Ко второй половине октября 1942 года вокруг Гуадалканала сложилась патовая ситуация. На суше японцы блокировали американский плацдарм, но не могли его захватить. Благодаря этому американская авиация с аэродрома Хендерсон-филд продолжала господствовать в воздухе. Однако американцы не имели достаточно сил, чтобы контролировать море вокруг острова, особенно по ночам. Таким образом, морское сражение стало неизбежным — вопрос состоял лишь в том, когда и при каком соотношении сил оно произойдёт. Адмирал Ямамото терял драгоценное время, но не знал об этом.
Новое наступление на Гуадалканале
23 октября 1942 года японские войска на Гуадалканале начали новое наступление на американский оборонительный периметр вокруг мыса Лунга-пойнт. Из-за проливных дождей аэродром Хендерсон-филд размок, а над морем стояла низкая облачность, поэтому японские моряки смогли активно действовать днём. 25 октября отряд из трёх японских эсминцев («Акацуки», «Икадзути» и «Сирацую») обстрелял американские корабли у Лунга-пойнт, потопив океанский буксир «Семинол» и траулер YP-284, а затем вошёл в гавань Тулаги и устроил там погром.
Вечером того же дня с Шуазеля вышел очередной конвой эсминцев с солдатами и снабжением. Предполагалось, что он достигнет Гуадалканала утром 26-го, после разгрузки эсминцы должны были оказать огневую поддержку сухопутным войскам.
Тем временем адмирал Ямамото, находившийся на Труке, напряжённо ожидал момента, когда солдаты генерала Хаякутакэ возьмут аэродром Хендерсон-филд и можно будет, не опасаясь базовой авиации, обрушиться на американский флот в южной части Тихого океана. Еще раньше для действий в районе Соломоновых островов он выделил два тяжёлых и два лёгких авианосца, четыре старых линейных крейсера и восемь тяжёлых крейсеров. Теперь эти корабли держались в море к северу от Соломоновых островов, ожидая приказа.
Японские силы
Ямамото вновь разделил свои силы на два соединения под руководством адмиралов Нагумо и Кондо: первый командовал 3-м флотом, основной ударной силой которого были авианосцы, второй — 2-м флотом, и главной ударной силой у него были линкоры (правда, старые, типа «Конго»). Новые линкоры отстаивались на Труке, и Ямамото пока не желал бросать их в бой. Сам он остался на Труке на борту «Ямато».
Основной задачей Кондо было оказать поддержку войскам на Гуадалканале и навязать американцам артиллерийский бой. Соединение Нагумо патрулировало восточнее, чтобы прикрыть корабли Кондо истребителями, и по возможности навязать бой вражеским авианосцам. Наконец, в его задачу входили удары по американским транспортам в случае попытки эвакуации Гуадалканала. Кроме того, при необходимости в бой должны были вступить силы 8-го флота адмирала Микавы из Рабаула.
Каждое из соединений по японскому обыкновению было разделено на несколько более мелких отрядов:
- Ударное Авианосное соединение вице-адмирала Нагумо Тюити — тяжёлые авианосцы «Сёкаку» и «Дзуйкаку», лёгкий авианосец «Дзуйхо» (1-я дивизия авианосцев), а также тяжёлый крейсер Кумано и 8 эсминцев («Амацукадзе», «Хацукадзе», «Токицукадзе», «Юкикадзе», «Араси», «Майкадзе», «Терудзуки» и «Хамакадзе»). Ему же подчинялся Передовой отряд контр-адмирала Абэ Хироаки — линейные крейсера «Хиэй» и «Кирисима», тяжёлые крейсера «Судзуя», «Тоне» и «Тикума», а также 10-й дивизион эсминцев — лёгкий крейсер «Нагара» с 7 эсминцами («Акигумо», «Исокадзе», «Кадзегумо», «Югумо», «Макигумо», «Таникадзе» и «Уракадзе»);
- Авангардное соединение вице-адмирала Кондо Нобутаке: тяжёлые крейсера «Атаго», «Такао», «Майя» и «Тёкай», а также 2-й дивизион эсминцев контр-адмирала Танака Райдзо — лёгкий крейсер «Исудзу» с 6 эсминцами («Кавакадзе», «Макинами», «Судэукадзе», «Умикадзе», «Таканами» и «Наганами»). Ему же подчинялись Силы Ближней поддержки (3-я дивизия линейных крейсеров) вице-адмирала Курита Такео — «Конго» и «Харуна» с двумя эсминцами («Кагеро» и «Оясио»), а также Авианосная группа (2-я дивизия авианосцев) контр-адмирала Какута Какудзи — лёгкий авианосец «Дзуньё» в сопровождении эсминцев «Хаясио» и «Куросио».
К этому времени в командовании американских морских сил в южной части Тихого океана произошли кадровые перестановки. За нерешительность и пессимизм Нимитц снял адмирала Гормли и 18 октября назначил на его место вице-адмирал Уильяма Ф. Хэлси, за активность и агрессивность прозванного «Буйволом». Штаб Хэлси размещался в Нумеа на Новой Каледонии, но поначалу в его распоряжении имелось лишь одно оперативное соединение — 17-е, сформированное вокруг авианосца «Хорнет». Ещё один авианосец, «Энтерпрайз», повреждённый в сражении у Восточных Соломоновых островов, спешно заканчивал ремонт в Пёрл-Харборе.
Таким образом, к середине октября в юго-западной части Тихого океана японцы имели решающее преимущество над противником — но не знали об этом. Ожидая исхода наступления армейских сил на Гуадалканале, Ямамото упустил драгоценное время.
Непроверенное донесение
Начиная с 16 октября, японская разведка потеряла вражеские авианосцы в этом районе. Однако с начала двадцатых чисел было отмечено усиление активности американской воздушной разведки. У штаба Ямамото возникало подозрение, что противник к чему-то готовится. Наконец, 24 октября японская воздушная разведка смогла перехватить и расшифровать вражескую радиограмму, в которой упоминалась большая морская и воздушная битва, ожидающаяся в ближайшее время в районе Соломоновых островов. Окумия Масатакэ, бывший начальник авиационного отдела штаба 2-й дивизии авианосцев Какуты, позднее писал:
«Нечто носилось в воздухе. 27 октября противник праздновал День флота. Вполне возможно, что командиры авианосных соединений выберут этот день для внезапной атаки. Я знал американскую тягу к приключениям в подобные дни, и ожидал самого худшего».
Утром 25 октября Ямамото сообщил генералу Хаякутакэ на Гуадалканале, что если аэродром Хендерсон-филд не будет взят к вечеру, японский флот вернётся на Трук из-за нехватки топлива. Получив эту депешу, Хаякутакэ приказал войскам вновь атаковать из последних сил. Наконец-то периметр Лунга был прорван, группа солдат во главе с полковником Фуримии вышла к южной части аэродрома, после чего морской офицер связи на Гуадалканале доложил, что аэродром захвачен.
Ночью это донесение было получено на Труке, и Ямамото приказал кораблям двинуться на юг. Прорвавшаяся на аэродром группа японцев оказалась небольшой — она была быстро изолирована и уничтожена. Рано утром 26 октября над аэродромом появились японские флотские истребители, ожидавшие сигнала на посадку, но были атакованы американскими самолётами и понесли большие потери. Однако японское соединение уже двинулось на юг.
Беспокойство адмирала Хэлси
В свою очередь адмирал Хэлси оказался в очень тяжёлом положении. На момент вступления в должность он имел всего один авианосец и один линкор. За два последних месяца Южно-Тихоокеанский флот потерял потопленными или повреждёнными три ударных авианосца и линкор, даже победа у мыса Эсперанс вывела из строя два крейсера.
Американское командование в Нумеа и Пёрл-Харборе было крайне обеспокоено нарастающей активностью японского флота вокруг Гуадалканала после сражения у мыса Эсперанс, а особенно — обстрелами аэродрома Хендерсон-филд японскими линкорами и крейсерами в ночь на 14 и 15 октября. Вдобавок 14 октября возле острова Малаита американская воздушная разведка обнаружила японские авианосцы «Хийо» и «Дзуньё». Шедший на Гуадалканал конвой с авиационным топливом повернул обратно, однако эсминец «Мередит» и тральщик «Вирео» решили продолжить путь. Утром 15 октября они были атакованы японскими палубными самолётами, эсминец потоплен, а тральщик поначалу брошен экипажем, но затем обнаружен спасателями и отведен на Эспириту-Санто. На следующий день японские пикировщики тяжело повредили у Лунга-пойнт старый эсминец «Макфарланд», также использовавшийся для доставки топлива.
Командование Тихоокеанского флота пришло к выводу, что японцы находятся где-то к северо-востоку от Соломоновых островов и нанесут удар 23 октября. В этот день подозрения подтвердились: патрульные «Каталины» действительно обнаружили вражеский авианосец в 650 милях севернее Эспириту-Санто. Японские силы оценивались в четыре авианосца — ещё раньше разведка донесла, что один авианосец ушёл на Трук. Это был лёгкий «Хийё» из подчинённой Кондо 2-й дивизии авианосцев, у которого 22 октября произошла авария в машине.
Но ремонт «Энтерпрайза» в Пёрл-Харборе шёл ударными темпами, 16 октября он был закончен, и авианосец в сопровождении линкора «Саут Дакота» полным ходом двинулся к Эспириту-Санто. Их прибытие 24 октября позволило восстановить 16-е оперативное соединение. Кроме того, в начале октября в распоряжение Хэлси был передан прибывший из Северной Атлантики линкор «Вашингтон», вокруг которого создано 64-е оперативное соединение. Возглавил его контр-адмирал Уиллис Ли — олимпийский чемпион по стрельбе и дальний родственник генерала Ли.
Таким образом, к 24 октября в распоряжении Хэлси уже имелись следующие силы:
- 16-е оперативное соединение (контр-адмирал Томас Кинкейд) — тяжёлый авианосец «Энтерпрайз», линкор «Саут Дакота», тяжёлый крейсер «Портленд», лёгкий крейсер ПВО «Сан-Хуан» и 7 эсминцев («Портер», «Мэхен», «Конингхэм», «Престон», «Смит», «Мори» и «Шоу»);
- 17-е оперативное соединение (контр-адмирал Джордж Д. Мюррей) — тяжёлый авианосец «Хорнет», тяжёлые крейсера «Нортхэмптон» и «Пенсакола», лёгкие крейсера ПВО «Сан-Диего» и «Джуно», а также 6 эсминцев («Андерсон», «Бартон», «Хьюз», «Моррис», «Рассел» и «Мостин»);
- 64-е оперативное соединение (контр-адмирал Уиллис Э. Ли) — линкор «Вашингтон», тяжёлый крейсер «Сан-Франциско», лёгкие крейсера «Хелена» и «Атланта», а также 6 эсминцев.
Японцы всё ещё превосходили противника по числу кораблей. Однако их старые линейные крейсера, по сути, являлись своеобразными «лидерами» тяжёлых крейсеров и не имели шанса противостоять только что вступившим в строй американским линкорам. Вдобавок лёгкие авианосцы «Дзуйхо» и «Дзуньё» были переоборудованы из плавбазы подводных лодок и быстроходного лайнера, поэтому имели недостаточную защиту и скорость в пределах 25-28 узлов.
Куда важнее другое: американские авианосцы несли гораздо больше палубных самолётов, чем японские. Этот достигалось конструкцией машин — их крылья складывались вверх, «домиком», а не назад, как в других странах, в результате их можно было гораздо компактнее расположить в ангаре. Кроме того, у Хэлси имелся «непотопляемый авианосец» — Гуадалканал.
Всего японцы имели 203 палубных самолёта — 57 торпедоносцев, 64 пикировщика и 82 истребителя. Два американских авианосца несли 177 палубных самолётов — 30 торпедоносцев, 74 пикировщика и 73 истребителя. Ещё 40 исправных самолётов находились на аэродроме Хендерсон-филд: 23 истребителя, 16 пикирующих бомбардировщиков и один торпедоносец самолётов. Правда, им остро не хватало топлива, запасы которого сгорели несколькими днями ранее при обстреле с японских линкоров. С тех пор горючее для самолётов на Гуадалканал пришлось доставлять транспортными «Дакотами» C-47.
Эскадры идут навстречу друг другу
24 октября в 12:45 (UTC-12) группы «Энтерпрайза» и «Хорнета» встретились к северо-востоку от Новых Гебрид в точке 14° 07’ ю. ш. и 171° 37’ в.д. По приказу Нимица командование обеими группами принял адмирал Кинкейд. Он должен был пройти восточнее островов Санта-Крус, обогнуть их с севера, а далее двигаться на юго-запад к острову Сан-Кристобаль — самому южному в цепи Соломоновых островов, чтобы перехватить японцев, когда они приблизятся к Гуадалканалу.
Тем временем адмирал Ли с линкором «Вашингтон» направился к Гуадалканалу для поиска и в ночь на 25 октября обошёл остров Саво. Однако повторить успех адмирала Скотта у мыса Эсперанс не удалось: как раз в это время японцы решили действовать здесь не ночью, а днём. В результате противника не обнаружилось, и к утру 64-я оперативная группа покинула опасные воды, чтобы не попасть под удар японских самолётов.
В 04:00 к востоку от островов Санта-Крус корабли Кинкейда повернули на северо-запад, а «Энтерпрайз» поднял в воздух дежурные истребители воздушного патруля. «Хорнет» шёл в 50 каб позади, скорость обоих соединений составляла 23 узла.
Утренний поиск 25 октября в секторе от 290° до 80° на дистанции в 200 миль результата не дал. Однако около 11:20 береговой патрульный самолёт обнаружил соединение противника, состоявшее из двух линкоров, четырёх тяжёлых крейсеров и семи эсминцев. А в 12:50 тендер гидросамолётов «Кёртисс» передал сообщение от своего патрульного самолёта о том, что два японских авианосца с группой вспомогательных судов замечены в 360 милях от оперативной группы Кинкейда. Корабли шли на юго-восток курсом 145° со скоростью 25 узлов. Координаты группы линкоров разведчик дать не смог. Более того, из-за густой облачности и периодически налетавших дождевых шквалов американская воздушная разведка потеряла контакт с противником.
Безуспешные поиски
Корабли, обнаруженные «Каталинами» в полдень 25 октября, принадлежали 3-му флоту адмирала Нагумо. Как и в бою у Восточных Соломоновых островов, Нагумо расположил своё Ударное авианосное соединение в арьергарде, выдвинув линкоры Передового отряда Абэ на 60 миль вперёд — он надеялся, что американские авианосные самолёты атакуют их, а не авианосцы. Авангардное соединение адмирала Кондо, шедшее к Гуадалканалу западнее, мимо острова Малаита, американцы пока не обнаружили.
Японцы от своих подводных лодок и базовых разведчиков 25-й воздушной флотилии с острова Шортленд тоже знали, что американское соединение находится восточное острова Реннел и севернее архипелага Санта-Крус. Однако эта информация была отрывочной, а главное — штаб Ямамото на Труке ещё не знал, что «Энтерпрайз» буквально накануне вернулся в район боёв.
Тем не менее, с японских кораблей заметили американские разведчики, и чтобы обмануть противника, Нагумо развернул свои авианосцы на обратный курс, в то время как линкоры какое-то время продолжали двигаться на юг.
В 14:30 с « Энтерпрайза» были высланы шесть пар разведчиков для поиска в секторе от 280° до 10° на 200 миль вперёд. Примерно через час Кинкейд приказал поднять в воздух ударную группу из 29 машин — 11 истребителей, 12 разведчиков и 6 торпедоносцев. Этим самолётам было приказано пройти по срединной линии поиска на 150 миль вперёд и вернуться, если вражеские корабли не будут обнаружены. Самолёты «Хорнета» пока находились на месте в готовности к появлению противника.
Уже после подъёма ударной группы Кинкейд получил новое сообщение от базовой разведки: корабли противника развернулись на север. Не желая нарушать радиомолчание и выдавать японцам свое присутствие, адмирал не сообщил об этом ударной группе. В итоге разведчики вернулись по плану, а вот ударная группа «из-за чрезмерного рвения своего лидера» прошла вперёд не на 150, а на 200 миль, а затем обыскала море на 80 миль к северо-востоку в надежде найти врага.
Увы, отыскать противника не удалось — оба отряда Нагумо к этому времени вышли из зоны действия палубных машин. В результате ударная группа вернулась на «Энтерпрайз» уже после захода солнца на последних каплях топлива. Шесть самолётов упали в воду либо разбились при посадке. Ранее в тот же день «Энтерпрайз» потерял 5 машин в результате аварий и повреждений — таким образом, ещё до начала боя американцы лишились 11 самолётов.
Однако теперь адмирал Кинг знал о присутствии противника и был полон решимости найти его. Он имел все основания думать, что японцы тоже не откажутся от боя, поэтому изменил план действий. Вместо того чтобы на ночь отойти в район к югу от Гуадалканала, как предполагалось первоначально, Кинг решил остаться к северу от островов Санта-Крус.
Кинг оказался прав: уже в 16 часов Ударное Авианосное соединение Нагумо снова повернуло на юг. Авианосец «Дзуньё», приданный шедшему в сотне миль западнее Авангардному соединению адмирала Кондо, получил с Трука приказ подготовить свои самолёты для атаки Гуадалканала.
Около 00:50 американская летающая лодка из темноты высыпала на соединение Нагумо серию бомб, которая взорвалась у борта «Дзуйкаку». Жертв не было, но бомбы легли так близко, что дым от взрывов окутал мостик. Нагумо решил, что обнаружен и идёт в ловушку, поэтому в час ночи опять развернул своё Ударное соединение на север. Спустя час на обратный курс развернулись и линкоры Абэ. В этот момент корабли находились примерно в 250 милях к северо-востоку от Гуадалканала.
Продолжение следует
Источники и литература:
- [Пол] Стивен Далл. Боевой путь императорского японского флота. Екатеринбург: Сфера, 1997
- Кампании войны на Тихом океане. Материалы комиссии по изучению стратегических бомбардировок авиации Соединенных Штатов. М.: Воегниздат, 1956
- Хара Тамеичи. Одиссея самурая. Командир японского эсминца. СПб.: Облик, 1997
- Д. Хорикоши, М. Окумия, М. Кайдин. «Зеро!» Японская авиация во Второй мировой войне. М: ACT, 1999
- С.Э. Морисон, Американский ВМФ во Второй Мировой войне. Борьба за Гуадалканал, август 1942-февраль 1943. М.: АСТ; СПб.: Terra Fantastica, 2002
- John L. Zimmerman. The Guadalcanal Campaign. USMCR Historical Section, Division of Public Information. Headquarters, U.S. Marine Corps, 1949
- John Miller, Jr. Guadalcanal: The First offensive. Washington: Historical Division, Department of the Army, 1949
- The battles of Cape Esperance, 11 October 1942 and Santa Cruz Islands, 26 October 1942. Washington, D.C.: Publications Branch, Office of Naval Intelligence, United States Navy, 1943. (Combat narratives. Solomon Islands campaign)
- http://www.combinedfleet.com
- http://www.navsource.org
- http://www.history.navy.mil
Комментарии к данной статье отключены.