Перестройка и модернизация боевых кораблей – дело вполне обычное. Иногда случается, что после переоборудования корабль существенно меняет свои боевые свойства, приобретая новые качества и возможности. А вот чтобы в результате рождался совсем другой корабль — такое бывает очень редко. Однако именно это произошло с японскими лёгкими крейсерами «Китаками» и «Оои».
Скауты класса «B»
Изначально эти корабли являлись дальнейшим развитием лёгких крейсеров типа «Тацута» и должны были строиться в рамках большой кораблестроительной программы «8 на 4» 1917 года. Планировалось построить шесть лёгких 3500-тонных «лидеров» на основе проекта крейсера «Тацута» (с увеличением числа 140-мм орудий с четырёх до пяти) и три 7200-тонных скаута класса «А» (впоследствии они превратились в тяжёлые крейсера типа «Аоба»). Однако в 1918 году, после известия о закладке в США 8000-тонных скаутов типа «Омаха» от лидеров было решено отказаться, а вместо этого разработать усреднённый проект скаута водоизмещением в 5500 т, способный выполнять функции лидера эсминцев, вести разведку и даже противостоять «Омахам».
Сначала предполагалось построить те же девять кораблей, однако после принятия программы строительства линейного флота «8 на 6», а затем «8 на 8» число крейсеров также было увеличено – сначала до 11, затем до 19. В итоге с 1918 по 1922 год на японских верфях было заложено 14 скаутов типа «B» трёх разных типов, а также два скаута класса «А», ставших тяжёлыми крейсерами «Како» и «Фурутака».
Первыми скаутами класса «B» стали пять лёгких крейсеров типа «Кума». Они были заложены в 1918–1919 годах по ассигнованиям соответственно 1917–1918 и 1918–1919 финансовых годов. Проект был разработан капитаном 1-го ранга Хирагой на основе крейсера «Тацута», но ушёл от прототипа гораздо дальше, чем предполагалось поначалу. Число 140-мм орудий увеличилось с четырёх до семи, дальность плавания – с 6000 до 9000 миль, а мощность машин – с 51 000 до 90 000 л. с. Японцы отказались от возвышенной схемы расположения артиллерии, предпочтя разместить все щитовые 140-мм установки на одном уровне (на уровне палубы полубака). Из-за этого по носу и корме могли стрелять лишь по три орудия, а на борт – шесть. Впрочем, у американских «Омах» артиллерия также была расположена не лучшим образом, в результате чего из двенадцати орудий по носу и корме стреляли шесть, а на борт – восемь.
Вместо двух трёхтрубных 533-мм торпедных аппаратов появились четыре двухтрубных. Из-за большей длины корпуса их пришлось разместить не в диаметральной плоскости, а побортно (как на «Омахах»), зато благодаря этому увеличились углы обстрела.
Корабли имели клёпаный корпус с двойным дном и удлинённым полубаком, делившийся водонепроницаемыми переборками на шестнадцать отсеков. Вертикальный пояс толщиной 63,5 мм, как и на американских крейсерах, прикрывал только машинно-котельные отделения, зато был немного длиннее, а по высоте доходил до верхней палубы, где прикрывался 28,6-мм горизонтальной бронёй. В оконечностях вне пояса горизонтальное бронирование опускалось на палубу ниже и размещалось чуть выше ватерлинии, а его толщина увеличивалась до 44,6 мм. Эта средняя броневая палуба продолжалась до переднего края носового и заднего края кормового погребов, прикрывая их сверху. С боков погреба прикрывались 32-мм бронёй, траверзы отсутствовали. 140-мм орудия были прикрыты 20-мм коробчатыми броневыми щитами, однако артиллерийские расчёты оставались совершенно незащищёнными.
Общий вес брони составил 238,3 т или 4,5% от стандартного водоизмещения (5330 т), артиллерии – 247 т (4,6%), торпедного вооружения – 94,4 т (1,8%), силовой установки – 1588 т (29,8%). Вес конструкций корпуса составлял 2467 т, а полное водоизмещение с боезапасом, снабжением и топливом достигало 6970 т.
Таким образом, крейсеры типа «Кума» сохранили все черты лидера эсминцев: высокую скорость (на испытаниях корабли показали 35–36 узлов) и мощное торпедное вооружение при относительно слабой артиллерии и защите. Их броня могла защитить лишь от 120–127-мм полубронебойных снарядов с дистанции 30–50 каб и от 152-мм фугасных снарядов на той же дистанции. Фактически корабли были защищены лишь от огня эскадренных миноносцев, да и то в ближнем бою, на расстоянии пуска торпеды. Это означало, что новые скауты предполагалось использовать, прежде всего, в качестве флагманов соединений эсминцев.
Всего было заложено пять крейсеров этого типа: «Кума» и «Тама» – в августе 1918 года, «Кисо», «Китаками» и «Оои» – в июле-ноябре 1919-го. Срок постройки составлял от 17 до 30 месяцев – такая скорость строительства стала большим достижением для японских корабелов. Первым в августе 1920 года в строй вступил «Кума», а остальные корабли были достроены в 1921 году.
Для начала 20-х годов японские скауты класса «B» были вполне обычными кораблями, «не хватавшими звёзд с неба» и выделявшимися разве что высокой скоростью и довольно мощным торпедным вооружением. В то время открытое расположение орудий в щитовых установках ещё рассматривалось как вполне приемлемое для лёгких крейсеров. 140-мм снаряд был несколько слабее стандартного 152-мм (38 кг против 45), но за счёт в полтора раза большей практической скорострельности японское орудие выпускало больше металла в минуту, чем 152-мм пушки английских и американских скаутов. С другой стороны, было очевидно, что 140-мм калибр предназначен, в первую очередь, для борьбы с эсминцами и миноносцами.
Зенитное вооружение кораблей первоначально было крайне слабым: два 76-мм универсальных орудия и два 6,5-мм пулемёта. С 1932 года вместо 76-мм зениток ставились по два спаренных 13,2-мм пулемёта, а с декабря 1936 года вместо них появились спаренные 25-мм автоматы, чего по меркам конца 30-х годов было недостаточно.
Существенный недостаток артиллерии новых лёгких крейсеров заключался в ином: три центральных орудия (третье, четвёртое и пятое) располагалось слишком далеко от погребов и подачных труб, что снижало их практическую скорострельность. В то же время, носовые погреба находились рядом с топливными танками, а кормовые – рядом с машинным отделением. Вдобавок у кораблей отсутствовала не только противоторпедная защита (что естественно для крейсеров этого класса), но и централизованная система выравнивания крена и дифферента, а мощность водоотливных средств была явно недостаточной.
На крейсере «Кисо» поверх второго орудия была смонтирована неподвижная платформа для взлёта колёсного самолёта на полном ходу. Сам самолёт хранился в ангаре в носовой надстройке и мог садиться только на сушу. «Тама» был оснащён гидросамолётом без катапульты, спускаемым на воду грузовой стрелой. В 1932–1934 годах на крейсера «Кума» и «Тама» установили трёхногую фок-мачту, а между пятым и шестым орудиями смонтировали громоздкую катапульту на высоком основании.
В 1935–1938 годах котлы «малой версии» перевели на исключительно нефтяное отопление. Одновременно с этим в рамках кампании по улучшению остойчивости с крейсеров сняли часть верхних надстроек, а в трюмы уложили до 200 т твёрдого балласта. Ещё до 290 т жидкого балласта корабли могли принимать в междудонное пространство. В результате этих изменений к началу войны полное водоизмещение крейсеров увеличилось до 7540–7700 т, осадка при полном водоизмещении – до 5,6–5,8 м, а скорость снизилась до 32 узлов.
С 1922 по 1925 год в строй были введены ещё девять крейсеров типов «Нагара» и «Сендай». От «Кумы» они отличались лишь незначительно увеличенным водоизмещением и более мощными 610-мм торпедными аппаратами. Затем японцы на пятнадцать лет прекратили строительство лёгких крейсеров, переключившись на «эсминцы нового типа» и тяжёлые крейсера. И те, и другие стали лучшими в своём классе, а вот все четырнадцать «5500-тонных» крейсеров к концу 1930-х годов уже явно устарели. Возможно, именно поэтому в 1938–1939 годах крейсера типа «Кума» вывели в резерв и частично разоружили. Исключение составил лишь «Тама», в это время активно участвовавший в Китайской кампании.
«Торпедные крейсера»
Но японскому флоту требовались лидеры флотилий эсминцев – в этом качестве и строились лёгкие крейсера. Японские эсминцы с их мощными 610-мм торпедами считались одной из основных ударных сил Императорского флота – прежде всего, в ночном бою. Тактику такого боя японцы отрабатывали крайне тщательно – предполагалось незаметно подойти к противнику на дистанцию порядка 30–50 каб и засыпать его роем торпед. Если выпустить несколько десятков торпед, и хотя бы одна из них найдёт свою цель — победа будет обеспечена. После залпа предполагалось перезарядить аппараты и прицельно добивать повреждённые вражеские корабли.
Для такого боя требовались корабли, несущие сразу много торпед. Поэтому ещё в 1938 году был составлен проект переделки «Китаками», «Кисо» и «Оои» в «торпедные крейсера». С них полностью снималось прежнее вооружение, на носу и корме ставились по две спаренных 127-мм универсальных установки, а всё пространство между полубаком и кормовой надстройкой занималось одиннадцатью (!) четырёхтрубными 610-мм торпедными аппаратами: по пять на каждом борту и один в диаметральной плоскости.
Правда, вскоре выяснилось, что торпедных аппаратов и универсальных 127-мм установок не хватает, а японские верфи и без того перегружены – страна спешно готовилась к войне. Поэтому от модернизации «Кисо» пришлось отказаться, а переоборудование двух других кораблей удалось начать лишь осенью 1941 года. При этом 127-мм орудия поставить так и не удалось (вместо них сохранились четыре носовых 140-мм пушки), а число торпедных аппаратов пришлось ограничить десятью.
Для размещения торпедных аппаратов верхнюю палубу расширили на 3,3 м, оборудовав по обоим бортам некое подобие длинных спонсонов, нависающих над водой и протянувшихся на 75 м от среза полубака до кормовой переборки машинного отделения. На этой площадке разместились торпедные аппараты (их тумбы опирались на конструкцию бортов), а ближе к надстройкам была устроена рельсовая система для быстрой перезарядки торпед в море. Кормовая надстройка была увеличена и продолжена в корму, теперь в ней располагалось хранилище запасных торпед. Кроме того, на каждый из кораблей установили новую систему управления огнём «Тип 92» с шестиметровым дальномером, а старую («Тип 91» с четырёхметровым дальномером) приспособили для управления торпедной стрельбой.
Расширенная палуба и тяжёлые торпедные аппараты сильно увеличили верхний вес, поэтому с каждого корабля сняли катапульту и кран, а обе мачты предельно облегчили, убрав с них тяжёлые посты наблюдения. Несмотря на эти меры, стандартное водоизмещение крейсера выросло до 5860 т.
В первые месяцы войны «торпедным крейсерам» не довелось принять участия в боевых действиях. Оба корабля вошли в состав 9-й дивизии крейсеров Первого флота, причём на «Китаками» держал флаг контр-адмирал Фукудаи. С декабря 1941 по май 1942 года они почти всё время проводили в водах метрополии, и лишь с 1 по 4 февраля сопровождали два конвоя в порт Мако (Пескадорские острова).
29 мая 1942 года оба крейсера в составе Главных сил адмирала Ямамото вышли из Внутреннего моря для участия в «Операции MI» – атаки на атолл Мидуэй. Вдвоём они составляли 9-ю дивизию лёгких крейсеров контр-адмирала Киси, осуществляя тыловое охранение колонны линкоров и ведя противолодочную оборону. Однако в самой битве при Мидуэе «Китаками» и «Оои» не участвовали – на середине пути от Главных сил отделилось Алеутское соединение поддержки под командованием вице-адмирала Такасу: 2-я дивизия линкоров и три дивизиона эсминцев, к которому присоединилась 9-я дивизия. Задачей Такасу было дальнее прикрытие 2-го авианосного соединения контр-адмирала Какуты для удара по Алеутским островам с целью отвлечения противника от действий в районе Мидуэя. Самолёты Какуты без особого эффекта атаковали базу Датч-Харбор, а десантные группы без сопротивления захватили острова Кыска и Атту. Однако отвлечь американцев на себя не удалось, и Алеутское соединение поддержки осталось без дела.
«Десантные крейсера»
Принято считать, что по итогам операции концепция «торпедного крейсера» была признана неудачной. Причины этого не вполне ясны, но о необходимости нового переоборудования кораблей упомянул сам адмирал Ямамото в своём докладе в императорской ставке. Поэтому уже 20–22 июня 1942 года «Китаками» и «Оои» прибыли в Йокосуку, где с них сгрузили все торпеды, а затем сняли часть вооружения. В августе-сентябре крейсера были переоборудованы в быстроходные транспорты – на них оставили лишь по два носовых 140-мм орудия, зато зенитное вооружение усилили тремя строенными 25-мм автоматами. Таким образом, общее число 25-мм стволов на каждом корабле достигло тринадцати; в 1943 году оно увеличилось до восемнадцати, а затем (к моменту новой модернизации «Китаками») – до тридцати шести.
На каждом корабле осталось по шесть торпедных аппаратов (24 трубы): четыре кормовых аппарата сняли, а их места оборудовали для размещения двух десантных катаров типа «Дайхацу». Кормовая надстройка была переоборудована в дополнительное помещение для десантников. Теперь каждый из крейсеров мог принять на борт до 500 солдат с личным оружием и до 250 т различных грузов.
Уже в октябре-ноябре 1942 года оба крейсера были готовы для использования в новом качестве. Это случилось крайне вовремя – как раз к этому моменту японцы обнаружили, что в условиях американского господства в воздухе обычные транспорты быстро становятся добычей вражеской авиации. Шанс уцелеть даёт лишь скорость и ночное передвижение – за несколько часов темноты эсминец или крейсер может преодолеть опасную зону.
Ещё осенью 1941 года японцы переоборудовали два старых эсминца типа «Минекадзе» в десантно-штурмовые транспорты, каждый из которых брал на борт 250 человек и два десантных катера «Дайхацу». Летом 1942 года, одновременно с бывшими «торпедными крейсерами», в быстроходные транспорты были переоборудованы шесть эсминцев типа «Муцуки». В дальнейшем это было проделано ещё с рядом эсминцев. При этом корабли, как правило, сохраняли по два 120-мм орудия и один из торпедных аппаратов, а потому вполне могли участвовать в бою. Главным их недостатком являлась невозможность брать сколь-нибудь тяжёлое вооружение (хотя бы полевую артиллерию), поэтому появление «десантных крейсеров» с широкими палубами было особенно ценным в этом отношении.
С октября 1942 по март 1943 года «Китаками» и «Оои» занимались перевозками войск с Филиппин или из метрополии – правда, в основном, вне зоны боевых действий. Конечными пунктами их маршрутов служили острова Вевак или Рабаул, реже – Шортленд. Затем крейсера перевели в бывшую Голландскую Ост-Индию в распоряжение командующего флотом Юго-Западного района, где они занимались местными войсковыми перевозками – прежде всего, на острова Индийского океана. Ещё в марте-июне 1942 года, после захвата Бирмы и Сингапура, японцы заняли Андаманские и Никобарские острова, прикрывающие вход в Андаманское море и Малаккский пролив. Однако эти архипелаги находились за пределами действий базовой авиации с аэродромов Сингапура и Бирмы, поэтому рейсы сюда были крайне опасны.
Во время одного из таких рейсов 27 января 1944 года «Китаками» был атакован американской подводной лодкой «Темплэр» в 110 милях от Пенанга. Из шести выпущенных торпед в цель попали две, обе – в район кормового машинного отделения. Погибло 12 моряков, корабль принял 900 т воды, но остался на плаву и самостоятельно дошёл до Порт-Сваттенхэма. После этого он был отправлен на ремонт сначала в Сингапур, затем в Манилу, и наконец – в метрополию, до которой добрался в августе того же года.
«Оои» в марте 1944 года участвовал в рейде соединения контр-адмирала Сакондзю в Индийский океан, а затем перевозил войска из Сингапура в Манилу и Соронг. В июле он получил приказ перейти в Манилу, но по пути (19 июля) был атакован американской подводной лодкой «Флэшер». Из четырёх торпед в корабль попали две, но результат был печальнее, чем у «Китаками»: в носовых машинных отделениях вспыхнуло топливо, и корабль потерял ход. Спустя два часа лодка вернулась и выпустила по крейсеру оставшиеся торпеды, одна из которых попала в цель. Ещё через два часа «Оои» затонул. Погибло 53 японских моряка, а большую часть команды успел принять на борт эсминец «Сикинами».
Крейсер – носитель «Кайтэн»
Тем временем японцы приняли решение вновь переоборудовать «Китаками» – на этот раз в носитель человекоуправляемых торпед «Кайтэн». Все торпедные аппараты были сняты, и в кормовой части бывшего крейсера установили две пары специальных рельсов и пологий спуск, по которому восемь торпед «Кайтэн» можно было спустить на воду буквально за 7–8 минут. На второй мачте была установлена тридцатитонная грузовая стрела для подъёма торпед на борт.
Наконец-то удалось заменить 140-мм орудия на две 127-мм спаренных универсальных установки (вторая из них разместилась на кормовой надстройке). На носовой надстройке и по бортам (на сохранившихся спонсонах) установили комплект зенитных автоматов – двенадцать строенных, два спаренных и восемнадцать одинарных (всего – 56 стволов). Кроме того, корабль впервые получил радары – две РЛС воздушного обнаружения и управления зенитным огнём «Тип 13», а также РЛС надводного обнаружения и управления огнём «Тип 22» модели 4S. Таким образом, «Китаками» одновременно стал и кораблём ПВО. При ремонте с него демонтировали повреждённые взрывом кормовые машинные отделения и внутренние валы, в результате чего мощность машин упала до 35 000 л.с., а максимальная скорость – до 23 узлов.
В новом качестве «Китаками» вступил в строй 21 января 1945 года, вошёл в состав Специального диверсионного соединения «Кайтэн», однако применить своё жуткое оружие крейсеру так и не пришлось, хотя тренировки по его использованию проводились активно. В апреле «Китаками» стал флагманом 11-й флотилии эсминцев Мобильного флота, тогда же количество 25-мм стволов на нём увеличили до 67 (12 строенных тройных и 31 одинарный). По некоторым данным, в июле 1945 года на корабле дополнительно установили ещё двадцать семь 25-мм стволов.
Дважды, 19 марта и 24 июля, «Китаками» получал повреждения при налётах американской авиации, но каждый раз они оказывались довольно лёгкими, хотя во втором случае от пулемётного огня погибли 32 и были ранены 7 моряков.
«Китаками» оказался единственным из «5500-тонных» крейсеров, дожившим до конца войны, и сдался американцам. В августе 1945 года он был разоружён и до октября использовался в качестве репатриационного корабля, вывозя японских поселенцев из Индокитая. В октябре 1946 года этот «многоликий» корабль был отправлен в Нагасаки на разборку, которая завершилась в апреле 1947 года.
Список литературы:
- Ю. В. Апальков. Боевые корабли японского флота. Линкора и авианосцы. 10.1918–8.1945 гг. Справочник. СПб.: Галея-Принт, 1997
- Ю. В. Апальков, П. П. Васильев. Боевые корабли японского флота. Крейсера. 10.1918–8.1945 гг. Справочник. СПб.: Галея-Принт, 1998
- С. Патянин, А. Дашьян, К. Балакин. Все крейсера Второй мировой. М.: Яуза, Эксмо, 2012
- С. Футида, М. Окумия. Сражение у атолла Мидуэй. М.: Воениздат, 1958
- Морской Атлас. Том III, часть вторая. ГШ ВМФ, 1963
- H. Jentschura, D. Jung, P. Mickel. Warships of Imperial Japanese Navy 1869–1945. Annapolis: Naval Institute Press, 1986
- E. Lacroix, L. Wells. Japanese Cruisers of the Pacific War. London, 1997
- http://www.combinedfleet.com
- http://www.navweaps.com
Комментарии к данной статье отключены.