Испанские конкистадоры в Южной Америке могли бы написать массу полезных учебников по выживанию в тропических джунглях среди враждебных индейцев, вплоть до методов постройки парусных кораблей из подручных материалов. В другом полушарии ничуть не меньше интересного могли бы рассказать покорители Сибири и Дальнего Востока. Однако вплоть до начала XX века интерес военных к вопросам выживания в дикой природе был весьма ограничен и специфичен. Никакого изучения и систематизации опыта не проводилось. Ситуация в корне изменилась лишь в последние 100 лет.
Прежде «настоящие» регулярные армии больше заботились о том, как обеспечить выживание или хотя бы снизить небоевые потери больших масс солдат, которые в походах так и норовили то замёрзнуть, то подхватить малярию или дизентерию. Если же «офицеру и джентльмену» зачем-то требовалось углубиться в совсем неизведанные дикие края, то вопрос выживания, как правило, решался наймом туземцев-носильщиков, которым никакие учебники не требовались.
Впрочем, переноской тяжестей вопрос ограничивался далеко не всегда. Многие ещё с детства помнят героя произведений Фенимора Купера — охотника по прозвищу «Соколиный Глаз», который со своими друзьями-делаварами, если оперировать современной терминологией, служил в войсковой разведке британской армии. Для индейцев-скаутов, служивших в американской армии в XIX веке, столь же талантливого писателя не нашлось, хотя их службу в роли «глаз и ушей» в ходе покорения Великих Равнин сложно переоценить.
Полинезийский костёр в брянском лесу
Картина полностью изменилась лишь в ходе Второй мировой войны. Боевые действия не были ограничены линией фронта — наоборот, все воюющие стороны прилагали максимум усилий, чтобы для противника очередным полем боя стал собственный тыл.
Для Советского Союза это было актуально вдвойне — в начале войны враг захватил значительную территорию, на которой осталось как враждебное к нему население, так и остатки разбитых частей Красной армии. Эти силы стали основой для широкомасштабного партизанского движения в немецком тылу. Но даже жители деревень, не говоря уж о горожанах, не всегда обладали навыками, нужными для длительного выживания в лесу. От партизан же требовалось не просто продержаться какое-то время или «выйти к людям», а длительное время выживать, сохраняя боеспособность.
Поэтому вскоре для партизан, как уже действующих, так и тех, кто ещё только готовился к переброске за линию фронта, были созданы соответствующие пособия. Помимо ожидаемых советов, как устанавливать мины и фугасы, а также описаний немецких винтовок и пулемётов, там имелись вполне «выживальческие» разделы:
«Полинезийский костёр разводится в неглубокой яме. Дрова устанавливаются стоймя. Не требуя много топлива, этот костёр даёт жаркое пламя и накапливает угли».
Как логично предположил автор пособия, партизану может пригодиться всякое — вплоть до умения изготовить снеговые очки из бересты.
Книжки для ледников и тропиков
Военнослужащие армий союзников тоже столкнулись с необходимостью научить своих солдат выживанию в дикой природе. Если где-то во Франции бойцу «коммандос» достаточно было пройти до ближайшей деревни всего пару километров, то в Юго-Восточной Азии всё было иначе. На тамошних островах партизанить можно было долго — чем и занимались сначала союзники, в частности, австралийские коммандос на Борнео. Появились, разумеется, и англо-американские аналоги советских «Спутников партизана», посвящённые, в частности, вопросам выживания в джунглях.
Затем место союзников заняли японцы, самым знаменитым из которых стал Хироо Онода, скрывавшийся на Филиппинах до 1974 года. Любопытно, что после возвращения в Японию бывший лейтенант… основал общественную организацию «Школа природы», где знакомил японских школьников со своими навыками экстремального выживания. Последними на сегодняшний день стали найденные на Филиппинах 87-летний лейтенант Иосио Ямакаве и 83-летний ефрейтор Судзуки Накаути — правда, в отличие от Оноды, они не воевали, а просто прятались в джунглях.
Американцы же, старательно собрав и обобщив опыт войны, пришли к выводу, что для солдат — по крайней мере, некоторых из них — умение выживать в дикой природе будет очень полезной составляющей боевой подготовки. Уже в 1956 году среди многочисленных руководств появился и справочник по выживанию. С тех пор он многократно переиздавался, дополнялся, переписывался, а потому в своём сегодняшнем виде является одним из лучших армейских пособий по выживанию. Вот несколько пунктов из него, посвящённых выживанию в тропиках и в холодном климате:
«14-25. Пробираясь сквозь джунгли, будь начеку; двигайся медленно и осторожно. Периодически останавливайся, прислушиваясь и ощущая обстановку. Чтобы пробраться сквозь плотную растительность, используй мачете, но не руби им без надобности, иначе быстро устанешь. Руби лианы снизу-вверх, чтобы уменьшить шум, потому что звук разносится очень далеко. Для раздвигания растительности пользуйся палкой. Она также поможет убрать опасных муравьёв, пауков или змей. Поднимаясь на склоны, не хватайся за кусты или лианы; они могут иметь острые шипы или вызывать раздражение кожи»…
15-7. Основные человеческие потребности в воде, еде и укрытии сложнее удовлетворить в холоде, нежели в тепле. Если эти потребности удовлетворены, также необходимо иметь соответствующую защитную одежду и желание выжить. Последнее не менее важно, чем удовлетворение основных потребностей. Бывали случаи, когда обученные и хорошо экипированные люди не выжили в холодную погоду, потеряв желание жить. Напротив, менее подготовленным оно помогало».
Земные тяготы воздушных асов
Наконец, стоит вспомнить об ещё одной воинской профессии, для представителей которой умение выживать в дикой природе является очень востребованным навыком. Речь идёт о лётчиках. С примером выживания одного из них, причём в тяжелейших условиях, многие познакомились ещё в школе — до недавнего времени «Повесть о настоящем человеке» Бориса Полевого входила в школьную программу по литературе.
Для тех же, кто не читал эту книгу или забыл её, напомним — в первой её части описывается лётчик-истребитель, который с раздробленными ногами сумел выжить зимой в лесу и выйти к своим. Стоит отметить, что в книге писатель «подыграл» своему герою, позволив ему найти на месте боя банку консервов.
«Шёл я так: выбрал себе толстую палку; поставишь её и подтягиваешь к ней ноги, так и переставляешь их. Так я мог пройти максимум полтора километра в сутки. А потом трое суток опять лежал и спал…»
Ещё одним литературным примером выживания лётчика после крушения стал рассказ «Сердце пустыни» Антуана де Сент-Экзюпери, также основанный на реальном событии. Правда, этот пример скорее показателен в плане неподготовленности к выживанию. Пытаясь установить рекорд на маршруте Париж – Сайгон, Сент-Экзюпери вместе со своим механиком и штурманом Андре Прево разбился в Ливийской пустыне. Оба авиатора не получили серьёзных травм при крушении, но оказались посреди пустыни, не имея значимого запаса воды, — в самолёте нашлись горсть винограда, два апельсина, термос с кофе и вино. К счастью для мировой литературы и лично для Сент-Экзюпери, кочевник-бедуин обнаружил беспечных французов прежде, чем они умерли от обезвоживания.
В советское время к вопросу выживания лётчиков относились весьма серьёзно — это касалось и создания соответствующих методик и учебных пособий. Например, в изданной в 1988 году «Памятке лётному экипажу по выживанию» описывались действия общего характера на случай аварийной посадки в безлюдной местности:
«Покидая место приземления, оставьте на видном месте сведенья о причине ухода и укажите направление вашего маршрута. Передвигаясь по тайге, делайте отметки на своём пути в виде зарубок на деревьях, обломанных веток, а также с помощью кусков строп и ленточек парашютной ткани. Эти знаки в случае необходимости помогут вам найти обратную дорогу к месту приземления, а также значительно облегчат работу поисковой группе, если она прибудет на место приземления после вашего ухода».
Также давался ряд отдельных рекомендаций по геозонам — Арктике, тайге, горам и пустыне. «Военная» специфика и дата создания этой методички проявились, в частности, наличием раздела «Действия экипажа в районе радиоактивного загрязнения».
Именно такие пособия для лётчиков, а не очередная «Энциклопедия выживания спецназа ГРУ», наиболее близки к тому, что может потребоваться обычному гражданскому человеку. Вряд ли многие из нас регулярно примеряют на себя лавры Джона Рэмбо и прапорщика Волентира, пробираясь во вражеский тыл с ножом в зубах. А вот полёты на самолётах случаются куда чаще — и хотя современные пассажирские лайнеры куда надёжнее и безопаснее своих предшественников, всё же вероятность оказаться у разбитого самолёта непонятно где пока ещё присутствует. Тут пилоты и пассажиры будут на равных — в положении людей, пытающихся выжить. Чем больше вы будете знать, тем больше будут шансы на выживание, ваши и окружающих вас людей.
Литература:
- Вебер Ю. «Спутник партизана» – М.: «Молодая Гвардия», 1941-1943
- Афанасьев А. «В помощь партизану» – М.: Воениздат НКО СССР, 1942
- Лесина Г.Ф. «Памятка лётному экипажу по выживанию» – М.: Воениздат МО СССР, 1988
- Оригинальный рассказ А. Маресьева, записанный в 1943 году (http://www.soldat.ru)
- Полевой устав по выживанию Армии США (https://lastday.club)
Комментарии к данной статье отключены.