• События
  • Люди
  • Танки
  • Флот
  • Авиация
  • Стрелковое оружие
  • Военный хайтек
  • Другое оружие
  • English version
  • Поиск
    • События
    • Люди
    • Танки
    • Флот
    • Авиация
    • Стрелковое оружие
    • Военный хайтек
    • Другое оружие
    • English version

    Поиск

    Войти

    Написать
    Популярное
    • 17 March '22
      Боевые повозки фараона
    • 24 February '22
      Японские линкоры вступают в бой
    • 24 February '22
      На мирно спящих аэродромах Тонкина
    • 24 February '22
      Славные дети Марианны: тест Warspot
    • 21 February '22
      Немецкий контрудар у Кюстрина
    • 17 February '22
      Византийские приключения Харальда Хардрады
    • 16 February '22
      Уцелевшее население Венгрии — эвакуировать на территорию СССР
    • 14 February '22
      «Маузер» с русско-чешским акцентом
    • 08 February '22
      Skyranger 30 HEL: зенитка на все случаи жизни
    • 07 February '22
      Мизенский флот и гнев Везувия
    • 07 February '22
      Опираясь на собственные силы
    • 06 February '22
      На что способен микродрон за $195 000
    8

    Венец шведского авиастроения

    • современность
    • авиация
    • Швеция
    Василий Костин
    22 August '14

    1980-е годы стали временем создания шведского истребителя четвертого поколения «Грипен», сконструированного компанией СААБ. Этот самолет благодаря своим выдающимся характеристикам стал одним из самых известных истребителей в мире. Статья посвящена истории его создания и эксплуатации

    ​Источник: http://www.flygplan.info (http://www.flygplan.info/images/Gripen_3.jpg) - Венец шведского авиастроения | Военно-исторический портал Warspot.ru
    Источник: http://www.flygplan.info (http://www.flygplan.info/images/Gripen_3.jpg)

    В современной Европе лишь две страны, Франция и Швеция, смогли самостоятельно создать самолет-истребитель четвертого поколения. Этот факт выделяет их среди всех европейских авиационных держав и ставит в один ряд с такими гигантами авиастроения, как США и Россия. Шведская компания СААБ еще в 1979 году получила правительственное задание на создание летательного аппарата нового поколения, способного в будущем заменить уже существующие модели. По замыслу военного руководства Швеции новый самолет должен был быть многофункциональным, совмещая в себе качества истребителя, ударного самолета и разведчика.

    В итоге для новой крылатой машины была выбрана аэродинамическая схема «утка» с передним горизонтальным оперением, что было характерно для многих проектов начала 1980-х годов. На самолет предполагалась установка двигателя производства компании «Вольво», являвшегося лицензионной копией американского мотора фирмы «Дженерал Электрик». В 1982 году проект самолета был утвержден, и начались работы по созданию первых летных экземпляров. Примерно в то же время новому истребителю было присвоено имя «Грипен».

    В 1987 году первый летный прототип был представлен публике, однако из-за возникших проблем с бортовым радиоэлектронным оборудованием его полет состоялся только в конце следующего, 1988 года. Начавшиеся испытания выявили некоторые недостатки в авионике самолета. В 1989 году первый летный потерпел крушение при заходе на посадку, летчик чудом остался в живых. К исправлению недостатков были подключены некоторые иностранные фирмы, в том числе американские. Были внесены серьезные изменения в состав бортового оборудования, что в итоге привело к исправлению ситуации.

    ​«Грипены» в полете Источник: http://www.defencetalk.com (http://www.defencetalk.com/pictures/data/3344/JAS-39-Gripen-03.jpg) - Венец шведского авиастроения | Военно-исторический портал Warspot.ru
    «Грипены» в полете
    Источник: http://www.defencetalk.com (http://www.defencetalk.com/pictures/data/3344/JAS-39-Gripen-03.jpg)

    Еще до окончания всего цикла испытаний, летом 1992 года, вооруженные силы Швеции заключили с компанией СААБ контракт на постройку первой партии «Грипенов». Самолеты первой версии обозначались JAS 39A и JAS 39B (одно- и двухместные варианты соответственно). С 1994 года на первых летных прототипах и истребителях первой серии начались испытания, связанные с применением вооружения как по воздушным, так и по наземным целям. Осенью того же года первые «Грипены» поступили на вооружение шведской армии.

    По мере поступления самолетов в военно-воздушные силы Швеции в состав их авионики вносились изменения. В частности, были установлены новые дисплеи, системы радиоэлектронной борьбы, расширялась номенклатура применяемого вооружения. С 1997 года в серию были запущены две новые модификации «Грипена»: JAS 39C и JAS 39D. Эти самолеты оснащались новым бортовым радиоэлектронным оборудованием, штангой дозаправки самолета в воздухе, были полностью интегрированы в систему вооружения стран НАТО. В настоящее время на вооружении Швеции состоят более 160 истребителей JAS 39 всех модификаций. Самолеты первых партий постепенно доводят до уровня версий C/D.

    ​Пара «Грипенов» Источник: http://wall.alphacoders.com (http://images7.alphacoders.com/459/459918.jpg) - Венец шведского авиастроения | Военно-исторический портал Warspot.ru
    Пара «Грипенов»
    Источник: http://wall.alphacoders.com (http://images7.alphacoders.com/459/459918.jpg)

    Новый шведский истребитель полностью подготовлен для ведения войны в рамках программы BAS 90, предполагающей в случае вооруженного нападения рассредоточение истребительных эскадрилий с основных аэродромов на резервные полосы. Таким образом, самолеты «Грипен» рассчитаны на взлет с прямых участков шоссейных дорог. Это позволяет силам шведской военной авиации серьезно снизить вероятность гибели самолетов в результате массированных атак на крупные аэродромы страны.

    В конце 2000-х годов фирмой СААБ был создан новый вариант истребителя JAS 39, получившего обозначение «Грипен НГ», или JAS 39 E/F. Новая модификация обладает расширенными возможностями для применения высокоточного оружия, радиолокационной станцией с активной фазированной решеткой, увеличенным количеством точек подвески и иными изменениями. Шведские ВВС планируют начать закупки нового самолета в середине 2010-х годов.

    Благодаря своим высоким тактико-техническим характеристикам и невысокой цене «Грипен» пользуется большой популярностью на мировом рынке военных самолетов. В 2004 году Чехия получила 14 самолетов в аренду, такое же количество на таких же условиях получила Венгрия годом ранее. Используются JAS 39 вооруженными силами ЮАР и Таиланда. Компания СААБ одержала победы на тендерах в Швейцарии и Бразилии. Однако на вооружение они поступят только в последней, так как в мае 2014 года на референдуме швейцарцы выступили против закупки новых самолетов.

    Шведской авиационной промышленности, несмотря на все трудности, удалось сохранить свою независимость. Усилиями конструкторов фирмы СААБ был создан отличный легкий истребитель поколения «4+» «Грипен», способный на равных конкурировать с самолетами, созданными в конструкторских бюро ведущих авиационных держав.

    ​«Грипен» на стоянке. Под крылом подвешена ракета «Метеор» Источник: http://hushkit.wordpress.com (http://hushkit.files.wordpress.com/2012/12/saab-gripen.jpg) - Венец шведского авиастроения | Военно-исторический портал Warspot.ru
    «Грипен» на стоянке. Под крылом подвешена ракета «Метеор»
    Источник: http://hushkit.wordpress.com (http://hushkit.files.wordpress.com/2012/12/saab-gripen.jpg)

    Источники, использовавшиеся в написании статьи:

    1. Авиационная энциклопедия «Уголок неба», www.airwar.ru;

    2. Энциклопедия современной военной авиации, М., издательство АСТ, 2001.

    Василий Костин

    Сикорский: крылья будущего на Warspot.ru
    Сикорский: крылья будущего
    "Уханьская битва". Выставка в Центральном музее Великой Отечественной войны на Warspot.ru
    "Уханьская битва". Выставка в Центральном музее Великой Отечественной войны
    «Севастополь – город-герой» на Warspot.ru
    «Севастополь – город-герой»
    Поделиться
    • 1
    • 19
    • 0
    • Статьи по теме
    • Комментарии (0)
    Эдвард «Бутч» О’Хара – первый ас военно-морского флота США на Warspot.ru
    Эдвард «Бутч» О’Хара – первый ас военно-морского флота США
    Кровавый сочельник люфтваффе на Warspot.ru
    Кровавый сочельник люфтваффе
    Warspot о наградах: бронзовый лев королевы Вильгельмины на Warspot.ru
    Warspot о наградах: бронзовый лев королевы Вильгельмины
    Михаил Тимин: «Советским людям было за что воевать…» на Warspot.ru
    Михаил Тимин: «Советским людям было за что воевать…»
    • Статьи по теме
    • Комментарии (0)

    Комментарии к данной статье отключены.

    © 2014 — 2023 Warspot English
    • О нас
    • Связаться с нами
    • Как стать автором
    • Все авторы
    • Все теги
    • Карта сайта
    • Правила
    • Соглашение
    • Политика конфиденциальности
    Warspot Вконтакте
    Присоединяйтесь к нам на Facebook
    Мы в Одноклассниках
    Канал в Telegram
    Лучшие материалы в Яндекс Дзен
     
    ПРИВЕТ!

    ВОЙДИТЕ, ИСПОЛЬЗУЯ ВАШ АККАУНТ

    Ваш комментарий будет сохранен после регистрации

    Я подтверждаю, что условия Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности мне понятны, и принимаю их.

    • wargaming
    • facebook
    • vkontakte
    • google