Шведский аристократ и племянник Германа Геринга, Карл Густав фон Розен был человеком удивительной судьбы. В начале своей лётной карьеры успел побывать пилотом воздушного цирка, лётчиком Красного Креста во время итальянского вторжения в Эфиопию, а также пилотировал купленный на собственные деньги бомбардировщик во время советско-финской войны. Позже его послужной список пополнился должностями лётчика гражданских авиакомпаний и личного пилота генерального секретаря ООН. А в 1968 году фон Розен ввязался в опасную гуманитарную миссию в мятежной провинции Нигерии Биафре.
Дорога к небу
Карл Густав фон Розен родился 19 августа 1909 года в шведском городке Хелгеста в семье знаменитого исследователя и путешественника Эрика фон Розена. Одним из наиболее ярких впечатлений его детства был день, когда его отец прилетел в родовое поместье Розенов Рокельстад на самолете сквозь зимний буран. Карлу тогда было всего одиннадцать, а самолет пилотировал известный ас Первой мировой войны Герман Геринг, который приходился мальчику дядей (его жена Карин Геринг приходилась мальчику родной теткой).
Детство Карла Густава было насыщенно приключениями. Можно сказать, что он был настоящим сорванцом – его даже исключили из престижной школы за систематические нарушения дисциплины, включая драки со сверстниками. Поведение юноши давно было болезненной темой для почтенной семьи фон Розенов, и исключение Карла из школы стало последней каплей для его отца, с которым у будущего авиатора случился страшный скандал. Озлобленный парень ушел, хлопнув дверью — отныне он всегда и во всем будет сам по себе.
Одним из главных увлечений Карла Густава в юношеские годы были гонки на моторных лодках. Однако чем взрослее он становился, тем сильнее проявлялась в нем тяга к совсем иным вершинам и скоростям. Когда гонки на лодках стали для него обыденностью и перестали приносить былое удовольствие, он, наконец, вспомнил яркое впечатление детства и решил посвятить себя воздухоплаванию. В 1929 году Карл поступил в лётную школу и к 23 годам стал опытным пилотом. Тогда же, в 1934 году, он помирился с отцом. Тот, наконец, увидел, что из шалопая и задиры вышел в жизни толк. Фон Розен вошел в число первых пяти шведов, получивших лицензию пилотов-инструкторов.
Первыми достижениями Карла на поприще полётов стала демонстрация фигур пилотажа на потеху публике. На своем одномоторном «Хейнкеле» он устраивал настоящие шоу в городах и крупных поселках по всей Швеции. Была разработана целая концепция развлекательной программы: фон Розен и его помощники демонстрировали имитацию настоящего воздушного боя, где швед «вел огонь» по противнику с помощью сигнальных ракет, установленных на его самолете, и уходил от огня бутафорских зениток. В завершении программы, согласно сюжету, Розен оказывался «подбит» — он заглушал двигатель и входил в штопор, стремительно несясь к земле. Когда до земной тверди оставалось всего ничего, Карл Густав снова запускал двигатель, выходил из пике и, стремительно набирая скорость, устремлялся в голубую высь под восхищенные крики толпы. Команда Розена проездила со своим шоу по стране до 1935 года, пока авиатор не нашел для себя новое приключение.
Эфиопия и Финляндия
В это время до шведа дошли слухи о войне, которую вела фашистская Италия в Эфиопии. Новости красочно описывали страдания чернокожих аборигенов, которым тех подвергали солдаты Муссолини. И тут молодой шведский авиатор понял, в чём его призвание. Фортуна дала ему крылья, дала возможность превозмогать земное притяжение и парить в небесах – дар, доступный очень немногим. Карл решил использовать его для помощи другим и записался в качестве волонтёра в шведский Красный Крест.
И вот фон Розен уже парит в голубом небе Африки — на своем «Фоккере» он везет медикаменты для эфиопов. Во время одного из перелётов вблизи линии фронта Карл попал под обстрел итальянских зениток и применил тот самый трюк, который еще совсем недавно демонстрировал восхищенным зрителям в родной Швеции — сбавил обороты двигателя и сымитировал падение, планируя над самыми верхушками деревьев. Когда самолет скрылся из сектора обстрела итальянской зенитной артиллерии, фон Розен вновь запустил двигатель на полную мощность и взмыл в небо.
Там же, в Эфиопии, до Карла дошла печальная новость — скончался его отец, и теперь к нему по наследству перешел титул графа фон Розена.
Когда в 1939 году СССР напал на Финляндию, фон Розен снова не усидел на месте. На личные средства он приобрел два истребителя для финской армии и пассажирский Douglas DC-2, который он переоборудовал в бомбардировщик. Самолет мог нести две 500-килограммовые бомбы и четыре 100-килограммовые. Карл сам пилотировал «Дуглас» на протяжении всей войны и бомбил советские коммуникации вблизи Карельского перешейка. Однако война не продлилась долго, и вскоре Советы победили, оставив авиатора не у дел.
Розен и Геринг
Усталый и подавленный, Карл Густав решил уехать в Нидерланды, откуда родом была его супруга, чтобы устроиться там на работу в коммерческую авиакомпанию KLM. Его путь пролегал через Германию, и это было то самое время, когда нацисты готовились к наступлению на страны Бенилюкса. Приехав в Берлин, Карл был радушно встречен Германом Герингом, который устроил по этому поводу вечеринку. Однако рейхсмаршал всячески отговаривал шведа ехать в Нидерланды, давая весьма уклончивые ответы на вполне закономерный вопрос «почему?» Пространных и расплывчатых доводов Геринга для фон Розена было недостаточно, и он все же отправился в Амстердам. Лишь когда швед увидел в небе над Амстердамом немецкие самолеты, он понял наконец, на что ему пытался намекнуть дядя.
Карл помчался на аэродром Схипхол, где быстро вывел из ангара самолет компании KLM DC-3. Вместе со старшим пилотом компании он загрузил на борт самолета важные правительственные бумаги, которые удалось спасти в атмосфере всеобщего хаоса и паники, и направил борт в сторону Великобритании.
Его прибытие было встречено ликованием, которое, впрочем, тут же схлынуло, когда в интервью местным СМИ Карл сказал, что является родственником Германа Геринга. Англичане, недолго думая, арестовали шведа и повезли его в Лондон, где пилота ожидали длительные допросы.
Впрочем, один из высокопоставленных британских чиновников, который лично знал фон Розена, поручился за него и заявил, что, несмотря на родство с рейхсминистром авиации, швед не имеет к нацистской Германии никакого отношения. Это было правдой. Более того, фон Розен впоследствии даже попытался завербоваться в Военно-воздушные силы британской короны чтобы сражаться с гитлеровскими пилотами над Ла-Маншем. Однако ему было отказано именно из-за столь нелицеприятного родства.
Африка зовет
После окончания Второй Мировой войны Карл Густав вновь отправился в уже знакомую ему Эфиопию, где поступил на службу в императорские ВВС в качестве инструктора. Он занимал эту должность вплоть до 1956 года, когда из-за интриг одного из своих заместителей был вынужден оставить службу и вернуться в Швецию.
Вскоре после этого он стал личным пилотом генсека ООН Дага Хаммаршельда, и эта почетная работа могла оказаться последней в его жизни. Однако, как это часто бывает, вмешался случай. Накануне злополучного вылета в сентябре 1961 года, закончившегося авиационной катастрофой над Родезией, фон Розен заболел, и его подменял другой пилот. Трагедия унесла жизни всех шестнадцати человек, находившихся на борту самолета, включая и самого Хаммаршельда. После этого на фоне эскалации конфликта в Конго фон Розен решил вернуться домой.
Однако судьбе было угодно вновь вернуть его в Африку, с которой швед, казалось, был навсегда связан крепкими узами. В мае 1967 года на Черном континенте разгорелась новая война. Одна из областей Нигерии, Биафра, объявила о своей независимости, и обе стороны стали готовиться к вооруженному противостоянию.
Фон Розен в это время работал пилотом в компании Transair – после Конго он решил больше не ввязываться в чужие войны. Однако одним августовским утром 1968 года в офис компании зашли несколько мужчин, которые представились членами немецкой благотворительной католической организации. Они хотели зафрахтовать грузовой самолет, чтобы возить на нем в Биафру продовольствие и медикаменты. Директор Transair сразу вызвал фон Розена как человека, уже имеющего опыт гуманитарных миссий в Африке.
Карл Густав поначалу упирался. Но рассказы немцев о тяготах и страданиях, которые ежедневно выносит населения Биафры, все же тронули его сердце, и швед нарушил данное себе слово больше никогда не летать в «горячие точки». В итоге немцы зафрахтовали «Дуглас» DC-7, на котором фон Розен должен был возить гуманитарные грозы с принадлежащего португальцам острова Сан-Томе.
Незадолго до рейса до представителей гуманитарной миссии дошли сведения, что нигерийцы существенно усилили свои силы ПВО, и теперь даже самые отчаянные оружейные контрабандисты не рискуют летать в Биафру. Немцы пришли к фон Розену, и руководитель организации сказал:
«Мы можем лишь молиться, чтобы вы взялись за эту работу».
Поставщики оружия в Биафру, которые видели в Розене своего конкурента, отказались сообщить его экипажу кодовое слово, использовавшееся для ночных посадок. Поэтому летчику, незнакомому с местностью, пришлось летать днем, чтобы иметь возможность приземлиться. Утром 13 августа 1968 года DC-7, пилотируемый фон Розеном, вылетел с Сан-Томе, до отказа нагруженный провизией и медикаментами. Чтобы не стать мишенью для нигерийских МиГов, швед принял решение лететь низко, всего в 10 метрах над водой. Точкой назначения являлся город Ули в мятежной Биафре.
До цели было более тысячи километров. Штурман фон Розена по имени Паули впоследствии вспоминал, что весь экипаж пребывал в предельном напряжении. Не было уверенности, что в Ули удастся дозаправиться для обратного перелета, и тогда, по меткому выражению Паули, долетая до Сан-Томе, им пришлось бы глотать дым. Опасения вызывали и нигерийские радары, которые хоть и не должны были засечь самолет на такой низкой высоте, но все же серьезно беспокоили экипаж. Когда, наконец, морская синева под фюзеляжем самолета уступила место зеленой растительности, члены экипажа с облегчением выдохнули. Голос фон Розена в наушниках шлемофонов произнес лишь одну короткую фразу: «Мы сделали это».
Приближаясь к посадочной полосе в Ули, фон Розен демонстративно сделал разворот, показывая биафрийцам, что к ним летит не вражеский бомбардировщик, а грузовой самолет. После нескольких напряженных секунд ожидания зенитного огня с земли не последовало, и Карл Густав стал заводить борт на посадку.
Комментарии к данной статье отключены.