16
Все свое вожу с собой на Warspot.ru
Все свое вожу с собой

Воздухоплавание как новая составная часть военной машины была наиболее сложной в техническом отношении до появления в войсках самолетов. «Хозяйство» воздухоплавательной роты было большим и тяжелым, для его перевозки требовалось значительное количество транспорта – сначала лошадей, затем автомобилей. В повозках перевозили оболочки основного и запасного шаров, подвесную систему, корзину, уголь и воду для паровой лебедки (для ее работы требовалось до 1000 литров воды и 350 кг угля в день), реагенты для получения водорода, средства связи и сигнализации.

Баллон аэростата обеспечивал “подъем по вертикали”, но, чтобы он не стал игрушкой ветра, его «привязывали к земле» тросом, который позволял не только сопротивляться ветру, но и возвращать аппарат к месту подъема. Подобные аэростаты так и называются – привязные. Привязной трос наматывается на барабан лебедки, его длина обуславливает высоту подъема и зависит в том числе и от грузоподъемности аэростата, так как с каждым метром подъема увеличивается вес размотанного троса.

Первые механические лебедки агрегатировались с паровой машиной (во французских ротах ее называли чайником» – bouillotte). Агрегат устанавливался на общем колесном ходу или отдельных колесных парах. Паровая машина использовалась хотя и мощная, но малооборотистая, что влияло на скорость спуска. Если в это время падало давление в котле, то шар вообще зависал. Опускать наблюдателей-«баллоньеров» быстрее требовалось при возникновении внешней угрозы (штормовое предупреждение, обстрел противником, появление истребителей).

Когда автомобиль перестал быть «роскошью», им постепенно заменяли лошадей, а двигателем внутреннего сгорания (ДВС) – паровые машины на лебедках. Это могло происходить по простой схеме – заменой в агрегате старого двигателя на новый. Когда в войну потребовалось резко увеличить число воздухоплавательных рот, автомобильная промышленность разработала и запустила в производство более совершенные специализированные агрегаты. Иногда при спусках в сильный ветер лебедке приходилось помогать буквально руками с помощью «бегучего блока» – блока с оттяжками, который можно было подтягивать вдоль привязного троса, заклинивать на нем и за оттяжки тянуть к земле усилиями порядка 50 солдат.

Аэростаты заполняли, в основном, водородом. Его можно было получить несколькими способами: щелочным – с помощью воды, едкого натра и алюминия (или силиколя); разложением воды, пропуская пар над раскаленной железной стружкой; электролизом воды; с помощью кислоты и железной или цинковой стружки и др. В ротах имелись передвижные генераторы водорода и транспорт для перевозки реагентов. Более удобным было использование водорода, «расфасованного» под большим давлением в стальные баллоны и в таком виде поставлявшиеся в роты. Для заполнения аэростата требовалось до 140 баллонов. В некоторых странах промышленность выпускала специализированный транспорт (телеги, затем автомобили) для перевозки баллонов с водородом.

Очень быстро зрительное наблюдение стало подкрепляться фотографическими изображениями, что дало толчок появлению длиннофокусных фотоаппаратов; оперативность предоставления фотоинформации обеспечивалась передвижными фотолабораториями. До появления на самолетах радиостанций аэростаты имели перед авиацией неоспоримое преимущество в скорости передачи информации наземным «потребителям» – особенно это было важно при корректировании артиллерийского огня. На позиции воздухоплавателей устанавливали телефонный аппарат, который связывали проводом с аппаратом на артбатарее. «Баллоньер» мог передавать данные телефонисту голосом (через рупор), азбукой Морзе с помощью прожектора, флажковым семафором, по собственному телефону, кабель которого сматывался со специальной телефонной катушки. Даже с появлением радиосвязи отдавалось предпочтение телефону, так как из-за возможности перехвата радиопереговоров противником наблюдателю приходилось кодировать свои сообщения, а на позиции – раскодировать, теряя время. При проведении крупных войсковых операций использовались одновременно десятки аэростатов наблюдения, для их эффективной работы создавалась многокилометровая телефонная сеть с большим количеством «абонентов».

Автопарк воздухоплавательной роты имел 10–12 автомобилей различного назначения, в том числе передвижную радиостанцию, авторемонтную мастерскую. Перед Великой войной личный состав воздухоплавательных рот доходил до 70 человек, а в войну удвоился. Увеличилось и хозяйство: появилась передвижная радиостанция, зенитные пулеметы, полевая кухня. Опасная фронтовая служба воздухоплавателей способствовала использованию и развитию такого средства спасения, как парашют. Использование аэростатов на море потребовало специальной техники: более прочных баллонов, мощных электролебедок, специальных судов-носителей.

​«Подвижной состав» французской воздухоплавательной роты - Все свое вожу с собой | Военно-исторический портал Warspot.ru
«Подвижной состав» французской воздухоплавательной роты
​Французская паровая лебедка - Все свое вожу с собой | Военно-исторический портал Warspot.ru
Французская паровая лебедка
​Австро-венгерская лебедка с двигателем внутреннего сгорания - Все свое вожу с собой | Военно-исторический портал Warspot.ru
Австро-венгерская лебедка с двигателем внутреннего сгорания
​Французская автомобильная компания «Латиль» производила лебедки на автомобильном ходу конструкции капитана Сакконея. Лебедка имела два барабана – для змея и аэростата, и была агрегатирована с двигателем автомобиля - Все свое вожу с собой | Военно-исторический портал Warspot.ru
Французская автомобильная компания «Латиль» производила лебедки на автомобильном ходу конструкции капитана Сакконея. Лебедка имела два барабана – для змея и аэростата, и была агрегатирована с двигателем автомобиля
​Использование «бегучего блока» - Все свое вожу с собой | Военно-исторический портал Warspot.ru
Использование «бегучего блока»
​Австро-венгерский мобильный генератор водорода - Все свое вожу с собой | Военно-исторический портал Warspot.ru
Австро-венгерский мобильный генератор водорода
​Заполнение воздушного шара водородом в период Гражданской войны в США - Все свое вожу с собой | Военно-исторический портал Warspot.ru
Заполнение воздушного шара водородом в период Гражданской войны в США
​Перед использованием баллонов они подсоединялись к общему ресиверу - Все свое вожу с собой | Военно-исторический портал Warspot.ru
Перед использованием баллонов они подсоединялись к общему ресиверу
​При заполнении аэростатов конструкции Како для быстрейшего формообразования (при отсутствии ветрового потока) в его баллонеты мог подаваться воздух от воздуходувки. - Все свое вожу с собой | Военно-исторический портал Warspot.ru
При заполнении аэростатов конструкции Како для быстрейшего формообразования (при отсутствии ветрового потока) в его баллонеты мог подаваться воздух от воздуходувки.
​Немецкая длиннофокусная фотокамера - Все свое вожу с собой | Военно-исторический портал Warspot.ru
Немецкая длиннофокусная фотокамера
​Немецкая фотолаборатория на базе автофургона - Все свое вожу с собой | Военно-исторический портал Warspot.ru
Немецкая фотолаборатория на базе автофургона
​Немецкий наблюдатель с лампой Морзе - Все свое вожу с собой | Военно-исторический портал Warspot.ru
Немецкий наблюдатель с лампой Морзе
​Экипировка британского «баллоньера»: на голове телефонная гарнитура, на поясе – парашютная подвесная система. Сам парашют находится в коническом мешке, прикрепленном к борту корзины - Все свое вожу с собой | Военно-исторический портал Warspot.ru
Экипировка британского «баллоньера»: на голове телефонная гарнитура, на поясе – парашютная подвесная система. Сам парашют находится в коническом мешке, прикрепленном к борту корзины
​Ручная лебедка для телефонного провода, установленная на колесной паре - Все свое вожу с собой | Военно-исторический портал Warspot.ru
Ручная лебедка для телефонного провода, установленная на колесной паре
​Расположение британской роты воздушного наблюдения с палатками, автопарком, «загоном» для аэростата и многочисленным наземным персоналом - Все свое вожу с собой | Военно-исторический портал Warspot.ru
Расположение британской роты воздушного наблюдения с палатками, автопарком, «загоном» для аэростата и многочисленным наземным персоналом
​Первыми на бортах корзин появились парашюты конструкции Жюкмеса, которые укладывались в мешок конической формы. Могли использоваться «самолетные» парашюты, сумка которых крепилась на подвесной системе корзины - Все свое вожу с собой | Военно-исторический портал Warspot.ru
Первыми на бортах корзин появились парашюты конструкции Жюкмеса, которые укладывались в мешок конической формы. Могли использоваться «самолетные» парашюты, сумка которых крепилась на подвесной системе корзины
​На «обычных» судах и боевых кораблях не было места, чтобы спрятать баллон от непогоды. Воздушный шар можно было крепить на юте - Все свое вожу с собой | Военно-исторический портал Warspot.ru
На «обычных» судах и боевых кораблях не было места, чтобы спрятать баллон от непогоды. Воздушный шар можно было крепить на юте
​Чтобы использовать в морских операциях аэростаты наблюдения, в Британии переделали несколько сухогрузов в «аэростатоносцы», объединив носовые трюмы и оборудовав там эллинг, куда помещался змейковый аэростат «парсеваль» - Все свое вожу с собой | Военно-исторический портал Warspot.ru
Чтобы использовать в морских операциях аэростаты наблюдения, в Британии переделали несколько сухогрузов в «аэростатоносцы», объединив носовые трюмы и оборудовав там эллинг, куда помещался змейковый аэростат «парсеваль»
​В корзину (и из нее) морские «баллоньеры» попадали по веревочной лестнице, или их поднимали канатом, переброшенным через блок. Корзины морских аэростатов делались из водонепроницаемого материала - Все свое вожу с собой | Военно-исторический портал Warspot.ru
В корзину (и из нее) морские «баллоньеры» попадали по веревочной лестнице, или их поднимали канатом, переброшенным через блок. Корзины морских аэростатов делались из водонепроницаемого материала
Загрузить еще
Неизвестный
Спасибо, отличная подборка фотографий. Интересно, как при термическом разложении воды, или при предварительном формообразовании купола предохранялись от смешивания водорода с кислородом (или воздухом) Или летали на гремучем газе ? Смесь и тяжелее самого водорода, а уж взрывоопасность...
| Ответить