В первом десятилетии XXI века одним из основных инфоповодов для СМИ были пираты Сомали. Про их нападения рассказывали чуть ли не в каждом выпуске новостей. Вчерашние рыбаки в одночасье встали на один уровень с радикальным исламизмом, эболой и глобальным потеплением, но после 2012 года количество новостей о них резко сократилось. Пираты как будто исчезли. Кто же урезонил этих морских разбойников?
Разбойники поневоле
До гражданской войны рыболовство в Сомали считалось одним из самых важных родов деятельности. Сиад Барре активно способствовал развитию этой прибыльной отрасли. Рыбаки объединялись в кооперативы. Промысел у берегов Аденского залива вёлся с помощью самой современной, по меркам Африки, техники. Но самое главное — сомалийские ВМС денно и нощно стояли на страже рыбных мест. Как истинный военный диктатор Барре суровым образом пресекал любые попытки иностранных судов проникнуть в залив.
После свержения социалистического правительства страна разделилась на несколько непризнанных государств и автономных территорий. Но даже такие крупные образования, как Пунтленд и Сомалиленд, не могли контролировать свои территориальные воды, что говорить о регионах, в которых властвовали террористические и преступные группировки.
Весь некогда могучий рыболовный флот разобрали, продали или попросту уничтожили. Иностранные траулеры стали ежегодно опустошать прибрежные воды, и никто этому не препятствовал. Дошло даже до того, что бесхозный сомалийский сектор акватории стал местом свалки токсичных отходов.
Осенью 1992 года регион подвергся небывалой засухе. От голода и эпидемий погибло более 300 тысяч человек, ещё примерно два миллиона африканцев вынуждены были покинуть свои дома. Истощённые, озлобленные и уставшие от такой жизни сомалийские рыбаки, по старой привычке, всё ещё приходили к морю. Каждый день они сидели у своих лодок, наблюдая, как мимо проходят сотни беззащитных сухогрузов и танкеров. В какой-то момент сомалийцы не выдержали, достали из тайников ржавые автоматы и попрыгали в свои лодки. Так началась новая глава в истории африканского пиратства.
Ничего личного, просто бизнес
С 2003 года пиратство на этих судоходных маршрутах стало набирать обороты. Это занятие быстро встало на поток и с 2008 по 2010 годы достигло своего пика.
После нескольких удачных нападений новым видом бизнеса заинтересовались сомалийские полицейские, военные и чиновники. Они стали инвестировать в него средства и снабжать пиратов всем необходимым. Со старых складов им продавали советские автоматы, пулемёты, гранатомёты и боеприпасы. Каждый уважающий себя пират оснащал лодку GPS-навигатором и подвесным мотором, выдающим не менее 46 км/ч.
Для атаки выбирали самое большое судно — его было проще догнать. После этого команда прыгала в лодки и мчалась к нему. Поравнявшись, пираты обстреливали корабль из лёгкого стрелкового оружия, метя в капитанскую рубку. Когда команда их замечала, они демонстрировали им гранатомёт, как бы намекая, — лучше сбавить ход или он будет пущен в дело.
Если всё шло по плану, дальше действовала абордажная команда. В неё обычно набирали бывших военных или опытных головорезов. Они забирались по лестнице на борт, собирали команду в одном месте и уходили на судне в свою бухту.
Пиратство для сомалийцев стало рутиной. С выкупа они получали зарплату, премиальные и всевозможные бонусы. Каждый пират после успешно проведённой операции получал в качестве вознаграждения от 3000 до 30 000 долларов. Также в среднем 5000 долларов получал тот, кто первым оказывался на борту захваченного судна. Сумма оплаты зависела от того, брали пираты лодку, оружие и снаряжение в аренду или имели своё. Львиную долю всей выручки, конечно же, забирал организатор экспедиции.
На пиратстве строилась почти вся инфраструктура сомалийского побережья. Еду на рынках, выпивку в барах, проституток и наркотики пираты могли приобретать в рассрочку. После получения выкупа необходимая сумма вычиталась из их доли. Несдержанные в своих потребностях сомалийцы порой так сильно влезали в долги, что даже при желании не могли выйти из этого бизнеса. Впрочем, мало кто пытался: другой работы и не было.
Помимо вознаграждений существовала система штрафов и наказаний. Ведь бизнес не терпит, так сказать, излишней эмоциональности. За неоправданную жестокость к заложникам пират мог схлопотать крупное взыскание, а то и вовсе распрощаться со своей долей. Такие же меры принимались к тем, кто был уличён в воровстве и порче захваченного имущества.
На пиратов работали члены сомалийских диаспор за рубежом. Они закупали для соотечественников оружие, наркотики, следили за процессом отправки выкупа и передавали информацию о маршрутах. Существовала целая схема по переправке и отмыванию денег через компании в Джибути, Объединённых Арабских Эмиратах и Кении. На фоне этого в Сомали активно развивались сервисы интернет-платежей.
Как ни парадоксально, но пиратство способствовало возрождению части региона. У побережья стали открываться магазины, закусочные, появились юридические конторы и даже банки. У многих граждан, не связанных напрямую с криминальным миром, появилась возможность работать и зарабатывать.
Пиратский Клондайк
Первое громкое нападение сомалийских пиратов, о котором появились сообщения в СМИ, произошло в 2003 году. Оно было неудачным: вопреки требованиям российский танкер «Monneron» не стал останавливаться. Даже после гранатомётных залпов он продолжил набирать скорость. В конце концов после часового преследования ему удалось оторваться.
Основной проблемой для судовладельцев был и остаётся запрет на вход в порт с оружием на борту. Однако на оружие нелетального действия это не распространяется.
5 ноября 2005 года круизное судно «Seabourn Spirit» подверглось атаке пиратов в 160 км от побережья Сомали. Действуя по стандартной схеме, два быстроходных катера подошли к лайнеру и открыли огонь. Капитан ускорился и сменил курс. Тогда пираты открыли огонь на поражение и дали пару залпов из гранатомётов. Ответные действия экипажа судна очень удивили нападавших. По лодкам ударили из Long Range Acoustic Device (LRAD). Эта разработка ВМС США издаёт пронзительный звук. Он напоминает вой пожарной сирены, но мощью в 150 дБ, что на 30 дБ выше шума двигателя реактивного истребителя. Его нелетальность, кстати, довольно сомнительна. По утверждению многих специалистов звук такой мощности может не только нанести непоправимый ущерб слуху, но и травмировать внутренние органы.
К счастью для пиратов, приобретать такие дорогостоящие игрушки могли далеко не все судовладельцы. К тому же, если не учитывать вред, наносимый здоровью заложников, крупные компании терпели от пиратства не такой уж значительный ущерб. Судите сами: из стран Персидского залива через зону активности пиратов регулярно курсирует больше 1000 судов, из них за 2010 год (самый удачный для пиратов) захвачено было лишь 47.
Глобальность пиратской угрозы, по большому счёту, была раздута СМИ, однако и сами пираты, войдя в раж от славы и денег, допустили серьёзную ошибку. В феврале 2007 года они напали на сухогруз «Rozen», который был зафрахтован Всемирной продовольственной программой ООН. Судно уже разгрузилось и шло пустым в Момбасу, но суть промаха пиратов заключалась в том, что груз, который оно перевозило, предназначался для сомалийских беженцев. Когда пираты поняли это, то передали судно и команду представителям ООН.
Но маховик уже был запущен. В апреле пресс-служба ООН обнародовала официальное заявление. В нём пираты Сомали объявлялись главной угрозой гуманитарной программы в регионе. К апрелю 2008 года Совет безопасности ООН принял пять резолюций по сомалийским пиратам. Такой «чести» раньше не удостаивались даже самые безумные диктаторы Африки или Ближнего Востока. Пиратам официально была объявлена война.
Из пушки по воробьям
К 2009 году сомалийские лодочники успели насолить почти всем влиятельным державам мира. У них в заложниках побывали и граждане России, в том числе экипаж судна «Фаина», которое перевозило танки Т-72 для армии Кении, и некие влиятельные личности Франции с круизной яхты «Le Ponant», и многие-многие другие.
Впервые с XIX века пиратской атаке подверглись и американцы. Как и в те далёкие времена, освобождать заложников было поручено специальным силам ВМС. Теперь это уже была не группа добровольцев, а команда элитного отряд SEAL. Кстати, это были те же люди, что через два года убили Усаму бен Ладена, а через три года погибли в Афганистане.
Операция прошла успешно. Всех пиратов ликвидировали, кроме одного 18 летнего мальчишки, который выжил и был отправлен в США. Его осудили на 33 года тюрьмы. В Штатах этот процесс получил огромный ажиотаж.
Для пиратов же внимание со стороны мировой общественности стало началом конца. Всё больше стран привлекали свои военно-морские силы для их уничтожения. Впервые страны члены Совета безопасности ООН сплотились ради уничтожения одного врага.
НАТО с октября 2008 по август 2009 года провела в Аденском заливе две крупномасштабные операции с привлечением 13 фрегатов и эсминцев из 12 стран. Помимо этого Евросоюз инициировал отдельную от НАТО и ООН операцию «Атланта». Она продолжается и по сей день, как и третья операция Североатлантического альянса под кодовым названием «Оушен Шилд». Даже Китай с 2008 года стал на регулярной основе отправлять в Аденский залив корабли ВМС НОАК для сопровождения своих коммерческих судов. Ну и, конечно же, нельзя забывать о России.
24 сентября 2008 года к берегам Сомали отправился сторожевой корабль Балтийского флота «Неустрашимый». 27 октября он присоединился к флотилии кораблей НАТО у побережья Сомали, а 12 ноября совместно с британским фрегатом «Cumberland» отбил атаку пиратов на датский сухогруз «Powerful». Одна из пиратских лодок, захваченных в ходе этой операции, сейчас выставлена в Музее Балтийского флота в Калининградской области. В апреле 2009 года на смену «Неустрашимому» прибыл отряд кораблей Тихоокеанского флота. В него вошли большой противолодочный корабль «Адмирал Пантелеев» с двумя вертолётами на борту, один морской буксир «МБ-37» и два танкера, «Ижора» и «Иркут».
Так как Россия, Китай и Индия часто действовали отдельно от НАТО и ЕС, лишь иногда координируя с ними действия, стал активно муссироваться слух, будто капитаны этих стран имеют негласный приказ расстреливать пиратские лодки вместе с экипажем. Индийских капитанов даже обвиняли в пытках сомалийских пленных, а российских — в пропаже 10 пиратов. Но доказательств хотя бы по одному из этих случаев нет.
Бизнес против бизнеса
Мировая общественность с упоением следила за тем, как больше двух десятков стран на своих огромных кораблях из всех орудий стреляют по лодкам сомалийских пиратов. На экранах то и дело мелькали кадры героической борьбы с новым мировым злом.
Но, несмотря на размах кампании, к 2010 году число успешных акций сомалийцев не упало, а наоборот возросло. Громоздкие военные корабли просто не справлялись с юркими пиратскими лодками. Они могли лишь патрулировать и выходить на помощь по сигналу бедствия. Сомалийцы же с каждым разом становились всё хитрее и осмотрительнее. В случае опасности пираты просто уходили на берег, куда военным путь был закрыт.
К тому же не стоит забывать, что всякая заморская компания стоит денег и немалых. О наземной же операции против баз пиратов не могло быть и речи. Командование США после событий 1993 года в Могадишо боялось и думать об отправке туда своих солдат. Получалась забавная картина: стран в операции участвовало много, у всех были большие красивые корабли, а толку от этой борьбы практически не было.
Вот тогда-то и стало понятно, что с кровавым бизнесом могут бороться только такие же кровавые предприниматели. Правительство Сомали (точнее то, что от него осталось) ещё в 2008 году заключило контракт с французской компанией Secopex. Эти наёмники занимались изучением обстановки и выдавали рекомендации судовладельцам. Они также размещали на судах своих вооружённых сотрудников и обеспечивали конвой на специально оборудованных катерах. К слову, ни одно из находящихся под их охраной судов не было захвачено сомалийскими пиратами.
В этом свете интересен способ, которым ЧВК обходят запрет на оружие в портах. Первый из них самый очевидный: наёмники устанавливают на борт акустическую пушку и водомёты. Второй способ более оригинальный: частные компании содержат корабли-базы. Заключив контракт с организацией, вы встречаетесь с их судном перед входом в опасную зону, и на всем её протяжении вас сопровождают вооружённые люди. На другом конце этой зоны стоит другой корабль-база, где вы прощаетесь с охранниками и следуете далее одни.
Сомалийцы против пиратства
Вооружённое сопровождение грузов немного сократило, но не ликвидировало сомалийскую проблему. Настоящая победа над пиратами была одержана благодаря династии Аль Нахайян, потомственным шейхами Абу-Даби. Они нашли лучшего эксперта, которого только можно было нанять за деньги — Эрика Принса. Среди шейхов он был известен как человек, с нуля создавший армию ОАЭ.
Они выделили ему 50 000 000 долларов и отправили в Сомали. Там Принс договорился с властями Пунтленда и начал формировать Puntland Maritime Police Force (Пунтлендскую морскую полицию). Пунтленд, в отличие от многих других регионов Сомали, имел официальный статус автономного района, а значит его правительство не могло сотрудничать с наёмниками. Тогда Принс заключил с ними контракт через подставную фирму Saracen International. А через неё он заключил контракт с южноафриканской частной военной компанией Executive Outcomes. Вскоре в страну прибыло несколько отрядов профессиональных головорезов, среди которых были и солдаты удачи старой школы, отметившиеся в Анголе и Сьерра-Леоне.
Принс разумно рассудил, что сомалийскую проблему могут решить лишь сами сомалийцы, поэтому все наёмники выступали лишь в роли инструкторов и консультантов. К удивлению скептиков, от желающих вступить в PMPF не было отбоя. Хороший, по африканским меркам, заработок и полное соцобеспечение делали своё дело. Многие новобранцы были сильно истощены, поэтому инструкторам пришлось разрабатывать специальную программу тренировок, чтобы не угробить своих рекрутов.
Благодаря нормальному питанию и тренировкам к концу 2011 года некогда тощие салаги стали профессиональными бойцами первого антипиратского подразделения в мире. Они имели отличное вооружение и технику, которые им поставляли из ОАЭ. У них даже было несколько вертолётов — правда, чаще ими управляли белые пилоты-наёмники.
С 2012 года PMPF начали борьбу с пиратами. Первым делом они начали патрулирование провинций Бари и Нугаль, в частности — крупных портовых городов Эйль, Босасо и столичного города Гароуэ. Буквально в первые же дни ими были блокированы основные пути снабжения пиратов. С конца марта было организовано морское патрулирование в районе мыса Рас-Хафун. Практически сразу накрыли базу пиратов и произвели аресты. В первые несколько месяцев своей работы они конфисковали несколько десятков единиц оружия и транспортных средств. Но главным трофеем PMPF стал один из организаторов пиратских рейдов — Мохамед Мохамуд Хассан.
Морская полиция Пунтленда стала организовывать регулярные встречи с общественностью. Доступным языком они объясняли сомалийцам, что пиратство лишь усугубляет кризис в стране, и просили докладывать обо всех замеченных пиратских бандах, к тому же за это полагалось вознаграждение. Это дало свои плоды, и к концу года было арестовано несколько десятков пиратов, а также тех, кто поставлял им оружие; было уничтожено несколько крупных баз. Успехи PMPF пробудили в сомалийцах интерес к жизни в рамках закона, а их состав за год вырос с 500 до 1000 человек.
Однако стоит отметить, что ООН всё-таки внесла свой вклад в победу над сомалийскими пиратами, создав для них первую в мире специализированную тюрьму. До этого пойманных пиратов передавали для заключения в другие страны, что вызывало ряд осложнений, так как было непонятно, по чьему законодательству их судить. Этот проект оправдал себя уже в первый год существования, и теперь к запуску готовятся ещё несколько таких заведений.
Эрик Принс и династия Аль Нахайян сделали для победы над пиратами Сомали больше, чем все мировые державы вместе взятые. А всё потому, что они не пытались самостоятельно решать чужие проблемы, а обучили для этих целей местных жителей. Всё как в известной поговорке про бедняка, рыбу и удочку. Пока два десятка централизованных государств боролись с головами гидры, PMPF нанесли ей удар в самое сердце — сухопутные базы. Ещё одним плюсом такой инициативы стало появление в Пунтленде новых рабочих мест, позволяющих жить и зарабатывать, не нарушая закон.
Однако пиратство из Африки никуда не делось, оно просто перешло в другие бедные регионы континента — Нигерию и Гвинею. И пока эта проблема ещё не обрела в СМИ такой популярности, вопрос о её разрешении мало кого волнует.
Литература:
- В.В. Куделев, «Борьба с морским пиратством у берегов Сомали» — Институт Ближнего Востока, http://www.iimes.ru
- И.П. Коновалов, «Распад государства и гражданская война в Сомали» — М.: Социально-политическая мысль, 2010.
- http://www.arabnews.com
- http://chvk.info
- http://news.bbc.co.uk
- http://rsb-group.ru
- https://rightweb.irc-online.org
Комментарии к данной статье отключены.