В самом начале Гражданской войны в США южане упустили возможность приобрести флот ликвидируемой Ост-Индской компании. В это же время одна из британских судоходных компаний выставила на продажу семь железных винтовых клиперов. Покупка сразу целой флотилии готовых кораблей могла значительно расширить возможности южан на море, однако контракт так и не был подписан…
В 1848 году британский предприниматель и судовладелец Джеймс Лэминг основал Судоходную компанию паровых винтовых судов (General Screw Steam Shipping Company). До этого Лэминг около тридцати лет владел несколькими парусниками, совершавшими регулярные рейсы между Англией и Нидерландами. Для 1848 года идея заменить парусники винтовыми пароходами была если не революционной, то вполне новаторской.
В середине XIX века информация перемещалась по миру со скоростью парусного корабля и содержалась в обычной бумажной переписке. Деловых и личных бумаг циркулировало настолько много, что ими можно было загружать трюмы кораблей, а доставка документов была важным и выгодным делом. Появление пароходов увеличивало надёжность и скорость доставки почты, а при неэкономичности первых паровых машин только дорогие почтовые перевозки могли обеспечить пароходным компаниям хорошую прибыль.
Почтовые пароходы мистера Лэминга
В конце 1849 года на маршрут Ливерпуль — Гибралтар — Мальта — Константинополь вышел первый 500-тонный железный винтовой пароход «Босфор». Вскоре к нему присоединились однотипные «Геллеспонт», «Пропонтида» и «Предвестник». Годом позже компания Лэминга получила контракт на почтовые перевозки между Плимутом и Кейптауном с условиями оплаты в 30 тысяч фунтов стерлингов ежегодно. Бизнес процветал и потребовал расширения. Судостроителю Чарльзу Мэйру из Блэквелла (пригород Лондона), построившему первые четыре парохода, компания заказала ещё более крупные и мощные суда: «Королева Юга», «Леди Джоселин», «Индиана», «Калькутта», «Маврикий» и «Гидасп».
В 1852 году новые пароходы стали на почтовые маршруты между Англией, Мадрасом и Калькуттой, став индиаменами — кораблями, совершающими плавания в Индию. В 1853 году ещё одно новое судно компании («Арго») начало осуществлять почтовые рейсы между Англией и Австралией. Фактически это был первый пароходный маршрут между метрополией и её самыми отдалёнными колониями.
В 1854 году и без того немалый флот Лэминга пополнили винтовые клиперы «Золотое руно» (Golden Fleece), «Ясон» (Jason), «Принц» (Prince) и «Крез» (Croesus). В среднем каждый из почтовых маршрутов приносил компании от 10 000 до 30 000 фунтов стерлингов в год (без учёта сопутствующих грузов и пассажиров), а средняя стоимость постройки одного судна на все той же судоверфи в Блэквелле составила 90 000 фунтов стерлингов.
Во время Крымской войны 1854–1855 годов все корабли компании были зафрахтованы британским правительством для перевозки солдат, вооружения и припасов из Англии в Крым. Три корабля были потеряны: в ноябре 1854 года во время урагана погиб «Принц», в феврале 1855 года во время докования в Саутгемптоне сгорел «Маврикий», в апреле того же года был уничтожен пожаром «Крез».
Всего под флагом компании действовало 15 судов, в том числе 4 небольших парохода водоизмещением около 500 т и 11 крупных винтовых клиперов водоизмещением около 2500 т. Как упоминалось выше, три крупных клипера были потеряны во время Крымской войны. «Босфор» в 1858 году перешёл в руки частного владельца Уильяма Инмана. «Предвестник» был продан в Россию 14 октября 1856 года. «Геллеспонт» продали с торгов группе частных лиц 22 января 1856 года. «Пропонтида» была продана в 1857 году и участвовала в прокладке трансатлантического телеграфного кабеля.
Из рук в руки
В 1857 году все оставшиеся восемь судов компании были проданы новой Европейской и Американской пароходной судоходной компании (European & American Steam Shipping Company). Согласно записям реестра, новые владельцы получили шесть однотипных пароходов водоизмещением по 1850 т («Королева Юга», «Леди Джоселин», «Ясон», «Индиана», «Золотое Руно» и «Арго»), а также два парохода покрупнее («Гидасп» — 2243 т, «Калькутта» — 2260 т). Приведённые цифры отличаются от построечных характеристик, что связано с различиями в методиках оценки размеров.
Новые владельцы занимались перевозками между Гавром, Бременом и Нью-Йорком, доставляя в США эмигрантов из Европы, а также обеспечивали сообщение с Южной Америкой. С началом восстания сипаев в Индии все суда были зафрахтованы Британской Ост-Индской компанией по 17 тысяч фунтов стерлингов за каждый. На этот раз речь идёт именно о всемирно известной компании, которая использовала пароходы для доставки военных и прочих грузов из Англии в Индию.
В 1859 году в кораблекрушении был потерян «Арго», но на этом неприятности не закончились. Финансовое состояние компании было плачевным, а долги росли. Балансовая стоимость оставшихся семи судов оценивалась в 564 тысячи фунтов стерлингов. К декабрю 1860 года владельцам не оставалось ничего иного, как продать Ост-Индской и Лондонской судоходной компании (East India and London Shipping Company Limited) весь свой флот за 250 тысяч фунтов стерлингов. Новый владелец не имел ни других судов, ни заключённых контрактов на перевозки. До получения в июле 1861 года британских правительственных заказов на перевозку солдат и припасов из Англии в Канаду флотилия практически бездействовала. В то время в её состав входили следующие суда:
- «Ясон» водоизмещением в 2668 т, спущен на воду 6 августа 1853 года. Единственное судно в серии с паровой машиной фирмы «Джеймс Уатт и Компания» (прочие пароходы снабжались машинами фирмы Модсли).
- «Золотое руно» водоизмещением в 2768 т, во время Крымской войны использовался как специализированный транспорт для перевозки лошадей (около 500 голов за один рейс). 12 мая 1862 года с этим пароходом произошёл примечательный инцидент. Отношения между Великобританией и США были настолько враждебными, что, когда в открытом море к «Золотому руну» стал приближаться большой пароход, принятый за американский, капитан британского клипера приготовился к бою. Канониры встали к шести длинноствольным 24-фунтовым пушкам и даже сделали несколько выстрелов, однако когда дистанция между судами сократилась, то выяснилось, что это французский транспорт.
- «Индиана» водоизмещением в 2365 т, спущена на воду 8 апреля 1852 года. Чтобы понять, откуда в России возник столь большой интерес к грузу однотипного «Принца», погибшего во время Крымской войны, стоит заметить, что только в одном из рейсов в сентябре 1857 года в трюмах «Индианы» было 65 тысяч долларов монетами.
- «Калькутта» водоизмещением в 2261 т, вместимость — до 100 пассажиров при полной загрузке трюмов.
- «Гидасп» водоизмещением в 2249 т, спущен на воду 30 августа 1852 года. Как и все прочие клиперы серии, он был парусным кораблём со вспомогательной паровой машиной. При использовании одновременно парусов и машины разгонялся до 14–15 узлов.
- «Леди Джоселин» водоизмещением в 2242 т, оценочная стоимость — 80–90 тысяч фунтов стерлингов. Спроектирован как вспомогательный военный корабль (был полностью готов к установке зарезервированного вооружения), офицеры числились в резерве Королевского флота. В собственности компании — с 18 декабря 1860 года, грузоподъёмность — до 100 пассажиров и 3000 тюков груза. Был зафрахтован британским правительством, в 1862 году перевозил солдат из Индии в Англию, годом позже — из Англии в Новую Зеландию. Фактическая скорость под парами составляла лишь 7 узлов (по данным на 1863 год).
- «Королева Юга» водоизмещением в 2221 т, спущена на воду 29 октября 1851 года. Построечная стоимость — 70 тысяч фунтов. В салоне на верхней палубе размещались 130 пассажиров. В Крымскую войну использовалась в качестве войскового транспорта, перевозя до 800 солдат за рейс.
Упущенный шанс
Гражданская война в США началась в апреле 1861 года, а в мае посредник ливерпульской торговой компании «Фрейзер, Тренхольм и Компания» Чарльз Приоло уже был готов предложить южанам купить частный Индийский флот ликвидированной британской Ост-Индской компании (не путать с Ост-Индской судоходной компанией) за 2 млн фунтов стерлингов. Рассчитаться планировалось хлопком.
С учётом того что сделка по продаже клиперов Ост-Индской судоходной компании была заключена за пять месяцев до начала войны, южане или их представители не смогли бы купить суда за 250 тысяч фунтов. Однако у них было три месяца (с апреля по июнь 1861 года), чтобы попробовать перекупить их у нового владельца. Конечно, сумма сделки была бы куда выше, чем на аукционе в декабре 1860 года, но даже в случае необходимости оплаты наличными деньгами это не должно было стать проблемой. В начале войны Конфедерация располагала значительными средствами в твёрдой валюте и при наличии политической воли могла бы позволить себе покупку всех семи судов.
В случае покупки конфедераты могли бы использовать клиперы для перевозки хлопка из Америки в Европу — доходы от таких рейсов очень скоро покрыли бы все затраты на приобретение кораблей.
Трудно сказать, почему администрации президента Конфедерации Джефферсона Дэвиса не были предложены более современные и подходившие южанам винтовые клиперы. Возможно, в этом не был финансово заинтересован основной коммерческий партнёр южан в Великобритании — «Фрейзер, Тренхольм и Компания». А может быть, представитель этой компании Чарльз Приоло попросту не имел достаточной информации.
Очень полезные корабли
Каждый из пароходов, основные характеристики которых приведены в таблице в конце статьи, был построен с учётом возможности вооружения, и южанам не требовалось бы никаких переделок. Достаточно было просто поставить пушки на главную палубу и погрузить в погреба снаряды и порох. Первоначально вооружением каждого из пароходов могли бы стать 32-фунтовые или 64-фунтовые гладкоствольные пушки (до 20 и 12 штук соответственно). Этого было бы достаточно, чтобы вступить в бой с любым федеральным кораблём из состава эскадры, блокировавшей тот или иной порт Конфедерации. Стоит напомнить, что первые месяцы войны объявленная северянами блокада была «бумажной»: для активных действий у янки просто не хватало кораблей. Из военных кораблей федералов только огромные винтовые фрегаты были безусловно сильнее индиаменов. К счастью для южан, пять этих исполинов были поодиночке разбросаны по всем блокадным станциям. Что же касается винтовых и колёсных шлюпов северян, то по размерам и боевым возможностям они равнялись или уступали британским клиперам. Кроме того, южане могли действовать группами кораблей.
Кроме функций прорыва блокады, индиамены значительно лучше колёсных пароходов подходили на роль истребителей торговли Союза. Проанализировав действия своих первых крейсеров, южане пришли к выводу, что рейдером должен быть быстроходный парусник со вспомогательной паровой машиной и приводом на гребной винт. Таких кораблей было заказано шесть (четыре во Франции и два в Великобритании), но ни один из них так никогда и не поднял флаг Конфедеративных Штатов. Водоизмещение строившихся крейсеров составляло около 2000 т, вооружение — до 14 нарезных пушек. Что же касается винтовых клиперов, то каждый из них можно было перевооружить двенадцатью-четырнадцатью 6-дюймовыми или тремя-четырьмя 8-дюймовыми нарезными пушками. В целом для успешных крейсерских операций хватило бы и трёх нарезных пушек на поворотных платформах. Кроме того, экипаж военного корабля на 60% состоял из артиллеристов, поэтому уменьшение их количества серьёзно повысило бы возможности южан по найму экипажей, а также автономность крейсеров.
Наконец, винтовые корабли стали бы донорами механизмов для строительства броненосцев. Известно, что наличие готовых механизмов было стартовой точкой для постройки абсолютного большинства броненосцев Конфедерации. Как правило, эти механизмы были изношены и маломощны, машины же собственной постройки являлись большой редкостью и имели крайне низкие характеристики. Комплект из семи качественных и надёжных британских механизмов дал бы южанам шанс построить больше броненосцев и лучше защитить свои гавани.
Доподлинно неизвестно, почему флотилия из семи отличных винтовых пароходов не попала в поле зрения британских партнёров правительства Конфедерации. Эти суда были бы выгодным приобретением и могли бы стать костяком океанского флота южан. Получив флот «под ключ», конфедераты доставили бы множество неприятностей своим врагам. Клиперы могли бы стать трансатлантическими транспортами, кораблями охраны гаваней, океанскими крейсерами или в крайнем случае донорами механизмов для броненосцев. Тем не менее этого не случилось, и флот Конфедерации был обречён вести неравную борьбу в условиях подавляющего превосходства северян.
Название |
Год |
Водоизмещение, т |
Машина |
Размеры, м |
Резерв под вооружение |
---|---|---|---|---|---|
«Золотое руно» |
1853 |
2768 |
350 л. с., 9 узлов |
85 × 12,8 × 9,4 |
нет данных |
«Ясон» |
1853 |
2668 |
350 л. с., 9 узлов |
85 × 12,8 × 9,4 |
нет данных |
«Индиана» |
1852 |
2365 |
300 л. с., 9 узлов |
74 × 8,8 × 7,6 |
нет данных |
«Калькутта» |
1852 |
2261 |
300 л. с., 10 узлов |
74 × 11,6 × 7,6 |
20 × 32 фнт, 2 × 10 дм |
«Гидасп» |
1852 |
2249 |
300 л. с., 10 узлов |
75 × 11,3 × 7,6 |
20 × 32 фнт, 2 × 10 дм |
«Леди Джоселин» |
1851 |
2242 |
300 л. с., 9 узлов |
82 × 11,6 × 7,6 |
20 × 32 фнт, 2 × 10 дм |
«Королева Юга» |
1851 |
2221 |
300 л. с., 10 узлов |
72 × 9,14 × 7,6 |
26 × 32 фнт, 2 × 10 дм |
Список источников и литературы:
- Foster, Kevin J. National Archives Trust Fund Board 2001. The diplomats who sank a fleet: the Confederacy's undelivered European fleet and the Union Consular Service. ISSN: 0033–1031.
- Parker, Captain H. and Frank C. Bowen. Mail and passenger steamships of the nineteenth century. — Sampson Low, Marston & Co. Ltd, London, 1928.
- Sullivan, D. M. Phantom Fleet: The Confederacy's Unclaimed European Warships. — Warship International. Toledo, OH: International Naval Research Organization. XXIV (1): 12–32. ISSN 0043–0374.
- http://www.historic-shipping.co.uk.
- http://www.theshipslist.com.
- http://www.abrandonjones.com.
Комментарии к данной статье отключены.