• События
  • Люди
  • Танки
  • Флот
  • Авиация
  • Стрелковое оружие
  • Военный хайтек
  • Другое оружие
  • English version
  • Поиск
    • События
    • Люди
    • Танки
    • Флот
    • Авиация
    • Стрелковое оружие
    • Военный хайтек
    • Другое оружие
    • English version

    Поиск

    Войти

    Написать
    Популярное
    • 17 March '22
      Боевые повозки фараона
    • 24 February '22
      Японские линкоры вступают в бой
    • 24 February '22
      На мирно спящих аэродромах Тонкина
    • 24 February '22
      Славные дети Марианны: тест Warspot
    • 21 February '22
      Немецкий контрудар у Кюстрина
    • 17 February '22
      Византийские приключения Харальда Хардрады
    • 16 February '22
      Уцелевшее население Венгрии — эвакуировать на территорию СССР
    • 14 February '22
      «Маузер» с русско-чешским акцентом
    • 08 February '22
      Skyranger 30 HEL: зенитка на все случаи жизни
    • 07 February '22
      Мизенский флот и гнев Везувия
    • 07 February '22
      Опираясь на собственные силы
    • 06 February '22
      На что способен микродрон за $195 000
    39

    Край чужой границы

    • современность
    • авиация
    • локальные конфликты
    • Турция
    Александр Бырихин
    24 November '21

    Ровно шесть лет назад, 24 ноября 2015 года, в районе сирийско-турецкой границы бомбардировщик Су-24М ВВС России был сбит истребителем F-16C ВВС Турции. С тех пор об этом инциденте написали тонны текстов, а недавно даже сняли художественный фильм — но в ближайшем будущем мы вряд ли узнаем все детали. Зато сейчас можно вспомнить, как действовали в схожей ситуации пилоты и командование турецкой авиации не шесть, а 60 лет назад.

    В июле 1958 года в Ираке в результате военного переворота был свергнут режим короля Фейсала II, и к власти пришёл Революционный совет, сформированный членами организации «Свободные офицеры». Новый командующий ВВС полковник Джалал аль-Аукати, придерживался довольно левых взглядов и считался коммунистом. Он приказал немедленно арестовать всех находившихся в стране британских и американских авиационных специалистов, а затем обратился за помощью к СССР. Уже осенью начались поставки в Ирак советской авиатехники. Правда, прибыли не только «МиГи», «Яки» и «Аны» — в октябре 1958 года из СССР в страну после десятилетней эмиграции вернулся лидер Демократической партии Курдистана (ДПК) Мустафа Барзани.

    ​В начале 1960 года на багдадскую авиабазу Аль-Рашид прибыла первая партия бомбардировщиков Ил-28, а 10 февраля того же года из них была сформирована 8-я эскадрилья ВВС Ирака iraqimilitary.org - Край чужой границы | Warspot.ru
    В начале 1960 года на багдадскую авиабазу Аль-Рашид прибыла первая партия бомбардировщиков Ил-28, а 10 февраля того же года из них была сформирована 8-я эскадрилья ВВС Ирака
    iraqimilitary.org

    Сначала казалось, что правительство в Багдаде готово забыть прежние разногласия, и всё идёт по оптимистичному сценарию: права арабского и курдского народов в рамках единого иракского государства были уравнены. С мая 1959 года ВВС Ирака поддерживали ополченцев Барзани против племени пишдари, а к январю 1960 года был даже снят запрет на деятельность ДПК. Скрытые противоречия, тем не менее, нарастали. С одной стороны, премьер-министр страны Абд аль-Керим Касем всё больше склонялся к позиции пан-арабистов, с другой — его очень тревожило усиление Барзани, который к началу лета 1961 года стал одерживать верх во внутрикурдском конфликте, выдавив племя пишдари в Иран, а племя зибари — в Турцию.

    Теперь курды практически полностью контролировали север страны, изгнав из многих населённых пунктов назначенных из Багдада чиновников. До вооружённых столкновений дошло в первых числах сентября 1961 года, когда иракская армия начала осенние манёвры в районе Киркука. Уже 11 сентября ВВС Ирака бомбили город Барзан — обученные советскими инструкторами пилоты на советской авиатехнике наносили удары по отрядам курдов, заботливо спонсируемым и вооружаемым советской разведкой. Не сильно веря в эффективность армии, в которой среди офицеров оставалось много тайных роялистов, получивших образование в Европе и США, иракское командование решило обратиться к давней британской доктрине «воздушного контроля» и максимально задействовало авиацию. К концу года авианалётам подверглись порядка 500 курдских селений, было разрушено 270 из них. Интенсивность ударов в районе иракско-турецкой границы неизбежно вызвала серьёзную обеспокоенность Анкары.

    ​В 1959–1966 гг. турецкая авиация получила порядка 300 американских истреителей F-84F/G, прежде служивших в ВВС Франции, Германии и Нидерландов. К середине 1962 года этот самолёт стал основной боевой машиной турецких ВВС thunderstreaks.com - Край чужой границы | Warspot.ru
    В 1959–1966 гг. турецкая авиация получила порядка 300 американских истреителей F-84F/G, прежде служивших в ВВС Франции, Германии и Нидерландов. К середине 1962 года этот самолёт стал основной боевой машиной турецких ВВС
    thunderstreaks.com

    Особой остроты в давнем конфликте между турками и курдами в тот период не было. Напряжённость, однако, сохранялась — в конце концов, военное положение в зоне к востоку от Евфрата отменили только в 1950 году, а после военного переворота 10 годами позже армия первым делом арестовала 485 курдских активистов. Но даже на почве потенциального союза против курдов сближения Турции и Ирака не намечалось, поскольку слишком тесные связи Багдада с Москвой вовсе не радовали Анкару.

    Утром 15 августа 1962 года действовавшая в районе границы пара иракских самолётов отбомбилась по населённому пункту Рюбарюк на турецкой территории, задев при этом здание поста жандармерии. Погибло двое военнослужащих, один получил ранение. Затем около 15:00 удару с воздуха подверглась деревня Быскан — там обошлось без человеческих жертв, но бомбы разрушили дома, погиб скот. Причин у инцидента было две. Во-первых, иракские пилоты не стеснялись «срезать фаску» в районе выступа в восточной части границы Ирака с Турцией, проскакивая 15 км над сопредельной территорией. Во-вторых, горная местность с вершинами высотой до 3000 метров создавала отличные предпосылки для потери ориентировки.

    ​«Курдский угол» ирано-иракско-турецких границ, фрагмент советской топографической карты, масштаб 1:500 000, 1979 год. Красными маркерами отмечены деревни Быскан и Рюбарюк - Край чужой границы | Warspot.ru
    «Курдский угол» ирано-иракско-турецких границ, фрагмент советской топографической карты, масштаб 1:500 000, 1979 год. Красными маркерами отмечены деревни Быскан и Рюбарюк

    В тот же день по дипломатическим каналам Анкара заявила протест Багдаду и сделала предупреждение, уже второе за полтора месяца: 8 июля пилот иракского самолёта так же вошёл в воздушное пространство Турции на глубину около 30 км и обстрелял группу жандармов, которых принял за курдских повстанцев. Жертв и разрушений тогда не было.

    В состояние боевой готовности немедленно были приведены вооружённые истребителями F-84F «Тандерстрик» 181-я и 182-я эскадрильи ВВС Турции, базировавшиеся на авиабазе Диярбакыр в Юго-Восточной Анатолии. Весь личный состав, находившийся в увольнении, срочно отозвали в часть — в том числе и старшего лейтенанта Нуреттина Гюля, уже неделю пребывавшего в отпуске после рождения ребёнка. Вечером до пилотов довели график вылетов на следующие сутки и провели развёрнутый брифинг с участием офицеров разведки и частей сухопутных войск, дислоцировавшихся в районе границы.

    Ещё до рассвета 16 августа в воздух ушла смешанная четвёрка «Тандерстриков», включавшая пилотов обеих эскадрилий с Диярбакыра: в кабинах истребителей сидели капитан Казым Шахин (командир звена), старшие лейтенанты Джелал Сюрмене, Хулуси Айтекин и Нуреттин Гюль. Последний инструктаж перед вылетом для лётчиков проводил заместитель командира авиабазы подполковник Колчуоглу:

    «Командир нашего звена, капитан Казым Шахин, спросил, как поступить, если мы встретим иракские самолёты. Подполковник Колчуоглу ответил: «Руководствуйтесь правилами, предусмотренными для мирного времени». Тогда капитан Шахин спросил: «Что делать, если увидим сброс бомб, или огонь откроют по нам либо по наземным целям?» Услышав этот вопрос, подполковник Колчуоглу сказал в ответ: «У ваших самолётов заряжены пулемёты?»»

    Следуя командам с земли, четвёрка в режиме полного радиомолчания вышла к городу Чёлемерик (Хаккяри) и, снизившись до 6000 метров, повернула на юго-восток. Дальше лётчики шли по ориентирам на местности, связь с пунктом наведения отсутствовала.

    ​Старший лейтенант Нуреттин Гюль (сидит в центре) с другими пилотами с авиабазы Диярбакыр у F-84F «Тандерстрик» с тактическим номером 790, на котором 16 августа 1962 года был сбит иракский Ил-28 twitter.com - Край чужой границы | Warspot.ru
    Старший лейтенант Нуреттин Гюль (сидит в центре) с другими пилотами с авиабазы Диярбакыр у F-84F «Тандерстрик» с тактическим номером 790, на котором 16 августа 1962 года был сбит иракский Ил-28
    twitter.com

    Пара иракских бомбардировщиков Ил-28 рутинно появилась в районе границы, как и предполагалось, после 06:00. Они отбомбились по селению Быскан, где начался пожар. Первым нарушителей обнаружил командир звена, который передал, что видит противника справа ниже, и приказал атаковать всем, кому позволяют запасы топлива. Тем временем «Илы» начали правый разворот с набором высоты, уходя на территорию Ирака. Сбросив подвесные баки, капитан Шахин и старший лейтенант Гюль пошли за первым из них, старшие лейтенанты Сюрмене и Айтекин — за вторым.

    Несмотря на оборонительный огонь иракского бортстрелка, пара Шахин — Гюль выполнила две атаки, обстреливая цель с двух сторон с использованием манёвра «ножницы». Бомбардировщик, получивший многочисленные попадания от огня 12,7-мм пулемётов, стал терять скорость и высоту, оставляя ясно видимые шлейфы дыма из повреждённых двигателей. Двум или трём членам экипажа удалось покинуть гибнущую машину уже над Ираком, после чего Ил-28 перешёл в нисходящую спираль и разбился на одном из горных склонов. Пара Сюрмене — Айтекин была менее результативна: турецкие пилоты впоследствии доложили, что повреждённый ими самолёт, вероятно, выполнил вынужденную посадку на территории Ирака.

    Собрав звено, капитан Шахин связался с землёй и запросил посадку на промежуточном аэродроме в Батмане, но в ответ получил просьбу следовать на Диярбакыр. Там пилотов, совершивших посадку на последних каплях топлива (у Айтекина двигатель заглох сразу после пробега), уже ждал начальник разведки с четырьмя автомобилями. Каждого из пилотов допрашивали по отдельности. Нуреттин Гюль вспоминал:

    «Первый вопрос командира [авиабазы] ко мне был: «Кто приказал вам сбивать самолёт?» Я сказал, что мы не смогли связаться ни с одной станцией наведения, что деревня горела после бомбардировки иракских самолётов, что оба самолёта уходили после атаки наземных целей, и что их кормовые пушечные установки вели по нам огонь. Поскольку стрелял мой ведущий, стрелял и я. Мы сбили самолёт. Мы шли за ним, пока он не упал на землю. В тот момент зазвонил телефон. Вероятно, это был командующий ВВС. Командир авиабазы сказал: «Они передо мной, приказа им никто не давал. Решение они принимали самостоятельно».

    Новость о победе в небе над Бысканом произвела фурор — правда, полученная журналистами информация не отличалась точностью. «Акшам», одна из ведущих турецких газет, например, поместила на первую полосу фото F-100 «Супер Сейбр» и карту, на которой место боя было указано в 100 с лишним километрах от реального. У «Миллиет» в шапке красовался МиГ-15, и на этом фоне немного сюрреалистично смотрелась передовая статья о полёте Андрияна Николаева с фотографией советского космонавта, докладывающего Никите Хрущёву об успешном выполнении задания.

    ​Командующий ВВС Турции генерал-лейтенант Ирфан Тансель вручает памятный диплом командиру авиабазы Диярбакыр twitter.com - Край чужой границы | Warspot.ru
    Командующий ВВС Турции генерал-лейтенант Ирфан Тансель вручает памятный диплом командиру авиабазы Диярбакыр
    twitter.com

    Официальный Багдад не стал отмалчиваться и заявил, что с 1959 года турецкие истребители 15 раз вторгались в иракское воздушное пространство, причём в последний из них — на глубину более 65 км, и сбили самолёт ВВС страны, в результате чего погиб пилот. Озвучивались и требования по выплате компенсации. Но турецкая общественность ликовала, и было абсолютно ясно, что мер дисциплинарной ответственности к пилотам применять никто не будет.

    Правда, с наградами тоже решили поступить аккуратно: пилотам объявили благодарность, а командиру авиабазы Диярбакыр вручили памятный диплом. Победу над иракским Ил-28 записали на счёт старшего лейтенанта Нуреттина Гюля, впоследствии дослужившегося до звания бригадного генерала.

    Дипломатическая перепалка продолжалась не меньше месяца, но в итоге иракцам всё же пришлось сократить использование авиации в приграничной полосе. Вся тяжесть боёв с курдами легла на плечи сухопутных войск. Особых успехов им добиться не удалось, недовольство в армии росло, и для премьер-министра Ирака Абд аль-Керима Касема всё закончилось военным переворотом в феврале 1963 года. К власти пришла партия Баас, сотни коммунистов были расстреляны, а потому, несмотря на все успехи советской дипломатии в дальнейшем, прежней теплоты в отношениях Москвы и Багдада уже никогда не было.

    Александр Бырихин

    Off the beaten track

    «Скайхоки» над Южной Атлантикой на Warspot.ru
    «Скайхоки» над Южной Атлантикой
    «Пожарная команда» Кабула на Warspot.ru
    «Пожарная команда» Кабула
    «Первый день – сегодня» на Warspot.ru
    «Первый день – сегодня»
    Поделиться
    • 1
    • 252
    • 6
    • Статьи по теме
    • Комментарии (5)
    Гром над джунглями на Warspot.ru
    Гром над джунглями
    Конец саги о «ЛаГГе» на Warspot.ru
    Конец саги о «ЛаГГе»
    Специальный самолёт для специальных людей на Warspot.ru
    Специальный самолёт для специальных людей
    Моё место — Берлин! на Warspot.ru
    Моё место — Берлин!
    • Статьи по теме
    • Комментарии (5)
    Неизвестный
    © 2014 — 2022 Warspot English
    • О нас
    • Связаться с нами
    • Как стать автором
    • Все авторы
    • Все теги
    • Карта сайта
    • Правила
    • Соглашение
    • Политика конфиденциальности
    Warspot Вконтакте
    Присоединяйтесь к нам на Facebook
    Мы в Одноклассниках
    Канал в Telegram
    Лучшие материалы в Яндекс Дзен
     
    ПРИВЕТ!

    ВОЙДИТЕ, ИСПОЛЬЗУЯ ВАШ АККАУНТ

    Ваш комментарий будет сохранен после регистрации

    Я подтверждаю, что условия Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности мне понятны, и принимаю их.

    • wargaming
    • facebook
    • vkontakte
    • google