В 1850-е годы, когда Япония начала модернизацию армии и флота, в Нидерландах был заказан первый военный корабль, получивший имя «Канрин Мару». За годы службы ему пришлось сменить множество «профессий», в каждой из которых отражалось стремительное развитие японского государства. Первенец японского флота успел побывать «учителем», «дипломатом», «исследователем» и «воином».
«Политика канонерок» в действии
В июле 1857 года на частной судостроительной верфи в голландском городе Киндердейк был заложен необычный корабль. Собственно, его конструкция и вооружение не отличались ничем необычным – в 1850-е годы было трудно удивить публику паровым винтовым клипером с 32-фунтовыми пушками. Да и водоизмещение в 600 т выглядело весьма скромным на фоне огромных многопалубных линкоров Великобритании и Франции. На закладной доске корабля было указано его название – «Япония». Можно было предположить, что в Нидерландах строится очередной «торговец» с далекой Японией. Благодаря мудрой внешней политике голландцы в течение двух веков обладали монопольным правом торговли с этой закрытой и загадочной страной.
Однако в середине XIX века ситуация изменилась. В 1853 году Японию посетила с «дружеским» визитом американская военная эскадра капитана Мэттью Перри. Американское «дружелюбие» опиралось на артиллерию и пароходы – если пушками удивить японцев было трудно, то «черные корабли» произвели на них должное впечатление. По итогам американского визита в 1854 году гордым самураям пришлось подписать выгодный для пришельцев и невыгодный для себя торговый договор. Тогда же, пользуясь «добротой» японцев и опираясь на те же аргументы, подобные договоры с сёгунатом заключили британцы, французы и русские.
Маленький корабль для большой политики
После поражений на внешнеполитическом фронте авторитет японского правительства срочно требовалось поднять на должный уровень. Отличной идеей показалось создание собственного парового флота. В 1855 году голландцы подарили японскому правительству военный колесный пароход 1850 года постройки. Судно получило имя «Канко Мару», уже находилось в Японии и предназначалось для обучения самураев азам современного морского дела. Подарок был сделан послом Нидерландов на свой страх и риск – правительство не одобрило его действия, но отступать было поздно.
Щедрость голландцев оказалась правильным шагом – уже в 1856 году сёгунат заказал у них постройку более современного винтового корабля. Финансовые возможности японского правительства были невелики, а потому решили заказать небольшой винтовой клипер для учебных и представительских нужд. Цена проекта (с учетом доставки парохода в Японию) составила 100 000 серебряных мексиканских долларов (тогдашняя международная валюта и официальная валюта США). Заказчик переплатил как минимум вдвое, но строить у американцев или прочих европейцев было никак нельзя по политическим причинам.
В ноябре 1856 года на верфи судостроителя Фопа Смита был спущен на воду корпус «парохода для японского правительства». Корабль в точности повторял корвет «Бали», построенный для голландского королевского флота. В 1857 году завершился монтаж паровых котлов и механизмов, изготовленных в Роттердаме. 26 марта 1857 года полностью завершенный и вооруженный клипер «Япония» отправился в Страну восходящего солнца. 22 сентября 1857 года первый японский винтовой пароход с голландской командой прибыл в Нагасаки.
Столетиями город Нагасаки был воротами Японии во внешний мир. Вся торговля с Китаем, Кореей, королевством Рюкю и Нидерландами проходила через его рынки. В Нагасаки находилась и голландская торговая фактория. Неудивительно, что в 1855 году первый в Японии военно-морской учебный центр был открыт именно здесь. Под руководством голландских офицеров молодые самураи постигали морскую науку – учились управляться с парусами и паровыми машинами, ориентироваться по картам и вести морской бой. Учебным судном был колесный пароход «Канко Мару».
Новоприбывший винтовой пароход японцы назвали «Канрин Мару» и также определили в качестве учебного корабля. В течение следующих трех лет «Канрин Мару» с курсантами на борту совершал учебные плавания у берегов острова Кюсю. В 1859 году наметился конфликт между центральным правительством и главой феодального клана Сага. Город Нагасаки являлся экономическим центром княжества Сага, поэтому учебный центр был перенесен в столичный Эдо. Туда же отправился «Канрин Мару».
Японец и янки – братья навек
«Поддержав» заключение торгового соглашения с Японией, американские военные корабли открыли путь в страну другим великим державам. Это совершенно не входило в планы предприимчивых янки – они хотели стать уникальными и исключительными торговыми партнерами Японии, заменив голландцев. В течение последующих лет американский представитель при японском правительстве Таунсенд Харрис всячески подчеркивал непохожесть дружественной позиции Соединенных Штатов на колониальные замашки прочих новых «друзей» Японии. Сами японцы к этому времени извлекли из сотрудничества с голландцами все что могли. Нидерланды уже давно не были великой державой и не могли предложить Японии ничего по-настоящему передового. Сёгунат же желал модернизации по высшему стандарту. В свою очередь, американцы предлагали строить корабли быстрее и значительно дешевле, чем голландцы. Итогом сближения позиций стал новый американо-японский договор о дружбе и торговле, подписанный в 1858 году. Обе стороны изначально понимали, что европейцы заставят сёгунат подписать аналогичные договоры, и было решено сразу согласиться на это, но вкладывать львиную долю средств именно в американские заказы. Внутриполитические противоречия привели к тому, что японцы решились ратифицировать договор лишь в 1860 году.
Из «учителей» – в «исследователи»
Как раз в это время японцам пригодился «Канрин Мару». Самураи решили продемонстрировать всему миру, что они вполне усвоили западные знания и уже имеют свой паровой флот. Идея заключалась в том, чтобы доставить японское посольство в Сан-Франциско на японском же корабле. По здравому рассуждению выходило, что кроме учебного корабля отправить в открытое море нечего. К 1860 году японцы обзавелись флотом в несколько десятков вооруженных и транспортных пароходов, но все они ходили только в виду берегов и в хорошую погоду.
Команду из 95 человек собирали из кадетов учебного центра и опытных рыбаков. Посмотрев на столь пестрое сборище, американцы настояли, чтобы на борту «Канрин Мару» находился американский офицер Джон Брук и десять белых матросов. Везти же само посольство американцы японцам не позволили – должностные лица сёгуната должны были совершить путешествие на фрегате флота США «Паухатан» (предполагалось, что «Канрин Мару» будет сопровождать его).
18 января 1860 года экспедиция покинула Японию и взяла курс на Сан-Франциско. Сначала все шло хорошо, и даже потеряв из вида сушу, японцы не растерялись. Но затем погода изменилась, и разыгрался шторм. Волны поднимали маленький японский кораблик на высоту пятиэтажного дома, а затем резко бросали его вниз. Палубу полностью заливало водой, снасти трещали от невероятных нагрузок, одна из мачт треснула. Совершенно неготовые к океанским реалиям, японцы быстро слегли с морской болезнью, и провести «Канрин Мару» через бушующую стихию стало задачей американцев. Из числа японцев на ногах оставались только два члена дипломатической миссии – они вызвались помочь в борьбе со стихией. Накахама Мандзиро числился в посольстве переводчиком – этот удивительный человек успел побывать нищим рыбаком, американским китобоем, золотодобытчиком, японским чиновником, а затем и придворным самураем. Второй храбрец по имени Фукудзава Юкити ехал в США, чтобы выучить английский язык и разобраться в устройстве непонятного японцам американского общества.
27 февраля 1860 года, на 40-й день пути, «Канрин Мару» и «Паухатан» вошли в гавань Сан-Франциско. Все члены японского посольства сошли на берег. После месячного пребывания в городе японцы продолжили свой путь в Вашингтон, но истерзанный штормами японский кораблик эта история уже не касается. Американцы взяли на себя все заботы и расходы по ремонту «Канрин Мару» – военно-морская верфь Мар-Айленд заменила треснутую мачту, починила такелаж, провела текущий ремонт паровой машины. По завершении работ японский пароход отправился к родным берегам. На этот раз американцев на корабле не было, японцы успешно справились сами. 23 июня 1860 года путешествие через Тихий океан завершилось – учебный винтовой клипер «Канрин Мару» вернулся домой.
Военный флот сёгуната продолжал расти – путешествие в Америку показало, что жаться к родным берегам больше нельзя. К тому же, у Японии проявились колониальные амбиции. Сёгунат больше не желал пассивно ждать вторжения европейцев, нужно было защищать свои интересы на Хоккайдо, Цусиме, островах Рюкю и Бонин. В 1861 и 1862 годах «Канрин Мару» совершил плавания к Цусиме и необитаемым Бонинским островам. Японцы тщательно исследовали каждый из островов архипелага Бонин на предмет наличия там «тихоокеанского золота» – залежей гуано, служившего удобрением и материалом для изготовления взрывчатки. Кроме того, их заинтересовала возможность заселения этих островов или создания там военной базы. По результатам экспедиции правительство Японии заявило иностранным дипломатам о своем суверенитете над Цусимой и островами Бонин.
Карательные экспедиции в Тёсю
К 1864 году власть сёгуната на Японией ослабела настолько, что южное княжество Тёсю пришлось усмирять силой. Потратив огромные деньги, центральное правительство срочно перебросило на юг все имевшиеся силы. Флот сёгуната, в том числе, и «Канрин Мару» выполнял транспортные функции, но был готов уничтожить все поселения мятежников на побережье. Впечатляющая демонстрация сил династии Токугава устрашила южан, и они отказались от сопротивления.
В 1866 году демонстрация военной мощи понадобилась вновь. Сёгунат опять собрал внушительные силы и запланировал вторжение сразу с пяти направлений. Флот должен был обеспечить захват острова Суоосима и укрепленного поселка на нём. Для проведения операции выделили внушительный отряд в 20 000 человек, однако погрузить на корабли одновременно смогли только две тысячи. Пять пароходов сёгуната подошли к острову и открыли огонь по береговым укреплениям. Десант устремился на берег, но был разгромлен местным гарнизоном. Как оказалось, южане не теряли времени зря и за прошедшие два года подготовили свои отряды по западному образцу. В США была закуплена военная форма, скорострельные винтовки и карабины, в Великобритании – стальные нарезные пушки. В то же время армия сёгуна в массе своей оставалась феодальным ополчением. «Канрин Мару» шел во второй волне вторжения, но и на этот раз его пушкам не довелось открыть огонь по врагу. Со смертью старого сёгуна крайне неудачное вторжение прекратили, и флот вернулся на свою базу в Йокосуке.
Из парохода – в парусник
Интенсивная служба и плохое техническое обслуживание привели к тому, что паровая машина корабля стала часто давать сбои. Собственными силами отремонтировать машину японцы не смогли – Япония оставалась феодальной страной без собственной индустрии, а управляемый французами арсенал в Йокосуке только строился. Французские инженеры и их местные ученики были заняты поддержанием в боеспособном состоянии разнородного и сильно изношенного парка кораблей. Если боевое ядро японского флота состояло из кораблей специальной постройки, то транспорты были вчерашними гражданскими пароходами. Ограниченные финансовые возможности заставляли японское правительство покупать очень старые суда, изначально находившиеся «не в лучшей форме».
В 1866 году, прослужив всего девять лет, «Канрин Мару» встал на капитальный ремонт и модернизацию. В ходе ремонта с корабля были сняты котлы и паровая машина, и первый винтовой пароход японского флота превратился в парусник. Это стало вынужденной мерой, так как стоимость заказа и доставки нового комплекта механизмов из Европы или Америки была сравнима с ценой нового корабля.
«Канрин Мару» в войне Босин
27 января 1868 года в Японии началась гражданская война. Лидеры южных княжеств Сацума и Тёсю желали установить полную власть над всем островным государством (власть над юным императором Мацухито у них уже была). Им противостояли разрозненные группы офицеров армии и флота сёгуната, а также некоторые северные княжества. Последний сёгун династии Токугава сложил с себя полномочия и самоустранился от борьбы.
Уже 30 января в первой же битве при Тоба–Фусими сторонники сёгуната потерпели катастрофическое поражение. Их армия разбежалась, а остатки войск были деморализованы. В этой ситуации последней надеждой противников южного альянса оставался флот. Во главе военно-морских сил, оставшихся верными династии Токугава, встал адмирал Эномото Такэаки. Он располагал внушительной мощью: флагманским винтовым фрегатом «Кайо Мару», вооруженными винтовыми пароходами «Тиёдагата» и «Банрю», вооруженным колесным пароходом «Кайтен», паровыми транспортами «Чогей», «Микахо», «Шинсоку» и парусным транспортом «Канрин Мару». Даже объединив свои флоты, княжества Сацума, Тёсю и их союзники не могли противостоять военно-морским силам сторонников сёгуната.
События на суше развивались столь быстро, что флот Эномото просто не успевал помочь разрозненным отрядам полицейских, гвардейцев и вчерашних кадетов. Стремительное наступление южан не позволило северным кланам организовать эффективное сопротивление, и они отказались от борьбы. В то же время южный флот старательно уклонялся от морских сражений.
В сентябре 1868 года около 2000 последних солдат сёгуната погрузились на корабли и направились к острову Хоккайдо. В то время Хоккайдо воспринимался не как часть Японии, а как территория в процессе колонизации. После захвата Хакодате (главного порта острова) в руках беглецов оказалась захваченная ранее казна сёгуната, большая современная крепость и ремонтная база для флота.
По пути на север флот Эномото столкнулся с тайфуном, и корабли разметало. Парусный «Канрин Мару» не мог бороться со стихией, и 11 сентября 1868 года был вынужден укрыться в гавани Симидзу. В довершение всех бед корабль сел на мель.
К моменту прибытия «Канрин Мару» небольшой портовый городок уже перешел под контроль южных сил. Южане не стали разговаривать с врагами, а просто подтянули полевую артиллерию – «Канрин Мару» оказался в центре многочисленных всплесков от падающих ядер. Нервы измученного тайфуном экипажа не выдержали, и корабль выбросил белый флаг. Южане, находившиеся на берегу, то ли не поняли, то ли сделали вид, что не поняли смысла белого флага и пошли на абордаж. Команда парусника отчаянно защищалась, но враги захватили «Канрин Мару». Большинство защитников погибло, оставшихся взяли в плен. Моряки «Канрин Мару», погибшие во время этого боя, были похоронены на кладбище Симидзу. К сожалению, иные достоверные подробности первого и последнего боя этого примечательного корабля нам неизвестны.
Последняя работа
В июне 1869 года гражданская война в Японии окончилась полной победой альянса южных княжеств. Формальным главой страны стал император, а выходцы из Сацумы, Тёсю, Саги и Тоса заняли все руководящие посты в новом правительстве.
«Канрин Мару» снова стал весьма полезен. Для заселения северных территорий японскими колонистами была создана специальная правительственная служба – ее единственным транспортом стал наш герой. В течение двух лет клипер исправно возил на Хоккайдо людей и грузы – в частности, известно, что к 1871 году в бывшие владения клана Сендаи был доставлен 401 поселенец.
2 ноября 1871 года по пути из Хакодате в Отару «Канрин Мару» попал в ураган и сел на мель на скалах мыса Киконай. Все люди, находившиеся на его борту, были благополучно спасены, но судно затонуло.
Если сравнить историю службы корабля с человеческой жизнью, то «Канрин Мару» прожил короткую, но яркую и плодотворную жизнь. В «юности» он стал символом выхода Японии из изоляции и начала перемен, затем успел побывать в роли «тренажера» в зарождавшемся японском флоте и поработать послом в далекой чужой стране. В «зрелом возрасте» корабль участвовал в трагической междоусобной войне и послевоенном возрождении Японии. Можно сказать, что на борту «Канрин Мару» страна совершила путешествие из феодализма в индустриальный век.
Тип |
деревянный паровой винтовой клипер |
---|---|
Водоизмещение |
массовое – 300 т; наибольшее – 620 т |
Размеры |
длина – 48,8 м; ширина – 8,74 м |
Двигатель |
паровая машина, мощность – 100 л. с. |
Максимальная скорость |
пар – 6 узлов (11 км/ч); паруса – 9 узлов (16 км/ч) |
Вооружение |
12 гладкоствольных 32-фунтовых пушек |
Литература:
- Goda Ichigo, «5000 days of glory and tragedy of Kanrimaru», Hokkaido Shimbun, 2000. ISBN 4–89453–125–9
- Dozo Ryozo, «Crossing the Ocean», Chugoku Bunko, 1998. ISBN 4–12–203312–8
- Fumihiro Fumikura, «Bakumatani naval ship Kanrin Maru», Iwasamido, 1938
- Heijiro Fumurakura, «Bakumatani naval ship Kanrin Maru», Chunko Bunko, 1993. ISBN 4–12–202004–2
- Tadahito Kato, «Hakodate War» Misuzakura Publishing, 2004. ISBN 4–89544–363–9
Комментарии к данной статье отключены.