В списке личных воздушных побед советского аса, летчика 28 ГвИАП Николая Пасько значится сбитый 30.08.1944 г. неприятельский легкий связной самолет «Шторх» (Fieseler Fi 156 Storch). Такой «добычей» советские летчики-истребители (впрочем, как и пилоты всех остальных воюющих стран) никогда не пренебрегали – враг есть враг, – но и особо престижным этот трофей тоже не считался: мол, подумаешь, какая-то «стрекоза», невелика заслуга, это не «хейнкеля» завалить…
Так, в книге воспоминаний дважды Героя Советского Союза Владимира Лавриненкова «Возвращение в небо» даже описан один эпизод, имевший место в период боев за освобождение Крыма: однополчанин автора, также известный советский ас Султан Амет-Хан, встретив и сбив «Шторх», не стал докладывать об этом событии командованию, объясняя это «непрестижностью» своей жертвы (в правдивость этого факта верится, конечно, с трудом, но что написано – то написано)…
Тем не менее, эта конкретная «стрекоза», записанная на боевой счет Николая Пасько, а точнее, ее пассажиры, оказались отнюдь не тривиальными «связниками». Но сначала остановимся на записи в документах о воздушной победе Пасько над «Шторхом». Запись весьма немногословна, что в целом подтверждает высказанный выше тезис о небольшой престижности этого типа самолета противника как «воздушного трофея».
Согласно советским документам, 30.08.1944 г. четверка «аэрокобр» под командованием старшего лейтенанта Пасько вылетела на свободную охоту в район Тукумс – Кандава. В районе цели летчики заметили, как с аэродрома Тилмани (4 км севернее Джуксте) взлетел связной «Шторх». Пасько атаковал его, и немецкий самолет горящим упал у населенного пункта Ветмуйжа.
Как удалось выяснить историку из Латвии Янису Варне, который занимается темой участия авиации противоборствующих сторон в боях по освобождению Курляндии в 1944–1945 гг., самолет, атакованный Пасько, был персональным «Шторхом» командующего 16-й немецкой армией (в Курляндии таких армий было две – 16-я и 18-я) генерала пехоты (General der Infanterie – соответствует советскому званию генерал-полковника), кавалера Рыцарского креста с Дубовыми Листьями Пауля Лаукса. 30 августа генерал со своим личным пилотом и офицером штаба полковником Куртом Хартманом поднялся в воздух с намерением облететь участок фронта, вверенный его армии для обороны. Немецкие источники свидетельствуют, что в результате атаки советских «аэрокобр» севернее Джуксте самолет командующего был подожжен и вынужденно сел в поле недалеко от аэродрома Тилмани (по названию хутора), с которого незадолго до этого взлетел. Полковник Хартман был убит огнем истребителя еще в воздухе, а генерал Лаукс был тяжело ранен и через несколько дней, 2 сентября, скончался в госпитале в Риге.
Пилот «Шторха» (к сожалению, автору его фамилия не известна) также был ранен, но в итоге остался жив. По сообщению Яниса Варны, в настоящее время родственники летчика интересуются теми событиями и намереваются посетить место вынужденной посадки «Шторха».
Что же касается советского летчика, то Николай Федорович Пасько продолжил успешно сражаться до конца войны, доведя свой личный боевой счет до 15 побед (2 Ю-88, 9 ФВ-190, 3 Ме-109 и один «Шторх»); кроме того, им был уничтожен один аэростат. 18 апреля 1945 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Позднее, в 1950 году, он принимал участие в войне в Корее, где командовал 67 ИАП, но воздушных побед более не имел.
Комментарии к данной статье отключены.