В последнее время подчёркнутое дружелюбие обоих государств Корейского полуострова иногда заставляет забывать о том, что кровавая война, бушевавшая здесь в 1950-1953 годах, официально всё ещё не закончилась. В 1953 году было подписано перемирие между воюющими сторонами, но мирного договора нет и по сей день. Самым ярким символом замороженного конфликта является Демилитаризованная зона, разделившая полуостров на две части.
Война на Корейском полуострове, начавшаяся 25 июня 1950 года нападением северян из Корейской Народно-Демократической Республики на южан из Республики Корея, за год из блицкрига превратилась в аналог Первой мировой. На помощь Республике Корея пришли войска ООН во главе с американским контингентом, а КНДР активно помогали Китай и СССР. Ни одна из сторон не смогла добиться победы, поэтому пришлось договариваться. 27 июля 1953 года было подписано перемирие между воюющими сторонами, которые, среди прочего, договорились установить между собой так называемую Демилитаризованную зону, которая уменьшала риск новых конфликтов. За последующие десятилетия «холодная» война на Корейском полуострове периодически становилась «горячей», но, к счастью, до полномасштабного конфликта дело не дошло.
Сейчас мирный договор кажется формальностью, ведь отношения между Кореями вполне дружелюбные. Впрочем, столь же дружелюбными эмоции были и в 2010 году, когда в марте северокорейская подлодка потопила южнокорейский корвет «Чхонан», а в ноябре артиллерия КНДР обстреляла остров Ёнпхёндо в Жёлтом море, убив несколько южнокорейских солдат и мирных жителей. Поэтому мир миром, но по обе стороны Демилитаризованной зоны постоянно готовятся к войне. Только в 2018 году страны установили вдоль Демилитаризованной зоны дополнительные буферные зоны, в которых будут ограничены перемещения и учения войск. Стороны также договорились о разминировании территории Совместной зоны безопасности в Панмунджоне и вывода с неё всех вооружённых охранников.
Опасность для людей сделала Демилитаризованную зону раем для животных, птиц и растений, которым остаётся всё меньше места на перенаселённом Корейском полуострове. Зона превратилась в настоящий заповедник редких видов.
Совместная зона безопасности в Панмунджоне
Три голубых барака в Панмунджоне — это первое, что приходит в голову при упоминании о Демилитаризованной зоне в Корее. А начиналось всё в 1951 году с обычных палаток между линиями фронта, где в течение двух лет враждующие стороны пытались договориться о прекращении огня.
После подписания перемирия в 1953 году Совместную зону безопасности не ликвидировали, поскольку она представляла удобное место для обмена пленными и переговоров между военными для разрешения конфликтов. Со временем в Панмунджоне стали встречаться и гражданские делегации. И КНДР, и Республика Корея до сих пор считают себя единственной законной властью на всём Корейском полуострове, поэтому посольств друг у друга не держат. Вместе с тем межгосударственные отношения необходимо поддерживать, несмотря на регулярные всплески враждебности и инциденты с обеих сторон.
В 50-е годы начала разрастаться и инфраструктура Совместной зоны безопасности. Палатки для переговоров заменили на постоянные бараки, появились бараки и для охраны (каждая сторона могла держать в зоне по 35 охранников). Во второй половине 60-х годов Север и Юг построили по павильону для официальных делегаций и туристов, посещавших зону. С 1971 года через Панмунджон проходит и первая «горячая линия» телефонной связи между Пхеньяном и Сеулом. Строительство новых зданий и установка различных монументов в зоне продолжаются и сейчас.
Удивительно, но поначалу территория зоны была полностью «ничейной». Обе стороны могли свободно передвигаться по всей территории Совместной зоны безопасности (примерно 800 м в диаметре) и общаться друг с другом. Позднее свободу перемещения ограничили, но окончательное разделение зоны на северную и южную части произошло только в 1976 году после убийства северянами двух американских офицеров, руководивших рубкой дерева, которое мешало обзору между двумя наблюдательными пунктами.
Со временем в Совместную зону безопасности стали привозить и туристов: сначала официальные делегации, а затем и частных лиц. В наши дни только с южнокорейской стороны Панмунджон посещает до 100 000 человек ежегодно. Впрочем, с туристами тоже случалось всякое — так, 23 ноября 1984 года один из членов советской туристической группы сбежал на юг. За ним погнались северокорейские солдаты, дорогу которым преградили американские военные; результатом стало боестолкновение. К счастью, больших потерь стороны не понесли, и серьёзных последствий этот инцидент не имел.
Следует отметить целую культуру «самовозвышения», выработанную за полвека «холодной войны» в Совместной зоне безопасности. В первый раз «самовозвышение» было вполне буквальным: ещё во время переговоров о перемирии северяне подпилили ножки стульев делегации войск ООН так, что тем пришлось смотреть на них снизу вверх. На следующий день возглавляемая американцами делегация поставила на стол переговоров флаг ООН. Это задело представителей КНДР, и на следующий день они установили на столе переговоров и свой флаг — но размером больше ооновского. Это «соревнование» продолжалось до тех пор, пока флаги не перестали помещаться в палатках. После нескольких раундов переговоров стороны договорились, что флаги на столах будут приблизительно одинаковыми, причём флаг КНДР будет шире, чем флаг ООН, зато флаг ООН будет длиннее, чем флаг КНДР.
В 80-е годы Республика Корея и КНДР вели «войну флагштоков», установив на своих сторонах Демилитаризованной зоны соответственно 98- и 160-метровые флагштоки с 130- и 270-кг флагами. Со стороны это выглядит комично, но на Востоке «потеря лица» (то есть признание своего низшего статуса) даже в мелочах считается серьёзным упущением.
Обсерватории и тоннели вторжения
Популярными туристическими объектами в Демилитаризованной зоне являются обсерватории, с которых можно увидеть запретную для южных корейцев территорию КНДР. Обсерваторий в зоне пять — насколько известно автору статьи, каждая из них ведёт своё начало от наблюдательного пункта южнокорейской армии. Никаких важных объектов на северной стороне Демилитаризованной зоны из них не увидишь, зато пейзаж открывается отличный, а любоваться природой корейцы очень любят.
Гораздо более внушительным зрелищем являются так называемые «тоннели вторжения», первый из которых был обнаружен в ноябре 1974 года. Их под зоной прокопали северяне, чтобы в случае войны обеспечить себе тайный проход в тыл американо-южнокорейских позиций. При этом тоннели вовсе не были узкими лазейками: северяне ухитрялись незаметно пробивать в сплошном граните проходы, по которым мог передвигаться даже автотранспорт. Тоннели строились в условиях строжайшей секретности, и южане обнаружили первый из них чисто случайно, заинтересовавшись странным паром, шедшим из-под земли. Впрочем, есть и альтернативные теории обнаружения этих тоннелей — как минимум об одном из них южанам рассказал перебежчик с Севера. Это порождает конспирологические теории о том, что северяне сумели пробурить не меньше 20 тоннелей, причём один из них — до самого Сеула. В связи с секретностью этих вопросов как на Севере, так и на Юге, подтвердить или опровергнуть подобные истории пока невозможно.
Автору этой статьи удалось побывать в 3-м тоннеле вторжения, расположенном ближе всего к Сеулу. Изнутри тоннель выглядит не впечатляюще, пока не поймёшь, что он пробит в сплошном граните. В крайне тяжёлых условиях северокорейские инженеры и рабочие смогли проделать невероятный труд, особенно если учесть тот факт, что следов механизации при строительстве тоннеля не замечено: всё делалось вручную.
Постов с автоматчиками, как раньше, в тоннеле уже нет, но на всякий случай сверху устроен резервуар с водой, которая должна затопить тоннель при попытке прорыва войск с Севера.
Железная дорога, приграничные станции и деревня Десонгдонг
Для южных корейцев одним из самых наглядных символов разделения полуострова является разорванное железнодорожное сообщение между Севером и Югом. Существует даже несколько монументов, обыгрывающих эту ситуацию. Восстановление пассажирского сообщения с Севером считалось одним из символических шагов к объединению двух Корей в начале 2000-х. Увы, этого так и не случилось. От этих планов осталась только обновлённые приграничные станции, расположенные на двух разных ветках в Демилитаризованной зоне: Дорасан и Бенмагоджи. С 2014 года сюда ходят специальные экскурсионные поезда. Правда, на самих станциях смотреть нечего, поэтому от них туристов к интересным местам зоны возят автобусы.
Ещё одним туристическим объектом Демилитаризованной зоны является деревня Десонгдонг. Она ничем не отличается от любой другой деревни в Южной Корее, кроме одного: это единственный населённый пункт с южной стороны зоны, своеобразный символ того, что Республика Корея не отказывается от этой территории. Деревня имеет уникальный статус: её жители не платят налогов и даже не подлежат призыву в армию. Если первое среднестатистический кореец может себе представить, то второе — никак. Уклониться от службы в армии в Южной Корее не только почти невозможно, но и постыдно. Тем не менее жителям деревни не только официально разрешено не служить — они пользуются и другими льготами, а магазины с местными продуктами являются неотъемлемой «сувенирной» частью многих экскурсий в Демилитаризованную зону.
Взамен на эти льготы жители деревни подчинены суровым правилам безопасности. Например, гости могут попасть в Десонгдонг только по спецпропускам, с 23:00 в деревне начинается комендантский час, а всех жителей пересчитывает охрана (ранее сюда не раз заходили северокорейские диверсанты). Все эти ограничения не беспокоят местных жителей. Волнует их другое: молодёжь выезжает из скучной деревни в шумный и привлекательный Сеул.
В индивидуальном порядке туристу в Демилитаризованную зону не попасть — только в составе организованной экскурсии (за исключением обсерватории в Госонге). Зато экскурсий в район Демилитаризованной зоны много. Стоит отметить, что большинство из них относятся к западному участку зоны: на востоке экскурсий гораздо меньше.
Для посещения Демилитаризованной зоны обязательны документы, удостоверяющие личность. Кроме того, надо чётко соблюдать правила безопасности. Посетители Панмунджона даже подписывают специальный отказ от компенсации возможного ущерба, и это вовсе не перестраховка: на границе и по сей день случается всякое. Например, драматический побег со стрельбой северокорейского солдата О Чёнгсонга в ноябре 2017 года произошёл именно в Панмунджоне. Кроме того, Панмунджон и по сей день остаётся официальным местом встреч делегаций КНДР и Республики Корея, поэтому доступ туда может закрываться в любой момент. Это привело к тому, что одним из популярных туристических мест в Южной Корее стала… реплика Совместной зоны безопасности, построенная для съёмок одноимённого фильма. Туда можно попасть в любое время без ограничений, ходить где хочешь и фотографироваться без ограничений. Правда, в 2018 году стороны договорились о частичной демилитаризации Совместной зоны безопасности и частичной разрядке на остальной территории Демилитаризованной зоны. Поэтому есть надежда, что и настоящая Совместная зона безопасности когда-нибудь превратится в сугубо туристический объект.
Комментарии к данной статье отключены.