СУ-76и начали поступать в действующую армию в мае 1943 года. Они успели поучаствовать в боях на Курской дуге и хорошо проявили себя в последующих сражениях при освобождении Украины
18 января 1943 года Государственным Комитетом обороны СССР (ГКО) был подписан приказ № 2758сс, предписывавший московскому заводу №37 начать производство самоходных артиллерийских установок на базе трофейных танков Pz.III и трофейных установок StuG III/40 (в приказе они именовались «артштурмами»). Основным вооружением будущих САУ должны были стать танковые 76-мм орудия Ф-34, которыми в тот период войны оснащался самый массовый танк Красной армии – Т-34.
Существовал целый ряд причин появления этого приказа. За полтора года войны Красная армия понесла тяжелейшие потери в бронетехнике, и дефицит танков пополнялся всеми возможными способами: помимо собственного производства, в армию поставлялись танки, произведённые в Англии и США и поступившие в СССР по ленд-лизу; использовалась трофейная техника.
Вопросы трофейные
К началу 1943 года на московских ремонтных заводах, а также у трофейных команд различных фронтов скопилось значительное количество немецкой бронетехники, которую было затруднительно использовать в боевых частях в силу отсутствия боеприпасов соответствующих калибров. Особенно много было танков Pz.III и САУ StuG III/40, имевших одинаковые шасси. Уже в апреле 1942 года на заводе №592 (город Мытищи Московской области) начались работы над созданием самоходной гаубицы СГ-122 на базе трофейных шасси.
Однако из-за того, что большая часть мощностей завода была эвакуирована на Урал, а оставшиеся цеха загрузили другими военными заказами, а также по целому ряду иных причин до 1 февраля 1943 года (когда производство СГ-122 свернули) было произведено только 26 этих САУ. От идеи продолжения производства СГ-122 отказались, так как её эксплуатация показала, что конструкция была неудачной – передняя часть машины оказалась перегруженной, из-за чего часто выходили из строя ведущие катки. Из Наркомата вооружений завод передали в Наркомат танковой промышленности и обязали его руководство сконцентрироваться на производстве новых лёгких танков Т-80.
В то же время было налажено поступление отремонтированных шасси танков Pz.III и САУ StuG III/40 с ремзавода №8 в Казани, московского завода №8 и московской рембазы №82, а после успехов на фронтах поступления исправной трофейной техники с этих предприятий резко увеличились. Поэтому было решено создать новую самоходку на базе трофейных шасси.
Советские пушки на вражеских «ногах»
На танковой пушке Ф-34, как основном вооружении будущей САУ, остановились в силу массовости её производства (и, соответственно, дешевизны), а также потому, что она была намного легче, чем пушка ЗИС-3Ш (штурмовая), устанавливавшаяся на СУ-76. Эта разница в весе возникла из-за способа крепления орудия. ЗИС-3Ш монтировалась на специальном станке, крепившемся к полу боевой рубки САУ, в то время как Ф-34 (после доработки – С-1) можно было устанавливать в специальных пазах лобового бронелиста боевой рубки на специальной карданной рамке.
Чертежи новой САУ были закончены в рекордно короткие сроки, после чего она получила обозначение СУ-76и (иностранная), хотя отношения к СУ-76 практически не имела. Единственная прямая связь этих двух моделей – это то, что к проектированию СУ-76и был привлечен конструктор самоходки СУ-76 (СУ-12) С. А. Гинзбург. Ещё одно использовавшееся обозначение СУ76и – СУ76 (С-1), по установленному на машине орудию.
В марте 1943 года на производственных мощностях Подольского завода №37 (ныне – ОАО «Машиностроительный завод «ЗиО-Подольск») был произведён первый экземпляр новой САУ, который проходил ходовые испытания (280 км) и проводил стрельбы (434 выстрела) на Софринском артиллерийском полигоне с 13 по 20 марта 1943 года.
Уже в конце марта СУ-76и было решено запустить в серию. Самоходка собиралась на базе шасси Pz.III, с демонтированной башней и подбашенным листом, или на шасси StuG III/40 – со срезанной боевой рубкой. Боевая рубка СУ-76и представляла собой усечённую четырёхгранную пирамиду, сваренную из бронелистов. Толщина лобового бронелиста составляла 35 мм, бортовых – 25 мм, кормового – 15 мм, крыши – 20 мм. Рубка крепилась к корпусу при помощи болтов. После боёв лета 1943 года на части самоходок крышу демонтировали для удобства экипажей.
Пушка закрывалась массивной литой бронемаской, а начиная с 11-й по счёту машины впереди маски стали монтировать дополнительный бронещиток, защищавший противооткатное устройство орудия.
Боекомплект пушки составлял 98 снарядов, которые могли быть бронебойными, фугасными, осколочно-фугасными, шрапнельными и т. д. Кроме артиллерийского вооружения экипаж САУ снабжался двумя пистолетами-пулемётами ППШ-40 с 1000 патронов боезапаса. Для пистолетов-пулемётов в бортах рубки делались специальные бойницы, запиравшиеся бронезаслонками. Ещё одна бойница вырезалась в левой створке кормового люка. Для ведения огня из стрелкового оружия по курсу также имелось отверстие в лобовом бронелисте, которое закрывалось бронепробкой. Кроме того, в рубке хранилось 20–25 гранат Ф-1.
В качестве силовой установки использовался V-образный двухкарбюраторный двигатель Майбах HL120TRM мощностью 300 л.с. В зависимости от модификации трофейной техники он мог оснащаться 10-ступенчатой (на старых моделях) или 6-ступенчатой коробкой передач. Следует заметить, что немецкая техника была крайне сложной в управлении и часто выходила из строя по причине недостаточной подготовки советских экипажей. С учетом того, что её ремонт усложнялся недоступностью запасных частей, такие поломки могли надолго вывести машину из строя.
САУ оснащались рациями 9-Р и ТПУ для связи между членами экипажа, которых было четверо. Механик-водитель размещался в передней части шасси, командир – в передней части рубки справа от орудия, наводчик – там же, но слева от орудия, а заряжающий находился в задней части рубки.
В августе 1943 года было принято решение о создании специальных командирских САУ СУ-76и с командирскими башенками от трофейных Pz.III, установленными на крышах боевых рубок. На таких машинах устанавливались более мощные радиостанции, которые занимали больше места в рубке, из-за чего приходилось сокращать боезапас машин.
САУ выходят из цехов
Производство самоходок сталкивалось с массой проблем. На заводе №37 не хватало сварщиков, токарей, и их не успевали учить. Приходившие на завод танки были «выпотрошены» трофейными командами фронтовых частей – на них не было систем зажигания, фильтров и прочих деталей общим количеством в 75 наименований. Многие трофейные танки и САУ не подлежали восстановлению, зато внутри них могли запросто оказаться снаряды неизрасходованного «родного» боезапаса и даже фрагменты тел немецких танкистов. В июне 1943 года критическая ситуация сложилась на железнодорожной станции Черкизово, куда прибывала и где выгружалась трофейная техника. На станции не было специального крана для выгрузки танков, поэтому тут скопилось 100 единиц трофейной техники, что и было выявлено специальной комиссией 1 июля 1943 года. Много танков скопилось и на заводе №37 – 99 единиц. У завода также возникали проблемы с утилизацией демонтированных башен танков Pz.III и боевых рубок самоходок StuG III/40. Первоначально их планировали использовать в качестве неподвижных огневых точек в составе каких-либо оборонительных линий, но в конце концов отправили на переплавку.
Несмотря на все трудности, завод №37 выпускал СУ-76и. К их производству также подключился завод №176 в Муроме, который собирал боевые рубки. К 1 декабря 1943 года предприятия собрали 201 единицу САУ СУ-76и (включая 20 командирских машин и первый экземпляр самоходки), после чего производство этой модели было остановлено. Велись проектные работы по установке на неё 85-мм орудия Д-3, но из-за отсутствия свободных орудий и по ряду других причин дальше проектных работ дело не пошло. Во-первых, различные предприятия СССР наладили массовый выпуск СУ-76, которая, наконец, была избавлена от конструкторских ошибок. Кроме того, становилось всё сложнее снабжать завод новыми трофейными шасси, да и перебои с запчастями для уже имевшихся самоходок показали нецелесообразность дальнейшего производства САУ на базе трофейной техники.
СУ-76и начали поступать в части в мае 1943 года. Они успели поучаствовать в боях на Курской дуге и хорошо проявили себя в последующих сражениях при освобождении Украины. В боевых частях СУ-76и использовались до лета 1944 года, а в учебных – до конца войны. На сегодня сохранилось два экземпляра СУ-76и. Один пролежал более тридцати лет на дне реки Случь и, после подъёма и реставрации, был водружён на постаменте в городе Сарны (Украина, Ровенская область). Второй экземпляр экспонируется в Москве на Поклонной горе, в Центральном музее Великой Отечественной войны.
Комментарии к данной статье отключены.