Американские учёные опубликовали результаты важного археологического исследования. 10 ноября исследователи из университета Цинциннати Джек Дэвис и Шэрон Стокер представили полный доклад об окончании работ по реставрации удивительного артефакта – так называемого «Агата со сценой боя из Пилоса». Небольшая резная печать из агата была найдена два с половиной года назад при раскопках гробницы воина в окрестностях древнего микенского города Пилос. По мнению археологов, находка представляет собой одну из лучших найденных работ доклассического греческого искусства.
Когда весной 2015 года на юго-западе Греции команда американских археологов вскрыла неповреждённую могилу неизвестного воина бронзового века (около 1500 года до н. э.), греческое министерство культуры заявило о том, что это «самая важная находка, сделанная в материковой Греции за последние 65 лет».
В гробнице был обнаружен неповреждённый скелет мужчины, умершего в возрасте 35-40 лет. По найденным рядом украшениям из слоновой кости в виде мифического зверя с телом льва и головой и крыльями орла незнакомца решили назвать «Воином с грифонами». Кроме того, в погребении было обнаружено более 3000 предметов, расположенных на теле воина и вокруг него – в том числе, четыре сплошных золотых кольца, серебряные чаши, полудрагоценные каменные бусины и тонкозубые гребни из слоновой кости. На воинский статус похороненного указывало многочисленное оружие, включая украшенный золотом бронзовый меч.
В течение более чем двух лет шли работы по реставрации предметов, найденных археологами. Ранее были обнародованы результаты исследований четырёх золотых колец с ценнейшими надписями.
Резная печать из полудрагоценного камня агата поражает своими небольшими размерами и точностью исполнения. Длина печати составляет 3,6 см, а размеры некоторых её элементов не превышают 0,5 мм. «Удивительно то, что человеческие тела переданы неизвестным художником на таком уровне детализации и знания анатомии, который будет достигнут классическим эллинистическим искусством только через тысячу лет», – говорит Джек Дэвис. Многие детали, такие как оружие или ювелирные украшения на фигурах воинов, становятся ясно различимыми только при просмотре с помощью мощного объектива камеры и фотомикроскопии.
Из-за динамичной сцены боя, которая изображена на печати, она получила название «Агат со сценой боя из Пилоса». Крошечная находка обещает «переписать» историю древнегреческого искусства, ведь ранее считалось, что только в классической Греции мастера обладали комплексом знаний и умений, достаточным для того, чтобы реалистично изображать человеческое тело. Другим важным аспектом является заметная динамика сцены, что также говорит о давней традиции и большом мастерстве – вряд ли такие навыки были достоянием одиночного резчика. Вероятнее всего, за каждым элементом шедевра стоят поколения мастеров и сложившаяся техника изготовления подобных предметов.
Исследователи уверены в том, что печать была вырезана не греческим, а минойским художником. Минойская цивилизация бронзового века на острове Крит была намного древнее греческой Микенской культуры. Современному миру минойцы известны, прежде всего, впечатляющим дворцовым комплексом в Кноссе, однако их достижения были куда значимее. Военные корабли критских владык охраняли огромную сеть морских торговых путей от современной Великобритании до Египта и Ливана. Минойцы имели письменность, строили дороги и водопроводы, а произведения их искусства украшали дворцы египетских фараонов.
Предки микенских греков пришли на Пелопоннес в то время, когда минойская цивилизация переживала свой расцвет. Очевидно, что две культуры были тесно связаны между собой – находка минойской печати в гробнице высокопоставленного воина из влиятельного микенского города-государства Пилос подтверждает эти связи.
Миниатюрный шедевр изображает воина с мечом, который, уже победив одного противника, растянувшегося у его ног, атакует другого, более грозного на вид врага. Он вонзает свой меч в шею щитоносцу, и у нас не возникает сомнений в том, что это смертельный удар. Считается, что основой войска бронзового века являлись многочисленные пешие щитоносцы – их головы защищали шлемы из кожи с нашивками из кабаньих клыков или медных дисков и заклёпок, а тела были прикрыты ростовыми щитами. Щит висел на переброшенном через плечо ремне и скрывал от стрел, камней и дротиков всё тело воина. Единственной уязвимой частью тела оставалась шея. Оружием щитоносца было длинное копьё.
Построившись в фалангу (бок о бок в несколько рядов), щитоносцы бронзового века сокрушали врага. Однако в одиночном поединке тяжёлое и громоздкое вооружение делало такого воина неповоротливым – чтобы победить щитоносцев, нужно было разбить их строй. Считается, что изображённый на печати воин с длинным мечом был частью касты профессиональных воинов-героев, которые атаковали фалангитов в рассыпном строю.
По словам Шэрон Стокер, изображённая сцена, вероятнее всего, отражает легенду, которая была хорошо известна минойцам и микенцам, но до наших дней не сохранилась. На это указывает тот факт, что мечник, закалывающий щитоносца – довольно частый мотив на дошедших до нас минойских артефактах. «Печать была ценным достоянием, которое, безусловно, является указанием на важную роль «Воина с грифонами» в микенском обществе. Я думаю, он наверняка идентифицировал себя с героем, изображённым на печати», – говорит американская исследовательница.
В настоящее время продолжается работа по дальнейшему изучению находок из гробницы «Воина с грифонами». Дэвис и Стокер вместе с другими специалистами и студентами университета Цинциннати уже каталогизировали более 3000 найденных объектов, некоторые из которых всё ещё находятся в процессе очистки и консервации.
Комментарии к данной статье отключены.