В 1812 году, одновременно с походом армии Наполеона в Россию, на другом конце земли началась война между Англией и США. Американцы надеялись, что смогут прибрать к рукам канадские земли и часть испанских территорий, пока европейские страны заняты своими проблемами. Интересные события в ходе этой войны происходили на море, где корабли US Navy вступали в сражения с английскими судами. Об одном из таких эпизодов и пойдёт речь.
Американские супер-фрегаты
Вторая война за независимость развивалась не слишком удачно для янки. В нескольких сухопутных сражениях американцы были разгромлены, а на море из-за слабости сил могли вести только крейсерскую войну.
Проблема заключалась в малочисленности US Navy. На рубеже XVIII—XIX веков, понимая, что не могут соперничать с европейскими державами в количестве кораблей, США решили построить несколько супер-фрегатов. Эти парусники отличались высокой скоростью и маневренностью, но в то же время обладали толстыми бортами и были вооружены пушками линкорного калибра в 24 фунта.
Была заложена серия из 6 фрегатов:
Наименование |
Верфь |
Пушки |
Морской инженер |
Начальник строительства |
«Чесапик» |
Госпорт, Вирджиния |
38 |
Иешуа Фокс |
Ричард Дейл |
«Конститьюшн» |
Бостон, Массачусетс |
44 |
Джордж Калгхорн |
Сэмьюэл Николсон |
«Президент» |
Нью-Йорк, Нью-Йорк |
44 |
Форман Чизмен |
Сайлэс Телбот |
«Юнайтед Стейтс» |
Филадельфия, Пенсильвания |
44 |
Джошуа Хамфрис |
Джон Барри |
«Конгресс» |
Портсмут, Нью-Хэмпшир |
38 |
Джеймс Хаскет |
Джеймс Север |
«Констелейшн» |
Балтимор, Мериленд |
38 |
Дэвид Стоддер |
Томас Тракстан |
Героем этой истории станет фрегат «Чесапик». К началу войны он нёс на опер-деке двадцать девять 18-фунтовых пушек, так как 24-фунтовки оказались для него слишком тяжелы, а на надстройках имел восемнадцать 32-фунтовых карронад, две 12-фунтовые длинные погонные пушки и одну 12-фунтовую карронаду. Постройка судна обошлась казне в 220 677 долларов (44 135 фунтов стерлингов).
В самом начале войны американским фрегатам удалось достичь впечатляющих успехов: были потоплены или захвачены три британских 38-пушечных фрегата «Герьер», «Македониэн» и «Ява». Сказалось то, что американские корабли всё же были гибридами, а потому имели и лучшую защиту, и лучшее вооружение. К 1813 году британское Адмиралтейство предписало своим крейсерским силам принимать бой с янки только в соотношении «два своих против одного чужого». Английские капитаны были недовольны этим распоряжением и раз за разом искали возможности вступить в бой один на один с каким-либо из фрегатов США.
Случай представился 38-пушечному «Шеннону».
«Прошу Вас оказать мне честь…»
В апреле 1813 года в бостонской гавани были заблокированы четыре американских супер-фрегата: «Президент», «Конгресс», «Чесапик» и «Конститьюшн». На их пути стояло британское соединение в составе фрегатов «Шэннон» и «Тенедос», а также 74-пушечных линкоров «Вэлиант» и «Хог». 30 апреля туман и плохая видимость вынудили британцев отойти от Броуд Саунд, и два американских фрегата — «Президент» и «Конгресс» — сумели ночью проскользнуть мимо противника и выйти в новое крейсерство. В Бостоне остались только «Конститьюшн» и «Чесапик».
В начале мая новый капитан фрегата «Чесапик» Джеймс Лоуренс получил приказ вырваться из Бостона к устью реки Святого Лаврентия и нарушить там британское прибрежное судоходство. 1 июня 1813 года Лоуренс покинул гавань и сразу же обнаружил перед собой 38-пушечный британский фрегат «Шэннон», которым командовал Филипп Брок.
Понимая, что его соединение откровенно упустило прорыв «Президента» и «Конгресса», Брок делал всё возможное и невозможное, чтобы выманить какой-нибудь фрегат US Navy из гавани. Он перехватывал торговые корабли, поджигал их и пускал в гавань Бостона, а в конце концов послал американскому капитану вызов, предлагая устроить дуэль фрегат против фрегата:
31 мая 1813 года.
«Сэр, так как представляется, что «Чесапик» сейчас готов к выходу в море, я прошу Вас оказать мне честь и вывести его против «Шеннона», один на один, чтобы испытать удачу наших флагов. На «Шенноне» имеются двадцать четыре бортовых орудия и одна лёгкая шлюпочная пушка; 18-фунтовки на главной палубе и 32-фунтовые карронады на квартердеке и баке; его команда состоит из 300 мужчин и мальчиков, не считая тридцати моряков, юнг и пассажиров, которые были в последнее время приняты на борт с освобождённых призов. Умоляю Вас, сэр, не подумайте, что желать встречи с «Чесапиком» меня побуждает лишь тщеславие или будто я рассчитываю на то, что только Ваше честолюбие вынудит Вас принять это приглашение. У нас у обоих имеются благородные мотивы.
Вам будет лестно узнать, что, по моему мнению, исход нашей встречи может стать величайшей услугой, которую я в состоянии оказать моей стране; и я не сомневаюсь, что Вы, будучи в равной степени уверены в успехе, убеждены, что только непрестанными триумфами в равных поединках Ваш небольшой флот может надеяться утешить Вашу страну, торговлю которой он больше не в силах защищать.
Прошу Вас оказать мне услугу и ответить на это письмо без промедления. У нас заканчивается провизия и вода, и мы не можем долго оставаться здесь».
Бой, о котором просил Филипп Брок, состоялся, но описания его с разных сторон расходятся. По канонической версии, озвученной Альфредом-Тайером Мэхэном и Теодором Рузвельтом, вышедший из гавани «Чесапик» сразу же рванул к поджидавшему его «Шэннону», поскольку якобы имел прямой приказ атаковать британца. В таком изложении совершенно непонятен прямо-таки самоубийственный приказ американского руководства. Супер-фрегаты не создавались для боя с кораблями: вражеские линкоры и фрегаты были скорее помехой, мешавшей захватывать торговые суда противника и потрошить его конвои. Кроме того, у американцев было слишком мало кораблей, чтобы позволить себе рисковать ими.
В подтверждение своей версии Рузвельт приводит письмо Лоуренса, написанное им перед выходом из гавани, где есть такие слова:
«Английский фрегат в прямой видимости. Я хочу задать ему хорошую взбучку перед тем, как стемнеет».
Но целью «Чесапика» было побережье Ньюфаундленда, где он должен был атаковать английские торговые суда. Выходит, Лоуренс занимался самоуправством. Кроме того, Мэхэн и Рузвельт утверждают, что Лоуренс не получал вызова на дуэль между фрегатами и что вышел из гавани он по своей инициативе. В таком случае капитан «Чесапика» должен был прежде всего выполнять задачу, поставленную ему руководством, а не стремиться сломя голову в бой с «Шэнноном».
С другой стороны, мало верится в то, что «Шэннон» во время сближения с американским фрегатом безвольно лежал в дрейфе, поджидая противника. Брок ведь уже упустил одно соединение US Navy. Пропусти он ещё и «Чесапик» — трибунал был бы неизбежен.
Британское описание, сделанное Хэмфри Стенхаузом, сменившим после боя тяжело раненного Брока, отличается от американского. Например, английский отчёт говорит, что Лоуренс погиб перед самым абордажем, тогда как американцы утверждают, что капитан «Чесапика» получил в грудь заряд картечи ещё при сближении судов.
Силы сторон
«Чесапик» представлял собою ослабленную версию хамфрисовоского супер-фрегата и имел следующее вооружение: двадцать восемь длинных 18-фунтовок, двадцать 32-фунтовых карронад и одну 18-фунтовую карронаду на квартердеке. Вес бортового залпа — 581 фунт. Как видим, вооружение «Чесапика» на день боя несколько отличалось от проектного. Такая практика объяснялась как особенностями предстоящего задания, так и предпочтениями капитанов в вооружении своего корабля в разные периоды.
Британский фрегат «Шэннон» нёс двадцать четыре 18-фунтовые длинные пушки на главной палубе, шестнадцать 32-фунтовых карронад на надстройках, две длинные 9-фунтовки в качестве погонных пушек и две 12-фунтовые карронады в качестве ретирадных орудий. Вес бортового залпа — 526 фунтов.
Экипаж Брока был одним из лучших в своем флоте: его артиллеристы не раз выигрывали призы по стрельбе, команда действовала слаженно — члены экипажа служили вместе с 1806 года. Кроме того, капитан тренировал своих комендоров в заряжании пушек с завязанными глазами, добиваясь полнейшего автоматизма действий. Ещё один факт, свидетельствующий о находчивости командира корабля. В те времена угол возвышения пушек регулировался специальными клиньями, подкладываемыми под казённую часть орудия. Брок поступил просто: он с разными упорами пристрелял пушки на весь спектр дальностей от 600 до 30 ярдов и приказал сделать на клиньях метки, соответствующие дальности стрельбы.
В команду «Чесапика» артиллерийские расчёты были набраны недавно и не имели боевого опыта. Однако фрегат только что вышел из бухты и имел отдохнувшую команду, тогда как «Шэннон» находился в 58-дневном крейсерстве. За одиннадцать дней своего командования Лоуренс успел провести для своей команды десять учений по стрельбе — ко дню сражения экипаж уже успел набить руку.
Дуэль без секундантов и распорядителей
Если убрать из описаний явные несоответствия, получается следующая картина.
1 июня 1813 года противники встретились на выходе из гавани Бостона совершенно случайно. Лоуренс прохаживался по шканцам, посматривая в подзорную трубу, тогда как Брок обходил артиллерийские расчеты, беспрестанно повторяя:
«Парни, бейте в корпус и по надстройкам. Действуйте хладнокровно. Не цельте в мачты, выбивайте экипаж, и мы легко возьмем их корабль».
В 17.30 оба фрегата начали сближение. Корабль Брока занял наветренное положение, быстро подошел и чуть не навалился на американца корпусом. «Чесапик» проскочил вперед, и «Шэннон» оказался под ветром.
В 17.40 начался бой, причём на дальности меньше пистолетной — 35 м. Первым дал залп картечью «Шэннон», и не только из 18-фунтовок, но и засыпав «Чесапик» градом мушкетных пуль. Корабль Лоуренса ответил, причём — поскольку американцы были на ветре — они стреляли чуть вниз, в корпус, и «Шэннон» получил несколько подводных пробоин. Залп 32-фунтовых карронад «Чесапика» смёл с квартердека англичан 12-фунтовые карронады вместе с расчётами. В ответ орудия Брока ударили по шканцам янки картечью. Лоуренс попытался вырваться вперед и приказал поднять все паруса, но Брок, положив руль, дал залп по корме американца и сбил руль, лишив «Чесапик» управления. В результате супер-фрегат развернуло носом к британцу. «Чесапик» мог бы попытаться уйти, если бы не случайность, решившая исход боя.
Один из якорей «Шэннона» залпом американцев был сорван со своего места и зацепился за пятый от кормы орудийный порт «Чесапика». В результате корабли оказались связаны друг с другом. Поняв, что надо ждать абордажа, Лоуренс отдал приказ всем морякам подняться на шканцы. Но перепуганный горнист Уильям Браун не смог дать нужный сигнал, и в результате на шканцах собрались только морпехи и расчеты орудий квартердека. В этот момент прозвучал очередной мушкетный залп англичан, и Лоуренс, сражённый сразу четырьмя пулями, упал, обливаясь кровью. Затем начался абордаж — быстрый и беспощадный.
В 18.00 Брок с двадцатью матросами ступил на палубу «Чесапика». Залп американцев убил двоих, остальные моряки ворвались на почти пустой квартердек «Чесапика». В этот же момент английский фрегат дал залп из уцелевших карронад бака и буквально смёл обороняющихся с палубы. Некоторые американцы ринулись вниз в поисках спасения.
Честь флота США поддержали лейтенант Кокс и мичман Рассел, в 18.05 развернувшие 18-фунтовую карронаду в сторону англичан, чтобы выстрелить по шканцам «Шэннона». Этот выстрел произвёл среди нападавших заминку: минимум семь человек погибло, десять — получили ранения. В этот же момент лейтенант US Navy Ладлоу поднял матросов с нижней палубы в атаку, и на квартердеке «Чесапика» начался рукопашный бой. Янки удалось потеснить англичан, однако вскоре Ладлоу получил пулю в грудь. Атака не удалась, образовалось несколько обособленных групп сопротивления на шканцах и на баке супер-фрегата.
В 18.08 Брок повел своих людей — а их на «Чесапике» насчитывалось уже до 40 человек — в бой. В жестокой рукопашной он отбил сабельный удар американского лейтенанта, но был сбит с ног прикладом мушкета и получил рану в голову тяжёлым палашом. Уже поверженного Брока дважды проткнули штыками американские морпехи, и он бы погиб, если бы очередная волна идущих на абордаж матросов с «Шэннона» просто не размазала обороняющихся. В живых остался лишь третий лейтенант Уильям Кокс, который находился не на палубе, а на опер-деке, поскольку вместе с матросами выносил вниз тяжело раненного Лоуренса. Таким образом, на верхней палубе в этот момент американских офицеров не осталось совсем.
В 18.10 в спину американцам произвели выстрел из 32-фунтовой карронады, но матросов US Navy на верхней палубе оставалось так мало, что были ранены и несколько англичан, в том числе сменивший Брока первый лейтенант Джордж Ватт. Ватт получил картечную пулю в колено, но встал и, хромая, с двумя пистолетами в руках, упрямо пошёл на редкую стену обороняющихся. Оставшиеся в живых американцы бежали на нижнюю палубу. Тем не менее, супер-фрегат не собирался сдаваться. Один из американских матросов полез на бизань-мачту и приколотил гвоздями звёздно-полосатое знамя, а после, с тремя пулями в голове, свалился замертво.
В 18.12 англичане через пушечные порты и люки начали штурм опер-дека. Сопротивление янки утратило последние признаки организованности. Уже через 10 минут остатки команды «Чесапика» сдались.
Несмотря на столь длительное описание, абордаж длился всего 15 (по английским оценкам) или 20 (по американским) минут. Победа англичан была полной. Брок, несмотря на ранения, находился в сознании и принял капитуляцию. Вскоре из-за потери крови силы его покинули, и он потерял сознание. Часы показывали 18.20.
Награды, похороны, суды
Подведем итоги боя. С 17.40 до 18.00 «Чесапик» сумел дать 5 полных залпов. «Шэннон» за то же самое время произвел 10 залпов. «Шэннон» получил 5 подводных пробоин в левом борту, у него были повреждены бушприт и бизань-мачта. Потери англичан составили 24 человека убитыми и 56 ранеными из 330 человек экипажа. «Чесапик» был избит гораздо больше: в бортах зияли дыры, были повреждены руль, квартердек и все мачты у оснований, одно из британских ядер прошило корпус навылет, 6 орудий было сбито с лафетов. Потери янки составили 48 убитыми (в том числе и капитан Лоуренс) и 99 ранеными из 386 человек экипажа.
По большому счёту, бой «Чесапика» и «Шэннона» показал лишь одно: британский 38-пушечный фрегат вполне способен победить своего американского коллегу — пусть даже у того крепче борта. На таком малом расстоянии (35 м) пара залпов 24-фунтовок 44-пушечных кораблей просто потопила бы «Шэннон».
6 июня «Шэннон» прибыл в Галифакс, ведя за собой захваченный «Чесапик». После ремонта, 5 сентября, он вышел в очередное крейсерство, а 4 октября направился в Англию, взяв на борт своего бывшего капитана Филиппа Брока. 2 ноября корабль прибыл в Портсмут, где моряков «Шэннона» встретили как героев. Брок из-за серьёзных ран не мог продолжать службу во флоте, зато он получил титул баронета, городской совет Лондона избрал его своим почётным членом и вручил ему осыпанную бриллиантами шпагу. Командиром «Шэннона» стал Хэмфри Стенхауз. Победа над американцами была прозвана «второе славное 1-е Июня».
Лоуренс был похоронен в Галифаксе с воинскими почестями. «Чесапик» приобрело Адмиралтейство, и он вошел в состав Royal Navy.
В США поражение фрегата вызвало судебное разбирательство. Американцы ограничились поиском формальных причин поражения, сделав козлом отпущения несчастного Кокса. Ему вменили в вину то, что он в критический момент боя находился на нижней палубе и тем самым оставил отражающих абордаж матросов без командования. Но, когда Кокс спускался на опер-дек, на шканцах ещё оставались офицеры. Тем не менее, Кокс был признан виновным, и в 1814 году его с позором уволили из флота.
Правда, победа «Шэннона» над «Чесапиком» мало что изменила в стратегической ситуации. Подходившие к берегам США английские подкрепления начали блокировать порты, а главной их задачей была борьба с американскими каперами.
Комментарии к данной статье отключены.