В истории российской и советской военной авиации мало найдётся авиационных частей, имеющих основание гордиться преемственностью своей «родословной» на протяжении многих десятков лет. Одним из них был 1-й Гвардейский истребительный авиационный полк — прямой наследник 11-го корпусного авиаотряда Российской императорской армии. Что примечательно, и в Первую, и во Вторую мировые войны счёт побед обеих частей был открыт тараном.
Наследники богатых традиций
29-й Краснознамённый истребительный авиационный полк был одним из самых титулованных в ВВС Красной армии. Он был сформирован осенью 1938 года на Дальнем Востоке на базе 1-й Краснознамённой авиаэскадрильи, которая, в свою очередь, вела свою историю от 11-го корпусного авиаотряда Российской императорской армии, командовал им знаменитый штабс-капитан П.Н. Нестеров. 1-я Краснознамённая эскадрилья была одной из самых боеспособных частей ВВС КА, которая всегда получала лучший личный состав и новейшую технику. В ней в разное время служили такие легендарные советские лётчики, как Герои Советского Союза Валерий Чкалов и Анатолий Серов, а также первый дважды Герой Советского Союза Сергей Грицевец.
В феврале 1934 года эскадрилья была переброшена на Дальний Восток, а весной 1938 года переформирована в 29-й ИАП. Имевшиеся старые И-16 тип 4 были сданы в учебные заведения, а полк получил полный комплект новых самолётов: три эскадрильи И-16 тип 5/10/17, ещё одна перевооружилась на И-15бис. По итогам 1938 года полк был признан лучшим в ВВС 2-й Краснознамённой Армии, и в целом одним из немногих боеготовых полков ВСС КА. Общий налёт составил 2728 часов, 48 лётчиков были подготовлены для боевых действий днём, 25 из них могли летать ночью, а 36 — на больших высотах.
В 1940 году две эскадрильи перевооружились на И-16 тип 24 производства новосибирского завода №153, одна получила И-153, ещё одна осталась на И-16 тип 17. Одновременно из полка во вновь формируемые части изъяли многих опытных лётчиков, взамен прислав слабо подготовленных выпускников лётных школ. Тем не менее, учебно-боевая подготовка была проведена на высоком уровне: налёт составил 8550 часов, из них 750 часов под колпаком и 527 часов ночью. Интенсивные полёты привели к многочисленным лётным происшествиям, в том числе трём катастрофам. В итоге командир полка майор Д.П. Шамышевский был снят с должности, и в апреле 1941 года полк принял капитан Д.К. Лешко.
За первые пять месяцев 1941 года налёт составил 2000 часов, однако боевая подготовка оставляла желать лучшего: было выполнено всего 324 маршрутных полёта, проведено 134 учебных воздушных боя, 198 стрельб по конусу и 149 по наземным целям. На 1 апреля в полку числилось 63 лётчика, из которых 27 были подготовлены к боевым действиям днём на средних высотах и в простых метеоусловиях, а 22 могли летать ночью. Ещё 14 молодых пилотов не были введены в строй.
В IV квартале 1941 года полк должен был перевооружиться на новые МиГ-3, но 15 июня был получен приказ о перебазировании в европейскую часть СССР. С 20 июня эшелоны с матчастью (64 боевых самолёта: 33 И-16 тип 24, 16 И-16 тип 17, 15 И-153) и личным составом двинулись на запад.
К 3 июля эшелоны начали прибывать в Свердловск, где было приказано для ускорения переброски собрать самолёты и продолжить перебазирование лётом. 8 июля полк 44 экипажами вылетел на фронт, оставив молодых лётчиков в тылу. Один самолёт произвёл вынужденную посадку в районе Горького, но остальные благополучно приземлились на аэродромах Домославль, Будово и Торжок в районе Калинина. Задачей полка стало прикрытие с воздуха сосредоточения войск 29-й Армии в районе Вышний Волочок – Бологое – Андреаполь – Селижарово.
Неудачное начало
Поначалу полку откровенно не везло. Сказалось отсутствие боевого опыта, а также плохо налаженная система наблюдения и связи. Трагический инцидент произошёл уже на следующий день после прибытия полка на фронт: поднятая на перехват вражеского самолёта пара И-16 капитана Д.К. Лешко и младшего лейтенанта А.В. Попова атаковала дальний бомбардировщик ДБ-3Ф из 1-го авиакорпуса РГК. Самолёт загорелся и упал, лишь двум членам экипажа удалось спастись на парашютах. При заходе на посадку Лешко забыл выпустить шасси, и при попытке уйти на второй круг потерявший скорость истребитель врезался в лес. Командир полка получил переломы ноги и ключицы, самолёт был разбит.
14 июля во время патрулирования истребители МиГ-3 из 402-го ИАП по ошибке атаковали И-16 29-го ИАП. Самолёт получил четыре пробоины, но заместителю командира эскадрильи старшему лейтенанту М.И. Фошкину повезло остаться невредимым. 15 июля в районе аэродрома Домославль ещё один ДБ-3Ф был ошибочно обстрелян старшим лейтенантом И.М. Толмачевым. 16 июля пара И-16 старшего лейтенанта М.И. Фошкина и младшего лейтенанта Л.З. Муравицкого атаковала Пе-2 410-го БАП, в результате подбитая «Пешка» разбилась на посадке, а самолёт Фошкина в ходе маневрирования на малой высоте врезался в землю, лётчик погиб. 22 июля младший лейтенант П.Т. Радченко, преследуя немецкий разведчик, не рассчитал расход горючего и на вынужденной посадке разбил И-153, который отправился в заводской ремонт.
В итоге, выполнив с 13 по 22 июля 452 боевых вылета (370 на прикрытие войск и 82 на перехват), в сомнительном активе 29-й ИАП имел сбитый ДБ-3Ф и два подбитых бомбардировщика. Собственные потери составили три самолёта, погиб один лётчик, получил тяжёлое ранение командир полка. Учитывая, что заместитель командира полка капитан Е.А. Зверев остался с молодыми лётчиками в Свердловске, полк на несколько дней фактически остался без командования.
«Подсластить пилюлю» первых неудачных дней смог лишь младший лейтенант И.Л. Юхимович, который 18 июля атаковал и обстрелял немецкий самолёт в 20-25 км южнее посёлка Селижарово. Вероятно, лётчику удалось повредить бомбардировщик Do 17Z из эскадрильи 2./KG 2 — согласно немецким данным, он получил повреждения от огня противника в районе Белый – Велиж, но с погибшим бортмехаником смог вернуться на свой аэродром.
Впрочем, для 29-го ИАП эта победа была уже и не совсем «своя»: 16 июля 2-я и 4-я эскадрильи полка были выделены в отдельный 29-й «А» ИАП, позднее переименованный в 247-й ИАП. В составе 29-го ИАП остались 1-я и 3-я эскадрильи. В этот же день в командование 29-м полком вступил ветеран боёв на Халхин-Голе майор А.П. Юдаков.
22 июля полк обеими эскадрильями перебазировался на аэродром Андреаполь. С нового аэродрома была развёрнута активная деятельность по сопровождению бомбардировщиков 37-го СБАП, прикрытию сухопутных войск 22-й Армии Западного фронта, разведке и штурмовке противника.
Комиссар Дудин, наследник штабс-капитана Нестерова
Ранним утром 28 июля на прикрытие переправы через Западную Двину вылетела пара И-16 комэска капитана А.А. Тормозова и военкома эскадрильи лейтенанта Н.М. Дудина. В 04:50 лётчики прибыли в район села Севостьяново и начали патрулирование над переправой. Дальнейшие события красочно описаны в книжном сборнике «Комиссары на линии огня», вышедшем в 1985 году:
«Тормозов и Дудин барражировали над дорогой, над селом, над переправой. Внимательно следили за воздухом. И всё-таки «Мессеры» свалились на них из пушистого облачка неожиданно. Немцы были настроены решительно и с ходу бросились в бой. Дудин увидел, что самолёт Тормозова атакуют сразу два Ме-109. Кажется, он ни о чём не успел подумать тогда. Руки сделали за него всё необходимое. Мгновенно развернулся, выжал до отказа сектор газа и, оказавшись на удобной позиции, нажал на гашетку. «Мессер» вздрогнул, на мгновение замер в воздухе и, густо задымив, стал падать».
Далее следует пространное описание боя, в ходе которого немецким истребителям удалось попасть в самолёт Тормозова, якобы прострелив подвесной топливный бак. Комэску удалось его сбросить и сбить один «Мессершмитт», а далее Дудин развернулся на заходящую на него в атаку пару немцев и контратаковал противника «в лоб»:
«Они сошлись, и «Мессер» попытался уйти в сторону и вверх. За какую-то долю секунды до этого манёвра Николай разгадал его. Трудно сказать почему, но он точно знал, что фашист отвернёт влево и вверх. Наверное, в такие мгновения у человека обостряются все чувства. Дудин успел рвануть ручку управления на себя, и в точке, которую наметил заранее, ударил винтом своего истребителя по плоскости «Мессера»…»
От удара Дудина выбросило из кабины, но ему удалось раскрыть парашют. Лётчик приземлился в расположении советских войск и отпраздновал заслуженную победу:
«Наконец примчался комиссар дивизии Бабак. Дудин отрапортовал. Бабак выслушал рапорт, потом обнял его, расцеловал. Они сели в машину, уже тронулись, когда Бабак предложил:
– Давай дадим круг, посмотрим на твою работу.
Проводить их вызвался лейтенант, который заметил, куда упали фашистские самолёты. Один нашли сразу. Собственно, это был уже не самолёт – груда обгоревших обломков. Только более или менее сохранившаяся хвостовая часть фюзеляжа напоминала о том, как грозна и стремительна была эта машина в небе. Обломки ещё дымились. Бабак ударил ногой по обшивке:
– С этим всё ясно. Поехали дальше…»
По немецким данным, бой с советскими лётчиками вели пилоты 6-го штаффеля группы II./JG 52, которых, вероятно, вёл лейтенант Вальтер Крупински (Lt. Walter Krupinski) — будущий ас со 197 победами. К сожалению, подробности боя в опубликованных исследованиях по истории II./JG 52 отсутствуют. Известно лишь, что в 05:00 и 05:03 победу над И-16 заявили опытный обер-фельдфебель Эрнст Квазиновски (Ofw. Ernst Quasinowski), который свои первые четыре победы одержал ещё в ходе гражданской войны в Испании, и унтер-офицер Гельмут Рампфель (Uffz. Helmut Rampfel). В бою советским истребителем был сбит и пропал без вести лейтенант Зигфрид Канцлер (Lt. Siegfried Cantzler): его Bf 109F-2 W.Nr.12895 «Жёлтая 4» упал в 3 км северо-восточнее деревни Михалёво, что как раз даёт точные координаты деревни Севостьяново.
Конечно, все детали боя восстановить невозможно, однако советское описание и немецкие заявки на победы вполне позволяют делать предположения. Патрулирующая пара И-16 стала объектом внезапной атаки звена Bf 109F, о чём прямо пишут в рассказе о подвиге Николая Дудина. Скорее всего, история о том, что Дудин сразу сбил атакующий «Мессершмитт», придумана позднее, и в первой атаке Квазиновски удалось подбить И-16 капитана Тормозова. В дальнейшем манёвренном бою ни одна из сторон не могла взять верх, и заявленные победы Рампфеля и Тормозова не подтверждаются, чего нельзя сказать о лобовом таране Дудина. Вероятно, после эффектного столкновения боевой задор немецких лётчиков несколько утих, и Тормозов смог выйти из боя и вернуться на свой аэродром.
Несмотря на то, что бой закончился вничью, его можно считать победой советских лётчиков. Они были в меньшинстве, а противник имел гораздо более совершенные машины. Хоть Дудину и Тормозову «в воспитательных целях» были засчитаны ещё два «Мессершмитта», они, несомненно, проявили прекрасную лётную подготовку и мужество, переломив ход неудачно начавшегося боя. Поступок же лейтенанта Дудина, не отвернувшего в лобовой атаке и уничтожившего врага, однозначно следует трактовать как проявление героизма высшего порядка.
Можно предположить, что этот бой послужил неким катализатором для лётчиков 29-го ИАП. Согласно боевой характеристике, личный состав 29-го Краснознамённого ИАП с 12 июля по 15 декабря 1941 года, когда полк убыл на переформирование, произвёл 4034 боевых вылета, провёл 380 воздушных боёв, в которых сбито 66 самолётов противника. 22 октября пять лётчиков полка — Н.М. Дудин, А.В. Попов, Л.З. Муравицкий, В.В. Мигунов и В.А. Хитрин — были удостоены звания Героя Советского Союза. 9 ноября полк был награждён орденом Ленина, а 6 декабря приказом НКО был преобразован в 1-й Гвардейский истребительный авиационный полк.
В дальнейшем 1-й Гв.ИАП продолжал держать высокую планку. Всего за период Великой Отечественной войны полк произвёл 11 641 боевой вылет, заявив 347 сбитых самолётов противника. Собственные потери составили 135 самолётов и 73 лётчика.
В тяжёлых боях сгорели почти все герои первых сражений. Уже 3 сентября не вернулся из вылета младший лейтенант Александр Попов, 18 октября погиб в бою старший лейтенант Василий Хитрин. Убывший в 127-й ИАП самый результативный в первых боях лётчик полка младший лейтенант Лука Муравицкий (семь личных побед и пять в паре) погиб 30 ноября 1941 года. 31 марта 1942 года, тараня немецкий самолёт, погиб старший лейтенант Василий Мигунов. Уже 22 января 1943 году не вернулся с задания ставший штурманом полка майор Александр Тормозов.
К главному герою этой истории судьба отнеслась благосклоннее. После ранения, полученного в феврале 1942 года, гвардии старший политрук Николай Дудин до конца войны занимал различные должности в авиационных учебных заведениях. Всего он совершил 64 боевых вылета, был награждён орденами Ленина, Красного Знамени, Красной Звезды, медалями. После войны работал в Астраханском, Краснодарском и Орловском аэроклубах, с 1958 года в запасе. Жил в Краснодаре, умер 27 января 1968 года.
Ваш комментарий будет сохранен после регистрации