17
Всего и побольше на Warspot.ru
Всего и побольше

Бомбодержатель осуществляет удержание авиационного боеприпаса на борту летательного аппарата и сброс его по команде экипажа. В общем случае он включает в себя силовой элемент, воспринимающий нагрузку от подвески и передающий ее силовому каркасу летательного аппарата, а также устройство, обеспечивающее удержание груза и его освобождение – замок.

Силовой элемент может быть выполнен в виде горизонтальной или вертикальной рамы (фермы), короба, контейнера, балки, моста. Можно обойтись и без него, используя в этом качестве силовые элементы конструкции летательного аппарата. Согласно советской классификации бомбодержателей, по конструкции силового элемента их разделили на три типа: балочные, ящичные, кассетные. Однако очень часто при упоминании бомбового вооружения используется термин «кассета». При этом под такое определение могут попасть держатели различного типа и даже сами бомбы.

Получается, что под кассетой в некоторых случаях понимается некий условный держатель для нескольких бомб. Но дело в том, что все три типа держателей могут нести более одной бомбы.

В Первую мировую в качестве бомбового вооружения массово применялись ручные гранаты и переделки из них, а также стрелы и пули – то есть, небольшие относительно легкие боеприпасы, которых можно было взять на борт достаточно много, но при условии удобного и безопасного размещения и сброса. Простейшим бомбодержателем для таких бомб является ящик с прочным дном. Если сделать дно в виде дверки с замком, опорожнение ящика упрощается: установил ящик в самолете, уложил туда бомбы, над нужным местом открыл замок, дно (створки) распахнулось и бомбы высыпались. Ящик не обязательно должен быть прямоугольным – главное, чтобы у него были прочное дно и стенки.

Для мелких бомб ящичные держатели оказались подходящим решением. Ящичные держатели прошли обе мировые войны, да и теперь не обходится без них. При наружной установке ящичные держатели оформляются в виде обтекаемых контейнеров ,которые классифицируются как «контейнеры мелких грузов» или «контейнеры мелких бомб».

Использование ящичных держателей ограничивалось или специфическим боеприпасом, или спецификой применения боеприпаса. Так, при ночном бомбометании или фотографировании требовалась подсветка. Бомбы такого назначения обычно сбрасываются поодиночке и в ограниченном количестве, то же самое касается ориентирно-сигнальных бомб. Одними из последних самолетов, где устанавливались ящичные держатели, были советские бомбардировщики Ту-16 и Ту-95. В хвостовой части этих самолетов имелся отсек с открывающейся створкой, куда помещался ящичный держатель с небольшими бомбами вспомогательного назначения.

Кассетные держатели применяются, когда надо подвесить несколько бомб достаточно большого калибра на ограниченной площади или в ограниченном пространстве. Раму держателя крепят между силовыми элементами планера летательного аппарата или бомбоотсека. Тогда вес множества бомб распределяется равномерно по каркасу носителя. Кроме “распределения”, кассетный держатель объединяет элементы управления сбросом.

Элементарную конструктивную схему вертикального кассетного держателя можно представить в виде П-образной рамки. Груз подвешивается к перекладине, нагрузка передается на боковые стойки, от них на пол или на стенку летательного аппарата. В действительности кассетный держатель напоминает лестницу, у которой «перекладинами» являются замки. Классический кассетный держатель устанавливается вертикально внутри бомбоотсека. Горизонтальные многозамковые подкрыльевые держатели (те же групповые) тоже относятся к кассетным.

Кассетные держатели не надо путать с кассетными авиабомбами, например, с разовыми бомбовыми кассетами (контейнерами). Такие авиабомбы по существу являются сбрасываемыми ящичными держателями, заполненными мелкими боеприпасами (суббоеприпасами). Корпус кассетной бомбы вскрывается дистанционно специальным зарядом на траектории падения.

О различных типах кассетных держателей — наш сегодняшний фотообзор.

​Два ящичных держателя под плоскостями французского самолета «Бреге» ВМ-4 - Всего и побольше | Военно-исторический портал Warspot.ru
Два ящичных держателя под плоскостями французского самолета «Бреге» ВМ-4
​Итальянский дирижабль с целой «батареей» ящиков с металлическими стрелами-флешеттами, использовавшимися против живой силы - Всего и побольше | Военно-исторический портал Warspot.ru
Итальянский дирижабль с целой «батареей» ящиков с металлическими стрелами-флешеттами, использовавшимися против живой силы
​Подвесные ящичные держатели на британском бомбардировщике-торпедоносце "Мартин" (30-е годы) - Всего и побольше | Военно-исторический портал Warspot.ru
Подвесные ящичные держатели на британском бомбардировщике-торпедоносце «Мартин» (30-е годы)
​Контейнеры с малыми бомбами на итальянском истребителе «Реджиане» Re.2000 - Всего и побольше | Военно-исторический портал Warspot.ru
Контейнеры с малыми бомбами на итальянском истребителе «Реджиане» Re.2000
​Советский контейнер для малых бомб под крылом штурмовика Су-25 - Всего и побольше | Военно-исторический портал Warspot.ru
Советский контейнер для малых бомб под крылом штурмовика Су-25
​Британские контейнеры для малых бомб JP-233 под фюзеляжем истребителя-бомбардировщика «Торнадо». Каждый контейнер собирается из двух частей, в передней укладываются 215 противопехотных мин, в задней – 30 небольших авиабомб - Всего и побольше | Военно-исторический портал Warspot.ru
Британские контейнеры для малых бомб JP-233 под фюзеляжем истребителя-бомбардировщика «Торнадо». Каждый контейнер собирается из двух частей, в передней укладываются 215 противопехотных мин, в задней – 30 небольших авиабомб
​Немецкий контейнер MW-1 для того же «Торнадо» имеет четыре блока с 28 трубчатыми направляющими в каждом, расположенными поперечно направлению полета. Суббоеприпасы выстреливаются в стороны пиротехническим зарядом - Всего и побольше | Военно-исторический портал Warspot.ru
Немецкий контейнер MW-1 для того же «Торнадо» имеет четыре блока с 28 трубчатыми направляющими в каждом, расположенными поперечно направлению полета. Суббоеприпасы выстреливаются в стороны пиротехническим зарядом
​Гидроакустические буи имеют цилиндрическую форму и снаряжаются в трубчатые ящичные держатели. У американского патрульного самолета Р-3 «Орион» ящичные держатели встроены в фюзеляж под наклоном и снаряжаются буями перед полетом с земли - Всего и побольше | Военно-исторический портал Warspot.ru
Гидроакустические буи имеют цилиндрическую форму и снаряжаются в трубчатые ящичные держатели. У американского патрульного самолета Р-3 «Орион» ящичные держатели встроены в фюзеляж под наклоном и снаряжаются буями перед полетом с земли
​У противолодочных вертолетов пакеты направляющих для гидроакустических буев встроены в борта - Всего и побольше | Военно-исторический портал Warspot.ru
У противолодочных вертолетов пакеты направляющих для гидроакустических буев встроены в борта
​Кассетные держатели на бортах гондолы итальянского дирижабля. Бомбовые замки устанавливались на вертикальных связях трубчатой рамы. Сброс происходил снизу-вверх - Всего и побольше | Военно-исторический портал Warspot.ru
Кассетные держатели на бортах гондолы итальянского дирижабля. Бомбовые замки устанавливались на вертикальных связях трубчатой рамы. Сброс происходил снизу-вверх
​Аналогичные укороченные кассетные держатели итальянцы ставили на борта своих бомбардировщиков - Всего и побольше | Военно-исторический портал Warspot.ru
Аналогичные укороченные кассетные держатели итальянцы ставили на борта своих бомбардировщиков
​Для крупных бомб по бортам гондол итальянских дирижаблей устанавливались кассетные держатели, в которых бомбы подвешивались вертикально. Иногда бомбы закрывались обтекателем в виде полотняной шторы - Всего и побольше | Военно-исторический портал Warspot.ru
Для крупных бомб по бортам гондол итальянских дирижаблей устанавливались кассетные держатели, в которых бомбы подвешивались вертикально. Иногда бомбы закрывались обтекателем в виде полотняной шторы
​ В 30-е годы прошлого века были популярны трубчатые (коробчатые) кассетные держатели для внутренней вертикальной подвески авиабомб. Немецкие кассетные держатели типа ESAC 250 имели коробчатые направляющие, в которые проходила фугасная авиабомба типа SC максимальным калибром 250 кг - Всего и побольше | Военно-исторический портал Warspot.ru
В 30-е годы прошлого века были популярны трубчатые (коробчатые) кассетные держатели для внутренней вертикальной подвески авиабомб. Немецкие кассетные держатели типа ESAC 250 имели коробчатые направляющие, в которые проходила фугасная авиабомба типа SC максимальным калибром 250 кг
​Пять кассет ESAC 250 были установлены в фюзеляже бомбардировщика «Юнкерс» Ju 86 - Всего и побольше | Военно-исторический портал Warspot.ru
Пять кассет ESAC 250 были установлены в фюзеляже бомбардировщика «Юнкерс» Ju 86
​У многих бомбардировщиков бомбы подвешиваются горизонтально на вертикальные кассетные держатели. У В-17 кассетные держатели были установлены на бортах и на лонжероне, проходившем посредине бомболюка - Всего и побольше | Военно-исторический портал Warspot.ru
У многих бомбардировщиков бомбы подвешиваются горизонтально на вертикальные кассетные держатели. У В-17 кассетные держатели были установлены на бортах и на лонжероне, проходившем посредине бомболюка
​Французский держатель периода Первой мировой войны из металлических прутков. Бомба вводилась головным штырем в узкую прямоугольную рамку в передней части держателя, а перьями стабилизатора ложилась на откидную перемычку. Для сброса бомбы перемычки поочередно размыкались - Всего и побольше | Военно-исторический портал Warspot.ru
Французский держатель периода Первой мировой войны из металлических прутков. Бомба вводилась головным штырем в узкую прямоугольную рамку в передней части держателя, а перьями стабилизатора ложилась на откидную перемычку. Для сброса бомбы перемычки поочередно размыкались
​  В бомботсеках современных тяжелых бомбардировщиков установлены бомбодержатели револьверного (барабанного, ротационного) типа. Бомбы или крылатые ракеты сбрасываются с держателя, когда при вращении барабана оказываются над открытым люком - Всего и побольше | Военно-исторический портал Warspot.ru
В бомботсеках современных тяжелых бомбардировщиков установлены бомбодержатели револьверного (барабанного, ротационного) типа. Бомбы или крылатые ракеты сбрасываются с держателя, когда при вращении барабана оказываются над открытым люком
Загрузить еще