Всего и побольше
Бомбодержатель осуществляет удержание авиационного боеприпаса на борту летательного аппарата и сброс его по команде экипажа. В общем случае он включает в себя силовой элемент, воспринимающий нагрузку от подвески и передающий ее силовому каркасу летательного аппарата, а также устройство, обеспечивающее удержание груза и его освобождение – замок.
Силовой элемент может быть выполнен в виде горизонтальной или вертикальной рамы (фермы), короба, контейнера, балки, моста. Можно обойтись и без него, используя в этом качестве силовые элементы конструкции летательного аппарата. Согласно советской классификации бомбодержателей, по конструкции силового элемента их разделили на три типа: балочные, ящичные, кассетные. Однако очень часто при упоминании бомбового вооружения используется термин «кассета». При этом под такое определение могут попасть держатели различного типа и даже сами бомбы.
Получается, что под кассетой в некоторых случаях понимается некий условный держатель для нескольких бомб. Но дело в том, что все три типа держателей могут нести более одной бомбы.
В Первую мировую в качестве бомбового вооружения массово применялись ручные гранаты и переделки из них, а также стрелы и пули – то есть, небольшие относительно легкие боеприпасы, которых можно было взять на борт достаточно много, но при условии удобного и безопасного размещения и сброса. Простейшим бомбодержателем для таких бомб является ящик с прочным дном. Если сделать дно в виде дверки с замком, опорожнение ящика упрощается: установил ящик в самолете, уложил туда бомбы, над нужным местом открыл замок, дно (створки) распахнулось и бомбы высыпались. Ящик не обязательно должен быть прямоугольным – главное, чтобы у него были прочное дно и стенки.
Для мелких бомб ящичные держатели оказались подходящим решением. Ящичные держатели прошли обе мировые войны, да и теперь не обходится без них. При наружной установке ящичные держатели оформляются в виде обтекаемых контейнеров ,которые классифицируются как «контейнеры мелких грузов» или «контейнеры мелких бомб».
Использование ящичных держателей ограничивалось или специфическим боеприпасом, или спецификой применения боеприпаса. Так, при ночном бомбометании или фотографировании требовалась подсветка. Бомбы такого назначения обычно сбрасываются поодиночке и в ограниченном количестве, то же самое касается ориентирно-сигнальных бомб. Одними из последних самолетов, где устанавливались ящичные держатели, были советские бомбардировщики Ту-16 и Ту-95. В хвостовой части этих самолетов имелся отсек с открывающейся створкой, куда помещался ящичный держатель с небольшими бомбами вспомогательного назначения.
Кассетные держатели применяются, когда надо подвесить несколько бомб достаточно большого калибра на ограниченной площади или в ограниченном пространстве. Раму держателя крепят между силовыми элементами планера летательного аппарата или бомбоотсека. Тогда вес множества бомб распределяется равномерно по каркасу носителя. Кроме “распределения”, кассетный держатель объединяет элементы управления сбросом.
Элементарную конструктивную схему вертикального кассетного держателя можно представить в виде П-образной рамки. Груз подвешивается к перекладине, нагрузка передается на боковые стойки, от них на пол или на стенку летательного аппарата. В действительности кассетный держатель напоминает лестницу, у которой «перекладинами» являются замки. Классический кассетный держатель устанавливается вертикально внутри бомбоотсека. Горизонтальные многозамковые подкрыльевые держатели (те же групповые) тоже относятся к кассетным.
Кассетные держатели не надо путать с кассетными авиабомбами, например, с разовыми бомбовыми кассетами (контейнерами). Такие авиабомбы по существу являются сбрасываемыми ящичными держателями, заполненными мелкими боеприпасами (суббоеприпасами). Корпус кассетной бомбы вскрывается дистанционно специальным зарядом на траектории падения.
О различных типах кассетных держателей — наш сегодняшний фотообзор.
Комментарии к данной статье отключены.