Оружие наступления
Со времён античности любое метательное оружие всегда старались делать максимально подвижным в обеих плоскостях, когда прицеливание производилось изменением положения самого оружия. В едва появившейся боевой авиации стрелковое оружие тоже стали устанавливать подвижно. Этому, кроме прочих факторов, способствовали малый запас мощности тогдашних авиационных двигателей, ограничивавший манёвренность, и доминирование двухместных аппаратов, где можно было использовать «разделение труда»: один пилотирует, другой стреляет.
Кроме двухместных самолётов, строились и одноместные, пилоты которых просто не могли одновременно управлять самолетом и работать с подвижным пулеметом. Проблему вооружения таких аэропланов можно было решить, закрепив пулемет неподвижно и наводя его на цель всем самолетом. Впрочем, в британской авиации даже на одноместных истребителях долгое время применялись подвижные установки, и ловкость рук для лётчиков, управлявших Airco DH.2 или RAF FE.8, была необходимым условием для выживания в бою. В результате пилоты вскоре в инициативном порядке стали намертво крепить пулемёты по курсу, чтобы наводить оружие на цель всем самолетом – как это уже делали их коллеги, летавшие на других типах.
В первые месяцы Великой войны перед лётчиками и конструкторами особенно остро встала проблема одномоторных самолетов с тянущим винтом («тракторов»): впереди вращался воздушный винт, стрелять через который не умели. Постепенно было разработано несколько способов установке неподвижного пулемёта на одномоторном «тракторе». Все они прошли проверку боем и получили развитие во Второй мировой войне: отклонение линии огня в сторону от площади, ометаемой винтом; «параллельный» вынос пулемета за эту площадь; стрельба через винт при помощи дополнительных устройств; стрельба через полый вал винта.
В авиации применялись практически все пулеметы, производившиеся в то время промышленностью – как с магазинным, так и с ленточным питанием. Основным недостатком магазинов была малая вместимость патронов: так, британский «Льюис» мог выпустить весь свой диск за несколько секунд. Чтобы обойти винт и иметь возможность перезаряжать пулемет, его закрепляли рядом с кабиной пилота под углом к направлению полета – вбок или вверх. Подобные установки делались во фронтовых условиях.
Прицеливаться было довольно сложно: приходилось маневрировать всем самолетом, подводя его сбоку или снизу, уравнивать скорости и вносить упреждения. Британский ас Леной Хокер установил «Льюис» на импровизированном станке под левую руку под углом 30° к продольной оси самолета. На вооруженном таким образом «Скауте» он летом 1915 года сбил за один день три немецких самолёта-разведчика. Устанавливать пулеметы под углом вверх британцы продолжали до конца войны – ими вооружались истребители-перехватчики для атак в «брюхо» германских дирижаблей и тяжелых бомбардировщиков.
Гораздо легче оказалось наводить неподвижный пулемёт, если линия его огня была направлена по полёту. Технически это было легко сделать: сдвинуть пулемёт в удобную сторону параллельно продольной оси самолёта, за площадь, ометаемую винтом. Самым подходящим для этого местом был центроплан верхнего крыла биплана. Чтобы перезарядить пулемёт, пилоту в разгар боя приходилось «лезть на крышу» – вставать во весь рост в кабине и менять диски. При ленточном питании пулемета на крыле размещали и боезапас, что увеличивало лобовое сопротивление.
В авиации Антанты самым популярным «надкрыльевым» пулемётом являлся «Льюис». Удобством его перезарядки занялись очень активно и компании-производители самолетов, и сами авиаторы в полевых условиях. Принцип был общим: пулемет устанавливали на горизонтальном шарнире, чтобы можно было опустить казенник пулемета к пилотской кабине на расстояние вытянутой руки. При этом требовались быстрота и лёгкость этой операции, а также последующая надёжная фиксация заряженного пулемёта в боевом положении. Множество всевозможных конструкций было предложено для популярного семейства истребителей компании «Ньюпор». Британская установка Фостера позволяла закреплять крыльевой пулемет под нужным углом в воздухе.
В авиации Австро-Венгрии самым массовым был пулемёт «Шварцлозе» MG 07/12 с ленточным питанием. До момента внедрения синхронизаторов его вместе с пулеметной лентой размещали в обтекаемой пулеметной гондоле VK II, которую крепили на верхнем крыле.
Комментарии к данной статье отключены.