История этой противотанковой пушки началась с инициативных разработок, предпринятых в декабре 1941 года. До запуска в валовое производство и начала поступления на фронт орудие, получившее обозначение М-42, обошло в конкурентной борьбе несколько подобных образцов, в том числе более технологичных в производстве, и стала основной 45-мм противотанковой пушкой Красной Армии.
При многих заводах военной промышленности СССР в предвоенные и военные годы существовали конструкторские бюро НКВД, в которых трудились арестованные инженеры и конструкторы. Не был исключением и завод №172 наркомата вооружений имени Молотова, расположенный в поселке Мотовилиха в пригороде Молотова (ныне в черте Перми).
В начале 1942 года туда была этапирована часть сотрудников Особого технического бюро (ОТБ) УНКВД по Ленинградской области, из которых было сформировано Особое бюро 4-го спецотдела НКВД на заводе №172 (ОКБ-172 НКВ СССР). Начальником ОКБ-172 стал Н.А. Иванов, техническим руководителем М.Ю. Цирюльников. До ареста Цирюльников был военпредом Главного артиллерийского управления (ГАУ) на заводе №8, где была разработана 45-мм пушка образца 1937 года.
Инициатива, которая не всегда наказуема
В конце 1941 года сотрудники будущего ОКБ-172 работали над улучшением характеристик состоящей на вооружении Красной Армии 45-мм противотанковой пушки образца 1932 года 19-К (довоенный индекс ГАУ П-2243).
Целью было максимальное увеличение бронепробиваемости 45-мм противотанковых орудий при использовании существующего штатного патрона. Достичь этого предполагалось, повысив начальную скорость снаряда со 760 м/с у 19-К до 920 м/с у модернизированной пушки. Разогнать снаряд можно было за счет простого увеличения навески пороха, но это было невозможно при существовавшем стволе. Тогда возникла идея поставить на существующий лафет новый ствол с другой баллистикой. Это позволило бы быстро модернизировать в полевых условиях все 45-мм пушки, находящиеся в армии, и продолжить использовать штатный патрон с последующей его заменой на патрон с усиленным зарядом.
К 5 февраля 1942 года проект новой пушки, названной М-42 (45-мм противотанковая пушка образца 1942 года, военный индекс ГАУ 52-П-243С), был закончен и представлен на рассмотрение руководства завода №172, где был одобрен. Предлагалось, за исключением ствола, сохранить все агрегаты системы 19-К. Ствол удлинялся на 27,5 калибров с параллельным увеличением заряда пороха в патроне с 360 грамм до 395 грамм. Длинный ствол, чтобы не нарушать весовую балансировку, сдвигался назад относительно оси цапф на 150 мм и оснащался более тяжелым казенником. Для того, чтобы механизм полуавтоматики работал с новым стволом, требовалась замена штока полуавтоматики на более длинный, а также замена серьги, связывавшей шток с рукояткой. При этом производство ствола предполагалось максимально упростить. Помимо ствола новой баллистики у М-42 было изменено щитовое прикрытие расчета, и самым заметным было увеличение его толщины до 7 мм.
В конце января 1942 года прошло заседание Артиллерийского комитета Главного артиллерийского управления (АК ГАУ), касавшееся работ по развитию противотанковой артиллерии Красной Армии, по итогам которого появились новые тактико-технические требования к 45-мм противотанковой пушке. Эти требования 4 февраля 1942 года были разосланы на заводы и в КБ, занимавшиеся проектированием противотанковых пушек, и попали в ОКБ-172 13 февраля 1942 года. В последнем вспомнили о своей инициативной работе, которая оказалась как нельзя кстати.
18 февраля 1942 года была составлена пояснительная записка за подписью начальника ОКБ-172 Иванова к модернизации 45-мм пушки с расчетами нового ствола и принято решение о его производстве. В это же время инженерами заводского КБ была разработана своя 45-мм пушка М-6, к которой предлагался новый технологичный в производстве лафет и новый ствол.
24 февраля представители ГАУ на заводе №172 проинформировали председателя Арткома ГАУ генерал-майора артиллерии В.И. Хохлова о ходе работ по модернизации в КБ завода №172 и ОКБ-172. В докладе указывалось:
«…Заводские испытания варианта ОКБ НКВД (ОКБ-172 – прим.автора) намечены на 10 марта с.г. …Последний вариант обеспечивает более быстрое решение проблемы – увеличение мощности пушки… Таким образом, решение общей задачи – увеличение мощности и упрощение системы – будет рационально решено при принятии варианта завода по лафету и варианта ОКБ НКВД по стволу. Прошу надлежащих указаний и выслать программу заводских испытаний».
25 февраля начальник ОКБ-172 пишет директору завода №172 А.И. Быховскому и старшему военпреду ГАУ на заводе №172 подполковнику А.Н. Абрамову по вопросу модернизации 45-мм пушки, подчеркивая преимущества своего способа модернизации, подкрепленные соответствующими расчетами:
«…Расчетами доказано, что лафет 45-мм противотанковой пушки 2243А (53-К – прим.автора) позволяет без перегрузки, за счет увеличения веса откатных частей, вызываемого удлинением ствола, увеличить начальную скорость с 760 до 900–920 м/с, даже не прибегая к дульному тормозу, и вся модернизация может быть выполнена простой заменой ствола… Предложенной Особым бюро модернизацией 45-мм противотанковой пушки расчетными данными опровергнуты сомнения и доказана возможность весьма эффективной модернизации этой пушки при достаточно простом решении вопроса…»
В конце Иванов указывает, что модернизация превосходит предъявляемые тактико-технические требования и может быть быстро реализована. Действительно, опытный образец М-42 был изготовлен на заводе №172 к 14 марта, после чего проходил отладку в ОКБ-172.
Заводские испытания опытного образца возкой и стрельбой проходили с 16 по 26 марта, одновременно проводилась доводка некоторых агрегатов до требуемой четкости и надежности работы всей системы в целом. Заводские испытания М-42 выдержала в соответствии с программой ГАУ и была допущена к государственным полигонным испытаниям.
Новая «сорокапятка» идет в серию
Государственные испытания были закончены к первым числам мая 1942 года. В их рамках проводились испытания стрельбой, испытания на живучесть ствола и другие. Отмечалось, что живучесть ствола составляет примерно 1500 выстрелов, а из-за повышенного напряжения уменьшился ресурс пружин накатника. В ходе государственных испытаний были установлены баллистические характеристики ствола: при стрельбе бронебойным и осколочно-фугасным снарядами начальная скорость составила 885 м/с и 335 м/с соответственно, наибольшее давление в канале ствола при стрельбе бронебойным снарядом не превышало 2900 кг/см2.
По итогам испытаний бронепробиваемость у нового орудия на дистанции 500 метров при стрельбе бронебойным снарядом по броне с коэффициентом прочности К=2400 составила 59 мм для угла встречи 90° и 48 мм для угла 60°. Для сравнения – у пушки 53-К эти показатели достигали 43 мм и 35 мм соответственно.
Предлагалось проверить возможность стрельбы бронебойным снарядом для М-42 из штатной 45-мм противотанковой пушки образца 1937 года, а также принятия единого осколочного выстрела для модернизированной и штатной пушек. Решение Государственной комиссии по итогам испытаний было следующим: принять модернизированную 45-мм пушку на вооружение Красной Армии, присвоив ей наименование «45-мм противотанковая пушка образца 1942 года» и приступить к серийному изготовлению пушек на заводах №172 им. Молотова и №235.
Заводу №172 к 1 июня 1942 года надлежало отработать чертежи и технологии для валового производства. Артиллерийскому комитету ГАУ предписывалось в пятидневный срок утвердить отработанные чертежи от завода №172. Также отмечалась оперативность работы ОКБ-172, выдавшего проект, рабочие чертежи и всю техническую документацию в минимально короткие сроки.
Однако некоторыми членами комиссии было высказано особое мнение, отчасти связанное с готовностью орудия-конкурента М-6 и озвученное председателем технического совета наркомата вооружения Э.А. Сателем:
«В связи с тем, что производственные соображения завода №172 будут проработаны к 5–6 мая, полагаю в мае выпустить на заводе НКВ лишь опытную партию пушек М-42. Размер опытной партии установить после представления заводом расчетов производства».
30 апреля 1942 года, еще до окончания государственных испытаний, начальник артиллерии Красной Армии генерал-полковник артиллерии Н.Н. Воронов докладывал председателю ГКО И.В. Сталину о необходимости принятия на вооружение модернизированной 45-мм пушки. Одновременно с докладом был представлен проект постановления ГКО, обязывающий наркомат вооружения немедленно приступить к серийному выпуску указанных пушек на заводах №№172 и 235, обеспечив в мае выпуск на каждом из этих предприятий по 100 штук в счет выпуска пушек образца 1937 года.
15 мая от Воронова в адрес заместителя председателя СНК СССР Л.П. Берия поступило письмо, в котором он сообщал о работах по созданию модернизированной противотанковой пушки при участии Особого бюро 4-го спецотдела НКВД, о докладе Сталину и о проекте постановления ГКО. Также он просил содействия в скорейшем решении вопроса о начале производства модернизированных 45-мм противотанковых пушек.
После сравнительных испытаний с 45-мм противотанковой пушкой М-6, пушка М-42 была запущена в серийное производство, и опытная партия отправилась в действующую армию на войсковые испытания.
Пушка завода имени Калинина
Однако у М-42 появился новый конкурент. Это была разработка подмосковного завода №8 им. Калинина наркомата вооружения – 45-мм противотанковая пушка усиленной мощности ЗИК-4.
В середине июля 1942 года в Артком ГАУ поступил технический проект новой 45-мм противотанковой пушки усиленной мощности. Проектирование этой системы проводилось с целью создания противотанковой пушки, максимально упрощенной с точки зрения технологии изготовления, при одновременном сохранении и улучшении боевых свойств пушки 53-К.
Благодаря особенностям конструкции раздвижных станин и боевой оси, в ЗИК-4 отсутствовал нижний станок. Его функции стала выполнять боевая ось сварной конструкции трубчатого сечения. Помимо этого в боевую ось были помещены механизмы подрессоривания. Конструкция соединения станин позволяла системе автоматически самоустанавливаться на любом профиле грунта.
В конструкции ЗИК-4 отсутствовали зубчатые сектора и червячные пары, а для изготовления деталей спуска, люльки, затвора, коробки и т.п. максимально использовались штамповка, гибка, сварка и литье. Количество деталей в ЗИК-4 было в два раза меньше, чем у 53-К. Для изготовления пушки требовалось 190 часов станочного времени против 450 для 53-К и 250 для М-6. Ствол также был значительно упрощен в изготовлении в сравнении с 53-К.
При использовании штатного боеприпаса от 53-К начальная скорость бронебойного снаряда была 812 м/с (против 760 м/с у 45-мм противотанковой пушки образца 1937 года), при использовании патрона с увеличенным зарядом от М-42 начальная скорость бронебойного снаряда составила 844 м/с. Однако заключение 2-го отдела Арткома от 21 августа 1942 года было негативным:
«…Учитывая, что система ЗИК-4 в баллистическом отношении уступает системе М-42, которая уже внедряется в производство, и что по простоте конструкции система ЗИК-4 лишь немногим превосходит пушку М-6, и требует всех работ по изготовлению опытного образца, его испытанию, доработке, а при положительных результатах испытания – организации совершенно нового производства, 2-й отдел Арткома считает, что работы над системой ЗИК-4 вести нецелесообразно и все внимание следует уделить освоению системы М-42…»
Тем не менее, проект не был полностью отброшен:
«…Считаем целесообразным заимствовать от ЗИК-4 конструкцию затвора и полуавтоматики и применить ее на системе М-6, как более простых. Для этого на системе М-6 установить указанные агрегаты и проверить их работу испытанием».
Заключение
Выявились у М-42 и «детские болезни»: например, при стрельбе штатным патроном от 53-К у нее иногда не происходила экстракция стреляной гильзы. Для устранения этого недостатка потребовалось вносить изменения в затвор. Также делались попытки использовать станины коробчатого сечения, однако это оказалось неоправданным, и в серию они не пошли. Единственное нововведение, нашедшее применение в новой противотанковой пушке – колеса без спиц, с цельнометаллическим штампованным диском.
Таким образом, М-42, в конструкции которой было реализовано самое простое решение по увеличению мощности 45-мм противотанковой пушки образца 1937 года, оказалась лучше нескольких других, более технологичных в производстве, систем. В итоге она стала последней советской «сорокапяткой», выпускавшейся до конца войны и повторенной в почти 11000 экземплярах, а руководитель проекта из ОКБ-172 М.Ю. Цирюльников по представлению наркома внутренних дел Л.П. Берия был амнистирован И.В. Сталиным со снятием судимости 18 июля 1943 года.
Основные характеристики 45-мм противотанковой пушки М-42 образца 1942 года:
- начальная скорость осколочного снаряда с усиленным зарядом – 335 м/с;
- начальная скорость бронебойного снаряда с усиленным зарядом – 885 м/с;
- начальная скорость бронебойного снаряда со штатным зарядом – 826 м/c;
- дальность стрельбы осколочным снарядом – 4670 м;
- длина ствола в калибрах – 69;
- число нарезов – 16;
- тип нарезки – постоянная, крутизна 7°9'45»;
- глубина нарезов – 0,5 мм;
- ширина нарезов – 6,5 мм;
- ширина поля нареза – 2,5 мм;
- угол вертикального обстрела – от −5°до +20°;
- угол горизонтального обстрела – 60°;
- высота линии огня – 711 мм;
- наибольшая длина – 5043 мм;
- ширина хода – 1400 мм;
- вес системы (боевое положение) – 570 кг;
- длина ствола – 3087 мм/68,8 калибров;
- длина системы – 4885 мм;
- длина нарезной части ствола – 2665 мм;
- вес ствола с затвором и полуавтоматикой – 167 кг;
- вес качающейся части – 222 кг;
- вес откатных частей – 175 кг;
- длина отката – 650–760 мм.
Статья написана по документам из фонда ГАУ Центрального архива Министерства обороны РФ. Детальный фотообзор сохранившегося до наших дней экземпляра пушки М-42 можно посмотреть здесь.
Комментарии к данной статье отключены.