Летная карьера Карла Густава фон Розена началась еще до Второй мировой войны. Отважный швед выполнял задачи в небе Эфиопии и Финляндии, работал личным пилотом генерального секретаря ООН и летчиком различных авиакомпаний. В 1968 году он в очередной раз вернулся в Африку, где внес свой вклад в борьбу Биафры за независимость от Нигерии. Судьбе было угодно, чтобы и последний свой полёт фон Розен совершил на Чёрном континенте.
Гуманитарная помощь Биафре
Едва самолёт фон Розена приземлился на аэродроме Ули в мятежной Биафре и его винты перестали вращаться, на взлётную полосу устремился народ. Как только раскрылась аппарель, толпа издала радостный крик — прибыла помощь. Шведский летчик наблюдал, как биафрские бойцы не могли сдержать слез, разгружая тяжёлые ящики с консервами и медикаментами.
Пока шла разгрузка, экипаж самолета молча наблюдал за происходящим. Наконец, фон Розен сказал, что вместе с немцем-представителем гуманитарной организации остается в Ули, чтобы контролировать распределение поставок, а самолёт обратно поведет Паули, который должен будет впоследствии вернуться со следующим рейсом. Было решено использовать те же схему и маршрут: практика показала, что нигерийские ПВО и ВВС на этом направлении не так бдительны. Улетая, экипаж получил от местных действительные коды для посадки.
Второй рейс тоже прошел без накладок — DC-7 привез бобы, фасоль, муку и другие необходимые вещи. С этого момента рейсы экипажа фон Розена стали регулярными. Тем не менее, Карл Густав понимал, что все эти усилия были лишь каплей в море, и не столько спасали положение в Биафре, сколько продлевали ее агонию. Он решил попытаться привлечь к конфликту внимание третьих сторон – не с целью эскалации войны, но с целью помочь страдающему населению Биафры.
Фон Розен отправился в Эфиопию, где добился аудиенции у своего старого знакомого и бывшего работодателя императора Хайле Селассие. Затем он побывал в Нью-Йорке, где попытался встретиться с Генеральным секретарем ООН бирманцем У Таном. Однако здесь он не преуспел. Шведский пилот совершил целое кругосветное путешествие, пытаясь склонить державы к оказанию серьезной гуманитарной помощи Биафре. Вернулся в мятежную республику он лишь незадолго до Рождества 1968 года.
Большая афера
В Биафре фон Розен узнал тревожную новость. Нигерийская армия вышла на новые позиции, с которых могла эффективнее закрывать «гуманитарный коридор» и, в перспективе, дойти до самого Ули. Нужно было срочно что-то предпринимать. Карл отправился в родную Швецию, где в Мальмё жил и работал его сын Эрик. Тот трудился на авиастроительном предприятии «Malmo Flygindustri», которое являлось дочерней фирмой шведского автомобильного концерна «Сааб».
За несколько лет до тех событий Эрик уговорил отца, чтобы тот научил его летать. Они практиковались на меленьком двухместном спортивном самолете Malmo MFI-9B, аэродинамические достоинства которого фон Розен-старший запомнил. Помимо этого, самолет обладал достаточно крепкими крыльями, которые могли бы выдержать расположенное на них ракетное вооружение. А небольшие габариты и маневренность «девятки» делали ее весьма неудобной целью для неприятельских истребителей и радаров. Этому маленькому спортивному самолету по воле Карла фон Розена было суждено стать военной машиной.
С помощью бюрократических уловок посольство Танзании в Стокгольме сделало заказ на пять таких машин — якобы для только что построенной летной школы в этом африканском государстве. Танзания находилась в числе тех немногих стран, которые признали независимость Биафры, поэтому фон Розен без особого труда договорился с ее консулом. Оплата за самолеты в размере 51 500 долларов США поступила со счета небольшой парижской фирмы. На самом деле данная фирма являлась фондом правительства Биафры, которое проводило через нее все свои сделки.
Самолеты были доставлены на аэродром в пригороде Парижа, где пилоты «Malmo Flygindustri» с удивление обнаружили группу людей в военной форме, которые попросили их освободить машины и после ряда замеров и тестов принялись монтировать на самолеты ракеты. После того, как механики удостоверились, что все детали взаимодействуют идеально, самолеты были разобраны, и их погрузили в грузовые отсеки двух «Локхидов» L-1049G Super Constellation.
Один из пилотов шведской компании по имени Пер Хазелиус решил сопровождать груз до Дар-эс-Салама, куда, по его мнению, и направлялись «Локхиды». Каково же было его изумление, когда вместо Танзании самолеты прибыли на другой конец Африки, в Габон, еще одно государство, признавшее биафрийскую независимость.
Штурмовые «миникоины»
На посадочной полосе соотечественника встретил граф Карл Густав фон Розен в компании еще нескольких пилотов, по крайней мере двоих из которых Хазелиус тоже узнал – они были шведами. Первым был Мартин Ланг, 31-летний пилот-инструктор, а вторым — Гуннар Хэглунд, пилот одной из шведских металлургических компаний. Как позднее выяснилось, это были еще не все шведы, находившиеся там — техническое обслуживание машин осуществляли отставные механики шведских ВВС Торстен Нильссон и Бенгт Вейтс. Помимо них, непосредственно в ВВС Биафры служили Вилли Брюс и Августус Опке, который в свои 27 лет являлся командиром боевой авиации мятежной африканской страны. Фон Розен предложил Перу Хазелиусу присоединиться к его эскадрилье, но тот вежливо отказался и вернулся в Швецию.
Вскоре все пять Malmo MFI-9B были выгружены из чрева «Локхидов» и собраны. После этого их доставили на аэродром под Либревилем — столицей Габона. Все шведские маркировки и опознавательные знаки на самолетах были тщательно затерты, а сами машины – выкрашены в камуфляжную раскраску. Вся «доводка» заняла еще несколько дней, пока, наконец, машины не были готовы к участию в боевых действиях. Фон Розен дал своим самолетам забавное название – «minicoins», что было отсылкой к их дешевизне и габаритам. С одной стороны, это слово являлось аббревиатурой от словосочетания «Miniature Counter-Insurgency», а с другой – его можно перевести как «мелкие монетки», «мелочь».
В качестве первой цели фон Розен выбрал Порт-Харкорт, где располагалась нигерийская радиолокационная станция. Кроме того, там располагался аэродром, на котором базировались нигерийские истребители МиГ-17 и бомбардировщики Ил-28. Атака была запланирована на полдень 22 мая 1969 года. Как впоследствии объяснял сам швед, это время для операции против нигерийцев он выбрал, чтобы «застигнуть их врасплох, когда они будут сонными и беспечными после обеда».
После брифинга, который граф провел лично, пилоты заняли места в кабинах своих машин. Сам Карл Густав был в своей знаменитой желтой бейсболке, в которой он запечатлен на многих фотографиях. Он носил ее потому, что его седые волосы уже начали редеть — на момент вылета ему было 59 лет.
Пять «миникоинов» взмыли в небо и на малой высоте направились на северо-запад. Для нигерийцев это был один из череды бесконечных знойных африканских дней, и они лишь в последний момент заметили вражескую эскадрилью, заходящую для атаки. Персонал аэродрома засуетился в тщетных попытках скрыть взлетную полосу вязанками веток, пилоты рванулись к истребителям, а зенитчики взяли «миникоины» на прицел. Скоро небо вокруг маленьких самолетов заполнилось мириадами вспышек. Интересно, что в распоряжении нигерийцев были шведские зенитки концерна «Бофорс», так что фон Розен всерьез рисковал быть убитым «родной» пулей. Однако «миникоины» уже стали выпускать ракеты, и через несколько мгновений зенитная батарея замолкла, не успев толком пристреляться.
Маленькие самолеты сделали разворот и пошли на новый круг: теперь против них был только беспорядочный огонь стрелкового оружия нигерийских солдат. Следующие ракеты ушли уже в сторону неподвижных «мигов» и «илов». Сдетонировали заправленные «под завязку» баки нигерийских самолетов, и те разлетелись по взлетному полю множеством горящих обломков. «Миникоины» снова и снова наносили удары, а внизу творился настоящий ад. Лишь расстреляв весь боезапас, маленькие самолеты вернулись на базу.
Отдых был недолгим. Вскоре эскадрилья нанесла следующий удар по городу Бенину. Здесь, помимо прочего, был уничтожен Ил знаменитого нигерийского летчика, который сам себе дал прозвище «Геноцид» за пристрастие к атакам на госпиталя и прочие мирные объекты. Помимо него, был уничтожен и другой известный бомбардировщик, «Нарушитель», который регулярно бомбил Биафру. Рейд вновь закончился без потерь, и после краткого отдыха уже через три дня эскадрилья совершила атаку на город Энугу. Фон Розен впоследствии говорил, что нигерийцы ждали их налета, поэтому стянули к аэродрому Энугу все доступное ПВО из округи. МиГи попытались вылететь на перехват, но были расстреляны в тот момент, когда только-только оторвались от земли.
Прерванный полет
В мире довольно скоро стало известно об операциях шведских пилотов, и общественность отреагировала неоднозначно. Нигерия направила в Стокгольм гневный протест, и шведскому правительству пришлось проводить официальное расследование. В правлении «Malmo Flygindustri» случился форменный скандал, когда выяснилось, что в боевых действиях на стороне сепаратистов участвуют самолеты, произведенные этой фирмой. Что же касается компании «Трансайр», где работал фон Розен, то ее руководство просто заявило, что пилот находится в длительном отпуске, и чем он занимается в свое свободное время — не их головная боль.
В конце концов, фон Розена все же удалось найти и вызвать на родину для дачи показаний. Но граф сумел убедить шведское правительство и чиновников, что лично он никак не участвовал в покупке самолетов для военных нужд, и, соответственно, никаких шведских законов формально не нарушил. Пока Карл Густав находился в Швеции и давал показания, его маленькая эскадрилья в отсутствие «патрона» продолжала совершать успешные боевые вылеты.
После того, как фон Розен сумел оправдаться перед правительством, он все-таки решил оставить жизнь авантюриста и поселиться на родине. Ходили долгие и упорные слухи, что его и позже якобы видели в Биафре, в том числе — и за штурвалом самолета. Но они, вероятно, было всего лишь байками. Тем более, что история независимой Биафры закончилась уже в 1970 году, когда нигерийцы смогли окончательно дожать повстанцев и ликвидировать основные очаги сопротивления.
Но небо, очевидно, не желало отпускать своего блудного сына, и он, уже в весьма почтенном для летчика возрасте в очередной раз не усидел на месте. В 1974 году Карл Густав отправился в Эфиопию – страну, с которой много лет назад началась его одиссея. Там он вновь, как в старые времена, возил гуманитарную помощь для жителей голодающих районов. Когда же в 1977 году вспыхнула война между Эфиопией и Сомали, губернатор провинции Харар лично попросил графа оказать помощь в обеспечении местного населения продуктами питания и медикаментами.
Фон Розен прибыл в город Годе, где располагалась резиденция губернатора, когда в его предместьях уже шли бои. Во время одной из атак сомалийских войск 13 июля 1977 года губернаторская резиденция была взята. Когда же вооруженные силы Эфиопии вернули контроль на этой частью города, среди тел, обнаруженных в резиденции, был найден и Карл Густав фон Розен. По какой-то жестокой иронии судьбы человек, половину жизни проведший в небе и не раз рисковавший там жизнью, был убит на земле.
Комментарии к данной статье отключены.