Во второй половине XIX века на арену морских войн вышло новое оружие — самоходная мина (торпеда). Это изобретение давало шанс быстро и дёшево нейтрализовать мощь линейного броненосного флота. Вполне естественно, что многие морские державы поспешили обзавестись таким оружием и его носителями — миноносцами. В Соединённых Штатах создание первого настоящего миноносца стало вершиной развития судостроительной компании братьев Герешоф, а маленький 30-тонный «Стилет» стал «дедушкой» американских торпедных сил.
Братья Герешоф начинают своё дело
В 1859 году восемнадцатилетний Джон Браун Герешоф из Бристоля (штат Род-Айленд) получил первый заказ на проектирование и строительство яхты. К этому времени Джей Би (так его называли друзья и знакомые) уже был опытным инженером-кораблестроителем с хорошей репутацией. В США он был известен как «слепой строитель лодок», так как ещё в пятнадцать лет потерял зрение.
В 1863 году Джей Би выкупил старый кожевенный завод и нанял первых работников, тем самым заложив основы компании «Герешоф» (Herreshoff Manufacturing Company of Bristol). В первый год своего существования компания построила девять парусных судов длиной от 22 до 35 футов. Бизнес процветал — в 1868 году Джей Би спустил на воду первый пароход, а к 1874 году на его верфи было построено свыше 250 парусных яхт и паровых катеров.
В 1878 году к семейному делу приобщился младший брат Джона по имени Натанаэль Грин Герешоф. Когда Натанаэлю было около шестнадцати лет, он начал работать на своего старшего брата, а в девятнадцать лет поступил в Массачусетский технологический институт и получил диплом инженера-механика. По окончании университета Натанаэль восемь лет работал в компании «Паровые машины Корлисса» в Провиденсе (штат Род-Айленд), после чего вернулся в Бристоль и стал партнёром компании «Герешоф». Вместе с Джей Би они модернизировали паровой котёл, разработанный их старшим братом Джеймсом — талантливым изобретателем, не питавшим интереса к морю и судостроению.
Постепенно Джей Би и Натаниэль, которого в компании прозвали Капитан Нат, разделили обязанности. Старший брат занимался привлечением клиентов и денежными вопросами, а младший строил суда. С 1878 по 1883 год число сотрудников верфи выросло с 30 до 400 человек.
Миноноски для всех и каждого
С 1868 по 1878 год на верфи компании «Герешоф» было построено 35 паровых винтовых судов водоизмещением от 23 до 120 т, включая 57-футовый «Лайтнинг» («Молния») — первый американский миноносец специализированной постройки, а также паровую шхуну «Эстель» для кубинских повстанцев.
Интересно, что первым специализированным заказом компании стала 140-футовая быстроходная канонерка «Клара» для испанского флота, остро нуждавшегося в кораблях для блокады мятежной Кубы. Чтобы поймать «Эстель», испанцы заказали «Клару». В мае 1878 года испанский флот получил новый корабль, а заодно приобрёл и 23-футовую паровую яхту.
Не отставали и американские заказчики. Уже к 1880 году для нужд армии, флота и береговой охраны США компания «Герешоф» построила 14 паровых катеров и яхт. Братья стали зарабатывать немалые деньги — так, миноноска №6 («Лайтнинг») обошлась Бюро вооружений Флота США в 5000 долларов, а всего за два года было построено 35 катеров и яхт. На приёмных испытаниях миноноска, приписанная к экспериментальной Торпедной станции флота США в Ньюпорте, развила впечатляющую для того времени скорость в 20,3 узла.
С самого начала своей деятельности по строительству винтовых паровых судов братья Герешоф нацелились на выход на мировой рынок миноносок. В то время миноносками называли небольшие быстроходные паровые катера специальной постройки, главным вооружением которых была мина, прикреплённая к длинному носовому шесту. Одна или несколько миноносок должны были на большой скорости подойти к вражескому кораблю, подвести шест с миной к его борту, а затем подорвать её. Даже огромные и хорошо защищённые броненосцы были потенциально уязвимы для нового оружия. Джей Би вовремя уловил спрос на рынке морских вооружений и смог построить целую серию миноносок для ВМС США, Великобритании, Испании, России и Перу (перуанские миноноски даже успели принять участие в Тихоокеанской войне 1879-1883 годов).
В июле 1878 года на верфи «Герешоф» был заложен корпус №44 — демонстрационный прототип должен был показать потенциальным заказчикам технологическое превосходство компании. В качестве проектной скорости была выбрана весьма впечатляющая величина — 16 узлов. Длина прототипа составила 58 футов. По результатам испытаний в специальной литературе появились одобрительные отзывы, сами же Герешофы уверяли, что разведение паров занимает не более 10 минут, на стенках трубы не остаётся солевого осадка, кроме того, наблюдается значительная экономия угля. Утверждалось, что миноноска отлично управляема при любой скорости и направлении движения.
Поскольку Соединённые Штаты оставались потенциальным противником Великобритании, британское Адмиралтейство при посредничестве некоего Джорджа Даннела приобрело прототип. В декабре 1878 года судно было доставлено в Англию. Главный конструктор Королевского флота Натаниэль Барнаби детально обследовал детище американской технической мысли, а серия испытаний на Темзе позволила британцам понять реальные возможности прототипа. Миноноска №63 (так именовали новинку покупатели) постоянно ломалась — детали приходилось изготавливать заново, но даже в руках квалифицированных флотских инженеров скорость, расход угля и управляемость были далеки от заявленных. После двух лет испытаний и исследований миноноску списали.
Это не слишком расстроило братьев, ведь основную прибыль им приносили многочисленные заказы на парусные яхты, разработанные Натанаэлем. На верфи «Герешоф» были построены яхты для американской элиты — медиамагната Уильяма Херста, финансиста Джона Пирпонта Моргана, семейства Вандербильтов и многих других.
Самый быстрый корабль Америки
В 1884 году на верфи компании «Герешоф» был заложен корпус №118 — проект быстроходной паровой винтовой яхты стал вершиной инженерного таланта Натанаэля Герешофа. Корпус длиной 94 фута набирался по композитной схеме — поверх лёгких и прочных стальных шпангоутов шла деревянная обшивка. Длинный и узкий обтекаемый корпус должен был уменьшать сопротивление воды, пробивая её толщу подобно клинку. Исходя из этих соображений, новое судно было названо «Стилет». При полном водоизмещении яхты в 31 т паровая машина мощностью 359 л. с. разгоняла её до скорости в 26,4 узла. Блистая лакированным корпусом, новинка была готова встретить яхтенный сезон 1885 года. Учитывая формальности правил яхтенного сообщества США, на быстроходном судне установили три декоративные мачты.
10 июня 1885 года братья Герешоф и механики их компании проводили очередные ходовые испытания на реке Гудзон в районе Нью-Йорка. Когда силуэт «Стилета» поравнялся с самым быстрым на реке 300-футовым колёсным пароходом «Мэри Пауэлл», с мостика последнего прозвучали слова: «Никто не обгонит королеву Гудзона, и уж, конечно, не эта крошечная лодочка!» Вызов был принят. Решили провести гонку немедленно и признать победителем того, кто первым достигнет тюрьмы Синг-Синг. Расстояние от старта до финиша составляло примерно 30 миль.
Люди на «Стилете» приветственно помахали пассажирам «Мэри Пауэлл» и вскоре скрылись вдали. Маленькая яхта добралась до победной черты на 77 минут раньше своего соперника. Новость об этом мгновенно подхватили нью-йоркские газеты, а уже на следующий день братья Герешоф получили вызов от владельца самой быстрой на Восточном побережье парусной яхты «Аталанта». Особой сложностью стало то, что парусной яхте нужен ветер, а это подразумевает сильное волнение, которое мешало «Стилету». Однако пар в итоге победил, и «Стилет» завоевал титул самого быстрого корабля в Соединённых Штатах.
Экспериментальный носитель торпед
На выдающиеся характеристики нового творения братьев Герешоф обратили внимание и в американском военном флоте. В соответствии с актом Конгресса США от 3 марта 1887 года «Стилет» был приобретён правительством как деревянный миноносец №1 (WTB-1 USS Stiletto). К июлю 1887 года военные закончили переоборудование паровой яхты под свои нужды, и «Стилет» присоединился к купленной ранее «Молнии» на Торпедной станции в Ньюпорте. Мачты удалили, была уменьшена и изменена форма ходовой рубки, корпус перекрасили в стандартный для военных кораблей белый цвет.
В отличие от шестовой миноноски «Лайтнинг», новый миноносец был оборудован аппаратом для стрельбы самоходными торпедами. Первый торпедный корабль решили вооружить экспериментальным оружием — торпедами американского изобретателя Джона Хоуэлла. Между 1870 и 1889 годами по заказу американского флота компания «Гочкис» изготовила 50 самоходных мин (так в те времена называли торпеды). Творение Хоуэлла получило официальное название Howell Mark I torpedo.
Флотский офицер Джон Адамс Хоуэлл был ветераном Гражданской войны в США, которая наглядно продемонстрировала силу минного оружия. Сообщения из Европы о том, что в 1866 британец Роберт Уайтхед создал успешный образец самоходной мины, подстегнул Хоуэлла к воплощению в металле американской торпеды. К 1870 году работы были завершены, но нехватка бюджетных средств не позволила принять торпеду на вооружение флота.
Торпеда Хоуэлла приводилась в движение при помощи маховика, который нужно было раскрутить до 10 000 оборотов в минуту при помощи специальной паровой машины, установленной на корабле-носителе. Это означало, что в отличие от постоянно готовых к применению европейских торпед Уайтхеда и Шварцкопфа, американскую торпеду нельзя было сразу нацелить и выстрелить. Тем не менее в 1870-х годах любая надёжная самоходная торпеда ставила под вопрос использование крупных кораблей при близкой блокаде гаваней. Дальность хода торпеды Хоуэлла достигала 500 м на скорости в 25 узлов, боевая часть снаряжалась 45 кг пороха.
На миноносце «Стилет» был установлен надводный неподвижный аппарат для запуска торпед Хоуэлла. С 1889 по 1896 год единственный полноценный миноносец американского флота использовался для отработки материальной и тактической базы на Торпедной станции в Ньюпорте, а зимой отправлялся на техническое обслуживание на верфь братьев Герешоф. Конечно, ни один военно-морской смотр не обходился без «Стилета» — и друзья, и враги должны были знать о том, что «Дядя Сэм» не отстаёт от технического прогресса в военно-морской сфере. В 1891 году к носовому торпедному аппарату добавился поворотный аппарат на палубе для стрельбы торпедами Уайтхеда, которые по всем параметрам превзошли американские образцы.
Кроме тестирования торпед, быстроходный миноносец использовался как посыльный корабль с важными правительственными депешами или особыми грузами — например, «2 тоннами бездымного пороха в депо боеприпасов в Нью-Йорке».
Когда в 1897 году Соединённые Штаты готовились к войне с Испанией, американский флот закончил разработку доктрины использования торпед. В 1898 году на вооружении американских минных катеров и миноносцев состояло более 300 торпед — всё это было бы невозможно без «Лайтнинга» и «Стилета».
Во время Испано-американской войны 1898 года «Стилет» выполнял обязанности по береговой обороне. После окончания войны он более десяти лет служил тестовым судном, а 27 января 1911 года был исключён из списков кораблей флота США. Через шесть месяцев первый американский миноносец был продан для утилизации.
Из флота образцов — в образец для флота
История службы быстроходных паровых судёнышек братьев Герешоф наглядно показывает политику развития морских вооружений США от окончания Гражданской войны до начала становления американской колониальной империи в 1898 году. В условиях тотальной нехватки бюджетных средств руководство флота стремилось поддерживать контакты с изобретателями и предпринимателями, которые могли бы пригодиться в будущих войнах. В случае войны экспериментальные образцы судов можно было бы немедленно начать тиражировать в массовом количестве. Например, если бы инцидент с пароходом «Везувий» привёл к войне с Испанией в 1878 году, то десятки «Лайтнингов» были бы построены в кратчайшие сроки. Если бы в 1889 году американо-германский конфликт за Самоа перерос в полномасштабную войну, то деловая хватка судостроителей США и обильное финансирование привели бы к созданию целого флота «Стилетов». Но и без всего этого первые американские миноносцы оказались весьма полезными кораблями.
Источники:
- archives.gov
- herreshoff.org
- destroyerhistory.org
- navalunderseamuseum.org
- navsource.org
Комментарии к данной статье отключены.