К 1863 году правительство Конфедеративных Штатов Америки осознало, что его флоту нужны не только крейсера, но и броненосцы. Однако промышленность Юга была слишком слаба для постройки таких кораблей — даже броню южанам приходилось делать из расплющенных железнодорожных рельсов, а в качестве силовых установок использовались паровые машины, снятые с других судов. Единственным выходом был заказ броненосцев в Европе.
Дипломатические проблемы
Ведущей кораблестроительной державой в середине XIX века была Англия. Британское правительство сочувствовало Конфедерации, однако после скандала со шлюпом «Алабама» опасалось открыто строить для южан корабли военного назначения. А вот с Францией, где режим Второй империи был менее озабочен формальным соблюдением международного законодательства, договориться удалось. В июне 1863 года Джон Слайделл, бывший сенатор и неофициальный представитель Конфедерации во Франции, в частной беседе попросил императора Наполеона III дать разрешение на постройку двух броненосных кораблей для южан. Наполеон согласился, но при условии, что истинный заказчик кораблей останется в тайне. Уже в июле Джеймс Буллох, главный дипломатический представитель Конфедерации в Европе, заключил договор о строительстве двух броненосцев с Люсьеном Арманом — видным французским кораблестроителем и доверенным лицом Наполеона III.
Корабли заложили на верфи «Л. Арман и братья», они должны были стоить по 2,4 млн франков и получили имена «Хеопс» и «Сфинкс». Официально считалось, что они строятся для Египта — в то время Египет, формально являясь вассалом Османской империи, имел собственный мощный флот и заказывал в Европе даже броненосцы. Артиллерию для обоих кораблей заказали в Англии.
Устройство и характеристики броненосца
Корабли имели композитный корпус: железный набор и деревянную обшивку. Максимальная длина корпуса составляла 57 м, между перпендикулярами — 52,4 м, по ватерлинии — 50,5 м. Эти цифры приводятся в датском отчёте, а также справочнике Конвея и Брейера (в последнем — по «Хеопсу», будущему «Принцу Адальберту»). Интересно, что большинство англоязычных справочников называют другие цифры — 59,4 м (полная длина) и 56 м (длина по ватерлинии), хотя по всем схемам видно, что длина подводной части тарана составляла не менее 10% корпуса. Ширина по ватерлинии на миделе составляла 9,9 м, по палубе — 8,8 м. Нормальное водоизмещение составляло 1440 т, полное — 1560 т, осадка — 5 м.
До высоты 0,8 м от ватерлинии борта шли вертикально, далее загибались внутрь – позднее такой завал стал традиционным для кораблей французской постройки. Носовая часть имела сильно выступавшее вперед таранное образование, шпирон которого являлся продолжением киля. В последней трети корпуса киль раздваивался, подводная часть в корме имела вид арки. В каждом из килей проходил вал, корабль имел два больших четырёхлопастных винта и два руля. Подводная часть корпуса была дополнительно обшита тонкими медными листами во избежание обрастания.
Для увеличения мореходности корпус имел высокий полубак и короткий полуют, между ними по всей длине располагался откидной фальшборт, убираемый во время боя. Первоначально корабль получил парусное вооружение брига площадью парусов около 800 кв. м.
Вооружение броненосцев размещалось в двух казематах. Носовой каземат находился под полубаком, имел почти круглую в плане форму и три амбразуры — одну в передней части, под самым бушпритом, и две по бокам. Станок 254-мм нарезного дульнозарядного орудия Армстронга мог перемещаться к любой из амбразур, но угол стрельбы через каждую составлял лишь около 50°. Кормовой каземат располагался позади грот-мачты и имел овальную форму, в нём побортно располагались два 163-мм орудия (также нарезных дульнозарядных), у каждого из них имелось две амбразуры с углами стрельбы по 50°.
Броня изготавливалась из кованого железа, полный пояс по ватерлинии имел высоту 3 м, толщину от 89 до 120 мм и лежал на 600-мм тиковой подкладке. Казематы защищались 114-мм бронёй, тоже на тиковой подкладке. Палубного бронирования не было. Крепление брони впоследствии оказалось очень ненадёжным.
Механизмы для броненосцев изготавливались на заводе «Мазелин и Ко» в Гавре. Двухвальная силовая установка имела два коробчатых котла и две горизонтальных двухцилиндровых паровых машины одинарного расширения. Винты имели 72 оборота в минуту, суммарная проектная мощность составляла 300 номинальных л.с. На испытаниях 9 октября 1864 года «Сфинкс» показал мощность в 1300 индикаторных л.с., максимальную скорость — 10,8 узлов и 5,8 узлов — под одной машиной. У «Хеопса» ходовые качества оказались несколько хуже — 1200 индикаторных сил, максимальная скорость 10,1 узла, средняя скорость на пробеге — всего 9,5 узла.
Время полной циркуляции составляло около 4 минут, что было неплохо для того времени. Мореходность и устойчивость на курсе как под парами, так и под парусами считались вполне удовлетворительными, однако таранный форштевень поднимал очень большой бурун.
Нормальный запас угля составлял 96 т, полный — около 200 т (позднее на «Сфинксе» он был увеличен до 220 т). Дальность хода при нормальном запасе составляла 1200 миль на 8 узлах. Каждый корабль был оснащён пятью шлюпками разной величины, экипаж состоял из 10 офицеров и 120 матросов.
Дания покупает броненосец
Однако шила в мешке не утаишь: строительство двух столь больших кораблей не могло остаться незамеченным — тем более что представители Союза тщательно следили за всеми кораблями, строившимися в Европе на экспорт. Посольство Соединённых Штатов в Париже быстро выяснило, что Арман имел контакты с представителями Конфедерации, и заявило протест. Под его давлением в конце 1863 года французское правительство сообщило Арману о том, что отзывает своё разрешение на работу для южан, а в феврале 1864 года официально запретило продажу броненосцев Конфедерации.
Но Арман нашёл выход из непростой ситуации — ещё в декабре 1863 года он начал переговоры о продаже обоих броненосцев Дании. 9 марта 1864 года строившиеся броненосцы осмотрел находившийся во Франции директор датских Королевских доков Отто Фредерик Свенсон и порекомендовал правительству купить оба корабля или хотя бы один.
Пока датчане раздумывали, Арман нашёл ещё одного потенциального покупателя — Пруссию. Пикантность ситуации заключалась в том, что в этот момент между Данией и Пруссией шла война, причём в ходе весенней кампании мощный датский флот очень хорошо показал себя на море. Но датчане были уверены, что пока идёт война, пруссаки не смогут перевести корабли к себе на Балтику, и поэтому начали усиленно торговаться. В конце концов 31 марта был подписан контракт на продажу Дании лишь «Сфинкса», находившегося в более высокой степени готовности. Корабль получил название «Стаэркоддер» и обошёлся Дании всего в 800 000 риксдалеров — первоначально Арман просил 2 400 000 франков, что соответствовало 864 000 риксдалеров. Несколько позже (3 июля) «Хеопс» всё-таки был продан Пруссии как «Принц Адальберт» за 620 900 талеров (1 863 000 марок).
21 июня 1864 года почти готовый броненосец был спущен на воду, причём его нормальное водоизмещение оказалось на 40 т больше ожидаемого (соответственно увеличилась и осадка). В начале октября корабль начал ходовые испытания, завершившиеся 25 октября актом о приёмке. 30 октября Пруссия и Дания заключили мир, а «Стаэркоддер» отправился в Данию, куда прибыл 10 ноября. При переходе морем выяснилось, что корабль имеет надёжный корпус и машины, но слишком сильно заливается при шторме. Обитаемость корабля была признана не слишком удачной. Всё это послужило причиной (или поводом) к тому, что датское правительство заявило об отказе от покупки броненосца. Возможно, что предыдущие действия являлись манёврами, имевшими целью передать корабль первоначальному заказчику — Конфедерации.
Под флагом Конфедерации
Так или иначе, 5 января 1865 года в Копенгагене на борт броненосца поднялась команда конфедератов под началом кэптена Томаса Дж. Пейджа (по некоторым данным, часть экипажа всё ещё оставалась датской, а командовал судном датский капитан Г.Л. Мёллер), а корабль официально переименовали в «Стоунволл» («Каменная стена») — таково было прозвище генерала Томаса Джексона, одного из лучших полководцев Конфедерации.
Несколько раз броненосец пытался выйти в море, однако из-за шторма (или же из-за опасения встречи с кораблями северян) дважды возвращался — сначала в Эльсинор, а затем в норвежский Кристиансанн. Успешным оказался лишь третий выход в море 14 января. Через неделю «Стоунволл» прибыл в бухту Киберон на западном побережье Франции, где пополнил запасы топлива и окончательно укомплектовал команду.
Дальнейший путь броненосца лежал на остров Мадейра, однако из-за шторма в первых числах февраля он был вынужден зайти в испанский порт Эль-Ферроль, где оставался до середины марта. Здесь «Стоунволл» был настигнут кораблями юнионистов — фрегатом «Ниагара» (5540 т) и шлюпом «Сакраменто» (2100 т). Однако командир «Ниагары» кэптен Томас Крейвен уклонился от боя, мотивируя это слишком большим превосходством противника. «Если он так быстр, как об этом говорят, то на спокойной воде он будет превосходить три таких корабля, как „Ниагара”», — позднее писал Крейвен в своём рапорте. Двенадцать лет спустя бой «Шаха» с «Уаскаром» подтвердил правоту Крейвена: небронированный фрегат действительно ничего не мог сделать с броненосцем, даже небольшим.
24 марта «Стоунволл» вышел из Эль-Ферроля в Лиссабон — корабли северян последовали за ним, держась на почтительном расстоянии. Однако Крейвен совершил ошибку, войдя в порт вслед за противником. Согласно тогдашнему международному праву, если в нейтральном порту оказывались два военных корабля враждующих держав, то после выхода одного корабли другой державы должны были задержаться на 24 часа — это делалось, чтобы избежать боя в территориальных водах или поблизости от них.
Когда 28 марта «Стоунволл» вышел из Лиссабона, «Ниагара» последовала за ним, но была тут же обстреляна береговыми батареям Форт-Белема и принуждена вернуться в гавань. Столь резкая реакция португальцев была вызвана инцидентом в бразильском порту Байя, где 7 октября 1864 года рейдер южан «Флорида» был в нарушение всех норм права захвачен шлюпом северян «Уочусетт». Впоследствии за нерешительность в Эль-Ферроле кэптен Крейвен был отдан под суд, но секретарь флота Уэллс отменил это решение.
«Стоунволл» двинулся через Атлантику. Кэптен Пейдж собирался совершить набег на Порт-Ройял возле Галвестона, через который шло снабжение армии Шермана в Южной Каролине. 6 мая броненосец достиг Нассау на Багамских островах. Однако к этому моменту война уже была почти закончена: 3 апреля южане оставили Ричмонд, 9 апреля генерал Ли с остатками Армии Северной Вирджинии капитулировал при Аппоматтоксе. 5 мая президент Джефферсон Дэвис распустил правительство Конфедерации, а 10 мая был арестован отрядом северян.
Официального соглашения о мире подписано не было, остатки войск южан сдавались вплоть до конца июня. 13 мая кэптен Пейдж перевёл свой корабль в Гавану. Северяне, всерьёз опасавшиеся, что «Стоунволл» займётся пиратством, отправили для его нейтрализации два монитора: двухбашенный «Монаднок» и однобашенный «Каноникус».
Убедившись в том, что война действительно окончена, Пэйдж продал корабль испанским властям Кубы за весьма скромную сумму в 16 000 долларов. Однако правительство Соединённых Штатов потребовало от испанцев вернуть броненосец, согласившись заплатить за него те же шестнадцать тысяч. Летом 1865 года «Стоунволл» был переведён в США и отправлен в док Вашингтонской военной верфи, где простоял два года.
Между сёгуном и императором
Однако военная карьера броненосца только начиналась. В 1867 году правительство японского сёгуната Токугава пожелало купить корабль за 40 000 долларов. 24 апреля 1868 года броненосец с американской командой пришёл в Иокогаму и был переименован в «Котецу».
К этому времени в Японии уже разгорелась гражданская война между сторонниками свергнутого сёгуната и реформаторами из кланов Тёсю и Сацума. Тридцать тысяч долларов из сорока уже были уплачены, но американцы вновь подняли на броненосце свой флаг и заявили, что не будут передавать корабль ни одной из сторон до окончания конфликта.
Лишь в феврале 1869 года «Котецу» наконец был передан победившему правительству императора Мэйдзи, после чего немедленно возглавил флот, направленный к острову Хоккайдо (Эдзо). Сюда в октябре – ноябре 1868 года отошли остатки сил противостоявшего императорскому правительству Северного Союза, а также флот сёгуната во главе с его командующим Эномото Такэдзаки.
На Хоккайдо произошла метаморфоза, весьма типичная для Реставрации Мэйдзи. Если могущественный Сайго Такамори, командующий армией императора, в итоге выступил против реформ и организовал мятеж консервативно настроенных самураев, то Эномото Такэдзаки (не без влияния французских советников во главе с капитаном Жюлем Брюне) внезапно оказался радикальнее императорского правительства. Он провозгласил на острове республику Эдзо, составил конституцию, организовал выборы (из тех, кто оказался под рукой), и был избран президентом.
У Такэдзаки имелось всего лишь 3000 солдат, колёсный фрегат «Кайтэн» (бывший прусский «Данциг» водоизмещением в 1890 т) и четыре небольших канонерки («Банрю», «Чиода», «Такао» и «Чогей»). Когда в марте 1869 года против Хоккайдо был направлен императорский флот из восьми единиц, возглавляемый броненосцем, противостоять ему небронированные корабли не могли. Тогда Такэдзаки пошёл на отчаянный шаг — он попытался первым атаковать противника в его базе в бухте Мияко на северо-западе Хонсю.
«Волки Мибу» атакуют
Для операции были выделены три корабля: флагман «Кайтэн» (которым командовал сам морской министр республики Арай Икуносукэ), канонерки «Банрю» и «Такао». На фрегате шли остатки знаменитого самурайского отряда Шинсенгуми и его командир Хидзиката Тосидзо, он же — заместитель военного министра республики. «Волки Мибу» должны были составить абордажную команду для захвата самого опасного противника — броненосца «Котецу». Здесь же находился французский советник Анри Николь, который происходил из Бордо и был знаком с конструкцией строившегося там броненосца.
Однако по пути отряд разметало штормом, «Банрю» вернулась на Хоккайдо, а «Такао» отстала. Утром 25 марта «Кайтэн» в одиночку вошёл в бухту Мияко под американским флагом. Лишь в последний момент он поднял флаг республики Эдзо, после чего открыл огонь из всех орудий и протаранил «Котецу». После этого самураи из Шинсенгуми начали перебираться на палубу броненосца. Фрегат имел слишком высокий борт (разница в высоте составила почти 3 м), поэтому абордажной команде пришлось пользоваться канатами, что сильно замедлило атаку.
Через несколько минут команда «Котецу» опомнилась и открыла огонь из картечниц Гатлинга. Командир абордажной команды Кога Генго был убит, Анри Николь — тяжело ранен. Большинство «Волков Мибу», оказавшихся на палубе броненосца, погибли. Артиллерийским огнем «Кайтэна» были повреждены три императорских корабля, но «Котецу» остался невредим — в конце концов он дал ход и расцепился с фрегатом.
Капитан Арай Икуносукэ отдал приказ уходить, но как раз в момент выхода фрегата из бухты появился отставший «Такао», которому оставалось лишь поворачивать обратно. Из-за неисправных машин канонерка не смогла уйти далеко и была вынуждена выброситься на берег. «Кайтэну» удалось вернуться на Хоккайдо. Отчаянный рейд не привёл к успеху и лишь на несколько дней отсрочил вражескую высадку.
Гибель республики Эдзо
Дни республики были сочтены. 9 апреля императорские войска начали высадку на Хоккайдо, вскоре их численность достигла 7000 человек. В конце апреля императорский флот начал обстрел береговых укреплений острова — прежде всего форта Бентен Дайба у входа в бухту Хакодате. Основной ударной силой служил броненосец «Котецу».
Корабли республики отстреливались, но силы были явно неравны. 4 мая повреждённая канонерка «Чийода» выбросилась на берег и была оставлена экипажем. 7 мая огнём с «Котецу» был сильно повреждён «Кайтэн», уведённый экипажем в бухту Аомори на северной оконечности Хонсю. 11 мая республиканцы добились последнего успеха: шхуна «Банрю» удачным выстрелом из 12-фунтовой пушки смогла поразить погреб винтового корвета «Чойо-мару» — тот взорвался и затонул, погибло 86 человек. Однако сама шхуна, избитая снарядами с «Котецу», была вынуждена выброситься на берег у форта Бентен Дайба.
Вскоре форт, обороняемый остатками отряда Шинсенгуми под командованием Нагоаи Наоюки, был вынужден сдаться. В руках республиканцев остался лишь Пятиугольный Форт (Горёкаку) в самом Хакодате. 20 июня в бою погиб Хидзиката Тосидзо — видимо, он искал смерти после неудачного рейда в бухту Мияко. В тот же день в бухте Аомори был сожжён повреждённый фрегат «Кайтэн». Через неделю, 27 июня, Эномото Такэдзаки сдался в крепости Горёкаку — республика Эдзо пала, гражданская война завершилась.
Последние годы службы
После окончания войны броненосец «Котецу» остался в составе императорского флота. 7 декабря 1872 года он был переименован в «Адзума». В феврале 1874 года корабль участвовал в подавлении самурайского восстания в префектуре Сага на южном острове Кюсю, а в мае – июне того же года — в карательной экспедиции против береговых разбойников на Тайване. 19 августа 1874 года во время тайфуна броненосец был выброшен на мель в Кагосиме, позднее прошёл ремонт в военно-морском арсенале в Йокосуке. В 1877 году, во время восстания самураев под руководством Сайго Такамори на острове Кюсю, броненосец был отправлен для дозорной службы во Внутреннее море.
В 1880-х годах корабль был перевооружён: с него сняли устаревшие дульнозарядные пушки и казематы для них, на верхней палубе разместили четыре новых 96-мм казнозарядных орудия с броневыми щитами. 28 января 1888 года окончательно устаревший корабль был выведен из боевого состава, но ещё некоторое время служил в качестве блокшива. Интересно, что однотипный броненосец «Принц Адальберт» уже в 1871 году из-за ветхости корпуса был сдан к порту, а в 1878 году разобран в Вильгельмсхафене.
Почти тридцатилетняя «карьера» героя нашей статьи оказалась яркой и причудливой. Он носил пять названий и плавал под четырьмя разными флагами, служил причиной дипломатических конфликтов, участвовал в нескольких морских боях и сыграл решающую роль в одной военной кампании. Тем не менее в наши дни этот корабль относительно малоизвестен и остаётся в тени своего знаменитого собрата — перуанского монитора «Уаскар».
Источники и литература:
- Н. И. Печуконис. Боевые корабли Германии. СПб, 1996
- Case, Lynn M. and Warren F. Spencer. The United States and France: Civil War Diplomacy. Philadelphia: University of Pennsylvania Press, 1970
- Scharf, J. Thomas. History of the Confederate States Navy from its organization to the surrender of its last vessel. New York: Rogers and Sherwood, 1887; repr. The Fairfax Press, 1977
- Vice-Admiral G. A. Ballard. The Influence of the Sea on the Political History of Japan. London: John Murray, 1921
- Donald. L. Canney. The old steam navy. Volum one. Frigates, Sloops and Gunboats 1815-1885. Annapolis, Naval Institute Press, 1990
- Steam Steel and Shellfire. The Steam Warship 1815-1905. Editor R.Gardiner. Conway Maritime Press, 1992
- Conway’s All the World’s Fighting Ships. 1860-1905. Conway Maritime Press, 1979
- Erich Groener. Die Deutschen Kriegsschiffe 1815-1945. Band 1. Munchen, Bernard & Graefe Verlag, 1982
- H. Jentschura, D. Yung, P. Mickel. Warships of the Imperial Japanese Navy, 1869-1945. Annapolis, Naval Institute Press, 1977
- http://milhist.dk/vabnet/the-armoured-ram-staerkodder/
- https://www.militaryfactory.com/ships
- http://www.ibiblio.org/hyperwar/
Комментарии к данной статье отключены.