1980-е годы стали временем создания шведского истребителя четвертого поколения «Грипен», сконструированного компанией СААБ. Этот самолет благодаря своим выдающимся характеристикам стал одним из самых известных истребителей в мире. Статья посвящена истории его создания и эксплуатации
В современной Европе лишь две страны, Франция и Швеция, смогли самостоятельно создать самолет-истребитель четвертого поколения. Этот факт выделяет их среди всех европейских авиационных держав и ставит в один ряд с такими гигантами авиастроения, как США и Россия. Шведская компания СААБ еще в 1979 году получила правительственное задание на создание летательного аппарата нового поколения, способного в будущем заменить уже существующие модели. По замыслу военного руководства Швеции новый самолет должен был быть многофункциональным, совмещая в себе качества истребителя, ударного самолета и разведчика.
В итоге для новой крылатой машины была выбрана аэродинамическая схема «утка» с передним горизонтальным оперением, что было характерно для многих проектов начала 1980-х годов. На самолет предполагалась установка двигателя производства компании «Вольво», являвшегося лицензионной копией американского мотора фирмы «Дженерал Электрик». В 1982 году проект самолета был утвержден, и начались работы по созданию первых летных экземпляров. Примерно в то же время новому истребителю было присвоено имя «Грипен».
В 1987 году первый летный прототип был представлен публике, однако из-за возникших проблем с бортовым радиоэлектронным оборудованием его полет состоялся только в конце следующего, 1988 года. Начавшиеся испытания выявили некоторые недостатки в авионике самолета. В 1989 году первый летный потерпел крушение при заходе на посадку, летчик чудом остался в живых. К исправлению недостатков были подключены некоторые иностранные фирмы, в том числе американские. Были внесены серьезные изменения в состав бортового оборудования, что в итоге привело к исправлению ситуации.
Еще до окончания всего цикла испытаний, летом 1992 года, вооруженные силы Швеции заключили с компанией СААБ контракт на постройку первой партии «Грипенов». Самолеты первой версии обозначались JAS 39A и JAS 39B (одно- и двухместные варианты соответственно). С 1994 года на первых летных прототипах и истребителях первой серии начались испытания, связанные с применением вооружения как по воздушным, так и по наземным целям. Осенью того же года первые «Грипены» поступили на вооружение шведской армии.
По мере поступления самолетов в военно-воздушные силы Швеции в состав их авионики вносились изменения. В частности, были установлены новые дисплеи, системы радиоэлектронной борьбы, расширялась номенклатура применяемого вооружения. С 1997 года в серию были запущены две новые модификации «Грипена»: JAS 39C и JAS 39D. Эти самолеты оснащались новым бортовым радиоэлектронным оборудованием, штангой дозаправки самолета в воздухе, были полностью интегрированы в систему вооружения стран НАТО. В настоящее время на вооружении Швеции состоят более 160 истребителей JAS 39 всех модификаций. Самолеты первых партий постепенно доводят до уровня версий C/D.
Новый шведский истребитель полностью подготовлен для ведения войны в рамках программы BAS 90, предполагающей в случае вооруженного нападения рассредоточение истребительных эскадрилий с основных аэродромов на резервные полосы. Таким образом, самолеты «Грипен» рассчитаны на взлет с прямых участков шоссейных дорог. Это позволяет силам шведской военной авиации серьезно снизить вероятность гибели самолетов в результате массированных атак на крупные аэродромы страны.
В конце 2000-х годов фирмой СААБ был создан новый вариант истребителя JAS 39, получившего обозначение «Грипен НГ», или JAS 39 E/F. Новая модификация обладает расширенными возможностями для применения высокоточного оружия, радиолокационной станцией с активной фазированной решеткой, увеличенным количеством точек подвески и иными изменениями. Шведские ВВС планируют начать закупки нового самолета в середине 2010-х годов.
Благодаря своим высоким тактико-техническим характеристикам и невысокой цене «Грипен» пользуется большой популярностью на мировом рынке военных самолетов. В 2004 году Чехия получила 14 самолетов в аренду, такое же количество на таких же условиях получила Венгрия годом ранее. Используются JAS 39 вооруженными силами ЮАР и Таиланда. Компания СААБ одержала победы на тендерах в Швейцарии и Бразилии. Однако на вооружение они поступят только в последней, так как в мае 2014 года на референдуме швейцарцы выступили против закупки новых самолетов.
Шведской авиационной промышленности, несмотря на все трудности, удалось сохранить свою независимость. Усилиями конструкторов фирмы СААБ был создан отличный легкий истребитель поколения «4+» «Грипен», способный на равных конкурировать с самолетами, созданными в конструкторских бюро ведущих авиационных держав.
Источники, использовавшиеся в написании статьи:
-
Авиационная энциклопедия «Уголок неба», www.airwar.ru;
-
Энциклопедия современной военной авиации, М., издательство АСТ, 2001.
Комментарии к данной статье отключены.