Первая мировая война стала первой «войной моторов», в которой в невиданных доселе масштабах использовались механические транспортные средства. Требования фронта привели к появлению целого ряда специальных машин, в том числе артиллерийских тягачей. Одной из интересных конструкций той эпохи является французский «грузовик-тягач» «Шнейдер» CD, созданный на основе танка СА.
В 1915 году французское высшее военно-политическое руководство приступило к планированию ряда крупных наступательных операций, призванных прорвать немецкие позиции. Каждой такой операции должна была предшествовать многодневная артиллерийская подготовка, превращавшая нейтральную полосу и передний край обороны противника в «лунный ландшафт», изрытый воронками словно кратерами. Наступающая пехота ещё могла его преодолеть, а вот подтянуть артиллерию было трудновато — стандартные шестиконные упряжки не справлялись. Между тем, перемещение десятков артиллерийских батарей на новые позиции вслед за наступающей пехотой являлось ключом к успеху: орудия не только должны были переносить огонь вглубь обороны противника, но и содействовать отражению возможных контратак.
«Трактор Этьенна»
Ключом к решению проблемы подвижности артиллерии на поле боя стало применение механической тяги. Первоначально французы пытались использовать сельскохозяйственные гусеничные тракторы «Холт», но они оказались не очень подходящими из-за тихоходности, недостаточной мощности и отсутствия грузовой платформы. «А зачем тягачу грузовая платформа?», — спросит читатель. Дело в том, что французы прекрасно понимали: доставить артиллерийские орудия на новые позиции — это ещё даже не полдела. Необходимо обеспечить бесперебойный подвоз десятков и сотен тонн боеприпасов. К переднему краю их доставляли полноприводные двухосные грузовики «Рено» EG и «Лятиль» TAR, но дальше эти машины пройти не могли. Согласно новой концепции гусеничные тягачи, снабжённые грузовыми платформами, доставив орудия на новые позиции, совершали бы челночные рейсы через бывшую нейтральную полосу, подвозя боеприпасы.
Разработкой машины занялись две фирмы — «Рено» и «Шнейдер». Первая представила модель FB — гусеничный транспортёр, предназначенный для перевозки орудий не на буксире, а «на спине». «Шнейдер» же создал «грузовик-тягач» — гусеничную машину с грузовой платформой, предназначенную для буксировки орудий. Обе машины были заказаны французской армией и выпускались серийно, но мы остановимся на «шнейдеровском» варианте.
Тягач «Шнейдер» создавался на базе танка СА, от которого взяли ходовую часть (удлинённую от трактора «Бэби Холт») и силовую установку. Машина получила фирменное обозначение CD, причём смысл его до конца не ясен. С одной стороны, весьма логичной представляется версия о расшифровке этой аббревиатуры как camion de dépannage («грузовик для буксировки» или «грузовик-тягач») либо сhar de dépannage («танк-тягач»). Но на обложке фирменной инструкции к этой машине значится «Tracteur а chenilles (Type CD)» — «Гусеничный трактор (тип CD)», без какой-либо расшифровки аббревиатуры. Вполне вероятно, что это буквенное обозначение являлось просто фирменным индексом, не нёсшим никакой дополнительной смысловой нагрузки. В обиходе же CD часто называли «трактором Этьенна» — по фамилии полковника Жана-Батиста Этьенна, курировавшего французскую танковую программу.
Тягач «Шнейдер» CD внешне походил на грузовик, поставленный на гусеницы. Двигатель, как и на танке, был смещён вперёд, образовывая большой свес. Снизу этот свес закрывался изогнутым металлическим поддоном, защищавшим силовую установку от повреждений при преодолении траншей и воронок.
На тягаче установили четырёхцилиндровый бензиновый мотор мощностью 60 л.с. и трёхступенчатую механическую коробку передач. Двигатель располагался продольно по центру четырёхместной кабины, а по бокам его находились места для механика-водителя и пассажиров. Интересно, что сидений было только два: для механика-водителя (справа спереди) и одного из пассажиров (слева спереди). Ещё два пассажира располагались без особых удобств на ящиках за сиденьями. Кабина была открытой, защищённой лишь съёмным брезентовым тентом. За кабиной находилась деревянная бортовая грузовая платформа. На стенке, отделявшей кабину от платформы, могла устанавливаться ручная лебёдка, облегчавшая погрузку. Сзади грузовой платформы имелась ещё одна лебёдка с вертикальной осью и приводом от двигателя. Этой лебёдкой оборудовались не все тягачи — на некоторых машинах она не устанавливалась, а их грузовая платформа была удлинена.
Тягач CD получился весьма неторопливым — скорость движения не превышала 8 км/ч. С учётом предполагавшихся условий его применения этого было достаточно — равно как и запаса хода, составлявшего 80 км. Управление тягачом было весьма трудным, а тент совершенно не защищал от ветра и холода. Тем не менее, «Шнейдер» CD успешно прошёл испытания. Фирма получила первый заказ на полсотни машин, а в октябре 1916 года его увеличили сразу в десять раз. Правда, налаживание выпуска затягивалось: первый серийный тягач вышел из заводского цеха лишь в августе 1917 года, а к концу года было сдано только 20 «Шнейдеров» CD. В 1918 году среднемесячный темп выпуска удалось поднять с пяти до восьми машин, но до момента подписания перемирия 11 ноября армия получила лишь 110 тягачей. Выпуск «Шнейдеров» CD продолжался и после войны. Французская армия получила в общей сложности 200 таких машин, а ещё 130 выпустили для гражданских потребителей (сельского и лесного хозяйства, а также строительства).
Усиленный вариант
В декабре 1917 года армия заказала более мощный гусеничный тягач, способный транспортировать орудия массой до 9 т. Фирма «Рено» отказалась от этого заказа, будучи загруженной производством танков FT. А вот «Шнейдер» согласился, рассчитывая использовать наработки по танку СА3 — заказ на 200 таких боевых машин был отменён как раз в декабре. Новый транспортёр, получивший обозначение CD3, базировался на ходовой части СА3. Гусеничный ход был удлинён до 4,4 м, количество опорных катков увеличилось по сравнению с CD с семи до восьми, а ширина гусеницы — с 45 до 60 см. Немного возросла и мощность двигателя (до 65 л.с.).
Концептуально CD3 был именно транспортёром, а не тягачом — он перевозил орудие на своей грузовой платформе. Грузоподъёмность составляла требуемые 9 т — то есть машина могла транспортировать, например, 220-мм гаубицу «Шнейдер» TR, весившую 7,45 т. Погрузка такого орудия представляла собой нелёгкую задачу, поэтому CD3 имел соответствующее вспомогательное оборудование: установленную по левому борту крановую стрелу (для подъёма станины орудия) и лебёдку (для втаскивания орудия на грузовую платформу).
Прототип CD3 был готов в октябре 1918 года. Машина успешно прошла испытания, но война окончилась, и от закупок транспортёра французская армия отказалась. А вот карьера его предшественника CD оказалась долгой.
Служба
Тягачи «Шнейдер» CD поступали на вооружение моторизованных полков тяжёлой артиллерии — Régiment d'Artillerie Lourde á Tracteur (RALT). В октябре 1917 года было сформировано 20 таких полков (с 81-го по 90-й и с 281-го по 290-й), основным вооружением которых являлись 145-мм пушки Mle 1916 и 155-мм Mle 1917 (GPF). В качестве средств тяги в этих полках применялись полноприводные грузовики «Рено» EG и «Лятиль» TAR. Гусеничные же тягачи-транспортёры являлись вспомогательным средством для перемещения орудий на поле боя. Моторизованному полку тяжёлой артиллерии придавались две секции тягачей, каждая из которых могла за один рейс транспортировать одну четырёхорудийную батарею. В этом отношении машины «Шнейдер» CD оказались эффективнее конкурентов — «Рено» FB. Поскольку транспортёр «Рено» перевозил орудие «на спине», он не мог одновременно транспортировать другой груз. Секция «Рено» FB насчитывала по штату восемь машин, «Шнейдер» же буксировал орудие, перевозя боекомплект и другое имущество на грузовой платформе. Поэтому для транспортировки батареи хватало пяти машин — соответственно, таким был и штат секции.
Поскольку путевая скорость «Шнейдеров» была значительно ниже, чем у колёсных тягачей, на марше они перевозились на трейлерах. Каждому транспортёру придавался трейлер «Ля Бюри» (La Buire) и колёсный седельный тягач «Нокс» (Knox). Первый полк с приданными секциями «Шнейдер» CD прибыл на фронт в январе 1918 года, а к июню было сформировано 20 секций, насчитывавших 100 тягачей.
Тягачи «Шнейдер» CD оставались на вооружении французской армии вплоть до Второй мировой войны. Помимо артиллерии они нашли применение в авиации — в качестве аэродромных тягачей.
Несколько десятков «Шнейдеров» CD стали немецкими трофеями. 11 из них передали итальянцам, остальные же использовали во вспомогательных целях в оккупационных войсках на территории Франции. По крайней мере, один «Шнейдер» CD был даже переоборудован в самоходную артиллерийскую установку, вооружённую 50-мм противотанковой пушкой Pak 38. Естественно, о применении громоздкой и медлительной машины в качестве истребителя танков не могло быть и речи: импровизированная САУ должна была стать подвижной огневой точкой в системе противодесантной обороны. Она находилась в составе гарнизона Ла-Рошели, капитулировавшего 8 мая 1945 года.
Грузовик-тягач «Шнейдер» CD создавался как узкоспециализированная машина, предназначенная для решения конкретной задачи: обеспечения манёвра артиллерии на поле боя в условиях позиционной войны. Тем не менее, он нашёл своё место в армии Франции и после окончания Первой мировой войны. Медлительный и неуклюжий «Шнейдер» продемонстрировал феноменальное долголетие — последние CD эксплуатировались в гражданском секторе до начала 50-х годов.
Полная масса, кг |
13 600 |
---|---|
Грузоподъёмность, кг |
5400 |
Длина, мм |
6032 |
Ширина, мм |
2300 |
Высота по тенту, мм |
2005 |
Мощность двигателя, л.с. |
60 |
Скорость, км/ч |
8 |
Запас хода по шоссе, км |
80 |
Литература:
- Vauvillier F. Des Tracteurs à Chenilles pour l’Artillerie I — Les Caterpillars Remorqueurs Holt, Baby Holt et Schneider CD. Histoire de Guerre Blindés & Materiel, 2009, №86
- Vauvillier F. Des Tracteurs à Chenilles pour l’Artillerie II — Les Caterpillars Porteurs Renault FB et Schneider CD3. Histoire de Guerre Blindés & Materiel, 2009, №87
- tanks-encyclopedia.com
- landships.info
Комментарии к данной статье отключены.