Очень многие нормы и правила, регулирующие армейскую жизнедеятельность, гражданскому человеку могут показаться непонятными и даже просто глупыми. Например, очень непривычно выглядят требования, определяющие довольно жесткие параметры волосяной растительности на голове военнослужащих. В российской армии они закреплены, в частности, в Уставе внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, в главе 8 («Охрана здоровья военнослужащих»). Там указано, что «Каждый военнослужащий должен <…> строго соблюдать правила личной и общественной гигиены», а выполнение правил личной гигиены, помимо прочего, включает в себя «своевременное бритье лица, стрижку волос». Поскольку слово «своевременно» может трактоваться по-разному, чуть ниже Устав уточняет, что «прическа военнослужащего, усы, если они имеются, должны быть аккуратными, отвечать требованиям гигиены и не мешать использованию средств индивидуальной защиты и ношению снаряжения». Впрочем, и это уточнение в теории оставляет довольно широкое пространство для маневра.
На практике даже тем же усам, право на существование которых формально закреплено любимой книгой военнослужащих срочной службы, очень не просто занять место на лице солдата. А о бороде, кроме особых случаев, например, когда она скрывает шрам на лице, в армии не идет и речи.
Но если вспомнить, что многие положения воинских уставов, как говорится, написаны солдатской кровью, можно понять, что в подобных требованиях есть резон. В условиях боевых действий, когда возможность помыть голову может рассматриваться как чудо, длинные прически и бороды могут стать отличными убежищами для вшей и блох, которые, в свою очередь, разносят тиф, чуму и другие инфекционные заболевания. Кроме того, как видно из вышеприведенных положений Устава, борьба старшин с избыточной растительностью на лице подчиненных обусловлена не только соображениями гигиены. Окладистая борода, благотворно влияющая на мужественность облика, а также длинные прически помешают военнослужащему в случае необходимости воспользоваться тем же противогазом. Неприятностью могут обернуться и зацепившиеся за движущуюся часть какого-нибудь механизма волосы – а в оружии и военной технике таких деталей много.
Перечень причин отказа армии от избыточной растительности на лице и голове на этом не исчерпывается. Хотя шансы вступить в бою в рукопашную схватку у современных солдат многократно меньшие, чем у воинов прошлых веков, давать гипотетическому противнику преимущество в виде своих удобно торчащих длинных волос или бороды по-прежнему глупо. Кроме того, армия традиционно с прохладцей относится к проявлениям индивидуальности, стремясь унифицировать внешность бойцов. Наконец, ежедневное соблюдение правил личной гигиены – бритье, чистка зубов, умывание – просто дисциплинирует солдата. В боевых условиях этот ежедневный «ритуал» становится своеобразным психологическим «якорем», не позволяющим человеку махнуть рукой на самого себя и смириться с кажущейся неизбежностью смерти.
Комментарии к данной статье отключены.