Военно-воздушные силы США подошли к финалу программы Light Attack, также известной как OA-X. Вчера, 3 февраля, портал flightglobal.com сообщил о том, что американское военное командование назвало двух финалистов тендера, в рамках которого армия получит новые лёгкие ударные самолёты.
По словам Хизер Уилсон, пресс-секретаря ВВС США, для финального этапа тестирования выбраны самолёты A-29 Super Tucano и AT-6 Wolverine. Таким образом, самолёты Textron Scorpion и Air Tractor AT-802L Longsword выбыли из соревнований. Финальный этап испытаний A-29 Super Tucano и AT-6 Wolverine пройдёт в период с мая по июль на базе ВВС Дэвис-Монтен (штат Аризона).

defensenews.com
На сегодняшний день ВВС США располагают лишь одним самолётом непосредственной поддержки пехоты на поле боя — A-10 Thunderbolt. Этим самолётам уже неоднократно продлевали срок боевой службы, и часть из них останется в составе ВВС США до 2022 года. Поскольку равноценной замены хорошо бронированному и отлично вооружённому штурмовику A-10 разработано не было, вместо него Минобороны США планирует принять на вооружение лёгкий ударный самолёт.
Super Tucano — лёгкий турбовинтовой штурмовик, выпускающийся бразильской компанией Embraer (первый прототип поднялся в воздух в 1999 году). Изначально Super Tucano проектировался как учебный самолёт, но впоследствии был доработан и стал боевым.

embraer.com
AT-6 Wolverine является продолжением линейки лёгких штурмовиков, в которую уже входят модели T-6A и T-6B. АТ-6 разработан американской компанией Hawker Beechcraft в рамках программы LAS (Light Air Support) на базе учебно-тренировочного самолёта Texan II.

businessinsider.com
ВВС США заявляют, что новый самолёт позволит эффективно и при минимальных затратах использовать авиацию в конфликтах с низкой интенсивностью. Если час полёта истребителя F-35 оценивается в $42 000, то для лёгких штурмовиков эта сумма составит менее $3000.
Air Force Chooses AT-6, A-29 for Secondary Light Attack Experiment
https://www.military.com/dodbuzz/2018/02/02/air-force-chooses-6-29-secondary-light-attack-experiment.html
...“The service on Friday said the second phase will "examine logistics and maintenance requirements, weapons and sensor issues, training syllabus validity, networking and future interoperability with partner forces."
Вторая фаза тестирования не будет включать испытание вооружения, а логистику, требование по обслуживанию, оружие и сенсоры, программы обучения, сети и возможности коммуникации с различными родами войск”.
Впервые на всех участках тестов присутствуют 5 иностранных наблюдателей, возможных покупателей.
“...that the light attack initiative should be viewed as a new way of doing business -- not just a plane, but part of a larger communications system.”
Этот лёгкий самолёт должен быть новым взглядом на военную доктрину - не только как самолёт, а как часть большой коммуникационной системы.
А-29, участвующие в тестах, построены в Jacksonville, Florida, при тесной кооперации между Brazilian firm Embraer и U.S. firm Sierra Nevada Corporation (SNC).
Впрочем, для антипартизанских действий такие самолётики сгодятся вполне. Пока у противника не появляется ПВО хотя бы на уровне ЗУ-23-2.
Насколько я понял, посмотрели на статистику применения штурмовиков и выяснилось, что вполне достаточно будет винтового самолета. "Гонять" А-10 или F-16 нет смысла, потому что у тех по кому "работают" не имеют должных средств ПВО. А вот стоимость эксплуатации у данных машин и у F-16 или А-10 совсем не в пользу последних.
И кстати, для тех же ПЗРК нужен горячий выхлоп реактивного двигателя, которого в данных самолетах нет :)
Плюс соверменные корректируемые и планирующий бомбы позволяют их сбрасывать с таких дистаний, на которых большинство ПВО их не достанет.
Винтовой двигатель более экономичен, чем реактивный, а значит данный самолетик сможет дольше "висеть" в воздухе в нужном районе ожидая "заявки" от штаба или сухопутных войск.
Так что плюсов очень много.
На самолеты с винтовым двигателем много брони не навешаешь, в отличии от реактивного.
Так что, еще надо посмотреть как всё это будет на практике.