История города-государства Мари тесно переплетена с процессом становления и развития всей цивилизации в междуречье Тигра и Евфрата, где сошлись интересы правителей Шумера, Аккада, Элама и других политических центров бронзового века. Периоды процветания и мирной торговли сменялись грабительскими походами и безжалостными войнами, но каждый раз город вновь восставал из пепла. К 1900 году до н. э. кочевые племена амореев разрушили и захватили южное Междуречье. После падения Третьей династии Ура город Мари остался последним носителем шумеро-аккадской государственности.
Установление новой династии
Около 1900 года до н. э. в Мари обновили и усилили фортификационные сооружения. Подробности противостояния правителей Мари вражескому натиску нам не известны, однако к 1830 году до н. э. старую династию владык города сменяют амореи.
Кочевники-амореи были семитским народом и появились в западной части Месопотамии примерно в III тысячелетии до н. э. На шумерском языке они именовались марту, на аккадском — амурру, в Египте — амар (в переводе со всех этих языков — «западные люди»). Вместе со своими стадами амореи кочевали у границ государств Ближнего Востока и поклонялись собственному пантеону богов с главным божеством по имени «Властелин гор», чья жена была «Хозяйкой пустыни». Связь главных божеств одновременно с горами и пустыней даёт возможность предположить, что амореи начали своё расселение из района горы Хермон в нынешней Сирии. Уже с момента своего первого появления в шумеро-аккадских записях амореи оказывали глубокое влияние на историю Месопотамии. Воспользовавшись глубоким кризисом шумеро-аккадского государства Третьей династии Ура, кочевники смогли подчинить себе и заселить плодородные земледельческие области Месопотамии.
Основатель новой династии правителей Мари носил имя Яггид-Лим, первый из сохранившихся документов с его именем датируется 1834 годом до н. э. От времён правления в Мари аморейской династии до наших дней дошёл обширный архив глиняных табличек, благодаря которым нам известны многие ключевые исторические события того периода.
Во время своего десятилетнего правления Яггид-Лим враждовал с Белкаби (Ила-кабкаби) — властителем соседнего царства со столицей в городе Экаллатум, располагавшемся в среднем течении Тигра. Первоначально Мари и Экаллатум были союзниками, но затем союз распался, и началась война. Интересно, что обе стороны конфликта обвиняли друг друга в вероломстве и предательстве:
«В моей семье нет грешившего против бога: они все хранят клятвы, принесённые [именем] бога. В древние времена Белкаби [царь Экаллатума] и Яггид-Лим поклялись друг другу хранить мир. Ила-кабкаби не согрешил [то есть, не нарушил клятву] перед Яггид-Лимом; наоборот, Яггид-Лим согрешил против Ила-кабкаби».
Сначала войско царства Экаллатум разбило армию Мари и подошло к стенам города, однако взять его штурмом не удалось. После этого уже войско Яггид-Лима вторглось в земли бывшего союзника, заставив правителя Экаллатума и его семью искать убежище в Вавилоне.
Между молотом и наковальней
В 1820 году до н. э. первый правитель Мари из аморейской династии умер, и трон занял его сын Яхдун-Лим. Новый властитель стремился увеличить влияние Мари как в экономическом, так и в военном отношении. Наряду с расширением ирригационных систем и усилением укреплений в столице и подвластных городах Яхдун-Лим отправил свои войска на запад, к берегам Средиземного моря, где заставил города сирийского побережья платить ему дань.
После этого была предпринята попытка завоевать плодородную долину реки Хабур на севере, однако здесь воины Мари столкнулись с яростным сопротивлением старых врагов из Экаллатума, где теперь правил талантливый и амбициозный царь Шамши-Адад. Яхдун-Лим попробовал начать войну на истощение — его войска совершали набеги на вражеские поселения, сжигали посевы и старались избежать решающего сражения. Несмотря на первые успехи, Мари был вынужден перейти к обороне и построить новую пограничную крепость. Скорее всего, это было связано с тем, что ко времени правления Яхдун-Лима возник конфликт между верхушкой амореев, которая стремительно ассимилировалась с шумеро-аккадским населением, и её кочевыми соплеменниками. Кочевники традиционно желали грабить земледельцев, а потому новым правителям приходилось защищать свою власть, богатство новых подданных. Решительные действия Яхдун-Лима устранили угрозу нового завоевания Мари кочевыми амореями, но для отражения и предупреждения их набегов требовалось держать на границах постоянные гарнизоны.
Война на два фронта ослабила Мари, и под угрозой вторжения Яхдун-Лим подчинился требованиям стремительно набиравшего силу царства Ямхад (на территории современной Сирии) об уплате дани.
Царство Мари оказалось зажато между враждебными государствами Ямхад на западе, Экаллатум на северо-востоке и Эшнунна на юго-востоке. Эшнунна был крупным городом-государством ещё во времена становления шумерской цивилизации и сохранил своё значение в последующие эпохи. После падения шумеро-аккадского государства Третьей династии Ура Эшнунну, как и всю Месопотамию, завоевали амореи. Под властью новых правителей она объединила окрестные земли и стала претендовать на гегемонию. Аморейский царь Эшнунны по имени Нарам-Син силой оружия принудил Яхдун-Лима признать свою власть и выплачивать дань. После смерти Нарам-Сина Мари снова стал независимым и начал брать под контроль свою прежнюю территорию, однако проблемы Яхдун-Лима на этом не кончились.
Внутренние неурядицы и борьба за престол
Примерно в 1808 году до н. э. сын изгнанного войсками Мари из Экаллатума правителя Белкаби возвращает себе отцовский престол. Нового царя мы знаем под именем Шамши-Адад. Кроме несомненного управленческого таланта, этот человек примечателен тем, что от него вели свою родословную цари Ассирийской державы — это стало возможным потому, что первым серьёзным военным предприятием Шамши-Адада стало завоевание города-государства Ашшур.
Когда амбиции Шамши-Адада стали очевидными, между ним и Яхдун-Лимом разразилась война за контроль над регионом. Ни одна из сторон не смогла одолеть другую силой оружия, и в ход пошли интриги. Сын Яхдун-Лима по имени Суму-Яман вошёл в сговор с Шамши-Ададом и убил своего отца, чтобы занять престол Мари. Отцеубийца оказался слабым правителем и не смог удержать власть — через два года он был убит дворцовыми слугами по приказу Шамши-Адада. Новым правителем Мари Шамши-Адад назначил своего младшего сына по имени Ясмах-Адад. Переписка отца и сына показывает, что Ясмах-Адад был весьма неэффективным и развратным правителем, и что его власть держалась только благодаря могуществу отца и старшего брата. Шамши-Адад писал сыну:
«Здесь твой брат выигрывает сражения, а ты там тащишь в кровать женщин! Когда ты в следующий раз возглавишь армию, действуй как мужчина. Твой брат завоевал себе прекрасную репутацию. У тебя есть шанс сделать то же самое».
Ясмах-Адад пытался оправдываться:
«Отец, я прочитал твоё послание, где ты писал: «Как я могу позволить тебе держать поводья? Ты ребёнок, не взрослый, слишком молодой даже для того, чтобы бриться! Когда ты научишься управлять домом? Как ты не видишь, что твой брат командует огромной армией? А ты не можешь даже управлять во дворце!» Вот что ты написал, отец.
Как я могу быть таким безнадёжным ребёнком, каким ты меня считаешь? Ты же знал меня со времён, когда я был маленьким мальчиком. Почему ты веришь тем плохим словам, которые про меня говорят? Ты меня огорчаешь, и я приду сказать тебе это».
Возвышение Экаллатума при Шамши-Ададе нарушило баланс сил между государствами, поделившими территорию плодородного полумесяца, простиравшегося от Ливана и Сирии до Персидского залива. Великие царства Элам, Вавилония, Эшнунна, Экаллатум (Ассирия), Мари и Ямхад стремились к доминированию над тогдашним цивилизованным миром — никто не мог допустить усиления соседа. Этим воспользовался потомок ещё недавно правившей в Мари аморейской династии, известный нам под тронным именем Зимри-Лим. Заручившись поддержкой Ямхада и Вавилона, он сверг Ясмах-Адада.
Последний правитель Мари
Придя к власти, Зимри-Лим укрепил свой союз с Ямхадом и взял в жёны дочь правителя этого царства. Он стремился вернуть старую славу Мари и в течение первых пяти лет своего правления сражался с кочевниками и царством Эшнунна. В это время Мари разрывали межнациональные конфликты. Каждый следующий завоеватель привносил в пёстрый состав населения царства новый «цвет», в итоге проблемой стало отсутствие единого разговорного языка. Новый правитель сумел разрешить основные противоречия и обеспечил себе поддержку населения.
Главным мотивом внешней политики Зимри-Лима были отношения с Вавилоном, где правил могущественный царь Хаммурапи. Отношения между двумя правителями осложнялись тем, что Хаммурапи и Шамши-Адад симпатизировали друг другу и были союзниками. Действия же Зимри-Лима были направлены на устранение результатов правления Шамши-Адада, тем не менее Мари и Вавилон были заинтересованы друг в друге.
Покончив с внутренними проблемами, Зимри-Лим начал расширять своё царство — это привело к конфликту с Эшнунной. Чтобы одержать победу, он заключил союз с Хаммурапи, объединённое войско сокрушило Эшнунну, и её земли перешли под контроль Мари. Кроме того, союзники вместе сражались против Элама и последними независимыми от Вавилона государствами южной Месопотамии.
Устранив всех конкурентов, Зимри-Лим и Хаммурапи оказались самыми могущественными правителями Месопотамии — угрозу почувствовал даже тесть Зимри-Лима, правивший в царстве Ямхад. Чтобы показать свою значимость, он приказал задерживать зерно, которое поступало в Мари через территорию Ямхада, и подданные Зимри-Лима столкнулись с угрозой голода. Хаммурапи предложил союзнику 4000 т зерна в качестве помощи, но она не была принята. Вероятнее всего, в Мари не хотели быть обязанными, либо вавилоняне выставляли какие-то политические требования.
Дальнейшая судьба Зимри-Лима нам не известна — он и его семья попросту исчезли. Если бы Зимри-Лим был убит, Хаммурапи хвастался бы этим. Если бы правитель Мари был помилован царём Вавилона, то тот упомянул бы о своём великодушии. Всё, что сам Хаммурапи говорил на эту тему — то, что он «был милостив к людям Мари», однако мы не знаем, насколько велико было его милосердие. Точно известно, что в 1761 году до н. э. Хаммурапи захватил Мари и разрушил его. Неизвестно, был ли Мари захвачен силой оружия или просто открыл ворота победителю. Известно, что ещё несколько лет в городе жили люди, пока между 1759 и 1757 годами до н. э. он не был предан огню.
Когда люди Хаммурапи сожгли дворец в Мари, они непреднамеренно законсервировали для грядущих поколений обширные архивы глиняных клинописных табличек. Наряду с архивами погибших в огне городов Эбла и Угарит эти записи позволили историкам пролить свет на столь отдалённые события. После 1200 лет существования город Мари уже не оправился от разрушения и ушёл в безвестность на многие века.
Основанный шумерскими торговцами на заре цивилизации, город Мари стал оплотом культуры на землях северной Месопотамии. Торгуя и воюя с ним, местные жители заимствовали у пришельцев многочисленные навыки (от ирригации до письменности), однако в последние годы своего существования Мари был окружён государствами, которые не только догнали, но и превзошли своего «учителя». Так или иначе, Мари и его жители принесли цивилизацию в северную Месопотамию, заложив основу для государств железного века.
Литература:
- Robert McAdams. An Interdisciplinary Overview of a Mesopotamian City and its Hinterland, 2008. ISSN 1540-8779.
- Samuel Noah Kramer. The Sumerians: Their History, Culture, and Character. University of Chicago Press, 1971. ISBN-10: 0226452387 ISBN-13: 978-0226452388.
- Leonard Woolley. The Sumerians, 1965. ISBN-10: 1566196663 ISBN-13: 978-1566196666.
- Beek, M. A., Atlas of Mesopotamia (Thomas Nelson and Sons Ltd. Publishers, 1962).
- Bertman, S., Handbook to Life in Ancient Mesopotamia (Oxford University Press, 2005).
- Kriwaczek, P., Babylon: Mesopotamia and the Birth of Civilization (New York: St. Martin's Press, 2012), 164-165.
- Margueron, J., Mari: Capital of Northern Mesopotamia in the Third Millenium – The archaeology of Tell Hariri on the Euphrates (Oxford & Philadelphia: Oxbow Books, 2014).
- Saggs, H. W. F., Everyday Life in Babylonia and Assyria (Hippocrene Books, 1987).
- Villard, P., «Shamsi-Adad and Sons: The Rise and Fall of an Upper Mesopotamian Empire." In Civilizations of the Ancient Near East (ed. Sasson, J. M.). (Charles Scribner's Sons, 1995).
- Margueron, J., «Mari: A Portrait in Art." In Civilizations of the Ancient Near East (ed. Sasson, J. M.). (Charles Scribner's Sons, 1995).
- Sasson, J. M., «King Hammurabi of Babylon." In Civilizations of the Ancient Near East (ed. Sasson, J. M.). (Charles Scribner's Sons, 1995).
- Lemche, N. P., «The History of Ancient Syria and Palestine: An Overview." In Civilizations of the Ancient Near East (ed. Sasson, J. M.). (Charles Scribner's Sons, 1995).
- Milano, L., «Ebla: A Third-Millenium City-State in Ancient Syria." In Civilizations of the Ancient Near East (ed. Sasson, J. M.). (Charles Scribner's Sons, 1995).
- Charpin, D., «The History of Ancient Mesopotamia: An Overview." In Civilizations of the Ancient Near East (ed. Sasson, J. M.). (Charles Scribner's Sons, 1995).
- Woolley, L., Ur 'of the Chaldees (Cornell University Press, 1982).
Комментарии к данной статье отключены.