После смерти Саргона Аккадского созданная им империя оказалась под угрозой распада. На огромной территории бушевали восстания — настала пора проверить на прочность наследников великого правителя. Опираясь на многочисленных царских чиновников и первую в истории профессиональную армию, наследник Саргона по имени Римуш разгромил мятежников и утвердил свою власть над землями от Средиземного моря до Персидского залива. Аккадская держава просуществовала ещё три поколения после Саргона и стала образцом для последующих правителей.
Преемники Саргона: Римуш и Маништушу
Основатель государства Шумера и Аккада царь Саргон правил пятьдесят шесть лет. После смерти великого владыки на трон взошёл его сын Римуш (царствовал в 2279-2271 годах до н. э.). Римуш стал продолжателем политики своего отца. Ещё при жизни Саргона имперское правительство в столичном городе Аккаде столкнулось с широкомасштабным восстанием шумерских городов Нижней Месопотамии во главе с правителями Ура и Уммы. Первые годы правления Римуш был вынужден провести в карательных походах, восстанавливая свою власть на отложившихся землях:
«Все страны, которые оставил мне мой отец Саргон, восстали против меня, и ни одна не осталась мне верной».
Согласно записям на клинописных табличках, в которых новый аккадский царь «отчитывался» перед богами, при разгроме войска из Ура аккадцы убили 8040 человек и взяли 5460 пленников. Лишив мятежников военного лидера, Римуш устремился к Казалле. Ранее этот город уже доставлял проблемы Саргону, поэтому царские войска истребили почти всё его взрослое население (погибло 12 650 человек, попало в плен ещё 5864). В то же время восставшие шумеры, обычно враждовавшие с горной страной Элам, объединились с правителями некоторых эламских городов-государств в борьбе против аккадской власти. Наказание Римуша было суровым — его армия вторглась в Элам и разрушила там несколько городов. После подавления восстания дотошные аккадские чиновники подсчитали, что солдаты царя убили около 54 000 взрослых мужчин (число погибших женщин, стариков и детей никого не интересовало).
Римуш удержал в повиновении земли своего отца, но посеял ненависть к царскому двору в Аккаде. На девятом году своего правления Римуш умер. Некоторые историки предполагают, что к этому был причастен его младший брат и наследник Маништушу.
История вновь повторилась после смерти Римуша, и Маништушу пришлось подавлять широкомасштабные восстания по всей империи. И снова царская армия оказалась силой, позволившей Аккадской династии устоять. Преданность воинов обеспечивалась раздачей им земель по всей стране, при этом семьи погибших и вышедших в отставку солдат сохраняли права на участки, а, значит, для новых бойцов требовались новые земли. Излишков пашни и пастбищ у аккадских царей не имелось, зато пустовали земли вокруг разорённых восставших городов. Царские чиновники скупали эти земли у сельских общин; удивительно, но великим аккадским владыкам приходилось получать разрешения на такие сделки у местных народных собраний.
Ослабленная междоусобицами Аккадская империя была вынуждена защищать свои северные границы от многочисленных воинственных племён. Имперские войска нередко терпели поражения — так были потеряны Северная Сирия (а вместе с ней и торговые пути в Малую Азию), территории современных Армении и Азербайджана. Хозяйство Месопотамии стало испытывать нехватку меди, олова и серебра. Будучи не в силах вести масштабные завоевания на севере, аккадский царь обратил свой взгляд на юг:
«Маништушу, царь Киша, когда он покорил Аншан и Шерихум, он пересёк Нижнее море на кораблях. Цари городов на другом конце моря, 32 всего, собрались на битву. Он победил их, подчинил их города. Он низверг их правителей и захватил всю страну вплоть до серебряных рудников. Горы за Нижним морем, их камни он увёз, и сделал свою статую, и подарил её Энлилю».
Морской поход против неизвестных нам государств в современном Омане и южном Иране позволил временно снизить нехватку ресурсов, но не решил эту проблему полностью. Позднее аккадские купцы установили торговые связи с Суданом и Египтом. Воюя со множеством противников, аккадский царь не смог обеспечить преданности окружавших его людей. На пятнадцатом году своего правления царь Шумера и Аккада Маништушу был до смерти забит своими сановниками (согласно источникам, удары наносились резными каменными печатями).
Нарам-Суэн восходит на трон
Смерть аккадского царя вновь дала подвластным землям надежду на освобождение. Последовавшие события позволяют предположить, что убийство Маништушу было подготовлено заранее и стало сигналом к одновременному всеобщему восстанию. Вновь сражаться за сохранение наследства династии Аккаде пришлось сыну Маништушу и внуку Саргона по имени Нарам-Суэн.
Древний источник сообщает, что сразу после убийства Маништушу против Аккада выступил союз из городов Куту, Тива, Уруму, Казалла, Тимтаб, Авак, Ибрат, Дильбат, Урук, Сиппар и некоторых правителей Элама во главе с царём Киша:
«В округе Энлиля, между [храмом] Э-сабад и храмом [богини] Гулы [город] Киш собрался, и [царя] Ипхур-Киша, мужа кишского, они подняли на царство».
В посвятительных надписях богам Нарам-Суэн сообщает нам о дальнейших событиях. В течение первого года правления ему пришлось сражаться с силами девяти городов. Молодой аккадский царь победил их и захватил множество вражеских воинов, в том числе трёх царей. Чтобы устрашить мятежников, он приказал живьём сжечь вражеских воинов в священном для всей Месопотамии городе Ниппур перед храмом бога Энлиля.
Аккадская империя на пике могущества
Во времена Маништушу Аккадское государство было отрезано от традиционных источников камня, леса и металлов. Для решения этой проблемы Нарам-Суэн подготовил и осуществил несколько военных походов на север — могущественное царство Эбла на территории современной Сирии было совершенно разорено, а его столица навсегда разрушена. Затем воинство Нарам-Суэна вышло к берегам Средиземного моря в районе современного Ливана: «направился в сторону кедровых лесов» и «одержал победу <…> и он сам нарубил кедра в земле Аманус».
После небольшой передышки победоносный владыка устремился на юг и восток. Земли нынешних Омана, Бахрейна, а затем и далёкие города индийской хараппской цивилизации пали к ногам аккадских воинов. По итогам этой серии походов жизненно важные торговые пути на севере и юге оказались под имперским контролем.
Следующей нерешённой проблемой была враждебная страна Субарту, находившаяся в среднем и верхнем течении Тигра: «…Нарам-Суэн победил Субарту в Азухунуме и пленил (её царя) Дахиш-атала». Продвигаясь далее на север, аккадцы дошли до истоков Тигра и Евфрата: «…Нарам-Суэн достиг истоков Тигра и Евфрата и одержал победу…». Чтобы закрепить свои успехи и надёжно контролировать этот регион, на реке Хабир аккадцы построили мощную крепость, известную сейчас как городище Телль-Брак. Наличие большого количества зернохранилищ позволяет предположить, что в этой крепости постоянно располагался крупный гарнизон. Кроме защиты торговых путей, крепости, построенные Нарам-Суэном в завоёванных землях, были центрами по сбору и учёту дани, выплачиваемой побеждёнными. Завоеванием города-государства Симуррум поход на север завершился в «год, когда Нарам-Суэн одержал победу над Симуррумом в Кирашену и взял в плен Баба – энси Симуррума и Дубула – энси Арама».
Впрочем, имперским войскам удавалось наступать не везде. Ещё во времена правления Маништушу в предгорьях и горах Загроса сложились союзы воинственных племён, известных нам как луллубеи и гутии – их набеги в течение долгих лет держали в напряжении равнины Шумера и Аккада. Нарам-Суэн решил провести против горцев ряд карательных военных походов. Луллубеи и их союзники из окрестностей озера Урмия были разгромлены, а их земли — опустошены. Эти успехи были временными, и вскоре свирепые чужаки снова принялись терроризировать население равнин.
Ещё труднее пришлось аккадцам в горах Загроса, где им противостоял союз из семидесяти гутийских военных вождей. Трое аккадских полководцев вместе со своими воинами сложили головы в горных долинах; по словам древнего автора, Нарам-Суэн был «озадачен, приведён в замешательство, погружён в уныние и горе, изнурён». В итоге имперские войска достигли некоторых успехов, но не смогли разгромить гутиев — всё это приведёт к большим проблемам в будущем, но пока аккадский государь решил довольствоваться тем, что основные земледельческие районы стали безопасными.
В целом внутренняя политика Нарам-Суэна следовала общему курсу, установленному ещё Саргоном, однако и здесь произошли некоторые изменения. Имперская администрация, как и прежде, дополняла традиционное правление местных династий, но теперь аккадский царь старался передавать власть в провинциях членам своей семьи. Например, четверо его младших сыновей были провозглашены новыми царями ключевых городов империи. Вовсе уникальным шагом стало назначение на трон города Лагаш царского чиновника.
Нарам-Суэн — живое божество
Как и его дед, Нарам-Суэн провозгласил себя «Владыкой четырёх частей света», но великому правителю, решавшему судьбы целых народов, этого показалось мало. По шумерской религиозной традиции все великие города Месопотамии и их окрестные земли принадлежали какому-либо божеству. Это божество покровительствовало своему городу и буквально «жило» в главном храме. Оторванный от традиций имперский город Аккаде не имел великого божества-покровителя, а потому Нарам-Суэн решил, что это место вполне может занять он сам. Провозгласив себя «божеством Аккаде», царь включил в свой титул формулировку, относившуюся к прочим богам Месопотамии. Чтобы у подданных не оставалось сомнений в его божественной природе, на посвящённых своим деяниям стелах и статуях Нарам-Суэн велел изображать себя в рогатой короне. Такая корона была явным и понятным каждому символом божества. Кроме того, обычным художественным приёмом, призванным показать значимость персонажа, был его размер относительно прочих фигур: простолюдины изображались маленькими, цари и жрецы — несколько бо́льшими, боги — самыми большими. На одной из стел, сохранившихся до наших дней, фигура Нарам-Суэна больше не только аккадских воинов и поверженных врагов, но и божеств.
Правитель из легенд и сказаний
Несмотря на блестящее царствование Нарам-Суэна, последующие поколения связывали его имя, прежде всего, с историей, известной нам по поэме «Проклятие Аккада». Вероятнее всего, литературный текст был написан во времена шумерского государства Третьей династии Ура, сменившего Аккадскую империю. «Проклятие Аккада» принадлежит к жанру так называемой «нравственной литературы», в котором знаменитый человек (чаще всего правитель) является главным героем дидактического рассказа, который, как правило, касается взаимоотношений человечества с богами. В «Проклятии» рассказывается история разрушения города Аккада по воле богов вследствие нечестивого поступка одного царя, и этот царь — Нарам-Суэн. Поначалу Аккад процветал:
«В те дни она [Инанна] житницы златом наполнила,
Зернохранилища сияющие серебром наполнила,
В склады зерновые медь очищенную, олово,
Пластины лазуритовые собирала грудами».
Согласно тексту, далее великий шумерский бог Энлиль запретил всем богам входить в город Аккад и благословлять его своим присутствием. Нарам-Суэн не знает что он мог сделать, чтобы разгневать богов, и поэтому молится, прося о знамениях и предзнаменованиях. Семь лет аккадский царь проводит ритуалы и приносит богатые дары, ожидая ответа от бога. Наконец, устав от ожидания и впав в ярость, Нарам-Суэн собирает свою непобедимую армию и направляется в Ниппур — город самого Энлиля. Подчиняясь своему вождю, аккадские воины разрушают храм Экуру. Став бездомным, Энлиль и другие разгневанные боги насылают на Шумер и Аккад свирепых горцев гутиев. Те опустошают страну и подступают к стенам её столицы:
«Нелюдей несметные орды,
Гутиев, что не знают запретов,
Поведением – люди, да разуменьем – собаки,
Обликом – сущие обезьяны,
Их Энлиль из гор вывел!»
Даже могучая армия великого царя не смогла удержать захватчиков, они приносят с собой страх, разруху и голод. Великий город Аккад лежит в руинах, его улицы заполнены гниющими мертвецами. Могучая империя аккадской династии становится жертвой царского высокомерия перед всемогущими богами.
Вероятно, поэма была создана писцами враждебной аккадцам шумерской правящей династии, так как другие источники не упоминают о том, что Нарам-Суэн разрушил храм Энлиля в Ниппуре. Возможно и то, что эта история стала плодом творчества жрецов, которые хотели показать царям, к чему может привести ссора с богами, под которыми явно подразумеваются храмовые служители. Согласно археологическим свидетельствам, Нарам-Суэн почитал богов, хотя и ставил в их храмах свои статуи.
В других легендах и рассказах Нарам-Суэн изображён в высшей степени самоуверенным, гордым и высокомерным правителем. Именно этот человек стал первым властителем Месопотамии, обожествившим себя. Царствование Нарам-Суэна ознаменовало собой апогей могущества Аккадского государства, и после его смерти на тридцать седьмом году правления империя начала распадаться.
Падение империи
Нарам-Суэн умер по естественным причинам, и власть перешла к его сыну по имени Шаркалишарри. Правление наследника, как и всех его предшественников, началось с подавления множества восстаний. В отличие от отца, новый царь уже не мог поддерживать порядок и защитить империю — несмотря на все его усилия и успешные военные кампании, государство затрещало по швам. Шаркалишарри вёл почти непрерывную войну против эламитов, амореев и гутиев. Именно вторжение гутиев в сочетании с изменением климата вызвало голод в стране, нельзя оставить в стороне и постоянную внутреннюю нестабильность империи. Все эти факторы привели к краху Аккадской империи и погрузили Месопотамию в тёмные века.
В воспоминаниях потомков события царствования Шаркалишарри слились с историей других аккадских царей и стали основой легенд, рассказываемых в течение тысячелетий. В VII веке до н. э. ассирийцы всё ещё читали и рассказывали истории о Саргоне Великом и Нарам-Суэне. В библиотеке ассирийского царя Ашшурбанапала (царствовал в 668-627 годах до н. э.) в городе Ниневия содержались копии этих рассказов на глиняных табличках. Когда армии мидийцев, вавилонян и персов уничтожили великие ассирийские города, клинописные таблички были погребены под обломками зданий, а тысячи лет спустя люди узнали об аккадских царях, создавших первую империю на Земле.
Литература:
- Robert McAdams. An Interdisciplinary Overview of a Mesopotamian City and its Hinterland, 2008. ISSN 1540-8779.
- Samuel Noah Kramer. The Sumerians: Their History, Culture, and Character. University of Chicago Press, 1971. ISBN-10: 0226452387 ISBN-13: 978-0226452388.
- Leonard Woolley. The Sumerians, 1965. ISBN-10: 1566196663 ISBN-13: 978-1566196666.
- Beek, M.A., Atlas of Mesopotamia (Thomas Nelson and Sons Ltd. Publishers, 1962).
- Bertman, S., Handbook to Life in Ancient Mesopotamia (Oxford University Press, 2005).
- Bauer, S. W, The History of the Ancient World (W. W. Norton & Company, 2007).
- Durant, W, Our Oriental Heritage (Simon & Schuster, 1954).
- King, L. W, A History of Sumer and Akkad (William Clowes & Sons, LTD, 1923).
- Leick, G, Mesopotamia (Penguin (Non-Classics), 2003).
- Leick, G, The A to Z of Mesopotamia (Scarecrow Press, 2010).
- Pritchard, J. B, The Ancient Near East, Volume I — An Anthology of Texts and Pictures (Princeton University Press, 1958).
Комментарии к данной статье отключены.