Продолжая тему Крымской войны, нельзя не обратить внимание на Балтику. Здесь англо-французский флот превосходил силами своего противника — Российскую империю. Основной целью союзной эскадры было уничтожение российского Балтийского флота и прорыв к Петербургу. Но наряду с глобальными задачами можно было заняться и малыми — например, атаковать небольшие городки на побережье русской Финляндии. Этим и попытались заняться британцы.
Корабли на мелководье
1 апреля 1854 года в воды Балтийского моря вошла эскадра адмирала Чарльза Нэпира. В её состав входили девять линейных кораблей, четыре блокшипа (нечто среднее между плавучей самоходной батареей, линкором и фрегатом), четыре винтовых и четыре колёсных фрегата, три шлюпа.
Наименование |
Тип корабля |
Пушки |
Команда (человек) |
Примечание |
Duke of Wellington |
Винтовой линейный корабль |
131 |
1 000 |
Флаг адмирала Чарльза Нэпира |
Neptune |
Линейный корабль |
120 |
970 |
|
Royal George |
Винтовой линейный корабль |
120 |
900 |
|
St. Jean d’Acre |
Винтовой линейный корабль |
101 |
900 |
|
Princess Royal |
Винтовой линейный корабль |
91 |
800 |
|
Monarch |
Винтовой линейный корабль |
84 |
750 |
|
Prince Regent |
Линейный корабль |
90 |
820 |
|
Cressy |
Винтовой линейный корабль |
80 |
750 |
|
Boscawen |
Линейный корабль |
70 |
636 |
|
Edinburgh |
Винтовой блокшип |
60 |
600 |
Флаг контр-адмирала Чедса |
Blenheim |
Винтовой блокшип |
60 |
600 |
|
Hogue |
Винтовой блокшип |
60 |
600 |
|
Ajax |
Винтовой блокшип |
58 |
600 |
|
Фрегаты |
||||
Imperieuse |
Винтовой фрегат |
52 |
530 |
|
Euryalis |
Винтовой фрегат |
51 |
530 |
|
Arrogant |
Винтовой фрегат |
47 |
450 |
|
Amphion |
Винтовой фрегат |
34 |
330 |
|
Колёсные фрегаты |
||||
Leopard |
Колёсный фрегат |
18 |
300 |
|
Odin |
Колёсный фрегат |
16 |
270 |
|
Magigienne |
Колёсный фрегат |
16 |
220 |
|
Valorios |
Колёсный фрегат |
16 |
220 |
|
Шлюпы |
||||
Bulldog |
Колёсный шлюп |
6 |
160 |
|
Gorgon |
Колёсный шлюп |
6 |
160 |
|
Hecla |
Колёсный шлюп |
6 |
120 |
|
Легко заметить, что небольших кораблей было крайне мало — а ведь англичанам предстояло действовать на мелководье с изрезанной береговой линией, изобилующем мелями, малыми островами и архипелагами. Большие корабли здесь просто не могли проплыть.
Поэтому основой соединения, которому предстояло действовать в шхерах, стали колёсные фрегаты: 18-пушечный «Леопард», 16-ушечные «Один», «Валориус» и присоединившийся к ним чуть позже «Валчер» («Vulture») под флагом контр-адмирала Джеймса Ханвея Пламбриджа (James Hanway Plumridge).
К началу мая 1854 года отряд направился к Аландским островам и финскому побережью Ботнического залива для разведки и проведения диверсий. Помимо прочего, Нэпира сильно беспокоили русские канонерские лодки. Будучи в начале апреля в Стокгольме, адмирал узнал, что финский Сенат, демонстрируя лояльность к Николаю I, вызвался профинансировать строительство сорока кораблей подобного класса для защиты финского побережья от атак неприятеля.
Имея флаг на «Леопарде», Пламбридж в сопровождении «Одина» и транспорта с углём оставил 8 мая свои основные силы у Орезунда и отбыл к Аландским островам. 12 мая он соединился с «Валориусом» и «Валчером», которые вышли в крейсерство чуть раньше и уже даже успели захватить российский торговый барк, гружённый лесом.
В лучших традициях войны
Исследуя побережье, англичане с удивлением обнаружили, что города и поселки там фактически беззащитны. Кипела мирная жизнь: русские продолжали вести торговлю, сновало множество прибрежных судов с товаром. Для британцев, мечтавших о захватах и призовых деньгах, такая обстановка показалась сущим раем. 29 мая отряд попробовал подойти к городку Брагестад (ныне финский город Раахе), однако попытка чуть не сорвалась. На побережье ещё только сходил лёд, и оказалось, что под своей тяжестью он просел под воду, но не ушёл. Из-за этого в миле от берега (морская миля равна 1, 853 км) «Леопард», «Один» и «Валчер» едва не потеряли гребные колеса.
25 офицеров, 201 моряк и 78 морских пехотинцев погрузились на 14 шлюпок и катеров, имевших в общей сложности 6 орудий. Высадившись в городе, десантный отряд сообщил местному бургомистру, что прибыл разрушить и сжечь императорскую собственность и уничтожить всё вооружение. На стапелях британцы обнаружили десять строящихся канонерок, которые и предали огню. Все бочки, отмеченные имперской короной с двуглавым орлом, также либо сожгли, либо захватили, несмотря на жалобы местных купцов и заверения бургомистра, что герб — это таможенная отметка, обязательная в Российской империи для легальных товаров.
По большому счёту, обошлось без грабежей и насилия. Потеряли только одного морпеха — оказалось, что он пробрался на винный склад, выпил неизвестное количество бутылок безакцизной финской водки и уснул. Незадача была в том, что склад этот сожгли… сами англичане — причём вместе с уснувшим солдатом.
Соединившись с «Валориусом», британские корабли отбыли к Улеаборгу (современный город Оулу в Финляндии), осторожно пройдя 30 миль вдоль незнакомого побережья, изобилующего мелями и льдинами. 1 июня, ближе к вечеру, 16 шлюпок и катеров с 27 офицерами, 203 моряками и 98 морскими пехотинцами пошли на высадку к городу. Командовал отрядом лейтенант Прайст. Десант осмотрел Улеаборг и обнаружил, что единственной правительственной собственностью здесь была казарма казаков, в этот момент пустовавшая. Её стоило бы сжечь, но располагалась казарма в центре города, вокруг стояли деревянные постройки — было ясно, что пожар перекинется на них и в результате весь город сгорит дотла. Прайст решил обойтись без поджогов и ретировался со своим отрядом обратно на корабли. Склады в Улеаборге оказались пусты, никаких правительственных товаров там не было, поэтому морпехи только разрушили верфи, поскольку они могли использоваться для строительства канонерок. Восточнее десант обнаружил ещё одну группу складов — они были полны смолы, пеньки, древесины и прочих запасов. На следующий день британцы предали их огню. Как писал хирург с «Одина», «зарево освещало местность на несколько миль вокруг».
Набеговые операции продолжались, и к середине июня англичане не без удовлетворения констатировали, что стоимость уничтоженных товаров и судов оценивается в 365 тысяч фунтов. Но эти действия не понравились английским купцам. Торговцы утверждали, часть припасов и материалов вообще-то принадлежала им, за них русские коммерсанты уже получили плату, так что тут в пору считать ущерб своих, английских, купцов. В Парламент отправилась делегация торговцев, ведущих дела с Россией, и они потребовали к возмещению… 356 тысяч фунтов за уничтоженные британскими же моряками товары. После бурных дебатов Палата Общин приняла соломоново решение: оставить моряков без призовых, а в счёт их выплатить пострадавшим торговцам компенсации из бюджета флота.
Строптивый городок Куккола
Тем временем отряд же Пламбриджа подошел к Гамла Карлебю (ныне Куккола), где, по слухам, укрылся русский пароход. Англичане достигли городка вечером 6 июня, но плохая погода помешала высадке. И эта задержка оказалась фатальной. Дальнейшие события разыгрались в проливе у островка Халькокари неподалёку от Гамла Карлебю.
Подойти к городу было сложно: здесь изобиловали многочисленные острова и извилистые протоки с резким изменением глубин. Пароходы с осадкой в 16—17 футов (1 фут равен примерно 30 см) не могли там пройти: «Валчер», пытаясь протиснуться в узком фарватере, едва не сел на скалистую отмель.
6 июня в 20.00 все четыре парохода бросили якоря в 4 милях от Гамла Карлебю. Командиры решили отправить к городу баркасы и катера — четыре судна, вооружённых мелкими 3-фунтовыми пушками, и пять невооружённых судов. Десант состоял из 21 офицера и 231 матроса. В последующем бою с русскими и финнами непосредственно участвовали 180 человек. Пока же ничто не предвещало беды. Внимательно осмотрев город в подзорную трубу, никаких укреплений англичане не обнаружили.
На финском берегу не сидели сложа руки. Купец Андрес Доннер известил жителей городка о том, что англичане уже разорили несколько селений по берегу Финского залива и то же самое собираются сделать с Гамла Карлебю. Он предложил сформировать отряды самообороны из местных охотников и ловцов тюленей, а также сообщить русскому командованию о нападении. Русские войска, которыми командовал генерал-майор Александр Иванович фон Вендт, прислали на подмогу два 6-фунтовых орудия и 20 казаков — это всё, чем на тот момент он мог помочь жителям городка. Защитники рассеялись на скалистых берегах и рядом со складами и там укрылись. У винокуренного завода они выставили пушки.
В 21.30 английский десант под командованием лейтенанта Чарльза Вайса (Charles Wise) достиг гавани. Сам лейтенант и несколько солдат, подняв белый флаг, вышли для переговоров с администрацией города. На берегу их встретили Андрес Доннер, Отто Кинтцель и Оу Форсберг, также стоявшие с белыми полотнищами. Вайс сообщил, что намерен разрушить склады, конфисковать или утопить местные суда, а ещё сжечь государственное имущество, в том числе и винокуренный завод. Финны ответили, что не позволят этого сделать и будут обороняться.
Вайс возвратился к баркасам и приказал начать атаку. Но как только флотилия двинулась, её с расстояния 500—800 м начали обстреливать финские стрелки. Регулярные финские части в русской армии в 1840-е получили на вооружение штуцеры Гартунга, в которых использовалась модифицированная остроконечная пуля, разработанная полковником Куликовским. Прицельная дальность боя таких штуцеров составляла от 800 до 1 200 шагов (то есть примерно до 600 м). От регуляров не отставали и обычные финские охотники, массово скупавшие эти ружья для своих промысловых нужд. Учитывая долгое время заряжания штуцера, охотники решили взять количеством и в бою имели по 2—3 ружья на человека.
Рассыпавшиеся по берегу и у складов 140 финских стрелков стали для англичан большой проблемой. Ядро из финской пушки на излёте пробило борт одного из баркасов. А далее стрелок Маттс Кункконен, как в тире, вогнал пулю в лоб лейтенанту Эдварду Каррингтону, который как раз в этот момент объяснял морпехам, что в городе надо уничтожить и сжечь. Злые языки утверждают, что пуля попала в Каррингтона на фразе: «а потом сожжёте винокуренный завод…», обыгрывая пристрастие финнов к крепкому алкоголю.
Моряки открыли ответный огонь, но они не видели нападавших и садили залп за залпом в белый свет, как в копейку. В общей сложности англичане дали около 300 выстрелов, которые ранили четырёх русских солдат у пушек. Потери англичан в десантной партии были гораздо больше: семеро матросов и офицеров были убиты, 21 — получили ранения, 28 человек попали в плен. Финны и русские захватили два баркаса, один из них паровой. Ещё два баркаса были потоплены. По кораблям потери распределились так:
- «Один»: 6 убитых, 17 раненых;
- «Валчер»: 1 убитый, 4 раненых, 28 человек взяты в плен;
- «Леопард», по которому вели огонь финские стрелки с прибрежных скал: 6 убитых, 14 раненых, из них трое погибли от ран.
Остатки десанта вернулись на корабли 7 июня в 2.30 ночи. Попытки британцев в отместку расстрелять город из пушек успеха не возымели — пройти к нему колесные фрегаты не могли. К тому же на следующий день в город прибыли русские: до 1 000 человек с артиллерией и снаряжением.
Судьба 28 пленных британских матросов сложилась следующим образом: 17 человек остались на излечении в Гамба Карлебю, 11 пленников отправили к царю в Петербург. Один из них скончался по дороге.
Надо сказать, что это была первая победа русских войск над англичанами. На всех участников боя просыпался дождь наград: например, охотник Маттс Кункконен был отмечен Георгиевским крестом и получил солидное денежное вознаграждение. Памятными серебряными медалями и денежными премиями отличили и других защитников городка.
Проблема британской эскадры была проста: по вине Первого Лорда Адмиралтейства Джеймса Грэхэма для войны в шхерах Чарльза Нэпира не обеспечили малыми кораблями. Вместо помощи адмиралу в Ботническом заливе малые пароходы, в полном соответствии с законами Паркинсона и Мерфи, патрулировали английское побережье в попытке отразить мифические русские десанты. 10 мелких кораблей и пароходов крейсировали у восточного побережья Шотландии, 27 кораблей — у побережья восточной Англии, 7 кораблей отправили в Ирландское море для защиты от десанта и каперов, а ещё 23 корабля было сведено в патрули в Северном море.
Таким образом, в навигацию 1854 года англичане не могли эффективно атаковать побережье Русской Финляднии. Для этого них банально не было мелкосидящих судов, которые в это время «бороздили» воды Северного моря, бесцельно тратя время и силы.
Комментарии к данной статье отключены.