Во второй половине 1940-х годов – времени, когда на Ближнем Востоке было создано государство Израиль, «юдофилия» была весьма распространенным явлением. Политики ряда стран мира вели геополитические игры, то поддерживая палестинских евреев, то ставя им палки в колеса, но многие граждане этих стран, не обремененные узами политических договоренностей или дипломатической практики, испытывали к Израилю симпатию. Некоторые люди, ранее воевавшие на полях сражений Второй мировой войны или пережившие войну в тылу, ехали в Палестину, так как не видели возможностей дальнейшей самореализации на родине. К тому же, после циничной политики умиротворения Гитлера, пакта Молотова-Риббентропа, советской диктатуры, поведения союзников во время «Странной войны» и открытия второго фронта Война за независимость Израиля казалась многим святым и великим актом. Эта война явилась символом непокорности еврейского народа, который прожил века в изгнании, но сумел сохранить идентичность, культуру и религию, возродить свой древний язык. Один из иностранных добровольцев ЦАХАЛ, летчик Гордон Леветт сказал об этом так: «Мне удалось оставить мир лучшим, нежели он был, когда я вошел в него, ибо я помог основать государство Израиль».
Руководство «ишува» (еврейских поселений) в Палестине не только не препятствовало потоку добровольцев, но всячески способствовало им и даже призывало людей ехать на Святую Землю. С соответствующим призывом выступил лидер палестинских евреев, будущий премьер-министр Израиля Давид Бен-Гурион. По разным подсчетам защищать государство Израиль собралось от 3500 до 4000 добровольцев со всего мира. По странам происхождения добровольцы разделились следующим образом: примерно 1000 добровольцев прибыли из США, 250 – из Канады, 700 – из Южной Африки, 600 – из Великобритании, 250 – из Северной Африки, по 250 – из Бельгии, Франции и стран Латинской Америки. Кроме того, в Израиль прибыли и небольшие группы добровольцев из Австралии, Финляндии и Родезии. Большая часть этих людей прибыла в Израиль в 1948 году и приняла участие во втором этапе Войны за независимость, начавшемся после ухода британской колониальной администрации из Палестины и провозглашения государства Израиль. Несомненно, на долю иностранных добровольцев пришлись самые тяжелые месяцы войны. Не всем добровольцам довелось дожить до победы – 119 из них погибли в боях.
Организация, объединявшая иностранных добровольцев в рядах ЦАХАЛ, называлась «Махал». Большая часть членов «Махал» служила в израильских ВВС, составляя четверть всего личного состава ВВС страны. В основном это были ветераны британской и американской армий. Интересно, что в те годы в ВВС Израиля английский язык даже превосходил иврит по степени употребляемости. Кроме ВВС значительное количество иностранных добровольцев служило в ВМС и пехоте.
Многие «махаловцы» были довольно крупными военными специалистами, получившими бесценный опыт на полях сражений Второй мировой войны. Самым высокопоставленным иностранным добровольцем ЦАХАЛ был бывший полковник американской армии Дэвид Маркус, сражавшийся под именем «Микки Стоун». О нем стоит рассказать отдельно.
Дэвид Маркус родился в 1901 году в США в семье ортодоксальных евреев-эмигрантов из России. В 1924 году окончил военную академию в Вест-Пойнте, параллельно учась в Юридической школе Бруклина. В 1927 году он вышел в отставку и занялся юридической практикой, но в 1940 году вернулся в армию, где работал военным юристом. Дэвид Маркус принимал участие в работе «Большой Тройки» во время Тегеранской конференции, а в 1944 году добился перевода в воздушно-десантные части и участвовал в знаменитой высадке в Нормандии. После окончания Второй мировой войны служил в американских оккупационных войсках в Германии и был участником рабочих групп во время Ялтинской и Потсдамской международных конференций. Там он столкнулся с проблемой евреев-перемещенных лиц, а также освобожденных узников нацистских лагерей. Большинство из них страдало от бюрократических проволочек при решении проблемы возвращения в дома, которыми они владели до Холокоста, или переселения в Палестину, США и другие страны.
В 1947 году Маркус демобилизовался из армии и открыл в Нью-Йорке юридическую фирму, помогавшую еврейской военной организации «Хагана» находить в США ветеранов Второй мировой войны и отправлять их в Израиль к качестве призывников-добровольцев. В январе 1948 года Маркус решил, что настало время отправиться в Палестину и ему самому. По воспоминаниям людей, знавших Маркуса, он просто почувствовал, что может больше дать еврейскому народу, если отправится в Палестину. По просьбе Бен-Гуриона Маркус провел своеобразный «аудит» положения дел в «Хагане». В отчете, который он предоставил Бен-Гуриону, отмечалось, что «Хагана» и «Пальмах» «располагают прекрасным, смелым человеческим материалом, но командиры умеют руководить только отделениями и взводами». Совместно с заместителем главы Генерального штаба ЦАХАЛ Игаэлем Ядином Дэвид Маркус разработал методику обучения личного состава ЦАХАЛ в условиях, максимально приближенным к боевым.
В Израиле Дэвид Маркус получил звание бригадного генерала и командовал воинской частью ЦАХАЛ, располагавшейся в районе Иерусалима (фактически являясь при этом командующим Иерусалимским фронтом). Там он трагически погиб 11 июня 1948 года, будучи по ошибке застреленным израильским часовым. Соратники Маркуса отмечают, что в 1948 году его военный опыт оказал Израилю неоценимую услугу во время осады Иерусалима арабскими войсками. В эти дни он был настоящим лидером и «мозговым центром» группировки израильских войск, осаждавшей Иерусалим. «Он был лучшим человеком из всех, с кем мы имели дело», – сказал о Дэвиде Маркусе обычно скупой на похвалы Давид Бен-Гурион.
Самыми активными среди тех, кто добровольно отправился воевать в Палестину, были граждане Финляндии. Они составляли незначительную долю в «Махал», но при этом почти 10% финских евреев, которые в недавнем прошлом были офицерами и солдатами финской армии, добровольно отправились защищать Израиль. Командовал ими участник Второй мировой войны майор Соломон Класс. Еще в 1930-е годы Класс больше пяти лет провел в Палестине, сражаясь против арабов на стороне еврейских боевых формирований. Во время военного сотрудничества Финляндии и Германии Класс был в числе тех, кто отказался от немецкого «Железного креста».
Традиции международного военного волонтерства сильны в Израиле до сих пор. Несмотря на то, что сегодня они частично ограничены происхождением потенциального добровольца, лица, попадающие под израильский «Закон о возвращении», могут пройти срочную службу в ЦАХАЛ в рамках программы «Махал-2000», не становясь при этом репатриантами. В рамках же программы «Сар-Эль» даже люди нееврейского происхождения (кроме жителей стран СНГ) могут принять участие в хозяйственных, транспортных и организационных работах израильской армии.
Комментарии к данной статье отключены.