В экспозиции Центрального музея Великой Отечественной войны на Поклонной Горе в Москве представлена немецкая 105-мм лёгкая полевая гаубица leFH 18 выпуска 1934 года. Это одно из ранних орудий, на деревянных колесах с резиновыми шинами, но прошедшее модернизацию: оно оснащено дульным тормозом и новыми барабанными тормозами колёс.
В 1943 году эта гаубица оказалась в Финляндии и до недавнего времени состояла на вооружении финской армии, а затем была выкуплена и стала экспонатом музея. Орудие находится в отличном техническом состоянии, оснащено ЗИП и «обвесом» почти в оригинальной немецкой комплектации времён войны.
Предлагаем вашему вниманию детальный фотообзор орудия, с историей проектирования и производства которого можно ознакомиться здесь.
Вид спереди. Красные треугольники на щите – финские предупреждающие знаки для повышения заметности орудия при буксировке, ставятся на все орудия финской армии.
Вид 3/4 слева спереди. Орудие очень большое и, несмотря на слово «лёгкая» в названии совсем не производит впечатления такового.
Правая сторона гаубицы.
Общий вид справа сзади.
Так гаубица выглядит со стороны расчёта.
Станины сложены «по-походному». Общий вид слева сзади.
Правая сторона орудия.
Вид 3/4 спереди слева.
Казённая часть и щит, вид сверху со стороны расчёта.
Верхняя часть щитового прикрытия, вид сверху спереди.
Нижний щит в боевом положении – при буксировке он складывался. Виден крюк, удерживавший щит в сложенном виде.
Лючок прицела на правой стороне щита. Открывался он при наводке орудия, впоследствии немцы внедрили специальную удлиняющую штангу прицела, позволявшую осуществлять наводку поверх щита, и нужда в лючке отпала.
Дульный тормоз, общий вид слева.
Дульный тормоз справа. Впоследствии он был заменён более эффективным.
Передняя часть противооткатных устройств, вид справа.
Передняя часть противооткатных устройств, вид слева.
Деревянное колесо с резиновой шиной.
Крепление спиц и шины к ободу. Можно видеть три типа крепежа спиц.
Ступица со ступичным колпачком.
Ступица, вид сбоку. За проушину на ступичной крышке цеплялась веревочная петля, позволявшая разворачивать орудие или перемещать его на короткие расстояния силами расчёта.
Тормозной барабан левого колеса, вид от наводчика.
Тормозной барабан левого колеса, вид спереди.
Редко сохраняющиеся предметы – шанцевый инструмент и банник, размещение на правой станине. Также видна «лыжа» откатника. По её длине можно представить, насколько большой был откат при максимальном заряде.
Шанцевый инструмент на левой станине.
Сошники в транспортном положении, вид справа.
Общий вид сошников справа.
Сошники оснащались ручками для складывания и раскладывания.
Буксирное устройство и сошники сверху.
Сошники, вид слева. На концах станин рукояти для раскладывания и подъёма станин.
Кронштейн, удерживавший станины в сложенном виде при буксировке орудия. Расположен на правой станине. В таком виде он находился на огневой позиции.
Замок на левой станине для кронштейна фиксации станин в транспортном положении.
Рабочее место члена расчёта, отвечавшего за открытие замка и вертикальную наводку, вид сверху.
Рабочее место члена расчёта, отвечавшего за открытие замка и вертикальную наводку, вид сбоку.
Казённая часть орудия, вид справа.
Успокоитель и крепления щитового прикрытия, правая сторона.
Казённик и замок, вид справа.
Казённик, вид сверху.
Замок и казённик.
Верхняя часть противооткатных устройств и левая часть щита, вид от казённика.
Рабочее место наводчика.
Орудие слева, со стороны наводчика. Наводчик осуществлял наводку по горизонту и наведение прицела по вертикали, наводку орудия по вертикали осуществлял другой номер расчёта.
Рукоять горизонтальной наводки.
Кронштейн панорамы и механизм вертикальной наводки прицела.
Из-за того, что прицел не имел физической связи с орудием при наводке по вертикали, второй номер расчёта, вращая рукоять и совмещая эти риски, наводил орудие по вертикали. Вид рисок от наводчика.
Вид рисок со стороны второго номера расчета, который осуществлял вертикальную наводку.
В экспозиции Центрального музея Великой Отечественной войны на Поклонной Горе в Москве представлена немецкая 105-мм лёгкая полевая гаубица leFH 18 выпуска 1934 года. Это одно из ранних орудий, на деревянных колесах с резиновыми шинами, но прошедшее модернизацию: оно оснащено дульным тормозом и новыми барабанными тормозами колёс.
В 1943 году эта гаубица оказалась в Финляндии и до недавнего времени состояла на вооружении финской армии, а затем была выкуплена и стала экспонатом музея. Орудие находится в отличном техническом состоянии, оснащено ЗИП и «обвесом» почти в оригинальной немецкой комплектации времён войны.
Предлагаем вашему вниманию детальный фотообзор орудия, с историей проектирования и производства которого можно ознакомиться здесь.
Вид спереди. Красные треугольники на щите – финские предупреждающие знаки для повышения заметности орудия при буксировке, ставятся на все орудия финской армии.
Вид 3/4 слева спереди. Орудие очень большое и, несмотря на слово «лёгкая» в названии совсем не производит впечатления такового.
Правая сторона гаубицы.
Общий вид справа сзади.
Так гаубица выглядит со стороны расчёта.
Станины сложены «по-походному». Общий вид слева сзади.
Правая сторона орудия.
Вид 3/4 спереди слева.
Казённая часть и щит, вид сверху со стороны расчёта.
Верхняя часть щитового прикрытия, вид сверху спереди.
Нижний щит в боевом положении – при буксировке он складывался. Виден крюк, удерживавший щит в сложенном виде.
Лючок прицела на правой стороне щита. Открывался он при наводке орудия, впоследствии немцы внедрили специальную удлиняющую штангу прицела, позволявшую осуществлять наводку поверх щита, и нужда в лючке отпала.
Дульный тормоз, общий вид слева.
Дульный тормоз справа. Впоследствии он был заменён более эффективным.
Передняя часть противооткатных устройств, вид справа.
Передняя часть противооткатных устройств, вид слева.
Деревянное колесо с резиновой шиной.
Крепление спиц и шины к ободу. Можно видеть три типа крепежа спиц.
Ступица со ступичным колпачком.
Ступица, вид сбоку. За проушину на ступичной крышке цеплялась веревочная петля, позволявшая разворачивать орудие или перемещать его на короткие расстояния силами расчёта.
Тормозной барабан левого колеса, вид от наводчика.
Тормозной барабан левого колеса, вид спереди.
Редко сохраняющиеся предметы – шанцевый инструмент и банник, размещение на правой станине. Также видна «лыжа» откатника. По её длине можно представить, насколько большой был откат при максимальном заряде.
Шанцевый инструмент на левой станине.
Сошники в транспортном положении, вид справа.
Общий вид сошников справа.
Сошники оснащались ручками для складывания и раскладывания.
Буксирное устройство и сошники сверху.
Сошники, вид слева. На концах станин рукояти для раскладывания и подъёма станин.
Кронштейн, удерживавший станины в сложенном виде при буксировке орудия. Расположен на правой станине. В таком виде он находился на огневой позиции.
Замок на левой станине для кронштейна фиксации станин в транспортном положении.
Рабочее место члена расчёта, отвечавшего за открытие замка и вертикальную наводку, вид сверху.
Рабочее место члена расчёта, отвечавшего за открытие замка и вертикальную наводку, вид сбоку.
Казённая часть орудия, вид справа.
Успокоитель и крепления щитового прикрытия, правая сторона.
Казённик и замок, вид справа.
Казённик, вид сверху.
Замок и казённик.
Верхняя часть противооткатных устройств и левая часть щита, вид от казённика.
Рабочее место наводчика.
Орудие слева, со стороны наводчика. Наводчик осуществлял наводку по горизонту и наведение прицела по вертикали, наводку орудия по вертикали осуществлял другой номер расчёта.
Рукоять горизонтальной наводки.
Кронштейн панорамы и механизм вертикальной наводки прицела.
Из-за того, что прицел не имел физической связи с орудием при наводке по вертикали, второй номер расчёта, вращая рукоять и совмещая эти риски, наводил орудие по вертикали. Вид рисок от наводчика.
Вид рисок со стороны второго номера расчета, который осуществлял вертикальную наводку.
Комментарии к данной статье отключены.