В 1644 году рыцари-госпитальеры захватили в Средиземном море турецкий конвой. С богатой добычей, включавшей нескольких женщин из гарема султана, они высадились на принадлежавшем Венеции Крите. Здесь они пополнили припасы и распродали свои трофеи, а затем покинули остров. Султан Ибрагим I счёл венецианцев ответственными за это возмутительное происшествие и объявил им очередную войну. В 1645 году 60-тысячное османское войско высадилось на Крите, за несколько месяцев овладело почти всеми городами и подошло к крепости Кандия (современный греческий город Ираклион).
Блокировав Кандию с суши, турки не смогли перекрыть поставки с моря: здесь им мешал сильный венецианский флот. Осаждённый гарнизон сумел отбить османский штурм, и под стенами крепости закипела инженерная война. Турки рыли ходы под укреплениями и возводили артиллерийские позиции для осадных орудий. В 1648 году в Стамбуле произошёл дворцовый переворот, и вовлечённым в интриги вельможам стало не до своего критского контингента: поставки практически остановились, солдаты недоедали и болели. Лишь с приходом к власти нового великого визиря Кёпрюлю Мехмед-паши в 1656 году ситуация стала налаживаться. Возобновилось снабжение войск, османский флот под командованием визиря разбил венецианцев и доставил подкрепления. Однако до конца осады было ещё далеко. Хотя подкопы и постоянные обстрелы во многих местах превратили стены крепости в руины, гарнизон упорно держался.
В 1669 году к Кандии подоспела помощь от европейцев. Людовик XIV отправил на подмогу осаждённым 6 тысяч солдат на 31 корабле. Однако французы совершенно не желали держать оборону и сами ринулись в атаку. Закончилось дело плохо: европейцы понесли большие потери. Усилия французской эскадры, обстреливавшей турецкие корабли, привели лишь к тому, что флагман «Терез» взорвался, унеся жизни нескольких сотен человек. После этого французы покинули район военных действий.
В сентябре 1669 года венецианский гарнизон численностью 3 600 человек сдался. Осада Кандии длилась 21 год и пять месяцев. Кёпрюлю Мехмед-паша позволил всем защитникам покинуть крепость, забрав своё имущество и оставив только орудия и порох. Подписавший капитуляцию Франческо Морозини впоследствии предстал на родине перед судом.
Комментарии к данной статье отключены.