Опора на собственные силы — так лучше всего можно охарактеризовать развитие шведской артиллерии в последние десятилетия. Разве можно ожидать чего-то иного от страны, имеющей такую фирму, как «Бофорс»?
Символами шведской полевой артиллерии последней трети ХХ века стали две 155-мм артсистемы: самоходная VK155 («Бандканон») и буксируемая FH77A. Длинноствольная САУ могла посылать 47-кг снаряды на расстояние 28 км без всяких новомодных ухищрений вроде донных насадок «Бейз Блид» или ракетных двигателей, но выглядела настоящим монстром — её масса достигала 53 т. Как и на танке Strv-103, на «Бандканоне» применили комбинированную силовую установку (маршевый дизель и форсажная газовая турбина). Это стало не единственной «изюминкой» VK155: самоходка имела полноценный автомат заряжания на 14 снарядов.
Скорострельность «Бандканона» была феноменальной: магазин можно было опустошить за 45 секунд, выпустив все 14 снарядов. Однажды шведы даже умудрились установить мировой рекорд, выпустив за те же 45 секунд 15 снарядов: перед открытием огня они дослали «лишний» снаряд в камору, а затем подали магазин. Перезарядка магазина с грузовика занимала около двух минут.
Армия Швеции планировала приобрести около 70 «Бандканонов», но, как говорится, «если бы наши желания совпадали с нашими возможностями…» Так или иначе, пришлось ограничиться 26 самоходками. Изготовили их в конце 60-х годов, а в 2003-м сняли с вооружения.
На порядок более массовыми были буксируемые гаубицы FH77A: в течение 1979–1984 годов шведская армия получила около 220 таких артсистем. Конструкция FH77A также была неординарной для своего времени: гаубица имела собственный двигатель, который не только обеспечивал передвижение на небольшие расстояния, но и приводил гидронасос, существенно облегчавший перевод орудия из походного положения в боевое и обратно, а также ведение огня. Длина ствола составляла 38 калибров, дальность стрельбы — 24 км. В течение 25 секунд гаубица могла выпустить шесть снарядов.
На экспорт выпускался вариант FH77B со стволом «натовского» стандарта длиной 39 калибров и дизелем «Мерседес» (вместо бензинового двигателя «Вольво»). Если гаубицы для внутреннего использования имеют полуунитарное заряжание, то экспортные — картузное, поэтому их скорострельность ниже. FH77B поставлялись в Нигерию (48 единиц) и Индию (410 единиц). В этих странах они состоят на вооружении до сих пор, в самой же Швеции гаубицы FH77А окончательно сняли с вооружения в 2011 году.
Эпопея «Арчера»
С 1995 года в Швеции велась разработка нового 155-мм полевого орудия, призванного заменить как самоходки VK155, так и буксируемые гаубицы FH77A. Согласно требованиям заказчика (министерства обороны Швеции) новая артсистема должна была стать самоходной (на колёсном шасси), а её баллистические характеристики — соответствовать новому стандарту НАТО (длина ствола 52 калибра, применение модульных метательных зарядов).
Самоходка, получившая название «Арчер» и фирменное обозначение FH77BW L52, базируется на гражданском шасси «Вольво» A30D — трёхосном полноприводном самосвале сочленённой схемы. Такой выбор обуславливается высокой проходимостью базовой машины: например, она способна преодолевать снег глубиной до 1 м. Естественно, шасси адаптировано под военные нужды, к примеру, установлена четырёхместная бронированная кабина (двигатель также защищён бронёй). На крыше кабины предусмотрена установка дистанционно управляемого модуля «Протектор» с 7,62-мм пулемётом. Стоит отметить, что машина получилась немаленькая: длина «Арчера» составляет 14,1 м, ширина — 3 м, высота по крыше кабины — 3,3 м (установка «Протектора» добавляет ещё 60 см высоты). Самоходка весит 30 т, а 340-сильный дизель обеспечивает ей максимальную скорость в 65 км/ч.
Орудие смонтировано в поворотной качающейся башне, установленной в задней части шасси (над задней осью). Башня необитаема: во время стрельбы весь расчёт находится в кабине, выходя наружу лишь для пополнения боекомплекта. В башне установлены две механизированные боеукладки: одна на 21 снаряд, другая на 126 модулей метательных зарядов. Для перезарядки применяется грузовой автомобиль с краном, этот процесс занимает около восьми минут.
Дальность стрельбы «Арчера» на полном заряде обычным снарядом достигает 30 км, а с применением активно-реактивного снаряда — 60 км. Практическая скорострельность составляет 8–9 выстрелов в минуту, а весь боекомплект САУ способна выпустить примерно за три минуты, включая время для занятия и оставления позиции. Благодаря «продвинутой» системе управления огнём часть операций по подготовке к стрельбе можно производить в движении по пути на позицию.
Для стабилизации орудия на огневой позиции «Арчер» снабжён массивным сошником с гидроприводом. Угол вертикальной наводки составляет от 0 до +70°, горизонтальной — по 75° влево и вправо. Наведение осуществляется поворотом и подъёмом всей башни — то есть само орудие остаётся неподвижным относительно механизмов заряжания, что обеспечивает возможность заряжания во всём диапазоне углов возвышения. Интересное решение применено для уменьшения габаритов САУ: в походном положении ствол втягивается внутрь башни в крайнее заднее положение.
Процесс создания «Арчера» затянулся. Предварительные проработки заняли около восьми лет: контракт с фирмой «Бофорс», предусматривавший завершение проектирования и изготовление двух демонстраторов технологии, был подписан только в 2003 году. Испытания этих образцов прошли в 2005–2006 годах, а в январе 2007-го подписали контракт на дальнейшее совершенствование самоходки. Наконец в сентябре 2008 года правительство Швеции одобрило решение о закупке «Арчеров».
Фактически с начала разработки новой САУ было ясно, что объём заказа от армии Швеции не превысит нескольких десятков экземпляров. Поэтому фирма-разработчик при активной поддержке правительства страны начала поиск зарубежных покупателей. В ноябре 2008 года поиск увенчался подписанием соглашения между правительствами Швеции и Норвегии, в соответствии с которым каждая из стран обязывалась закупить 24 САУ. Впрочем, до начала поставок было ещё далеко.
Предполагалось, что «Арчер» поступит на вооружение в 2011 году и заменит в шведской армии буксируемые орудия FH77A, а в норвежской — самоходки M109A3GNM. Однако некие «технические проблемы» (суть которых до сих пор не доведена до сведения общественности) привели к отсрочке. В конце концов у норвежцев сдали нервы, и в декабре 2013 года они аннулировали сделку и объявили новый тендер на самоходки («Арчер» в нём не участвовал, а победителем оказалась южнокорейская САУ К9).
Что же касается шведской армии, то она дождалась поставки «Арчеров». Первые четыре самоходки передали военным 23 сентября 2013 года — то есть в течение двух лет армия Швеции вообще не располагала полевой артиллерией. Поставка отнюдь не означала готовности к использованию: боеготовыми САУ Artillerysystem 08 (так обозначаются «Арчеры» в сухопутных войсках Швеции) официально были объявлены лишь 1 февраля 2016 года.
Все «Арчеры» поступили на вооружение единственной артиллерийской части сухопутных войск Швеции — полка А9, дислоцированного в Бодене (на северо-востоке страны у города Лулео). Полк, являющийся учебно-мобилизационной частью, в случае объявления мобилизации разворачивает два трёхбатарейных артдивизиона (91-й и 92-й), предназначенных для 2-й и 3-й бригад сухопутных войск. К началу 2017 года он получил все 24 заказанные Artillerysystem 08.
20 сентября 2016 года правительство Швеции приняло решение о закупке дополнительной партии из двух дюжин «Арчеров» — тех, что ранее предназначались для Норвегии. Поставка этих орудий ожидается к 2020 году, но судьба их пока окончательно не определена. Предполагается, что 12 машин будут использованы для укомплектования третьего артдивизиона, а ещё 12 — заскладируют в ожидании возможной продажи за границу. Правда, с этим могут возникнуть трудности: потенциальных покупателей «Арчеров» пока не видно. Единственным кроме Норвегии потенциальным клиентом, переговоры с которым перешли в практическую плоскость, была Хорватия, но она отдала предпочтение бывшим в употреблении немецким самоходкам PzH 2000.
Миномёты: хотели AMOS, получили «Мьёльнер»
Основным образцом миномётного вооружения армии Швеции является 120-мм миномёт 12 cm granatkastare m/41 («41» означает год принятия на вооружение). Модель разработана финской фирмой «Томпелла», которая в 1941–1944 годах поставила Швеции 219 таких миномётов, а позже шведы наладили выпуск m/41 по лицензии. В 1994 году в боекомплект этих миномётов ввели противотанковую управляемую мину «Стрикс» с инфракрасным наведением. В настоящее время на балансе сухопутных войск Швеции находятся 84 миномёта m/41.
Заменить старые миномёты планировалось системой AMOS (Advanced Mortar System), разрабатывавшейся совместно финской фирмой «Патриа» и шведской «Хэгглундс» с 1996 года. AMOS представляет собой модульную конструкцию — башню со спаренной установкой 120-мм казнозарядных миномётов, снабжённую автоматом заряжания. Конструкторы предусмотрели возможность монтажа AMOS на различных носителях, включая колёсные и гусеничные бронированные машины и катера. Сухопутные войска Швеции планировали приобрести 40 таких систем и под них даже закупили шасси семейства CV90. Но в 2009 году министерство обороны аннулировало эти планы, сославшись на неудовлетворительные характеристики AMOS и необходимость сокращения военных расходов.
Спустя примерно пять лет шведы вновь вернулись к вопросу закупки самоходных миномётов. Рассматривались несколько вариантов, различавшихся степенью сложности и, соответственно, ценой. На одном полюсе находилась усовершенствованная модификация AMOS, на противоположном — примитивная установка 120-мм миномёта (с противооткатными приспособлениями) в открытом сверху десантном отделении CV90. Между ними расположились системы NEMO (по сути, одноствольный вариант AMOS), а также «Мьёльнер» («Молот Тора») — оригинальный двуствольный дульнозарядный миномёт. Последний и был признан победителем.
23 декабря 2016 года Управление военных закупок министерства обороны Швеции выдало заказ на поставку 40 «Мьёльнеров». Исполнителем стало специально образованное совместное предприятие фирм «Бофорс» (отвечающей за артиллерийскую часть) и «Хэгглундс» (поставщик шасси). Отметим, что и «Бофорс», и «Хэгглундс» являются частями концерна «ВАЕ Системз».
Что же представляет собой «Молот Тора»? На гусеничном шасси CV90 установлена семитонная вращающаяся закрытая башня с ручным приводом вращения. В башне находится спаренная установка 120-мм гладкоствольных миномётов, снабжённая противооткатными устройствами. Заряжание — ручное, причём для подачи мин к срезу ствола используется специальное приспособление (заряжающие всё время остаются под защитой брони). Выстрелы из обоих стволов производятся последовательно с небольшим интервалом.
Несмотря на примитивную по сравнению с AMOS конструкцию, «Мьёльнер» имеет довольно высокую скорострельность — 16 выстр./мин (продолжительно — 10 выстр./мин). В отличие от AMOS, «Мьёльнер» не может вести огонь прямой наводкой, а также не может стрелять на ходу, только с места. Боекомплект из 50 мин находится в кормовой части башни, дополнительный боезапас можно разместить в корпусе. Экипаж состоит из четырёх человек: командира, механика-водителя и двух заряжающих.
Испытания прототипа «Мьёльнера» начались осенью 2017 года, а поставки четырёх десятков серийных Granatkastarpansarbandvagn 90120 (сокращённо — Grkpbv 90120) намечены на 2019–2020 годы. Они поступят на вооружение пяти тяжёлых манёвренных (мотопехотных) батальонов (41-го, 42-го, 72-го, 191-го и 192-го), в каждом из которых сформируют батарею в составе восьми «Молотов Тора».
Таким образом, к концу 2020 года должно завершиться полное обновление артиллерии сухопутных войск Швеции. В дополнение к уже имеющимся самоходкам «Арчер», являющимся одними из наиболее «продвинутых» полевых артсистем, армия обзаведётся самоходными миномётами «Мьёльнер», пусть не такими высокотехнологичными, как системы AMOS, но всё же весьма эффективными.
Литература:
- artillery-antitanks.blogspot.com
- baesystems.com
- military-today.com
- Rovensky D. Současné samohybné minomety // ATM. – 2017. – №№1, 2
- Wachowski Т. Moździerz samobieżny AMOS // Nowa Technika Wojskowa – 2005. – №9
Комментарии к данной статье отключены.