Самоходная артиллерийская установка «Эббот» стала последней в линейке британских САУ, получившей традиционное «богословское» название. Она же ознаменовала смену поколений в Королевской артиллерии, став первой САУ стандартного «натовского» (а не британского) калибра и первой самоходкой, созданной с учётом новых требований к подвижности и защищённости.
В конце 50-х годов в самоходных полках Королевской артиллерии по-прежнему эксплуатировались САУ «Секстон» — 25-фунтовая (87,6-мм) пушка-гаубица на модифицированном шасси канадского танка «Рэм». Эта самоходка, помнившая сражения Второй мировой войны, уже не отвечала современным требованиям. Открытое боевое отделение если не исключало, то серьёзно ограничивало применение самоходки в условиях использования оружия массового поражения (ОМП), а её артсистема не отвечала стандартам НАТО, предусматривавшим для лёгких гаубиц калибр 105 мм. В то же время в Великобритании уже существовало подходящее шасси — гусеничный БТР FV432 «Троуджен». Именно его и выбрали для новой самоходки.
Разработка
Проектированием САУ, получившей обозначение FV433, занималось государственное конструкторское бюро Fighting Vehicle Research and Development Establishment (FVRDE) в Чертси (графство Суррей). Артиллерийскую часть также создавала государственная структура — Royal Ordnance Factory (ROF). А вот производство САУ поручили частному концерну «Виккерс».
Разработка самоходки велась на протяжении 1958-1960 годов. Конструкторы постарались максимально унифицировать САУ с «Троудженом» — от бронетранспортёра без изменений взяли силовую установку и ходовую часть, а корпус подвергли лишь минимальным доработкам. Переднее расположение моторно-трансмиссионного отделения в FV432 являлось оптимальным и для FV433 — оно позволяло удобно расположить башню с вооружением в кормовой части машины. В итоге британская самоходка очень напоминала создававшиеся в то время американские САУ М108 и М109. В соответствии с новыми требованиями к тактической мобильности и защищённости FV433 получила возможность преодолевать водные препятствия на плаву, а также была оборудована системой защиты от ОМП.
К 1961 году фирма «Виккерс» изготовила 12 прототипов FV433. Половина из них получила бензиновые двигатели «Роллс-Ройс» В81, а другая половина — многотопливные дизели К60 от того же производителя. В итоге выбор остановили именно на К60. Серийное производство САУ началось в 1964 году на заводе «Элсвик» в городе Ньюкасл-апон-Тайн. В армии помимо обозначения FV433 новая самоходка получила и название «Эббот» — «Аббат». Тем самым была продолжена традиция времён Второй мировой войны — давать САУ «титулы» священнослужителей («Дикон», «Бишоп», «Прист», «Секстон»).
Конструкция
САУ FV433 имеет полностью закрытый корпус, в передней части которого слева расположено моторно-трансмиссионное отделение, а справа — отделение управления с рабочим местом механика-водителя. Бóльшую часть корпуса занимает боевое отделение с вращающейся башней, смещённой в корму. В кормовой стенке корпуса имеется одностворчатая дверь, открываемая вправо. Толщина брони корпуса составляет 12 мм в лобовой и бортовой проекциях, 10 мм — в корме и 6 мм — в днище. Стенки башни имеют толщину 10 мм, а крыша — 12 мм.
Башня восьмигранной в плане формы вращается на 360º. Правая передняя стенка имеет треугольный прилив для размещения прицела. Бронелист вокруг орудийной амбразуры выполнен съёмным (крепится на болтах) для обеспечения возможности замены орудия. В верхней передней части крыши имеется полукруглый вырез, необходимый для обеспечения максимального угла возвышения ствола. На крыше башни расположены командирская башенка с люком и люк заряжающего, а в кормовой стенке — люк для подачи боеприпасов при стрельбе с грунта. При его открытии выдвигается специальный лоток с направляющими для двух снарядов. В правом заднем углу башни находится блок фильтровентиляционной установки. Снаружи башни имеются точки крепления контейнеров с различным имуществом, а слева на задней стенке подвешена катушка с телефонным проводом, служащим для прокладки сети на огневой позиции.
Расчёт САУ состоит из шести человек, причём в самой машине располагаются только четверо: механик-водитель в отделении управления, наводчик в башне справа от орудия, командир за ним и заряжающий слева от орудия. Ещё двое перемещаются на приданом автомобиле FV623 «Столуорт»: заместитель командира и подносчик. При нахождении на огневой позиции механик-водитель становился вторым подносчиком, а заместитель командира занимался комплектованием зарядов и взрывателей.
САУ «Эббот» оборудована шестицилиндровым (с противоположно движущимися поршнями) оппозитным двухтактным многотопливным дизелем К60 Mk 4G мощностью 240 л.с. и автоматической трансмиссией «Аллисон» ТХ200 «Торкматик», обеспечивающей шесть передач при движении вперёд и одну — назад. Двигатель может работать на дизельном топливе, автомобильном и авиационном бензине, авиационном керосине.
Ходовая часть применительно к одному борту включает пять обрезиненных опорных катков с торсионной подвеской, два поддерживающих ролика, ведущее колесо переднего расположения и направляющее — заднего. Как уже отмечалось, «Эббот» является плавающей машиной. Для преодоления водных преград необходима предварительная подготовка — подъём резинотканевого экрана, установленного по периметру корпуса. Движение на плаву обеспечивается за счёт перематывания гусениц, верхние ветви которых заключены в гидродинамические кожухи.
Вооружение
105-мм орудие L13A1 со стволом длиной 37 калибров было разработано специально для «Эббота» (впоследствии оно стало основой и для буксируемой гаубицы L118). Орудие снабжено двухкамерным дульным тормозом и эжектором. Затвор — полуавтоматический вертикальный клиновой. Противооткатные устройства состоят их двух гидравлических тормозов отката и гидропневтаического накатника. Привод горизонтальной наводки (поворота башни) — электрический, вертикальной — ручной. Имеется досылатель с электроприводом (для снарядов; гильзы с зарядами досылались вручную). Диапазон углов вертикальной наводки составляет от −5 до +70º. САУ оборудована панорамным прицелом для огня с закрытых позиций и телескопическим — для стрельбы прямой наводкой.
Орудие L13A1 имеет раздельно-гильзовое заряжание. Боекомплект состоит из следующих типов снарядов:
- L31 — осколочно-фугасный;
- L36 — дымовой;
- L37 — пристрелочный (с дымом красного цвета);
- L42 — бронебойно-фугасный с пластическим взрывчатым веществом;
- L43 — осветительный.
Стандартная гильза содержала пять равновесных мешочков пороха. Имелись также уменьшенные заряды А и В, которые укладывались в гильзы, освобождённые от основных мешочков. Боекомплект «Эббота» состоял из 40 снарядов (34 осколочно-фугасных и 6 бронебойно-фугасных), дополнительный боекомплект перевозился на «Столуорте».
Максимальная дальность стрельбы с закрытой позиции составляет 17 300 м, минимальная — 2500 м. Практическая скорострельность «Эббота» — 6-8 выстр./мин.
Вспомогательное вооружение САУ представлено 7,62-мм пулемётом на турели командирской башенки. Первоначально «Эбботы» комплектовались пулемётами L4 — вариант «Брена» времён Второй мировой войны. Впоследствии их заменили более современные L7 (производная бельгийского MAG). По бокам башни установлены шесть дымовых гранатомётов.
Индийский вариант
В 1965 году «Эббот» продемонстрировали индийским военным. Им самоходка понравилась, однако они сочли FV433 чересчур дорогой. Конструкторы «Виккерса» засучили рукава, спроектировав упрощённый вариант, известный как Value Engineering Abbot (VEA). На этой самоходке установили дизель К60 Mk 6OG/1, не являющийся многотопливным, но зато приспособленный к работе в условиях высокогорья. Корпус САУ лишился экрана для преодоления водных преград, а гусеницы — резиновых накладок. Систему защиты от ОМП заменили простым вентилятором, отказались от электропривода поворота башни и электрического досылателя. Командирскую башенку сделали невращающейся, отказались от турельного пулемёта и дымовых гранатомётов. Состав электрооборудования упростили.
Прототип VEA в 1967 году испытали в Индии, после чего последовал заказ на 68 самоходок. К настоящему времени они заменены САУ «Ваджра-Т» — лицензионным вариантом южнокорейской К9. Ещё 20 САУ VEA изготовили для британской армии — специально для применения в учебном центре в Канаде (BATUS — British Army Training Unit Suffield). Стандартных же «Эбботов» выпустили 134. С учётом дюжины прототипов общий объём производства САУ «Эббот» составил 234 экземпляра.
Служба
На вооружение британской армии САУ «Эббот» поступили в 1965 году. Первыми их получил 3-й полк Королевской конной артиллерии, всего же в разное время эти самоходки служили в восьми полках. Полк типовой организации состоял из четырёх шестиорудийных батарей. Батарея, в свою очередь, делилась на два огневых взвода (в каждом — три САУ, три автомобиля «Столуорт», БТР «Троуджен» в качестве машины управления огнём и командирский бронеавтомобиль «Феррет» либо джип «Ленд-Ровер»).
Большинство «Эбботов» было сосредоточено в составе ударного кулака — дислоцированной в ФРГ Британской Рейнской армии. В 70-е и начале 80-х годов она включала в себя четыре бронетанковые дивизии, каждая из которых располагала двумя артполками: одним с САУ М109 и одним с «Эбботами». К последним относились:
- 49-й полевой полк Королевской артиллерии (КА) в Берген-Хоне (1-я БРТД);
- 40-й полевой полк КА в Гютерсло (2-я БРТД);
- 19-й полевой полк КА в Дортмунде (3-я БРТД);
- 25-й полевой полк КА в Падерборне (4-я БРТД).
В 1983 году 2-я БРТД была реорганизована во 2-ю пехотную дивизию. Теперь она постоянно дислоцировалась в Великобритании и должна была перебрасываться в ФРГ в случае обострения международной обстановки. С 1984 года каждая из трёх оставшихся бронетанковых дивизий имела в своем составе три артполка — один с «Эбботами» и два с М109А2/А3 (за исключением 3-й БРТД, которая вместо одного из полков М109 имела полк буксируемых гаубиц FH-70). Объединение Германии и окончание Холодной войны привели к резкому сокращению Британской Рейнской армии. К 1993 году в ФРГ осталась лишь 1-я бронетанковая дивизия. Из трёх артполков, вошедших в её состав, «Эбботы» сохранились лишь в 40-м, но и они были списаны в середине 90-х годов.
САУ «Эббот» представляла собой типичный образец самоходной артиллерии времён Холодной войны, но на общем фоне выделялась своими компактными размерами. Для своего времени она обладала хорошими баллистическими данными и неплохой подвижностью, но к 90-м годам успела морально устареть и уступила место новым 155-мм САУ AS-90.
Боевая масса, т |
16,4 |
---|---|
Экипаж, чел. |
4 |
Вооружение (боекомплект) |
105-мм гаубица L13A1 (40), 7,62-мм пулемёт L4 или L7 (1200) |
Угол горизонтальной наводки, град. |
360 |
Угол вертикальной наводки, град. |
-5, +70 |
Максимальная дальность стрельбы, м |
11700 |
Размеры, мм: |
|
длина по корпусу (по орудию) высота ширина (по крыше командирской башенки) |
5083 (5845) 2490 2643 |
Клиренс, мм |
400 |
Мощность двигателя, л.с. |
240 |
Максимальная скорость по шоссе, км/ч |
48 |
Запас хода, км |
480 |
Литература:
- Blume P. BAOR. The Final Years. Erlangen: Tankograd Publishing, 2007
- Foss C.F. Abbot FV433 Self-Propelled Gun. Windsor: Profile Publications, 1972
- Griffin R. FV432 Variants. Erlangen: Tankograd Publishing, 2010
Комментарии к данной статье отключены.