Вожди и лучшие воины народа кирибати носили причудливые латы из кокосового волокна, но какое оружие послужило причиной появления столь сложного защитного комплекса? И снова мы видим, как человек, вынужденный жить на крошечных островках посреди Тихого океана, использовал все имевшиеся ресурсы, чтобы создать эффективные орудия для истребления себе подобных.
Один на один
Для реконструкции характера противостояния между общинами культуры Кирибати современные исследователи опираются на местный устный фольклор. Истоки легендарных повествований уходят к XV веку. Анализ этой не всегда однозначной информации позволяет восстановить несколько видов вооружённого противостояния между мужчинами или группами мужчин. Одна из форм вооружённого конфликта — это дуэль. Дуэлянты сражались, чтобы решить вопросы своей чести и положения в иерархии, а, соответственно, и причитавшихся материальных и нематериальных выгод. Вероятно, это было самым редким или даже исключительным событием. На дуэлях воины пытались ранить или унизить своего врага, не убивая его. Иногда дуэль разрешала споры между деревнями одного острова. В этом случае схватка двух героев также нечасто приводила к фатальным последствиям.
Стенка на стенку
Когда дуэль не могла разрешить противоречия между общинами, дело доходило до настоящего боя. Мы не знаем, придерживались ли общины неких правил или использовали все возможности вроде внезапных нападений и рейдов против женщин и детей. При этом известно, что у кирибати имелось понятие сражения «стенка на стенку». Французский путешественник, мореплаватель, океанограф и офицер военно-морского флота Луи Дюперре в 1824 году писал: «Межплеменное сражение велось посредством рукопашного боя с доминирующим воином-героем в центре и окружающими его менее вооружёнными бойцами на флангах. Бой был не на смерть. Он был скорее церемониальным, направленным на то, чтобы нанести неглубокие порезы, а не на убийство».
У каждого «латника» был помощник, похожий на оруженосца средневековых европейских рыцарей, который помогал одевать чемпиона для битвы и носил за ним множество оружия. В бою вооружённые «вассалы» без доспехов сражались вокруг «латника» и прикрывали его.
Мы идём в набег
Иногда военные предводители вели своих соплеменников в набеги на другие острова с целью захвата пленных и обращения их в рабство. Это происходило благодаря тому, что кирибати были прекрасными мореходами и на своих парусных лодках совершали длительные морские переходы по всей Океании.
В плен брали в основном женщин и детей, а мужчин предпочитали убивать. Рабство носило патриархальный характер — положение рабов и низших соплеменников не сильно различалось, а юноша-пленник мог занять высокое положение в общине благодаря личным качествам.
Чтобы дополнить картину традиционных ценностей жителей Океании, так сильно отличавшуюся от современной идиллической картинки из поп-культуры, следует отметить, что кирибати практиковали каннибализм. Российский путешественник Николай Миклухо-Маклай отмечал в своих дневниках острова Гилберта и Понапе как места, где жили людоеды.
Почти армия
Некоторые вожди распространяли свою власть на целые острова и в этом случае опирались на силу оружия и вели войны. Такие выдающиеся личности могли располагать небольшими армиями в несколько сотен человек. В этом случае предводитель вождества мог окружать себя целым отрядом «латников» в кокосовых доспехах, что существенно меняло характер боя.
В 1841 году произошла стычка между воинами кирибати и экипажем американского шлюпа USS Peacock, в ходе которого 60 американских моряков и 20 морских пехотинцев одолели войско туземцев из примерно 700 воинов. Если говорить точно, то туземцы попросту разбежались после первых ружейных залпов и гибели нескольких своих соплеменников. Не стоить осуждать океанийцев за их реакцию — вскоре они разобрались в ситуации и приложили все усилия, чтобы обзавестись огнестрельным оружием.
Акульи зубы
Народ кирибати жил у моря, и рыбная ловля была важнейшим способом получить животный белок. Рыбаки выходили в открытое море и рисковали стать добычей акул. Впрочем, намного чаще грозный хищник проигрывал людям, а его острые зубы украшали ожерелья, служили в хозяйстве и на войне.
Жители Кирибати использовали каноэ, чтобы плавать между островами и ловить рыбу на рифах и атоллах. То, что они могли постоянно ловить крупных и опасных акул (по крайней мере восьми различных видов) в значительных количествах, является свидетельством мореходного мастерства людей культуры Кирибати и их рыболовных способностей.
Клинки из пальмы
Итак, у кирибати было много острых зубов, но сами по себе они были не слишком опасны, и островитяне использовали их, чтобы набирать непрерывные пилы. Такая пила, снабжённая десятками зазубрин из акульих зубов, рубила, а, точнее, рвала человеческую плоть.
Технология изготовления была одинаковой для ножей, кинжалов, коротких и длинных мечей, копий и трезубцев. Вначале из выдержанного кокосового дерева вырезалась основа в форме нужного оружия. Затем в зубах акулы и деревянной основе просверливали сквозные отверстия (в местах крепления зубов). При помощи верёвки из кокосового волокна или человеческих волос зубы привязывали к клинку. Иногда на конце клинка крепили шип с хвоста ската.
Главным оружием воина было то, что в силу его длины можно назвать копьём. Таким копьём не кололи, а наносили протяжные удары, чтобы травмировать врага пилой из зубов. Некоторые из копий достигали 5,5 м в длину и требовали от воина огромной силы и ловкости. Иногда вместо копья использовали такой же длинный трезубец, которым пытались выбить оружие из рук врага.
Когда длинное оружие ломалось или терялось, применялось более короткое оружие ближнего боя — длинный меч или пара коротких мечей. В схватке зубы лезвия отрывались, и воины могли начать бой с копий и трезубцев, а в итоге сойтись в кулачном бою. В музейных коллекциях есть образцы плетеных бинтов из кокосового волокна с акульими зубами, которые бойцы наматывали на кулак.
Конец эпохи акульих клинков
В 1888 году на острова Гилберта из Франции прибыли христианские миссионеры. В 1892 году к ним присоединились британцы. Свою задачу проповедники видели в том, чтобы через веру умиротворить воинственных туземцев. С этого времени производство традиционного оружия велось в основном для продажи правительственным чиновникам, исследователям, китобоям и другим посетителям островов.
В 1979 году Кирибати стала независимой страной, после чего образ традиционного воина возродился. Сегодня его можно увидеть на одежде и в качестве талисманов спортивных команд. Для туристов до сих пор производят небольшие декоративные кинжалы из акульих зубов, но эпоха удивительных огромных клинков давно ушла в прошлое.
Литература:
- Alison Clark, Rachel Howie, Lizzy Leckie, Kaetaeta Watson, Chris Charteris. The Island Warrior. Coconut Fibre Armour from Kiribati. 2017
- Alison Clark, Julie Adams, Polly Bence. Fighting Fibres. Kiribati Armour and Museum Collections. 2018
- Alana Jelinek, Alison Clark, Erna Lilje, Lucie Carreau, Nicholas Thomas. Pacific Presences. Oceanic Art and European Museums. 2018
- Moshe Rapaport.The Pacific Islands. Environment & Society. 1999
Комментарии к данной статье отключены.