В начале 1970-х годов в Советском Союзе началась разработка корабля, способного не только заменить устаревающие БПК проекта 1135, но и стать основой противолодочной обороны корабельного ордера, с чем не могли справиться новые эскадренные миноносцы проекта 956. Вскоре советский флот получил новые БПК, истории создания и службы которых посвящена данная статья.
В самом начале 1970-х годов, во время ведения проектных работ по перспективному советскому эсминцу, были получены данные о новейшем корабле флота США, эскадренном миноносце типа «Спрюэнс».
Получение этой информации привело к резким изменениям в составе бортового вооружения на проектируемом корабле – усилению средств противовоздушной и противокорабельной обороны. В итоге эти перестановки привели к дисбалансу возможностей новейшего эскадренного миноносца проекта 956: притом, что советский корабль имел мощное артиллерийское и противокорабельное вооружение, он не мог обеспечивать надежную противолодочную оборону корабельного ордера.
По этой причине, а так же видя необходимость замены устаревающих БПК проекта 1135, руководство ВМФ СССР дало распоряжение о разработке нового противолодочного корабля. Он, по замыслу военных, должен был действовать в связке с новейшими эсминцами проекта 956, тем самым дополняя возможности советского флота в плане борьбы с подводными лодками вероятного противника.
Первые работы по новому кораблю начались в ленинградском Северном проектно-конструкторском бюро (ПКБ) в 1972 году. В ходе проектирования менялась вся концепция перспективного советского БПК. Изначально предполагалось построить корабль меньшего водоизмещения, что в итоге оказалось невозможным в связи с созданием в СССР новейшего гидроакустического комплекса, известного под шифром «Полином». Эта система оказалась довольно большой и тяжелой, что потребовало увеличения водоизмещения проектируемого корабля. Еще одним отличием от предшественника, БПК проекта 1135, стало размещение на корме корабля площадки для противолодочных вертолетов разработки ОКБ Камова, что не только повысило возможности нового БПК, но так же привело к увеличению размеров и, соответственно, водоизмещения.
В итоге новый советский БПК оказался практически в полтора раза длиннее кораблей проекта 1135, а по водоизмещению и вовсе превосходил иx в два с половиной раза. Корабль, получивший обозначение «проект 1155», имел сильное противолодочное вооружение, состоявшее из пусковых установок ракет «Раструб», кроме того, на БПК были установлены 100-мм артиллерийские орудия, зенитная артиллерия, комплексы ПВО, торпедные аппараты. На каждом из кораблей имелась возможность базирования двух противолодочных вертолетов.
К середине 1970-х годов проектные работы были завершены, и уже в 1977 году первые корабли новой серии были заложены на верфях в Ленинграде и Калининграде. Всего в период с 1977 по 1991 годы были построены 12 больших противолодочных кораблей проекта 1155. С 1980 года они стали поступать на вооружение ВМФ СССР. Военные НАТО присвоили им кодовое имя «Udaloy class», по названию первого корабля серии.
Однако, несмотря на первоначальное стремление военных создать «тандем» из двух типов кораблей (ЭМ проекта 956 и БПК проекта 1155), на практике эта идея оказалась не столь удачной. Будущее было за кораблями, способными выполнять различные функции в противостоянии на море самостоятельно. Кроме того, информация о создании подобных универсальных военных судов поступала из-за океана. Стала очевидной необходимость модернизации больших противолодочных кораблей проекта 1155. В начале 1980-х годов такая задача была поставлена конструкторам Северного ПКБ от руководства ВМФ.
Военные выделяли несколько «минусов» новых БПК, главным из которых являлось полное отсутствие возможностей борьбы с надводными кораблями вероятного противника. Конструкторам была поставлена задача создать «универсальный» корабль. Вскоре модернизированный вариант, получивший обозначение «проект 1155.1», был представлен руководству. На новом корабле были установлены противокорабельные ракеты «Москит», а противолодочный комплекс «Раструб» был заменен на «Водопад». Изменениям подверглась и система противовоздушной обороны корабля. Вместо 100-мм артиллерийских орудий была установлена 130-мм артсистема.
Новый корабль фактически стал «универсалом», способным наносить как удары по кораблям, так и по подводным лодкам. Первоначально планировалась постройка четырех БПК проекта 1155.1, первый из которых, «Адмирал Чабаненко», был заложен в 1989 году. Однако распад СССР привел к тому, что из всей предполагаемой серии в состав ВМФ вошел только головной корабль, остальные же достроены так и не были. Строительство «Чабаненко» продолжалось около десяти лет, и лишь в 1999 году он вошел в состав Северного флота. В западных странах он получил кодовое имя «Udaloy-II class».
Тяжелая ситуация в стране сыграла свою роль и в судьбе кораблей проекта 1155. Из вошедших в состав флота 12 судов до сегодняшнего момента в строю остались восемь: четыре БПК на Северном флоте и столько же на Тихом океане. Корабли этого типа совершают частые дальние походы в Атлантическом океане, Средиземном море, тихоокеанских водах. Корабли проекта 1155 и «Адмирал Чабаненко» неоднократно становились участниками военно-морских учений, в том числе и международных.
Корабли Тихоокеанского флота несколько лет участвовали в международной операции по борьбе с пиратством у африканских берегов. В частности, в мае 2010 года экипаж БПК «Маршал Шапошников» сумел отбить у пиратов российский танкер «Московский университет». С 2013 года корабли Северного флота несут службу в Средиземном море в составе новой эскадры ВМФ России.
Несомненно, что корабли проекта 1155 постепенно устаревают. Однако в ближайшие годы ожидается проведение модернизации, которая даст этим БПК «вторую жизнь». Корабли будут оснащены новейшими ракетными комплексами, и, кроме того, получат новые возможности в виду установки на них систем ПВО дальнего действия. Ожидается, что все корабли проекта 1155, а в дальнейшем и «Адмирал Чабаненко», будут усовершенствованы подобным образом. Благодаря этой модернизации БПК данного проекта еще долгие десятилетия смогут достойно защищать морские рубежи России.
Источники, использовавшиеся в написании статьи:
- Энциклопедия кораблей, www.ship.bsu.by;
- Сайт «Военно-технический сборник Бастион», www.bastion-karpenko.ru;
- Википедия, www.ru.wikipedia.org.
Комментарии к данной статье отключены.