Из всех использовавшихся в бомбардировочном вооружении видов бомбодержателей самым массовым, самым грузоподъёмным и универсальным оказался балочный держатель. Как ясно из названия, он выполняется в виде горизонтальной силовой балки и используется для горизонтальной подвески груза. Балка крепится к силовым элементам летательного аппарата, обычно параллельно его продольной оси (редко, но встречается перпендикулярная установка). Смысл использования балки – перераспределение сосредоточенной нагрузки от подвешиваемого груза минимум на два узла крепления, предусмотренных для этого в силовой схеме летательного аппарата.
Балочные держатели впервые появились в британской авиации. Новые бомбардировщики с мощными двигателями могли брать на внешнюю подвеску тяжёлые бомбы. Королевская лаборатория по вооружению создала 100-фунтовую фугасную бомбу типа НЕ с грушевидным корпусом и развитым пластинчатым стабилизатором. От вертикальной подвески по немецкому типу британцы отказались сразу, и тогда появился держатель в виде трубчатой балки, на которой был установлен замок и две струбцины, с помощью которых фиксировались и сама бомба, и ветрянки предохранителей взрывателей. Струбцины закреплялись на балке на хомутах и при необходимости скользили по балке под размер используемой бомбы.
Кроме грушевидных бомб, к такому типу балочных держателей вешались и другие – например, цилиндрические бомбы типа RFC, менялись только кронштейны-фиксаторы. К носителю балка крепилась за два подвеса. Однако самолёты были разной конструкции, и найти нужное место для установки стандартизированной балки было проблематично. Поэтому в дополнение к балочным держателям придумали адаптеры – переходные балки с четырьмя креплениями: двумя неподвижными на балочный держатель и двумя с переменной базой под узлы крепления на самолёте. Балочный держатель имел ещё одно важное свойство: если усилить или удлинить балку, то можно было установить на ней несколько замков – получался многозамковый балочный держатель.
Предлагаем фотоподборку различных балочных бомбодержателей, используемых со времён Первой мировой войны и до наших дней.
На балке, кроме замка для подвески бомбы, можно установить приспособления для стабилизации груза по направлению полёта и против поперечных колебаний (ухваты, упоры), приспособления для фиксации ветрянок взрывателей, электроразводку и штепсельные разъёмы для «электрифицированных» грузов, топливные патрубки. После Второй мировой войны появляются балочные держатели, оформленные в виде обтекаемого пилона – так называемые пилон-держатели. В реактивную эру балочный держатель становится основным типом. Кроме авиабомб, на них вешают подвесные топливные баки, торпеды, ящичные бомбодержатели, пусковые устройства ракет и сами ракеты.
Во всех странах, имеющих боевую авиацию, для тренировок по бомбометанию применяют практические авиабомбы, обычно небольшого калибра. Вешать их на стандартные балочные держатели невыгодно и не всегда безопасно: из-за небольших размеров практические бомбы не зафиксировать штатными ухватами. Для таких бомб создаются специальные промежуточные держатели соответствующих размеров, которые уже можно подвесить на обычные балочные держатели.
Британские 100-фунтовые фугасные бомбы и их подвеска на борту гондолы морского дирижабля. Балочные держатели закреплены через систему переходных балок.
Балочные держатели для британских фугасок установлены под фюзеляж гидросамолёта через переходные балки.
Балочные держатели аналогичного типа применялись и в американской авиации.
Подвеска 100-фунтовых бомб под «Фарман» MF.27 с помощью адаптера. Бомбы на переднем плане подвешены на нестандартной ферменной балке. В переднем торце балки имеется специальный направляющий жёлоб, в который при подвеске входит головка взрывателя с ветрянкой. Жёлоб не даёт ветрянке вращаться, а бомбе – раскачиваться по сторонам.
В Первую мировую войну самым прочным и надёжным местом для подвески бомб на самолёте был фюзеляж. На этом бомбардировщике-торпедоносце «Шорт-184» четыре балочных держателя с бомбами установлены на общую переходную балку (мост).
Один из первых британских балочных держателей фирмы «Виккерс» предназначался в первую очередь для бомб с цилиндрическим корпусом типа RFC, но на него могли вешаться и бомбы других типов. В торцах имелись ухваты с сегментами – своеобразными упорами, которые подбирались в зависимости от размеров бомбы.
Межвоенный британский универсальный балочный держатель с незамысловатым индексом No.1 для бомб калибра 50–500 фунтов. Мог устанавливаться как в бомбоотсеке, так и под крылом. Имел трёхточечное крепление: балка крепилась за два кронштейна, которые можно было сдвигать вдоль балки, а также отдельный кронштейн имел замок (который крепился и к балке). Ухваты коленчатые, позволявшие фиксировать каплевидные бомбы.
Конструкция американского палубного истребителя-бомбардировщика «Корсар» F4U не позволяла установить замок под фюзеляж. Для подвески планирующей бомбы «Пеликан» пришлось изготовить искривлённую трубчатую балку.
Советские балочные держатели классифицировались по месту установки на крыльевые («К»), подфюзеляжные («Ф»), внутрифюзеляжные. На снимке «суховский» держатель БД3–57Ф, предназначенный, в том числе для ПТБ. БД3–57Ф крепились на шпангоуты фюзеляжа с помощью четырёх кронштейнов. Для фиксации грузов большой длины за держателем ставятся планки со штоком-ползуном. На конце штоков – вилка, куда входит перо стабилизатора груза.
«Миговский» балочный держатель БД3–60. В задней части держателя имеется щель, в которую при необходимости заходит перо стабилизатора бомбы.
Для подвески атомных бомб под «МиГи» предназначался специализированный балочный держатель БД3–66.
На пилон-держатель американского истребителя-бомбардировщика F-16 подвешен трехзамковый балочный держатель.
Чтобы больше подвесить под небольшое крыло своего «Миража», французы разработали подвесной топливный бак, комбинированный с бомбодержателями.
На советских балочных держателях передний упор для несбрасываемых грузов выглядит в виде трубки, разрезанной вдоль. На подвешиваемом грузе на соответствующем расстоянии от ушка укреплён стальной цилиндр, который при подвеске входит в упор держателя. Задний упор представляет собой колодку таврового профиля полкой вниз. На грузе ему соответствует широкая скоба.
Американский четырехзамковый балочный держатель для практических (учебных) бомб. Два швеллера с разной шириной полки скреплены вместе; в образовавшиеся между стенками «щели» вставлены и зафиксированы четыре замка. Ухваты вырублены из листового металла и чуть изогнуты, сверху привинчена пара ушек. Всё на болтах – никакой сварки.
На подвижных консолях крыла бомбардировщика Су-24 установлены поворотные пилоны, ориентирующиеся по потоку, к ушкам которых привинчиваются бомбодержатели.
Тяжёлые крылатые ракеты подвешивались под крылом или в полуутопленном положении под фюзеляж на балочные держатели. Ракеты «воздух-земля» КСР-5 подвешивались под крылом ракетоносцев Ту-16 на держатели БД-487.
Британские авиабомбы под американские самолёты, поставлявшиеся по ленд-лизу, подвешивались вместе со своим балочным держателем. В данном случае «родной» американский балочный держатель под «Уайлдкэтом» служит в качестве адаптера.
На российских перехватчиках Су-27 катапультные и пусковые устройства ракет отводятся от поверхности планера с помощью пары пилонов. Для установки вместо них балочных держателей необходима промежуточная балка, у которой верхние узлы крепления имеют базу, как у пускового устройства, а нижние – как у балочного держателя.
Из всех использовавшихся в бомбардировочном вооружении видов бомбодержателей самым массовым, самым грузоподъёмным и универсальным оказался балочный держатель. Как ясно из названия, он выполняется в виде горизонтальной силовой балки и используется для горизонтальной подвески груза. Балка крепится к силовым элементам летательного аппарата, обычно параллельно его продольной оси (редко, но встречается перпендикулярная установка). Смысл использования балки – перераспределение сосредоточенной нагрузки от подвешиваемого груза минимум на два узла крепления, предусмотренных для этого в силовой схеме летательного аппарата.
Балочные держатели впервые появились в британской авиации. Новые бомбардировщики с мощными двигателями могли брать на внешнюю подвеску тяжёлые бомбы. Королевская лаборатория по вооружению создала 100-фунтовую фугасную бомбу типа НЕ с грушевидным корпусом и развитым пластинчатым стабилизатором. От вертикальной подвески по немецкому типу британцы отказались сразу, и тогда появился держатель в виде трубчатой балки, на которой был установлен замок и две струбцины, с помощью которых фиксировались и сама бомба, и ветрянки предохранителей взрывателей. Струбцины закреплялись на балке на хомутах и при необходимости скользили по балке под размер используемой бомбы.
Кроме грушевидных бомб, к такому типу балочных держателей вешались и другие – например, цилиндрические бомбы типа RFC, менялись только кронштейны-фиксаторы. К носителю балка крепилась за два подвеса. Однако самолёты были разной конструкции, и найти нужное место для установки стандартизированной балки было проблематично. Поэтому в дополнение к балочным держателям придумали адаптеры – переходные балки с четырьмя креплениями: двумя неподвижными на балочный держатель и двумя с переменной базой под узлы крепления на самолёте. Балочный держатель имел ещё одно важное свойство: если усилить или удлинить балку, то можно было установить на ней несколько замков – получался многозамковый балочный держатель.
Предлагаем фотоподборку различных балочных бомбодержателей, используемых со времён Первой мировой войны и до наших дней.
На балке, кроме замка для подвески бомбы, можно установить приспособления для стабилизации груза по направлению полёта и против поперечных колебаний (ухваты, упоры), приспособления для фиксации ветрянок взрывателей, электроразводку и штепсельные разъёмы для «электрифицированных» грузов, топливные патрубки. После Второй мировой войны появляются балочные держатели, оформленные в виде обтекаемого пилона – так называемые пилон-держатели. В реактивную эру балочный держатель становится основным типом. Кроме авиабомб, на них вешают подвесные топливные баки, торпеды, ящичные бомбодержатели, пусковые устройства ракет и сами ракеты.
Во всех странах, имеющих боевую авиацию, для тренировок по бомбометанию применяют практические авиабомбы, обычно небольшого калибра. Вешать их на стандартные балочные держатели невыгодно и не всегда безопасно: из-за небольших размеров практические бомбы не зафиксировать штатными ухватами. Для таких бомб создаются специальные промежуточные держатели соответствующих размеров, которые уже можно подвесить на обычные балочные держатели.
Британские 100-фунтовые фугасные бомбы и их подвеска на борту гондолы морского дирижабля. Балочные держатели закреплены через систему переходных балок.
Балочные держатели для британских фугасок установлены под фюзеляж гидросамолёта через переходные балки.
Балочные держатели аналогичного типа применялись и в американской авиации.
Подвеска 100-фунтовых бомб под «Фарман» MF.27 с помощью адаптера. Бомбы на переднем плане подвешены на нестандартной ферменной балке. В переднем торце балки имеется специальный направляющий жёлоб, в который при подвеске входит головка взрывателя с ветрянкой. Жёлоб не даёт ветрянке вращаться, а бомбе – раскачиваться по сторонам.
В Первую мировую войну самым прочным и надёжным местом для подвески бомб на самолёте был фюзеляж. На этом бомбардировщике-торпедоносце «Шорт-184» четыре балочных держателя с бомбами установлены на общую переходную балку (мост).
Один из первых британских балочных держателей фирмы «Виккерс» предназначался в первую очередь для бомб с цилиндрическим корпусом типа RFC, но на него могли вешаться и бомбы других типов. В торцах имелись ухваты с сегментами – своеобразными упорами, которые подбирались в зависимости от размеров бомбы.
Межвоенный британский универсальный балочный держатель с незамысловатым индексом No.1 для бомб калибра 50–500 фунтов. Мог устанавливаться как в бомбоотсеке, так и под крылом. Имел трёхточечное крепление: балка крепилась за два кронштейна, которые можно было сдвигать вдоль балки, а также отдельный кронштейн имел замок (который крепился и к балке). Ухваты коленчатые, позволявшие фиксировать каплевидные бомбы.
Конструкция американского палубного истребителя-бомбардировщика «Корсар» F4U не позволяла установить замок под фюзеляж. Для подвески планирующей бомбы «Пеликан» пришлось изготовить искривлённую трубчатую балку.
Советские балочные держатели классифицировались по месту установки на крыльевые («К»), подфюзеляжные («Ф»), внутрифюзеляжные. На снимке «суховский» держатель БД3–57Ф, предназначенный, в том числе для ПТБ. БД3–57Ф крепились на шпангоуты фюзеляжа с помощью четырёх кронштейнов. Для фиксации грузов большой длины за держателем ставятся планки со штоком-ползуном. На конце штоков – вилка, куда входит перо стабилизатора груза.
«Миговский» балочный держатель БД3–60. В задней части держателя имеется щель, в которую при необходимости заходит перо стабилизатора бомбы.
Для подвески атомных бомб под «МиГи» предназначался специализированный балочный держатель БД3–66.
На пилон-держатель американского истребителя-бомбардировщика F-16 подвешен трехзамковый балочный держатель.
Чтобы больше подвесить под небольшое крыло своего «Миража», французы разработали подвесной топливный бак, комбинированный с бомбодержателями.
На советских балочных держателях передний упор для несбрасываемых грузов выглядит в виде трубки, разрезанной вдоль. На подвешиваемом грузе на соответствующем расстоянии от ушка укреплён стальной цилиндр, который при подвеске входит в упор держателя. Задний упор представляет собой колодку таврового профиля полкой вниз. На грузе ему соответствует широкая скоба.
Американский четырехзамковый балочный держатель для практических (учебных) бомб. Два швеллера с разной шириной полки скреплены вместе; в образовавшиеся между стенками «щели» вставлены и зафиксированы четыре замка. Ухваты вырублены из листового металла и чуть изогнуты, сверху привинчена пара ушек. Всё на болтах – никакой сварки.
На подвижных консолях крыла бомбардировщика Су-24 установлены поворотные пилоны, ориентирующиеся по потоку, к ушкам которых привинчиваются бомбодержатели.
Тяжёлые крылатые ракеты подвешивались под крылом или в полуутопленном положении под фюзеляж на балочные держатели. Ракеты «воздух-земля» КСР-5 подвешивались под крылом ракетоносцев Ту-16 на держатели БД-487.
Британские авиабомбы под американские самолёты, поставлявшиеся по ленд-лизу, подвешивались вместе со своим балочным держателем. В данном случае «родной» американский балочный держатель под «Уайлдкэтом» служит в качестве адаптера.
На российских перехватчиках Су-27 катапультные и пусковые устройства ракет отводятся от поверхности планера с помощью пары пилонов. Для установки вместо них балочных держателей необходима промежуточная балка, у которой верхние узлы крепления имеют базу, как у пускового устройства, а нижние – как у балочного держателя.
Комментарии к данной статье отключены.