно было с помощью синхронизатора-прерывателя. На этом «Виккерсе» стоит механический синхронизатор, его «ломающаяся» тяга установлена над стволом и подпружинена. - Оружие наступления | Военно-исторический портал Warspot.ru
Стрелять через винт можно было с помощью синхронизатора-прерывателя. На этом «Виккерсе» стоит механический синхронизатор, его «ломающаяся» тяга установлена над стволом и подпружинена.
​Вал отбора мощности на синхронизатор курсового пулемёта немецкого «Альбатроса» С.III - Оружие наступления | Военно-исторический портал Warspot.ru
Вал отбора мощности на синхронизатор курсового пулемёта немецкого «Альбатроса» С.III
​На смену механическим синхронизаторам со временем пришли гидравлические, у которых импульс на прерывание стрельбы передавался масляной помпой. - Оружие наступления | Военно-исторический портал Warspot.ru
На смену механическим синхронизаторам со временем пришли гидравлические, у которых импульс на прерывание стрельбы передавался масляной помпой.