Несмотря на продолжающиеся масштабные проекты по оцифровке и популяризации архивных документов времён Великой Отечественной войны, большинство из них пока остаются малоизвестными и труднодоступными. На примере документов Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации и некоторых других архивов мы хотим рассказывать вам об исторических бумагах, которые продолжают храниться на архивных полках, но при правильном подходе могут стать настоящим сокровищем для сохранения и восстановления истории вашей семьи.
Учётно-послужная карточка офицера
Возможно, вы уже слышали короткую аббревиатуру УПК? Учётно-послужная карточка офицера — это первая весточка из прошлого, на которую должен обратить внимание исследователь. Это маленький (обычно лист формата А4, иногда его половина), но часто очень информативный документ.
Если карточка была добросовестно заполнена ответственными товарищами, то в ней вы, в зависимости от формы бланка (их было несколько), сможете найти дату и место рождения, национальность, социальное и семейное положение, годы рождения детей, место призыва, награды, номер партийного и военного билетов, годы присвоения званий и сведения об образовании. Также в УПК можно узнать обо всех должностях офицера с самого начала службы в Красной армии. Если же вам совсем повезёт, то в левом верхнем углу карточки будет приклеена маленькая фотография предка размерами примерно 3×4 см.
При удачном стечении обстоятельств с УПК можно ознакомиться уже в день приезда в архив. Учётно-послужная карта хороша тем, что для ознакомления с ней не требуются документы, подтверждающие ваше родство с офицером, — но эти бумаги пригодятся, если вы захотите получить доступ к следующему, более информативному документу. Чаще всего для подтверждения родства достаточно цепочки свидетельств о рождении родственников, связывающих вас и интересующего военнослужащего. Так, в простейшем случае, если вы ищете сведения о дедушке по отцовской линии, достаточно приложить копии двух свидетельств о рождении — вашего и отцовского. Если отсутствует возможность заниматься архивными поисками лично, необходима будет и нотариально оформленная доверенность на имя того исследователя, которому делегируется эта проблема.
Личное дело
Пожалуй, ничто так хорошо не расскажет о человеке (в том числе сам человек), как его личное дело. Эта объёмная папка формата А4 — настоящий «грааль знаний» об офицере. Нужно отдать военным должное за сбор и хранение подробных данных. Внутри почти наверняка вас ждут удивительные открытия, причём иногда… не очень приятные.
Так что же можно в нём найти? В деле есть подробная автобиография человека (в случае долгой военной карьеры — и не одна), написанная собственноручно на 3–4 листах. Многие из нас сталкивались с тем, что воевавшие родственники не склонны подробно рассказывать о некоторых периодах своей жизни, часто отшучиваются или отвечают общими словами. В автобиографии вы найдёте перечень всех мест службы (военной и гражданской), по которым можно восстановить биографию.
В личном деле есть разделы, в которых записывались сведения об уровне владения иностранными языками, о научных трудах и публикациях в периодических изданиях. Особую ценность для многих родственников может представлять раздел о родителях и их жизни до революции 1917 года.
Нередко к личному делу приложены служебные и партийные характеристики, представления к очередному званию или должности, копия диплома об образовании, указана школа, а бывают даже медицинские документы с деталями ранений и лечения. Также в деле есть карточка взысканий и поощрений с описанием когда и за что. У самой обложки к делу обычно приложена большая чёткая фотография человека, форматом до 9×12 см.
Учёт рядового и сержантского состава
С документами на командный состав более-менее разобрались, но что же делать с рядовыми и сержантами, на которых не заводились личные дела и отсутствуют учётно-послужные карты? На помощь приходят различного рода алфавитные и именные списки частей и соединений Красной армии.
Алфавитная книга рядового и сержантского состава — источник простой и немногословный, но сведения из неё бесценны для дальнейшего поиска. В неё вносились полные фамилия, имя и отчество бойца, должность или военно-учётная специальность, указывалось подразделение, а также (что очень важно) номер страницы с информацией о бойце в книге учёта личного состава, о которой мы сейчас расскажем.
Книга учёта рядового и сержантского состава, или штатно-должностная книга – это, конечно, не персональный документ, но и он, как правило, содержит большое количество персональной информации о простых солдатах.
Порой их расчерчивали от руки и вели в произвольной форме, но в подобных документах можно найти полные фамилию, имя и отчество, должность, звание, год и место рождения, домашний адрес до призыва в армию, военно-учётную и гражданскую специальность (даже адрес последнего места работы), дату принятия воинской присяги.
Также указывались партийность (как правило, с номером партбилета, что, как мы увидим потом, важно), национальность и уровень образования, информация об участии в прошлых войнах, ранениях и наградах, семейное положение и ближайшие родственники. Имелась графа с данными, откуда боец прибыл в полк, был ли он в плену, и есть ли кто-то из родственников на оккупированной территории. Если человек уже покинул часть, то в последней графе указывались дата и причина убытия, а также номер приказа, который может пригодиться для дальнейшего поиска.
Данная книга сверялась штабом части с другими документами не реже, чем раз в месяц, а изменения должны были вноситься в день отдачи приказа.
Некоторые историки сходятся во мнении, что учётно-послужные карты, о которых говорилось выше, заводились не только на офицеров, но и на всех рядовых военнослужащих. Однако, якобы уже в 50-е годы прошлого века все они были уничтожены. Так что, данные из разного рода алфавитных и штатно-должностных книг для многих могут стать единственной ниточкой к установлению истории солдата. Документального подтверждения родства для работы с этими документами не требуется.
«Портяночные ведомости»
Отдельно стоит рассказать о различных вспомогательных документах, хранящихся в фондах воинских частей. Среди исследователей, работающих в архивах по личному составу, за такими документами давно и прочно закрепился термин «портяночные ведомости» — это, как правило, разного рода списки на выдачу вещевого довольствия (тех же портянок, валенок, противогазов и т.п.), о сделанных прививках и т.д. Наилучшую сохранность среди прочих «портяночных ведомостей» имеют финансовые документы о выдаче денежного содержания.
На первый взгляд, это не самые информативные документы, но в архивных фондах многих полков и дивизий это единственные документы с пофамильными списками личного состава, сначала сданные в архив после войны, а затем не уничтоженные по истечении срока хранения, который изначально устанавливался всего в 5–10–15 лет. Такими ведомостями можно подтвердить, прежде всего, сам факт службы человека в воинской части, а также узнать, сколько получал денег конкретный солдат или командир, сколько отправлял семье, сравнить эти суммы с ценами тех лет. Но воспринимайте это скорее как бонус.
Гораздо важнее, что рядом с нужной фамилией вы увидите множество других. Так же, как и в документе, эти люди вместе, плечом к плечу, делили тяготы войны и сражались в одном полку, батальоне или даже взводе. Эти фамилии дают уникальную возможность взглянуть на судьбу конкретного подразделения десятками глаз и позволяют увеличить количество источников информации в сотни раз. Кто-то из этих людей дружил и делил с вашим предком махорку в окопе, на них тоже писались наградные листы и сведения о гибели. Эти данные могут серьёзно помочь в поисках подробностей о боевом пути вашего родственника. Документального подтверждения родства для работы с большинством «портяночных ведомостей» не требуется.
Партийные документы
Некоторые из советских солдат и командиров были членами и кандидатами в члены Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков) — к началу войны насчитывалось около 650 000 коммунистов и, несмотря на огромные потери, к началу 1945 года их количество выросло до трёх с лишним миллионов — почти в шесть раз. Если ваш предок был членом ВКП(б), то открывается несколько дополнительных источников биографических данных. Большинство документов, касающихся партийного учёта, хранятся в РГАСПИ — Российском государственном архиве социально-политической истории.
Отчётная карточка и регистрационный бланк. На каждого вступающего кандидатом в партию политотдел воинской части заводил отчётную карточку и регистрационный бланк. Затем, при успешном завершении кандидатского срока, подобная процедура повторялась при обмене кандидатской карточки на партийный билет. На отчётной карточке — маленьком куске картона формата А6 — можно увидеть фотографию родственника, полные Ф.И.О. и год рождения, личную подпись и наименование организации, выдавшей партбилет — т.е., воинской части, от чего можно отталкиваться в дальнейшем поиске.
В регистрационном бланке — листе формата А4 — заполнялось целых 25 граф о прошлом члена партии. В документе вы сможете найти социальное положение, занятие родителей до и после 1917 года, уровень образования и название учебных заведений, все места гражданской и военной службы, владение языками и научные труды, награды, судимости и другое. По тщательности заполнения регистрационный бланк члена ВКП(б) чаще всего превосходит учётно-послужную карту офицера из ЦАМО.
Следует однако учесть, что учёт регистрационных бланков и отчётных карточек в РГАСПИ ведётся не по Ф.И.О. члена партии, а по номеру партийного билета. Хуже, когда известно лишь время и место вступления в партию, поиск без наличия и этих реквизитов крайне затруднён.
Дело о приёме кандидата в члены ВКП(б). В отличие от личного дела командира РККА, данный документ заводился независимо от воинского звания и должности, а по информативности во многом ему не уступает. В деле о приёме в партию можно найти боевую характеристику, проливающую свет на интересные эпизоды, в которых человек проявлял мужество, героизм или воинскую смекалку — бесценный материал для семейной истории. Часто приложены несколько выписок из протоколов заседаний комсомольских бюро, в которых зафиксированы ответы предка на каверзные вопросы об истории и политике партии большевиков.
Также в папке есть анкета, которая во многом дублирует информацию из регистрационного листа, но может содержать в себе дополнительные важные детали биографии. Особо интересны партийные рекомендации, написанные старшими товарищами, которые поручились своим именем и местом в ВКП(б) за вашего родственника. После прочтения вас наверняка охватит ещё большее чувство гордости за предка.
Медицинские документы
В военно-медицинском архиве в Санкт-Петербурге (официально он носит статус Филиала Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации) нет своего читального зала, и даже внешний вид оригиналов хранящихся там документов известен лишь единицам. Но если ваш солдат или офицер лежал во время войны в госпитале после ранения или болезни, стоит сделать запрос в это довольно закрытое, но крайне полезное для исследований учреждение. Чтобы не получить сухую отписку, крайне желательно указать воинскую часть, в которой он служил.
Информация из архива может помочь уточнить должность человека и подразделение, даты госпитализации и место, в котором он лечился, а приведённые даты дадут пищу для размышлений и наводки для дальнейших поисков.
Таковы первоначальные направления поиска. Безусловно, кроме описанных документов существовали ещё десятки различных бумаг, которые могли сохраниться в федеральных и местных архивах, а также в военкоматах.
Комментарии к данной статье отключены.