Все свое вожу с собой
Воздухоплавание как новая составная часть военной машины была наиболее сложной в техническом отношении до появления в войсках самолетов. «Хозяйство» воздухоплавательной роты было большим и тяжелым, для его перевозки требовалось значительное количество транспорта – сначала лошадей, затем автомобилей. В повозках перевозили оболочки основного и запасного шаров, подвесную систему, корзину, уголь и воду для паровой лебедки (для ее работы требовалось до 1000 литров воды и 350 кг угля в день), реагенты для получения водорода, средства связи и сигнализации.
Баллон аэростата обеспечивал “подъем по вертикали”, но, чтобы он не стал игрушкой ветра, его «привязывали к земле» тросом, который позволял не только сопротивляться ветру, но и возвращать аппарат к месту подъема. Подобные аэростаты так и называются – привязные. Привязной трос наматывается на барабан лебедки, его длина обуславливает высоту подъема и зависит в том числе и от грузоподъемности аэростата, так как с каждым метром подъема увеличивается вес размотанного троса.
Первые механические лебедки агрегатировались с паровой машиной (во французских ротах ее называли чайником» – bouillotte). Агрегат устанавливался на общем колесном ходу или отдельных колесных парах. Паровая машина использовалась хотя и мощная, но малооборотистая, что влияло на скорость спуска. Если в это время падало давление в котле, то шар вообще зависал. Опускать наблюдателей-«баллоньеров» быстрее требовалось при возникновении внешней угрозы (штормовое предупреждение, обстрел противником, появление истребителей).
Когда автомобиль перестал быть «роскошью», им постепенно заменяли лошадей, а двигателем внутреннего сгорания (ДВС) – паровые машины на лебедках. Это могло происходить по простой схеме – заменой в агрегате старого двигателя на новый. Когда в войну потребовалось резко увеличить число воздухоплавательных рот, автомобильная промышленность разработала и запустила в производство более совершенные специализированные агрегаты. Иногда при спусках в сильный ветер лебедке приходилось помогать буквально руками с помощью «бегучего блока» – блока с оттяжками, который можно было подтягивать вдоль привязного троса, заклинивать на нем и за оттяжки тянуть к земле усилиями порядка 50 солдат.
Аэростаты заполняли, в основном, водородом. Его можно было получить несколькими способами: щелочным – с помощью воды, едкого натра и алюминия (или силиколя); разложением воды, пропуская пар над раскаленной железной стружкой; электролизом воды; с помощью кислоты и железной или цинковой стружки и др. В ротах имелись передвижные генераторы водорода и транспорт для перевозки реагентов. Более удобным было использование водорода, «расфасованного» под большим давлением в стальные баллоны и в таком виде поставлявшиеся в роты. Для заполнения аэростата требовалось до 140 баллонов. В некоторых странах промышленность выпускала специализированный транспорт (телеги, затем автомобили) для перевозки баллонов с водородом.
Очень быстро зрительное наблюдение стало подкрепляться фотографическими изображениями, что дало толчок появлению длиннофокусных фотоаппаратов; оперативность предоставления фотоинформации обеспечивалась передвижными фотолабораториями. До появления на самолетах радиостанций аэростаты имели перед авиацией неоспоримое преимущество в скорости передачи информации наземным «потребителям» – особенно это было важно при корректировании артиллерийского огня. На позиции воздухоплавателей устанавливали телефонный аппарат, который связывали проводом с аппаратом на артбатарее. «Баллоньер» мог передавать данные телефонисту голосом (через рупор), азбукой Морзе с помощью прожектора, флажковым семафором, по собственному телефону, кабель которого сматывался со специальной телефонной катушки. Даже с появлением радиосвязи отдавалось предпочтение телефону, так как из-за возможности перехвата радиопереговоров противником наблюдателю приходилось кодировать свои сообщения, а на позиции – раскодировать, теряя время. При проведении крупных войсковых операций использовались одновременно десятки аэростатов наблюдения, для их эффективной работы создавалась многокилометровая телефонная сеть с большим количеством «абонентов».
Автопарк воздухоплавательной роты имел 10–12 автомобилей различного назначения, в том числе передвижную радиостанцию, авторемонтную мастерскую. Перед Великой войной личный состав воздухоплавательных рот доходил до 70 человек, а в войну удвоился. Увеличилось и хозяйство: появилась передвижная радиостанция, зенитные пулеметы, полевая кухня. Опасная фронтовая служба воздухоплавателей способствовала использованию и развитию такого средства спасения, как парашют. Использование аэростатов на море потребовало специальной техники: более прочных баллонов, мощных электролебедок, специальных судов-носителей.
Комментарии к данной статье отключены.