В середине XXI века до н. э., после падения Аккадской империи, древние города Месопотамии находились под властью горных племён гутиев. В это время в Уруке правил человек по имени Утухенгаль. Он и его преемник Ур-Намму освободили свой народ от власти захватчиков и основали последнее в истории независимое шумерское государство, известное нам как царство Третьей династии Ура. Под властью правителей этой династии земли между Тигром и Евфратом вступили в вековую эпоху процветания — так называемое Шумерское возрождение.
Шумер под властью гутиев
Воинственные племена гутиев вторглись в Месопотамию из гор Загроса и уничтожили Аккадскую империю, правившую регионом с 2334 до примерно 2193 года до н. э. В отличие от аккадцев, гутии не признавали богов Шумера и не заботились о земле, которую они завоевали. Согласно древним шумерским надписям, «при гутиях трава росла высоко на дорогах земли», а сами гутии были «несчастными людьми, не подозревающими о том, как почитать богов, не знавшими о правильных религиозных ритуалах». Гутии спускались на равнину, собирали дань и снова уходили в свои горы. Для сохранения своей власти над Шумером и Аккадом они поддерживали лояльных себе правителей из старых местных династий, но старались не допустить возвышения ни одного из этих царьков.
Горцы были сильными воинами и контролировали города-государства Месопотамии до тех пор, пока некто Утухенгаль, правитель Урука, не посчитал себя достаточно сильным, чтобы изменить ситуацию. Его отец был простым человеком и зарабатывал на жизнь тем, что вялил и продавал рыбу. Каким образом Утухенгаль возвысился, нам неизвестно, однако очевидно, что любой из правителей утверждался гутиями, а значит и владыка Урука тоже.
Царь-освободитель из народа
Согласно древнему тексту «Победа Утухенгаля», он просил и получил благословение богов на то, чтобы избавиться от гутиев, собрал армию и возглавил её:
«Обрадовал граждан Урука и Кулаба, город его, как один человек, встал за ним».
Утухенгаль строго придерживался полномочий, которые, по его мнению, дали ему боги. Новый лидер шумеров должен был изгнать захватчиков, а потому отказался вести какие-либо переговоры с ними. Перед решающей битвой царь гутиев по имени Тирикан послал в шумерский лагерь своих послов. Утухенгаль приказал взять их под стражу, а затем атаковал и разгромил силы горцев.
«Гутия, дракона горы, врага богов, унёсшего в горы царство Шумера, наполнившего Шумер враждой, похитившего у супруга супругу и у родителей их детей… Энлиль, царь стран, послал Утухенгаля, сильного мужа, царя Урука, слово которого не имеет равного, сокрушить его (то есть Гутия) <…> Тирикан убежал один пешком. Его возница убежал в город Дубрум. Жители Дубрума, зная, что Утухенгаль – царь, которому Энлиль дал силу, не оказали ему помощи <…> Тирикан пал к его ногам, а он поставил на него свою ногу».
После победы над гутиями под властью Утухенгаля оказались земли, некогда составлявшие ядро Аккадской империи — города-государства Месопотамии склонились перед авторитетом освободителя. Пришло время восстанавливать хозяйство — прокладывать дороги, строить хранилища, рыть каналы. По злой иронии судьбы каналы, дававшие жизнь Междуречью, забрали его героя. На седьмом году своего правления царь Урука, владыка Шумера и Аккада, пастырь народа Утухенгаль упал в оросительный канал и утонул. Более поздние источники подозревают, что царю «помогли» упасть, но достоверность этих сведений остаётся под вопросом.
После внезапной смерти Утухенгаля трон опустел, и вскоре титул владыки Шумера и Аккада принял правитель города Ур по имени Ур-Намму. Этот человек был земляком, дальним родственником, а затем и зятем Утухенгаля. Вместе с царской дочерью он получил в своё управление город Ур, где стал первым царём новой династии. По-видимому, у Утухенгаля не было сыновей, во всяком случае, древние источники не ставят под сомнение права Ур-Намму на трон.
Начало правления Ур-Намму
Прошло более ста лет после падения Аккадской империи, деяния Саргона и его внука Нарам-Суэна обросли легендами. Кровавые распри между аккадцами и шумерами ушли в прошлое, а общая беда — нашествие гутиев — сблизила народы. Внешние и культурные различия между семитами-аккадцами с севера и шумерами с юга к этому времени почти стёрлись. Считается, что аккадский язык стал доминировать в разговорной речи, а шумерский постепенно оттеснялся в сферу науки и бюрократии. Выпускники школ писцов и правители в равной степени владели двумя языками.
Утухенгаль опирался на старые шумерские традиции, которые плохо подходили для управления сложной системой единого государства, поэтому Ур-Намму объявил себя духовным наследником великих аккадских владык. Образ культурного героя и отца-покровителя всего народа хорошо подходил для достижения целей новой державы.
Военные кампании против Эриду и Лагаша
Не все местные правители в Шумере приняли власть нового царя. На самом юге у берегов Персидского залива стоял город Эриду. Когда-то бывший самым первым и важным культурным центром шумеров в Месопотамии, он давно растерял своё величие, но не смирился с этим. Власть Утухенгаля над Эриду была сугубо формальной, а Ур-Намму и вовсе пришлось утверждать свой авторитет силой оружия.
Победа над Эриду стала лишь началом серьёзных проблем молодого государства. В силу своего положения на окраине Месопотамии другой город — Лагаш — всегда был на особом положении, а поддержка гутиев позволяла лагашским правителям эксплуатировать своих соседей. Правитель Лагаша по имени Гудеа был настолько дружен с горцами, что мог вести активные внешние завоевания в Эламе. Силами работников из Урука, Ура, Уммы и других традиционно враждебных городов в Лагаше велось обширное строительство. Кроме того, Лагаш был исконным конкурентом Ура во внешней торговле — во времена владычества гутиев главный торговый порт, куда приходили корабли из Бахрейна, Омана и Индии, находился на подконтрольных ему землях. Это означало, что кроме получения прибыли от пошлин, лагашцы контролировали поступление в Месопотамию стратегических ресурсов по южному пути. Всё это не забылось, и центральной власти нужен был лишь повод, чтобы отомстить пособникам завоевателей и устранить конкурентов.
Ещё в правление Утухенгаля между тогдашним наместником Ур-Намму и царём Лагаша по имени Наммахани возник пограничный спор. Тогда он был решён в пользу Наммахани. При всём уважении, которое Ур-Намму демонстрировал к «своему отцу», став правителем Ура, он решил сделать всё по-своему. Объединённые силы шумерских городов и войско самого Ур-Намму вторглись в Лагаш — результат не заставил себя ждать: «Наммахани, энси Лагаша воистину он убил». Но и этого было мало. По приказу правителя Ура жрецы уничтожали записи о правителе Лагаша и его родственниках. Дело дошло до того, что Лагаш был исключён из списка священных для истории городов, которым боги даровали «предвечную царственность». Своим наместником в Лагаше Ур-Намму поставил обычного чиновника по имени Ур-Аба.
Шумерский «социализм»
Помимо военных кампаний, первый царь Третьей династии Ура вёл широкую хозяйственную и строительную деятельность — период его правления вошёл в историю как Шумерский ренессанс. Ур-Намму вернул Шумеру его прежнюю славу, обеспечив экономическую и социальную стабильность и процветание культуры.
Постоянные погромы, которые учиняли вначале аккадские правители, а затем и гутии, привели к упадку основной экономической структуры Месопотамии — сельской общины. Большие людские потери и огромные масштабы восстановительных работ требовали нового способа организации и управления рабочей силой. Ранее в царских и храмовых имениях зависимые люди и рабы были разделены на профессиональные отряды во главе со специальными бригадирами, отвечавшими за деятельность своих организационных единиц. Теперь этот принцип был перенесён на большинство жителей Междуречья. Мужчины и женщины были разделены на отряды земледельцев, охотников, ремесленников, прядильщиц и т. д. Работой каждого из них руководил бригадир, который сдавал полученную продукцию на местные государственные склады. Из этих же складов, согласно установленной правительством норме, он получал продукты и одежду на каждого человека. Нетрудоспособные члены общества также обеспечивались государственным пайком. Существовали и выходные дни — один в десять дней для мужчин и один в пять дней для женщин.
Развитый аппарат государственных чиновников следил за поступлением и выдачей продуктов и товаров. Чем выше был ранг человека в иерархии, тем больше товаров и услуг он мог получить. Чтобы избежать злоупотреблений со стороны традиционных местных элит, Ур-Намму положил начало практике замены местных наследственных правителей на временных наместников, лично преданных царю.
Стимулировать рост производства должна была система учёта трудодней. С помощью коэффициентов деятельность любого человека можно было пересчитать в трудодни, подсчёт вёлся таким образом, чтобы бригады всегда имели задолженность перед государством. Теоретически это означало, что вся система работает в убыток, на практике же действовал особый способ скрытого налогообложения.
Известно, что половину произведённых продуктов и товаров местные административные центры должны были направлять в царские склады. Каждый такой склад обеспечивал работу сразу с несколькими областями — это позволяло распределять зерно, мясо, шкуры и ремесленные товары равномерно по всему государству. В случае неурожая или другой критической ситуации центральные царские склады спасали пострадавшие районы от голода. Кроме того, такая система позволяла концентрировать в нужном месте немалое количество работников, ранее это было невозможно по логистическим причинам.
Опираясь на новые возможности, царь начал строительство Великого зиккурата Ура и восстановил зиккураты и храмы в Уруке, Эриду, Ниппуре и Лагаше. Он окружил Ур великолепными стенами, которые были «высокими, как блестящая гора», и вёл масштабные ирригационные работы во множестве районов Месопотамии.
Царь-законодатель
За тысячелетия в Шумере накопилось огромное количество судебных решений, записанных на глиняных табличках. Веками эти документы служили образцами для принятия решений по похожим делам и облегчали работу судебной системы, но пришла пора унифицировать их для применения на всей территории единого государства. Идея общего блага и единой для всех божественной защиты со стороны царя не могла допустить разночтений при осуществлении правосудия, тем более что решать судьбу людей и их имущества власть доверила простым людям.
Мы не знаем по какому принципу набирались судьи для решения каждого из дел, но известно, что это были садовники, цирюльники, рыбаки и простые солдаты. Решение принималось простым большинством голосов, обжаловать его было нельзя. На долю царских чиновников приходилась лишь организация, запись и реализация решения.
В «год, когда Ур-Намму установил правосудие в стране», в столице была воздвигнута каменная стела, на которой вырезали текст общих и обязательных для всех законов. Копии на глиняных табличках хранились в архивах областных центров. Теперь, чтобы определить наказание или разрешить спор по наиболее распространённым судебным делам, достаточно было найти подходящую статью. В наше время это кажется очевидным, но создание сборника законов было революцией в развитии человеческого общества. Ниже приведены некоторые статьи этого кодекса:
«Если человек совершит убийство, он должен быть убит.
Если человек совершит кражу, он будет убит.
Если человек совершит похищение человека, он должен быть заключен в тюрьму и заплатить 15 сиклей [124 г] серебра.
Если мужчина нарушает права другого и лишает девственности невесту молодого человека, то этот мужчина должен быть убит.
Если жена человека завлекла другого человека, и он спал с ней, он (муж) убьёт эту женщину. В прелюбодеянии этом он (прелюбодей) будет свободен [от наказания].
Если человек другому человеку оружием конечность повредил, он уплатит десять сиклей [84 г] серебра.
Если чья-либо рабыня сочла себя равной своей госпоже и бранила её, она (госпожа) натрёт ей рот 1 ка [0,84 л] соли».
Новая угроза и конец правления Ур-Намму
Эффективные законы, относительная социальная справедливость и экономический рост обеспечили возрождённому государству Шумера и Аккада процветание. Однако далеко не все проблемы были решены. Отброшенные в свои горы гутии не смирились с поражением — оправившись от разгрома, учинённого им Утехенгалем, они собрались с силами и вторглись на равнины Месопотамии. На восемнадцатом году правления Ур-Намму и его войско вышли навстречу врагу. Что произошло дальше, известно нам из поэмы «Смерть Ур-Намму и его спуск в подземный мир». Это стихотворение представляет собой увлекательное сочетание истории, мифологии, теологии и литературы. Согласно ему, шумерское войско было разгромлено, а выжившие воины «бросили своего царя на поле сражения, как разбитый сосуд». Народная память возвысила погибшего Ур-Намму до легендарного статуса великого царя, который умер за свой народ.
Утухенгаль и его наследник Ур-Намму изгнали чужеземных завоевателей и основали в Месопотамии последнее независимое шумерское государство. Ур-Намму остался в истории как первый из известных нам законодателей и строитель Великого зиккурата в Уре, чьи величественные руины до сих впечатляют своим масштабом. Его реформы обеспечили ресурсами экономическое и культурное возрождение Месопотамии, однако над страной нависла угроза вновь попасть под власть воинственного народа гутиев. Сможет ли устоять царство Шумера и Аккада, зависело от наследника престола по имени Шульги.
Литература:
- Robert McAdams. An Interdisciplinary Overview of a Mesopotamian City and its Hinterland, 2008. ISSN 1540-8779.
- Samuel Noah Kramer. The Sumerians: Their History, Culture, and Character. University of Chicago Press, 1971. ISBN-10: 0226452387 ISBN-13: 978-0226452388.
- Leonard Woolley. The Sumerians, 1965. ISBN-10: 1566196663 ISBN-13: 978-1566196666.
- Beek, M. A., Atlas of Mesopotamia (Thomas Nelson and Sons Ltd. Publishers, 1962).
- Bertman, S., Handbook to Life in Ancient Mesopotamia (Oxford University Press, 2005).
- Bauer, S. W., The History of the Ancient World (W. W. Norton & Company, 2007).
- Durant W., Our Oriental Heritage (Simon & Schuster, 1954).
- King, L. W., A History of Sumer and Akkad (William Clowes & Sons LTD, 1923).
- Leick G., Mesopotamia (Penguin (Non-Classics), 2003).
- Leick G., The A to Z of Mesopotamia (Scarecrow Press, 2010).
- Pritchard, J. B., The Ancient Near East, Volume I – An Anthology of Texts and Pictures (Princeton University Press, 1958).
- Kriwaczek P., Babylon: Mesopotamia and the Birth of Civilization (Thomas Dunne Books, 2010).
Комментарии к данной статье отключены.