С конца 1987 года британским властям было известно, что боевики Временного крыла Ирландской Республиканской Армии (ИРА) планируют взорвать бомбу во время церемонии смены караула у резиденции губернатора британской заморской территории Гибралтар. За многими активистами ИРА было установлено наблюдение. Когда трое из них, Шон Сэвидж, Дэниэл Маккен и Майред Фаррелл, отправились в Испанию, это не ускользнуло от внимания спецслужб.
6 марта 1988 года ирландцы пересекли границу Гибралтара. Контроль за их перемещениями взяли на себя бойцы британской Особой воздушной службы SAS. Они исходили из того, что автомобиль Сэвиджа заминирован, а все трое активистов ИРА вооружены. По официальной версии, находившиеся на оживлённых улицах боевики попытались оказать сопротивление при задержании. Бойцы SAS опасались, что те могут открыть огонь либо привести в действие взрывной механизм, и потому стреляли на поражение. Свидетели же утверждали, что выстрелы производились без предупреждения, а ирландцы стояли с поднятыми руками или вообще лежали на земле. Впоследствии выяснилось, что трое убитых были безоружными, а в автомобиле Сэвиджа не было взрывчатки. Правда, она нашлась в машине Майред Фаррелл, оставленной на территории Испании.
Последствия операции, получившей название «Флавий», оказались далеко не безобидными. Последовали долгие судебные разбирательства на предмет законности применения силы. Точку в них смог поставить только Европейский суд по правам человека в 1995 году, признавший, что операция была проведена таким образом, что смертельный исход был практически неизбежным. Акция SAS спровоцировала эскалацию насилия. 16 марта, во время похорон погибших боевиков, ольстерский лоялист Майкл Стоун открыл стрельбу на кладбище Миллтаун в Белфасте. Через три дня состоялись похороны добровольца ИРА Кевина Макбрэди, погибшего от рук Стоуна. Во время церемонии республиканцы убили двоих британских капралов.
Комментарии к данной статье отключены.