К 1890-м годам и Япония, и Китай столкнулись с экспансией великих держав и начали модернизацию по европейскому образцу. Эта модернизация, а также геополитическое соперничество двух сильнейших азиатских стран привели к военному конфликту 1894–1895 годов. Важным элементом разгоревшегося противостояния стала борьба на море.
Наличие в Японии централизованной власти давало возможность проводить модернизацию быстро и эффективно, а давние военные традиции позволили создать мощную современную армию. Китай же представлял собой бюрократическую страну, где военная служба не пользовалась уважением — это объяснялось долгим мирным периодом, какого не знало ни одно европейское государство. Последние десятилетия правления династии Цин ознаменовались сильнейшей децентрализацией страны — наместники провинций сделались полновластными диктаторами в своих владениях, каждый из них обладал собственным войском и не был заинтересован в усилении императорской армии.
Неудивительно, что заслуга создания китайского парового броненосного флота принадлежала не правительству императрицы Цыси, а Ли Хунчжану — наместнику столичной провинции Чжили. Он не занимал должностей в правительстве, но в последние годы XIX века ведал внешней политикой государства.
Создание современного флота Ли Хунчжан начал ещё в 1870-е годы. Этот флот получил название «Бэйянского» — Бэйян было общим названием приморской части северных провинций Китая (Чжили, Фэнтянь и Шаньдун). В отличие от Японии, в которой сразу после реставрации Мэйдзи морские силы отдельных княжеств были слиты в единый императорский флот, в Китае изначально создавался флот одной из провинций, едва ли не частный. Кроме него в Китае существовали более старые флотилии — Шанхайская, Фучжоуская, Кантонская.
В остальном политика строительства флотов Китая и Японии была весьма схожа. Обе страны первоначально не имели своей судостроительной промышленности и были вынуждены заказывать корабли за границей, выбирая самые умеренные по размеру и небольшие по цене. В 1880-е годы и в Китае, и в Японии началось создание своей артиллерийской и судостроительной промышленности. Первым японским стальным кораблём стал безбронный крейсер «Такао» полным водоизмещением 1927 т, построенный на верфи в Йокосуке и вступивший в строй в ноябре 1889 года. Китайцы несколько опередили японцев — их стальная броненосная канонерка «Бин-Юань» (иногда именуемая броненосным крейсером) полным водоизмещением в 2640 т, построенная на верфи в Фучжоу, вступила в строй на семь месяцев раньше. В 1893 году в арсенале Цзяннаня началось производство стальных 120-мм орудий системы Круппа — увы, уже устаревшей конструкции (с клиновым затвором).
Япония и Китай были единственными странами за пределами Европы, сумевшими создать своё военное судостроение. Даже относительно богатые Чили, Бразилия и Аргентина заказывали боевые корабли (вплоть до дредноутов) в Европе. В то время дешёвый корабль не значило плохой: на рубеже 1880-х и 1890-х годов стало ясно, что корабли, строящиеся частными верфями Европы для небогатых стран, вполне боеспособны, универсальны и оптимально сбалансированы по критерию стоимость/эффективность.
Здесь проявилось различие между японским и китайским подходами к компоновке флота. Японцы заказывали в первую очередь крейсера — корабли для манёвренной войны в открытом море. Их основным поставщиком стала Англия, чьи суда издавна славились мореходностью. Китай же сделал ставку на броненосные корабли и суда береговой обороны — хорошо защищённые, с немногочисленной артиллерией крупного калибра, но тихоходные и не предназначенные для активной борьбы за море. Судя по всему, Ли Хунчжан вполне осознавал недостатки своих моряков (низкая дисциплина, отсутствие инициативы, неумение быстро принимать решения) и пытался компенсировать их «игрой от обороны».
С начала 1880-х годов Ли предпочитал заказывать корабли в Германии, именно там были построены два самых крупных китайских корабля — броненосцы «Дин-Юань» и «Чжень-Юань». Они вступили в строй в 1883–1884 годах, их полное водоизмещение составляло 7760 т, а скорость достигала 14,5 узлов. Корабли имели мощное бронирование: пояс по цитадели толщиной до 356 мм и 76-мм палубу. 305-мм орудия располагались в двух броневых башнях, расположенных диагонально и вплотную друг к другу — так, чтобы все четыре могли вести огонь прямо по курсу. В целом это были мощные и хорошо защищённые корабли. Их единственным недостатком стала нехватка артиллерии среднего калибра — всего по две 152-мм пушки в концевых одноорудийных башнях.
Самыми мощными кораблями японского флота стали бронепалубные крейсера «Ицукусима», «Мацусима» и «Хасидате», воплотившие идеи итальянского конструктора Бенедетто Брина и представлявшие собой своеобразный «составной линкор». При нормальном водоизмещении в 4270 т и скорости всего 16,5 узлов каждый из них нёс по одному огромному 320-мм орудию, причём у «Мацусимы» оно было направлено не вперёд, а назад. Кроме того, корабли имели по одиннадцать 120-мм орудий системы Канэ и защищались 37-мм палубой. Первые два крейсера строились во Франции, а «Хасидате» — в Японии. Главным недостатком этих кораблей являлась крайне низкая скорострельность орудий главного калибра — по некоторым сведениям, на практике они стреляли раз в полчаса.
Важным преимуществом японских кораблей стало именно наличие так называемых «скорострельных» 120- и 152-мм орудий системы Канэ с поршневым затвором и унитарным заряжанием, появившихся в начале 1890-х годов. Китайские корабли несли орудия более старых систем с клиновым затвором и раздельным заряжанием: их скорострельность на практике составляла один выстрел в минуту для 120-мм пушек, и выстрел в три минуты для 150-мм пушек. В то же время японские 120- и 152-мм орудия давали на практике два выстрела в минуту при теоретической скорострельности четыре выстрела в минуту и даже больше. В последующих боях такое неравенство в количестве выпускаемого металла проявилось особенно ярко.
Оценка боевых качеств китайского флота
Неверно считать китайских моряков конца XIX века исключительно плохими. Британский журналист и историк Герберт Ригли Вильсон в своей книге «Броненосцы в бою» высокомерно заявлял: «К Китаю мы можем почувствовать одно лишь презрение», но даже он признавал, что «китайские матросы при необходимости проявляли хладнокровие и храбрость». Отбор во флот в Китае с 1880-х годов вёлся куда более тщательно, чем в армию — сюда не брали судимых и неграмотных, новобранцам требовалась рекомендация от односельчан. Сравнение действий китайских моряков, к примеру, с действиями турецких моряков в ходе Балканских войн даёт неожиданный результат: китайцы сражались гораздо упорнее, не боясь сближаться с противником, их артиллерия стреляла гораздо лучше, чем османская.
Состояние китайских кораблей вызывало множество нареканий у иностранцев, но в боевой обстановке они не испытывали тех проблем с машинами, какие регулярно преследовали турецкие броненосцы и крейсера. Китайцам не повезло, что на море они столкнулись именно с энергичными японцами — в полном смысле «британцами Востока».
Главная проблема китайского флота состояла в отсутствии опытных офицеров, поэтому Ли был вынужден нанимать военных советников из Англии, Германии и Франции. Безусловно, большинство этих советников честно выполняли свою работу, но часто они относились к китайцам так же, как и Вильсон, писавший, что китайская армия «была сборищем грязных варваров, тактика которых состояла из кривлянья и сладострастной музыки».
В 1875 году Ли Хунчжан назначил командовать Бэйянским флотом Дин Жучана — генерала, ранее воевавшего на стороне тайпинов, а затем против них. Дин проявил себя хорошим организатором и администратором — он курировал заказ кораблей за границей, именно благодаря ему были созданы военно-морские базы в Вэй-хай-Вэе, Люйшунь-коу и Далянь-ване, а также мощные и современные системы береговой обороны. Его ближайшим помощником и советником стал английский коммодор Уильям Ланг, впоследствии положительно отзывавшийся о Дине и его флоте.
Главным недостатком командующего китайским флотом стала всё та же нерешительность и медлительность в боевой обстановке. Вдобавок он был политическим назначенцем и происходил не из маньчжуров, что сыграло отрицательную роль в ходе японо-китайской войны. Противники Ли Хунчжана в цинской администрации под разными предлогами начали требовать смещения Дина, а флот стал получать противоречивые приказы, сказавшиеся на его действиях.
Японский флот выходит в море
«Яблоком раздора» между Китаем и Японией стала Корея — государство, традиционно входившее в китайскую сферу влияния. По Тяньцзиньскому договору 1885 года обе стороны взаимно признавали право друг друга вводить в Корею войска для «подавления беспорядков». Летом 1894 года, воспользовавшись такими беспорядками, Япония и Китай высадили в Корее свои войска. К двадцатым числам июля здесь находились 3000 китайских солдат генерала Нэ Шичана, тогда как японцы сумели сосредоточить 9000 бойцов — 9-ю бригаду генерала Осимы и части морской пехоты.
23 июля японские солдаты заняли королевский дворец в Сеуле и арестовали королеву Мин. После этого в корейской столице было создано марионеточное прояпонское правительство регента Ли Ха Ына, обратившееся к Японии с просьбой удалить китайские войска из Кореи.
Одновременно с переворотом в Сеуле из Сасебо к берегам Кореи вышел японский флот под командованием адмирала Ито Сукэюки. По дороге от него отделился и направился вперёд «Летучий отряд» контр-адмирала Цубои Кодзо — быстроходные крейсера «Ёсино» (флагман), «Нанива» и «Акицусима».
Первый из этих кораблей, вступивший в строй в сентябре 1893 года, являлся лучшим и новейшим представителем класса «эльсвикских» крейсеров. При полном водоизмещении 5150 т он развивал скорость до 23 узлов, нёс четыре 152-мм и восемь 120-мм орудий, имел 51-мм палубу и 114-мм скосы — то есть по защите приближался к броненосному крейсеру. «Нанива» (как и однотипный «Такатихо») при водоизмещении 4150 т имел палубу на скосах до 76 мм и скорость 18 узлов; главным недостатком этих кораблей была нескорострельная, хотя и мощная артиллерия: два 260-мм и шесть 150-мм орудий. «Акицусима», построенный в Японии, считался неудачным и маломореходным кораблём, но даже он при нормальном водоизмещении 3100 т развивал скорость до 19 узлов и нёс скорострельную артиллерию: четыре 152-мм и шесть 120-мм орудий.
«Нанива» открывает огонь
Утром 25 июля «Летучий отряд» прибыл к бухте Асан, расположенной в 30 милях к югу от гавани Чемульпо. Здесь возле острова Нэдо (Найто) с пароходов «Ирэн» (в китайской транскрипции — «Айжэнь») и «Фэйцзин» высаживалось подкрепление, с запозданием направленное генералу Нэ Шичану. Высадку охранял отряд китайских кораблей — бронепалубный крейсер «Цзы-Юань» под командованием капитана Фан Боцяна и торпедная канонерская лодка «Гуан-И» капитана Линь Госяна. Тут же находилось небольшое авизо «Цзянь-Чжен» (мобилизованный коммерческий пароход). Учебный крейсер «Вэй-Юань» накануне был отправлен в Вэй-хай-Вэй с донесением о перевороте в Сеуле.
Построенный в Германии «Цзы-Юань» при нормальном водоизмещении 2300 т и скорости в 15 узлов нёс весьма странное вооружение: два 210-мм орудия в носовом барбете, прикрытом лёгким броневым колпаком, и одно 150-мм орудие в башне на корме. Фактически это была большая канонерка с 76-мм броневой палубой. Торпедная канонерка «Гуан-И» (иногда именуемая минным крейсером) была построена в 1892 году в Фучжоу, имела водоизмещение 1335 т, 25-мм палубу, три 120-мм скорострельных орудия и четыре 380-мм неподвижных торпедных аппарата.
Корабли Фан Боцяна неизмеримо уступали отряду адмирала Цубои, поэтому в японский рассказ о том, что китайцы напали первыми, не поверил никто. Китайцы попытались выйти из бухты, чтобы не оказаться в ловушке; по другим данным, капитан Фан не знал о подходе японцев и собирался встречать шедший к Асану третий пароход с войсками.
Так или иначе, в половине восьмого утра «Цзы-Юань» обогнул остров Пхун-до и вышел на главный фарватер (Ист-Ченнел), идущий от Чемульпо на юго-запад, в открытое море. Здесь он увидел перед собой японские корабли. Первым шёл крейсер «Нанива» под командованием капитана 1-го ранга Хэйхатиро Того — будущего адмирала. Около 7:40, когда корабли сблизились, «Нанива» резко развернулся влево и в 7:43 дал по «Цзы-Юаню» предупредительный холостой выстрел, а в 7:45 открыл огонь всем бортом. В этот момент между кораблями было не более 3 каб. Следом заговорили пушки «Ёсино». Война не была объявлена, в Японию ещё не поступило даже официальное обращение от марионеточного правительства в Сеуле, поэтому данный акт являлся чистой воды морским разбоем.
Первые же японские залпы попали в цель. Один из снарядов (считается, что с «Ёсино») угодил в боевую рубку и убил старшего офицера Шэнь Шоучана, остальные произвели ужасные разрушения на верхней палубе. Ещё один снаряд отскочил от броневой палубы и взорвался внутри барбета носовой 210-мм установки, выведя из строя одно из орудий. Вскоре в 51-мм крышу установки попал третий снаряд — его взрывом убило командира башни и шесть человек прислуги. Была перебита паровая магистраль рулевой машины, корабль потерял управление.
Судьба «Цзы-Юаня» была предрешена — с максимальной скоростью в 15 узлов он не имел ни единого шанса на побег и мог отстреливаться только из малокалиберных орудий. 150-мм кормовая башня осталась невредимой, но не могла стрелять из-за установленного по-походному ютового тента (быстро снять его оказалось невозможно). Через какое-то время капитан Фан приказал поднять белый флаг, и японцы прекратили огонь.
Шедшая следом канонерка «Гуан-И» отказалась сдаваться и открыла огонь по японским крейсерам. По ней тут же стал стрелять крейсер «Акицусима» (им командовал будущий адмирал Хиконодзё Камимура), вскоре к стрельбе присоединились «Нанива» и «Ёсино». В ответ «Гуан-И» смогла добиться попадания в «Наниву» одним 120-мм снарядом.
Позднее Фан Боцян докладывал, что видел, как в «Гуан-И» попало два снаряда, и она сильно накренилась. Понимая, что корабль уже не спасти, капитан Линь Госян повернул влево и выбросил его на берег в мелководном заливе западнее бухты Каролины (Карорим-ман) возле островов Сиппхаль-до.
Видимо, японцы хотели захватить оба корабля, поэтому были крайне раздосадованы таким манёвром Линь Госяна — иначе непонятно, почему они перенесли всё внимание на уже сидевшую на мели канонерку и начали расстреливать её. С «Гуан-Ши» успели сойти 80 уцелевших моряков, после чего она взорвалась от детонации боезапаса. Позднее команда канонерки вернулась в Вэй-хай-Вэй на иностранных судах, а после боя у Ялу Линь Госян был назначен командиром «Цзы-Юаня».
Пока японские корабли отвлеклись на «Гуан-И», на «Цзы-Юане» инженеру-механику немцу Густаву Гофману удалось перекрыть вентиль паровой магистрали, ведшей к рулевой машине, а затем заложить румпель-тали (запасное управление рулём). Броневая защита, которой китайцы уделяли так много внимания, показала свою эффективность: 76-мм карапасная бронепалуба пробита не была, корпус и машины повреждений не имели. Судя по всему, обстреливая «Гуан-И», японские корабли уклонились на юго-запад, и капитан Фан Боцян решил использовать свой шанс.
Японцы уверяли, что «Цзы-Юань» скрылся в тумане или даже в дыму от собственного пожара, но ни одно из прочих описаний боя никакого тумана не упоминает. В любом случае из-за маневрирования японских кораблей «Цзы-Юань» сумел удалиться от них, и попасть в него стало тяжело. В погоню за китайским крейсером бросился сам адмирал Цубои на «Ёсино».
Трагедия парохода «Гаошэн»
Тем временем с юго-запада на главном фарватере появился шедший в Асан из Дагу английский пароход «Гаошэн» водоизмещением 2134 т. Он принадлежал «Индокитайской пароходной компании» и был зафрахтован китайскими властями для перевозки войск. На судне находилось около 1200 солдат (два пехотных батальона), 12 полевых пушек и несколько европейских советников. Японцы имели информацию о выходе парохода от своей агентуры, но не знали, когда он должен прибыть к Асану.
Увидев «Цзы-Юань» и гнавшихся за ним японцев, сопровождавшая пароход старая композитная канонерка «Цао-Цзян» развернулась и тоже попыталась скрыться. За ней в погоню бросился «Акицусима». Оставшийся один крейсер «Нанива» сбавил ход и подошёл к английскому пароходу. В 9:15 Того сделал два предупредительных выстрела и сигналом потребовал остановиться, после чего на «Гаошэн» направили парламентёра с предложением сдаться. Английский капитан Томас Голсуорси согласился, но китайские солдаты отказались от капитуляции и препятствовали посадке европейцев в шлюпки.
Капитан Того семафором запросил у флагмана инструкций, но «Ёсино» уже ушёл далеко и не ответил. Не исключено, что адмирал Цубои специально избегал отдачи приказов, поскольку война ещё не была объявлена, и атака парохода, шедшего под британским флагом, являлась грубейшим нарушением морского права. Поэтому Цубои предпочёл «умыть руки» и предоставить грязную работу подчинённому.
Более трёх часов Того не решался ничего предпринять, рассчитывая, что китайцы всё-таки сдадутся. Но этого не случилось, иностранцы также остались на «Гаошэне» — они вряд ли могли поверить, что японцы начнут стрелять по британскому пароходу. Около часа дня Того наконец открыл огонь. Расстрелянный в упор «Гаошэн» затонул на мелководье у острова Сопхарап (современный Уль-до), на нём погибло около 800 человек. По свидетельствам спасшихся матросов «Гаошэна», данным в Тяньцзине в присутствии европейских консулов, японцы стреляли из ружей и револьверов по спасательным шлюпкам. Германская канонерка «Ильтис» подняла из воды 150 человек, французская «Лё Лион» — 43 человека, какое-то количество матросов и солдат спасли местные рыбаки и подошедший позже британский крейсер «Порпойз». Японцы подняли из воды только четырёх человек: капитана «Гаошэна» Томаса Голсуорси, его помощника Льюиса Тэмплина и двух филиппинцев — квартирмейстера Евангелисту и матроса Ориате. Затем Того увёл «Наниву» с места бойни.
Чудесное спасение «Цзы-Юаня»
Тем временем «Ёсино» уже настигал несчастный «Цзы-Юань». Год назад на ходовых испытаниях в Эльсвике «Ёсино» при искусственной тяге дал скорость в 23 узла — великолепный показатель по тем временам. Вдобавок японский крейсер был оснащён новейшим артиллерийским дальномером Барра и Струда, только что запущенным в производство.
Но японские артиллеристы не смогли эффективно воспользоваться новинкой, а японские кочегары и механики оказались слабее английских, да и качество угля было заметно хуже. Расстояние до «Цзы-Юаня» сокращалось медленно, а попадания в него были редки и не приносили видимого эффекта. К тому же, основная часть артиллерии японского крейсера была расположена побортно: огонь вперёд могли вести лишь три 152-мм орудия, постоянно дававшие перелёты и поражавшие лишь рангоут.
В то же время на «Цзы-Юане» наконец убрали ютовый тент и смогли открыть огонь из единственной кормовой 150-мм пушки: около 9 часов 150-мм снаряд попал в мачту «Ёсино» над мостиком, сбил гафель и повредил сам мостик. Лишь к половине десятого расстояние между крейсерами сократилось до 5 каб. Тут адмирал Цубои решил стрелять наверняка, развернув свой крейсер бортом, чтобы ввести в действие максимум артиллерии — четыре бортовых 120-мм орудия и кормовое 152-мм.
В этот момент китайцам опять удалось добиться как минимум одного попадания (механик Гофман сообщал, что в цель попало три снаряда из четырёх). Китайский снаряд пробил бронепалубу в центре корабля и влетел прямо в машинное отделение. Японцы утверждают, что он не взорвался (как и многие китайские снаряды) и лишь повредил динамо-машину, однако признают, что после попадания крейсер снизил ход. Китайцы заявляли, что на «Ёсино» были разбиты мостик и рулевая рубка, сбито за борт одно из орудий. Есть версия, что повреждение динамо-машины привело к отказу рулевого привода — «Ёсино» на какое-то время потерял управление.
В докладе командира крейсера Фан Боцяна наместнику Ли Хунчжану бой описан так:
«В «Цзы-Юань» попало 3–4 сотни снарядов, многие из них поразили мостик, дымовую трубу, рулевое управление и мачту, что привело к гибели 13 офицеров и матросов и ранению 27 человек. Однако карапасная палуба служила защитой и была поражена только одним снарядом. Машины не пострадали. На японских кораблях также было много убитых и раненых. … На нашем корабле были исправлены повреждения артиллерийской установки, и мы открыли беглый огонь из кормового орудия по преследующему нас японскому кораблю, поразив его в мостик, носовую часть и борт, он тут же изменил курс и бежал».
Так или иначе, адмирал Цубои прекратил погоню, тем более что «Ёсино» к тому времени израсходовал значительную часть боезапаса из носовых 152-мм погребов. «Акицусима» всё-таки догнал канонерку «Цао-Цзян» и заставил её спустить флаг; позднее она была переименована в «Сёке» и служила в японском флоте до 1904 года.
Утром 26 июля «Цзы-Юань» пришёл в Вэй-хай-Вэй, потеряв 13 убитыми и около 40 ранеными; на «Гуан-И» погибло 37 человек.
Итоги боя у Асана
Китайцы объявили бой своей победой, так как он принёс японцам огромные репутационные издержки, а масштаб победы не соответствовал подавляющему численному превосходству, помноженному на внезапность атаки. Потопление «Гаошэна» стало нарушением не только морского права, но и прав Великобритании. Начальник Китайской станции британского флота вице-адмирал сэр Эдмунд Фримантл требовал «возмещения оскорбления британского флага» и заявлял, что Британия «должна требовать немедленного отстранения от должности капитана «Нанивы» и её старшего офицера, а также их ареста». Но тут выяснилось, что Великобритания имеет с Японией особые отношения, которые позволяют простить даже преступление против британской собственности и британских граждан — впрочем, подавляющее большинство погибших моряков «Гаошэна» были китайцами и филиппинцами.
В последние дни июля в Сеуле произошёл ещё один инцидент: британский генеральный консул, гулявший по городу с женой и детьми, был задержан и оскорблён японским офицером. Командир находившегося в Чемульпо крейсера «Арчер» счёл разумным отправить в Сеул для защиты консульства вооружённую партию из тридцати человек под командованием лейтенанта Спенсера де Хорси, позже заменённую отрядом морских пехотинцев. Однако в дальнейшем Британия удовольствовалась извинениями, принесёнными японским правительством.
С «Гаошэном» же был найден ловкий выход. Несмотря на то, что 17 августа 1894 года морской суд при британском генеральном консульстве в Шанхае признал, что имело место нарушение морского права, позднее британские власти заявили, что на «Гаошэне» произошёл бунт. Таким образом выходило, что пароход был захвачен мятежниками, и японцы имели полное право потопить его.
Продолжение следует
Литература:
- X. Вильсон. Броненосцы в бою. М.: Изографус, Эксмо, 2003
- Н. Л. Кладо. Военные действия на море во время японо-китайской войны. СПб., Типография Морского министерства, 1896
- Н. Нозиков. Японо-китайская война 1894-1895 гг. М.: Воениздат, 1939
- Д. Киселёв, А. Пастухов. Первые китайские броненосцы в бою. М.: Яуза, Эксмо, 2015
- С. Сулига. Корабли русско-японской войны. Выпуск 2. Японский флот. Якутск, 1995
- А. С. Павлов. Корабли китайского флота. Якутск, 1996
- С. О. Курбанов. Курс лекций по истории Кореи. С древности до конца ХХ века. СПбГУ, 2002
- Морской атлас. Том III. Военно-исторический. Часть первая. ГШ ВМФ, 1959
- В. К. Витгефт. Японские и китайские флоты в последнюю китайско-японскую войну / «Бриз» 1995, №6
- H. Jentschura, D. Yung, P. Mickel. Warships of the Imperial Japanese Navy, 1869-1945. Annapolis, Naval Institute Press, 1977
- Mrs. Archibald Little. Li Hung-Chang: His Life and Times. London: Cassell & Company, 1903
- http://tsushima.su
Комментарии к данной статье отключены.