В 1980-х годах руководство США было всерьез озабочено проблемой противодействия малошумным советским атомным подводным лодкам. В целях борьбы с ними была создана субмарина-охотник, обладающая низкой акустической заметностью – «Сивулф».
К началу 1980-х годов холодная война, противостояние между США и СССР, достигла своего пика. По обе стороны океана создавались новые, невиданные доселе образцы военной техники. Не была исключением и морская составляющая вооруженных сил. Неуклонно росло количество кораблей, как у СССР, так и у Штатов.
Вплоть до 1980-х годов советские атомные подводные лодки уступали своим заокеанским аналогам по одному, но весьма важному показателю – уровню шумности. Акустические средства обнаружения американских корабельных группировок и специальных противолодочных самолетов позволяли им (не без труда, конечно) отслеживать передвижения подводных сил СССР, в том числе ракетных подводных крейсеров стратегического назначения (РПКСН). Но с началом 1980-х годов ситуация изменилась: советские АПЛ третьего поколения по уровню своей акустической заметности сравнялись с заокеанскими аналогами. К тому же лодки второго поколения были модифицированы, и также становились практически неуязвимыми для средств противолодочной обороны. В частности, это было продемонстрировано в ходе операций «Апорт» (1985 г.) и «Атрина» (1987 г.), когда модифицированные АПЛ проекта 671РТМ в течение нескольких месяцев патрулировали воды в непосредственной близости от Восточного побережья США и не были обнаружены.
Данные факты поставили руководство США перед необходимостью создания специальной атомной подводной лодки-охотника, которая не только бы имела крайне низкий уровень акустической заметности, но и обладала бы совершенными средствами обнаружения подводных кораблей вероятного противника. В начале президентства Рональда Рейгана была принята программа, вошедшая в историю под названием «Флот из 600 кораблей». Создание лодки-охотника стало одним из пунктов этого документа.
С середины 1980-х годов началось проектирование новейшей субмарины. Строительство первой лодки, получившей название «Сивулф», началось в 1989 году на верфях компании «Дженерал Дайнемикс Электрик Боат». Исключительная важность этого подводного корабля подчеркивалась даже его номером, SSN-21, что означало «атомная подводная лодка XXI века». Строительство АПЛ велось в течение шести лет. В 1995 году она была спущена на воду, сразу после чего начались испытания. Для их проведения на «Сивулфе» установили практически в сто (!) раз больше датчиков определения шумов, чем на лодках предыдущего поколения. Это позволило конструкторам на первом этапе испытаний добиться впечатляющих результатов в области акустической заметности. Кроме того, были улучшены такие показатели, как глубина погружения, скорость подводного хода. Установленная на лодке система обнаружения AN/BSY-2 позволяет ей вести слежение за более чем полутора тысячами контактов. Вооружение лодки состоит из восьми 650-мм торпедных аппаратов. Главным оружием «Сивулфов» являются торпеды, но также АПЛ может вести огонь крылатыми ракетами «Томагавк» и противокорабельными «Гарпун».
Казалось, что лодкам типа «Сивулф» открыт путь в серию. Первоначально, согласно планам, заложенным в рейгановской программе, предполагалось строительство 29 АПЛ. Однако история распорядилась иначе. Первым фактором, осложнившим жизнь «субмаринам XXI века», стало их резкое удорожание: цена каждой лодки увеличилась более чем в два с половиной раза и приблизилась к 3 миллиардам долларов. Но была и другая причина: с конца 1980-х годов военный потенциал СССР стал резко снижаться, что коснулось и подводного флота. Количество советских АПЛ стало сокращаться, а лодки четвертого поколения так и не были построены. Это ударило не только по оборонному потенциалу нашей страны, но и по многим военным программам за океаном.
Одной из них и стал «Сивулф». Сразу после окончания холодной войны, в 1992 году, было решено отказаться от серийного строительства столь дорогих подводных лодок и перейти к созданию субмарины менее продвинутой, но более дешевой. Такой стала серия АПЛ «Вирджиния», пришедших на смену «Сивулфу». Но, с другой стороны, администрации США стало очевидно, что до времени создания лодок нового типа пройдет еще несколько лет. Поэтому было принято решение о постройке еще двух АПЛ типа «Сивулф». Они получили имена «Коннектикут» (заложена в 1992 г., в строю с 1998 г.) и «Джимми Картер» (заложена в 1998 г., в строю с 2005 г.). На последнем, третьем подводном корабле серии был установлен специальный отсек, в котором могут размещаться глубоководные аппараты, а также силы специальных операций.
Лодки типа «Сивулф», в силу своей узкой специальности, не принимали участия в американских операциях за рубежом последних десятилетий. Окончание холодной войны сыграло с этими превосходными подводными кораблями злую шутку. То, для чего они создавались, – борьба с малошумными советскими АПЛ, ушло в прошлое. Но, тем не менее, растущее могущество китайского надводного и подводного флотов, а также создание Россией подводных лодок четвертого поколения, сравнимых по боевым качествам с американскими, не позволяет говорить, что деньги налогоплательщиков, потраченные на строительство трех «субмарин XXI века», выброшены впустую. «Сивулфы» активно действуют в мировом океане в составе авианосных групп, обеспечивая надежную противолодочную защиту ордера.
Комментарии к данной статье отключены.