Первые эксперименты по воздушному десантированию начались в японской армии довольно поздно — 22 апреля 1937 года. Практическое применение последующие годы ограничивалось разведывательными операциями в китайском тылу, а предпосылкой для создания собственных парашютно-десантных войск стали успешные действия немецких десантников в ходе блицкрига 1940 года. На почве этих событий мнение о необходимости создания подобных подразделений в императорской армии Японии перешло в уверенность. Потребовалось в итоге японским парашютистам и специализированное оружие.
Немецкие грабли
Для обучения японских армейских парашютистов в декабре 1940 года военным министром и начальником генерального штаба генералом Хидэки Тодзио были приглашены немецкие инструкторы. Подготовка была организована в лётной школе Хамамацу. Первоначально для этого набрали 10 офицеров и 250 рядовых из числа добровольцев, обучавшихся в лётных школах. Наименование подразделению под руководством подполковника Кейго Кавасимы было присвоено незамысловатое — «Подразделение Кавасима». Первые прыжки с парашютом были совершены в феврале 1941 года, тогда же подразделение было пополнено 250 унтер-офицерами.
С марта 1941 года обучение увеличенного количества десантников производилось в армейской лётной школе Сиракико и учебном лагере Токородзава близ Токио. В мае была предпринята попытка перебазирования учебного подразделения в Байчэн (Маньчжурия). Но усложнение управления и снабжения удалённого от метрополии секретного подразделения вынудило уже в августе вернуть парашютистов в Японию. Уже готовые и сформированные части получили в 1941 году наименование Тэйсин Сюдан. Базой был выбран аэродром Нутабару в префектуре Миядзаки, которая впоследствии стала центром исследований и подготовки японских армейских десантников.
Из 800 человек, прошедших курс обучения, 1 декабря 1941 года образовали 1-й воздушный штурмовой полк (Дай 1 Тэнсин Рентай). Через несколько дней сформированное управление 1-й воздушно-десантной бригады возглавил полковник Сейити Куме. Бригаде был придан 1-й авиатранспортный полк. В январе 1942 года сформировали и 2-й воздушный штурмовой полк из остававшихся курсантов, прошедших обучение на базе Нутабару.
Традиционное для Японии соперничество армии и флота отразилось и на создании парашютных частей. Императорский флот, независимо от армии и не без помощи немецких специалистов, создал в 1941 году десантные соединения под наименованием Кайгун Кутэй. Соединения флотских парашютистов сформировали на базе 1-го, 2-го и 3-го подразделений морской пехоты императорского флота (Кайгун Токубецу Рикусентай) военно-морской базы Йокосука. Обучение подразделения флотских парашютистов велось на базе Кюньсён. На конец 1941 года численность парашютистов императорского флота без учёта вспомогательных служб достигла 1000 человек.
До начала 1943 года парашютные подразделения использовались как десантно-штурмовые, а затем были частично переформированы. Их усилили лёгкой артиллерией и танками, и в 1943–1945 гг. десантники выполняли функции штурмовой и лёгкой пехоты с выделением из своего состава отдельных разведывательно-диверсионных групп. Соответственно менялось и оснащение лёгким стрелковым вооружением: от стандартного пехотного к специальному компактному, как более отвечающему характеру возлагаемых на десантников задач.
Стандартными образцами стрелкового оружия десантников были карабины Арисака тип 38, короткие винтовки Арисака тип 99, ручные пулемёты тип 96 и тип 99, станковый пулемёт тип 92. С конца 1942 года на снабжении в небольших количествах появились пистолеты-пулемёты тип 100 со складным прикладом (всего 200 штук). Кроме того, использовались гранатомёты тип 89, огнемёты тип 93 и тип 100, ручные гранаты тип 91 и тип 97, противотанковые ружья тип 97, миномёты тип 99 и полевые пушки тип 11 (позднее противотанковые пушки тип 94 и тип 1).
Всё вооружение и боеприпасы, как и у немецких учителей, сбрасывались отдельно от десантников, в специальных парашютных контейнерах. При себе десантники могли иметь только личное оружие: пистолеты, штыки и ножи.
Первые случаи боевого применения парашютистов армии и флота показали, что методика, основанная на немецких инструкциях, имеет свои недостатки. Раздельная выброска десантников и оружия приводила к потере драгоценного времени на поиск контейнеров, а зачастую и к утере оружия в момент боя. Это произошло во время боёв в Палембанге 14–15 февраля 1942 года. При захвате аэродрома Пангкаланбентен в 13 км к северу от Палембанга и двух нефтеперерабатывающих заводов на южном берегу реки Муси японские парашютисты из первой волны (339 человек) 2-го воздушно-десантного полка не смогли найти на месте высадки большую часть оружия и амуниции.
Согласно плану операции, доставку и выброску контейнеров в точке высадки должны были осуществлять транспортные самолёты 98-го полка армейской авиации, следом за десантированием парашютистов. Но контейнеры оказались разбросанными по большой территории, покрытой кустарником и подлеском. Причиной стало противодействие британских и голландских 40-мм зенитных «Бофорсов», а также атаки истребителей «Харрикейн».
Судя по всему, основным оружием большинства парашютистов оказались только пистолеты и гранаты. Преодолеть критическую ситуацию десантникам помогли их решительность и быстрота действий, а также плохая подготовка резервистов из охраны аэродрома и нефтеперегонных заводов. В результате в руки японцев попали стратегически важный аэродром и один неповреждённый нефтеперегонный завод, другой был взорван британцами и голландцами при помощи мин замедленного действия. Парашютисты потеряли, по разным оценкам, до 100 человек убитыми и 170 ранеными, то есть около 80% высадившихся.
Высокие потери при высадке определили необходимость создания специализированных малогабаритных образцов стрелкового оружия, которые можно было сбрасывать вместе с десантником и которые не затрудняли бы управление парашютом.
Складная винтовка тип 0 или тип 100 (образца 1940 года)
При создании в 1941 году парашютных частей и армия, и флот широко использовали уже имеющийся опыт Германии и Италии — необходимое снаряжение и экипировка копировались с образцов, предоставленных союзниками по Оси. Японские представители знакомились с разрабатываемыми и испытываемыми образцами парашютов, планеров, сбрасываемых транспортных контейнеров.
Внимание японских военных представителей не могли не привлечь опытные версии складных 7,92-мм винтовок Маузер — Fallschirmjäger-Karabiner 98k образца 1938 года с откидным прикладом и Fallschirmjäger-Karabiner 98k образца 1942 года, разбираемый на две части. Разработку последней модели начали в 1940 году.
Основываясь на конструкции второго немецкого образца, японцы создали опытную складную винтовку тип 0, или тип 100 (образца 1940 года). Данная модель изготавливалась на базе стандартной (короткой) винтовки Арисака тип 99. Без изменений от неё взяли все основные части: затвор (кроме рукоятки), крышку затвора, магазин, прицел с откидными визирами, моносошку, антабки, крепление для штыка.
Впоследствии для большей компактности десантники самостоятельно укорачивали лезвие штыка тип 30 до 20 см, аналогичную длину имел штык, использовавшийся для пистолетов-пулемётов тип 100. Для уменьшения габаритов рукоятка затвора выполнялась откручивающейся, на короткой резьбе. Деревянная ложа винтовки изготавливалась из двух частей.
Для разборки винтовки в нижней части соединения ствола и ствольной коробки на ложе отжималась клавиша стопора, предохранявшая ствольный блок в собранном состоянии от откручивания, и ствол, проворачиваясь в сухарном соединении на 60°, отделялся от ствольной коробки.
Винтовка получилась компактной для транспортировки, легко собираемой и приводимой в готовность для открытия огня. Увы, впоследствии выяснилось, что после 100–200 выстрелов происходила осадка и выкрашивание поверхностей резьбовых соединений, а после 500 выстрелов эксплуатация винтовки становилась небезопасной.
Первоначально предполагалось выпустить 500 винтовок для войсковых испытаний, но из-за обнаруженных недостатков изготовили только 150. Основным вооружением японских армейских и флотских парашютистов остались стандартные карабины тип 38 и короткие винтовки тип 99. Сохранившиеся образцы винтовки тип 0 имеют маркировку арсенала Кокура, а также клейма флотской приёмки. Известен по крайней мере один образец с маркировкой арсенала Нагоя.
Тактико-технические характеристики винтовки тип 0, или тип 100 (образца 1940 года): калибр 7,7×58 мм, пятизарядная, общая длина — 1120 мм, длина ствола — 657 мм, длина со штыком — 1520 мм, длина в сложенном состоянии — 723 мм, скорострельность — 15–30 выстрелов в минуту, вес — 3,90 кг, вес со штыком — 4,300 кг, прицел градуирован до 1500 метров.
Винтовка тип 01(образца 1941 года на базе карабина тип 38)
Если флотские парашютисты использовали в основном опытную винтовку тип 0 на базе тип 99, то армейские получили в дополнение складной карабин тип 01, переделанный из карабина тип 38. Всего арсеналом Нагоя в 1941 году для войсковых испытаний было выпущено от 250 до 300 таких карабинов. Прототипом послужил опытный немецкий Fallschirmjäger-Karabiner 98k образца 1938 года, в котором японские оружейники попытались упростить сложный фиксирующий механизм, соединяющий ствольный блок со ствольной коробкой.
Приклад винтовки складывался в транспортное положение на металлической петле на правую сторону. Фиксация в сложенном положении не предусматривалась, предполагалось десантирование с привязанным к ноге чехлом. В разложенном положении приклад блокировался простым накидным плоским крюком и зажимался барашковой гайкой. В целом фиксирующее приспособление выглядело вынужденной импровизацией.
Люфт в узле соединения приклада присутствовал изначально, и даже относительно слабый по отдаче 6,5-мм японский патрон ещё сильнее расшатывал конструкцию. По такому же принципу был смоделирован складной приклад пистолета-пулемёта тип 100 для парашютистов. Карабин мог комплектоваться как штыком тип 30, так и короткими штыками тип 100 и тип 02.
Карабины выдавались парашютистам эпизодически вплоть до 1945 года. Образцы в виде трофеев попадали к союзникам из Бирмы, Новой Гвинеи и Лейте в период с 1942 по 1945 гг. Это связано с рядом отдельных диверсионных операций, в которых участвовали парашютисты японской императорской армии.
Тактико-технические характеристики винтовки тип 01 (образца 1941 года на базе карабина тип 38): калибр 6,5×50 мм SR, пятизарядная, общая длина — 970 мм, длина ствола — 480 мм, длина со штыком — 1360 мм, длина в сложенном состоянии — 665 мм, скорострельность — 15–30 выстрелов в минуту, вес — 3,60 кг, вес со штыком — 4,00 кг, прицел градуирован до 2000 метров.
Винтовка тип 02 (образца 1942 года)
Неудовлетворительные прочностные характеристики разборной винтовки тип 0 (образца 1940 года) привели к созданию принципиально новой винтовки тип 02 (образца 1942 года).
Винтовка выпускалась арсеналом Нагоя в 1942–1943 гг., объем производства составил 21 200 штук. При конструировании без изменений использовались все основные части винтовки тип 99: затвор, крышка затвора, магазин, прицел с откидными визирами, моносошка, антабки, крепление для штыка. Рукоятка затвора на большинстве сохранившихся экземпляров винтовок выполнена откручивающейся, на резьбе.
Способ соединения двух частей винтовки претерпел изменения по сравнению с типом 0: от нагруженного сухарного соединения отказались, введя эффективный способ соединения ствольной коробки и ствольного блока при помощи поперечного болта. Этот способ с успехом использовался в быстросъёмном соединении при замене перегретого ствола на ручных пулемётах тип 96 и тип 99.
Для того чтобы разобрать винтовку, с правой стороны выкручивался поперечный болт-клин с несколькими витками крупной резьбы. На головке болта для исключения его утери крепилось D-образное полукольцо, через которое болт привязывался к ложе цепочкой или шнуром. Болт частично или полностью извлекался из канала в ложе, после чего ствольный блок вынимался движением вперёд.
Встречающиеся образцы с расположением болта с левой стороны зачастую являются послевоенными подделками — за исключением небольшого количества винтовок с ранними номерами выпуска арсенала Нагоя. Кроме того, эти винтовки оборудованы креплением для игольчатого штыка от кавалерийского карабина тип 44. Поэтому этот вариант тип 02 иногда указывается как предсерийный или опытный.
Данный тип соединения показал себя более надёжным: отдельные винтовки выдерживали до 3000-5000 выстрелов с минимальным люфтом. Износ канала затвора и самого клинового затвора мог устраняться подбором запасного с минимальным зазором.
Послевоенная коммерческая популярность винтовки тип 02 сыграла положительную роль в спекуляциях на тему «складной снайперской винтовки японских парашютистов». Поделка на данную тему смогла появиться даже в американском кинофильме «Маньчжурский кандидат», вышедшем в 1962 году.
Тактико-технические характеристики винтовки тип 02 (образца 1942 года): калибр 7,7×58 мм, пятизарядная, общая длина — 1115 мм, длина ствола — 645 мм, длина со штыком — 1515 мм, длина в сложенном состоянии — 711 мм, скорострельность — 15–30 выстрелов в минуту, вес — 3,95 кг, вес со штыком – 4,34 кг, прицел градуирован до 1500 метров.
Снаряжение для транспортировки винтовок и амуниции
Специфические задачи, ставившиеся парашютистам, требовали разработки и специального снаряжения для транспортировки боеприпасов и оружия. Для десантирования армейских парашютистов с оружием был разработан специальный транспортный мешок с двусторонней горловиной на шнуровке. Это позволяло беспрепятственно извлечь оружие и амуницию с любой доступной стороны.
Мешок служил для упаковки складной винтовки Арисака тип 2 или пистолета-пулемёта тип 100 (со складным или нескладным прикладом), а также некоторого количества боеприпасов. Транспортировочный мешок позволял десантироваться с парашютом, имея при себе оружие, и быть готовым к ведению огня практически сразу после приземления. Принятие на снабжение транспортировочного мешка датируется приблизительно 1942 годом.
Конструктивно транспортный мешок представлял собой широкий свободный чехол, имеющий горловину, затягивающуюся шнуром, и глухое дно. К нижней части мешка пришивался объёмный карман для боеприпасов или дополнительного снаряжения (маскировочная сеть, фляга, резиновый мешок для провизии и т.п.). Карман также имел затягивающуюся шнуром горловину и дополнительный застёгивающийся клапан на кнопках. Дно кармана было на молнии для дополнительного доступа к содержимому.
Для выборки свободного объёма мешка после укладки оружия использовались три-четыре поперечные завязки из узких брезентовых ремешков.
Собранный мешок крепился за верхний широкий ремень-лопасть к поясному ремню вдоль тела парашютиста, а в нижней части фиксировался поперечным страховочным ремешком в районе голени. На некоторых фотографиях у парашютистов видно по два мешка.
Перед прыжком страховочный ремешок отвязывался. Во время прыжка на высоте 50-60 метров мешок отвязывался и от пояса и сбрасывался на небольшом вытяжном парашюте.
Для ношения боеприпасов первоначально без изменений использовалось стандартная армейская амуниция тип 38, состоящая из двух передних кожаных подсумков по 30 патронов в каждом и резервного заднего подсумка на 60 патронов, ремня и кожаного подвеса для длинного штыка тип 30.
После первых опытов по десантированию были сделаны выводы о необходимости более компактного размещения амуниции на парашютисте. В результате для армейских парашютистов Тэйсин Сюдан были разработаны универсальные бандольеры тип 1 и тип 2.
Тип 1 представлял собой пояс, состоящий из девяти объёмных карманов на турникетных кнопках, использующихся под патроны (семь карманов на 70 патронов) и гранаты тип 91 (два кармана). Каждый карман под патроны позволял размещать в нём как две обоймы винтовочных патронов тип 99, так и гранату тип 97 или тип 99. Пояс изготовлялся из брезента с усиливающими вставками из кожи или прорезиненной ткани.
Тип 2 по конструкции повторял тип 1, но не имел усиливающих вставок, а карманы закрывались на обычные кнопки. При десантировании бандольеры могли размещаться в свёрнутом виде в транспортных контейнерах или непосредственно на парашютисте. Такие пояса первоначально использовались в кавалерии японской императорской армии, поэтому иногда упоминаются как «кавалерийские».
С 1942 года на снабжение армии приняли специальный пояс для амуниции тип 2, состоявший из широкого брезентового ремня с пришитыми карманами для четырёх подсумков под гранаты тип 99, брезентовой кобуры для пистолета тип 94 и горизонтального подсумка для 2-4 запасных магазинов к пистолету.
Парашютистами флота Кайгун Кутэй использовалась бандольера в виде замкнутого кольца из брезента на 17 ячеек с клапанами на кнопках под отдельные обоймы к винтовке — итого перевязь вмещала 85 патронов. Зачастую использовались две бандольеры, надетые через голову крест-накрест.
В отдельную категорию можно выделить разгрузочные системы из поясных подсумков (для гранатомётчиков) или жилеты (для стрелков штурмовых групп) морской пехоты. Подобное снаряжение также находило применение у парашютистов флота Рикусентай при наземных операциях.
Комментарии к данной статье отключены.