Крейсер «Червона Украина» вошёл в историю как первый крупный военный корабль советской постройки. Он же стал и самым крупным кораблём, потерянным ВМФ СССР в годы Второй мировой войны (в советской историографии линкор «Марат» фигурирует как получивший тяжёлые повреждения).
Досоветский период
Крейсер заложили под названием «Адмирал Нахимов» 18 октября 1913 года в Николаеве на заводе Русского судостроительного общества («Руссуд») и спустили на воду 25 октября 1915 года. После распада Российской империи «Адмирал Нахимов» перешёл под контроль Украинской державы и был переименован в «Гетьман Богдан Хмельницький», но после захвата французами Николаева корабль передали деникинцам. Несмотря на высокую степень готовности (если верить «Боевому расписанию действующего флота на 15 августа 1919 года», («Адмирал Нахимов» – готовность 95%, нет артиллерии»)), крейсер тогда достроить не сумели.
Для достройки «Адмирал Нахимов» был переведён в Одессу, где его в январе 1920 года захватила Красная армия (крейсер вмёрз в лёд, и белогвардейский эсминец «Жаркий» не сумел взять его на буксир и вывести из порта).
Под советским флагом
Дальнейшая достройка крейсера осуществлялась на объединении Николаевских государственных заводов им. А. Марти в соответствии с восстановительной программой советского флота на 1921–26 годы. В декабре 1922 года III Всеукраинский съезд Советов рассмотрел меры по содействию достройке корабля и принял постановление о шефстве Всеукраинского Центрального исполнительного комитета над «Червоной Украиной» (в переводе с украинского – «Красная Украина»). Своё новое название крейсер получил согласно Приказу Реввоенсовета УССР от 7 (по данным, приведённым на сайте waralbum.ru – 26) декабря 1922 года. По проекту предполагалась окончательная готовность корабля к сдаче 1 мая 1926 года. Несмотря на трудности при строительстве, корабелы выдержали установленные сроки – крейсер прошёл швартовочные испытания в апреле и ходовые испытания 13 июня 1926 года. После контрольного выхода в море и устранения мелких неполадок 21 марта 1927 года «Червона Украина» вошла в состав Черноморского флота. Общая стоимость работ по достройке крейсера составила не менее 450 тыс. золотых рублей.
Водоизмещение стандартное/полное, т |
7999/8400 |
---|---|
Длина, м |
166,8 |
Ширина, м |
15,7 |
Осадка, м |
6,2 |
Энергетическая установка |
Четырёхвинтовая (4 турбины «Браун-Бовери-Парсонс» и 14 котлов Ярроу) общей мощностью 55 000 л. с. |
Скорость полного хода, узлов |
29,5 |
Дальность плавания, миль |
2700 при запасе топлива в 900 т и скорости 14 узлов |
Бронирование, мм |
|
Верхний броневой пояс |
25 |
Главный броневой пояс |
75 |
Траверз |
50 |
Палуба |
20–25 |
Барбеты |
25 |
Боевая рубка |
125 |
Орудийные щиты |
25 |
Вооружение** |
|
Артиллерийское |
15 130-мм пушек образца 1913 года (длина ствола – 55 калибров), 3 100-мм спаренные установки Минизини, 6 45-мм пушек 21-К и 7 пулемётов ДШК*** |
Минно-торпедное |
3 трехтрубных 450-мм торпедных аппарата образца 1913 года и до 100 мин заграждения (или 90 мин КБ-3) |
Противолодочное |
2 бомбомёта, 30 глубинных бомб (10 Б-1 и 20 М-1) |
Экипаж, человек |
852 |
* – А. А. Чернышёв, «Гибель крейсера «Червона Украина»
** – с момента ввода в строй и вплоть до модернизации 1939 года крейсер также располагал авиационным вооружением: 2 гидросамолёта КР-1 (Heinkel HD-55) (с середины 30-х годов – КОР-1)
*** – первоначально артиллерийское вооружение состояло из 15 130-мм пушек образца 1913 года (длина ствола – 55 калибров), 8 75-мм зенитных орудий системы Меллера и 2 7,62-мм пулемётов Максим
Трудно переоценить роль «Червоной Украины» в качестве учебного корабля, однако единого мнения о её боеспособности у советского руководства не было. Так, Н. Г. Кузнецов (с ноября 1933 по август 1936 года – командир крейсера) вспоминал:
«Я горячо доказывал, что наша «Червона Украина» – вполне современная боевая единица. Орджоникидзе не оспаривал моих взглядов. Видимо, считал, что не следует подрывать веру командира в свой корабль. В то время считать такой крейсер безнадёжно устаревшим было, прямо скажу, грех. Но Серго смотрел далеко вперёд»
В довоенные годы «Червона Украина» постоянно участвовала в учебных походах, учениях и демонстрациях флага в дружественных портах. В частности, в мае-июле 1928 года крейсер в сопровождении эсминцев «Петровский», «Шаумян» и «Фрунзе» с дружественным визитом посетил Турцию. С турецким визитом крейсера связан весьма примечательный исторический анекдот – при салюте в честь генерал-губернатора Стамбула артиллеристы якобы ошиблись с количеством залпов (по воспоминаниям адмирала Кузнецова, в которых эта история подаётся как непреложный факт, нешуточный дипломатический скандал удалось замять, ограничившись тем, что «рано утром снова подняли турецкий флаг и дали один-единственный выстрел»). Второй эпизод имел место на самом деле и вполне мог перерасти в полномасштабную трагедию: в ночь на 3 июня на крейсере по неустановленной причине возник пожар в кормовом котельном отделении, который из-за проблем с электричеством пришлось тушить при помощи огнетушителей и ручной помпы. На обратном пути из Стамбула крейсер сопровождает в Батуми яхту афганского падишаха.
В 1930 году «Червона Украина» входит в состав бригады крейсеров (формируемой на основании приказа РВС СССР №014 от 9 марта 1930 года) совместно с однотипным крейсером «Профинтерн» и учебным крейсером «Коминтерн». В том же году крейсер в сопровождении эскадренных миноносцев «Шаумян» и «Незаможник» совершил поход в Средиземное море с заходом в Мессину и Пирей.
Как было сказано выше, в 1933–36 годах «Червоной Украиной» командовал будущий главком советского ВМФ Н. Г. Кузнецов. Командирскую службу на крейсере он начал ещё в 1926 году в должности вахтенного начальника – командира первого плутонга и строевой роты. Под его командованием крейсер претендовал на звание «Лучший корабль Морских Сил СССР», причём вторым претендентом являлся крейсер «Красный Кавказ», где Кузнецов ранее служил старшим помощником.«Червона Украина» соревнование проиграла, намотав на винты стальную сеть бонового заграждения в ходе заключительного этапа осенних манёвров 1934 года.
В ходе ремонта 1934–35 годов на крейсере модернизируют зенитное вооружение путём замены 75-мм орудий системы Меллера на шесть 76-мм зенитных пушек Лендера. После окончания ремонта в марте 1935 года «Червона Украина» участвует в манёврах Черноморского флота в качестве флагманского корабля. Летом 1939 года крейсер становится на Севастопольский морской завод для капитально-восстановительного ремонта. Зенитное вооружение корабля заменили на три 100-мм спаренные установки Минизини производства итальянской фирмы «ОТО», шесть 45-мм пушек 21-К и семь пулемётов ДШК. Кроме того, было демонтировано оборудование для запуска гидросамолётов. Во время ремонта (29 октября 1939 года) командование крейсером переходит от капитана 2-го ранга А. И. Зайца (вступил в командование 5 сентября 1936 года после Кузнецова) к капитану 1-го ранга Н. Е. Басистому, который будет командовать «Червоной Украиной» почти до самой её гибели.
Комментарии к данной статье отключены.