В начальный период Первой мировой войны воздушные бои носили неманевренный характер и напоминали морские сражения: противники сходились (слетались) на дистанцию открытия огня и поливали друг друга из подвижного оружия. Многое зависело от меткости и реакции пулеметчика, а также от возможности пулемётной установки быстро направить трассу в нужном направлении. После некоторых поисков создатели авиационного вооружения и бортстрелки отдали предпочтение установкам, где пулемёт менял свое пространственное положение, перемещаясь по дуге.

Шарнирный узел бортовой подвижной пулеметной установки в принципе позволяет поворачивать пулемет на 360° в горизонтальной плоскости и где-то на 90° в вертикальной. Однако, будучи установленным в какой-то одной точке выреза кабины стрелка, он сильно ограничен в своей подвижности из-за человеческой анатомии и конструкции летательного аппарата. Увеличить секторы обстрела можно, перебрасывая пулемет в сторону приближающейся цели: в горизонтальной плоскости по бортам, в вертикальной – в небольшом секторе над или под кабиной стрелка.

Поначалу самолёты оснащали простейшими полозковыми конструкциями, позволявшими передвигать каретку с пулемётом вдоль направляющего рельса от борта к борту. У некоторых двухместных самолетов пилот сидел в задней кабине, а летнаб, ставший по необходимости стрелком – в передней, окруженный со всех сторон помехами: сзади – головой пилота, спереди – двигателем, по бокам – межкрыльевыми стойками и стойками кабана. Так произошло из-за того, что при проектировании самолета думали не о его вооружении, а о сохранении центровки при отсутствии пассажира, место которого находилось по центру тяжести. У таких машин направляющие устанавливались вдоль фюзеляжа.

Оказалось, что у полозковой установки имелись некоторые конструктивные резервы: простреливаемый сектор можно было расширить, если изогнуть направляющий полоз полукругом вдоль выреза кабины стрелка. Полученную конструкцию называли полутурелью, так как она не имела кругового движения. Полутурель имела гораздо большее распространение, чем прямые направляющие, и продержалась на самолётах до конца Второй мировой войны.

Следующим логическим шагом стало решение замкнуть направляющие вокруг кабины в кольцевую турель – в этом случае можно было стрелять на все 360°. В принципе, те же бипланы редко предоставляли такую возможность, и в задней кабине вполне можно было обойтись полутурелью, но если отказаться от каретки и установить пулемет на вращающемся кольце, то такая турель «развязывала руки»: на кольце делались упоры для спины, и стрелок мог вращать его телом.

Вертикальная переброска менее востребована в воздушном бою. Максимально опустить пулемёт требуется, если цель значительно ниже установки, поднять – если где-то над головой. Для вертикальной переброски пулемет устанавливали на подвижной дуге с горизонтальной осью вращения. Во многих случаях это требовалось, чтобы поднять пулемет над верхним крылом. Турель с дугой была популярна на самолетах Антанты. Немцы предпочитали «клыкастые» турели и «параллелограммные» кронштейны.

Турели постоянно модернизировались: после Первой мировой их оснастили всевозможными приводами, облегчавшими переброску пулемета (грубую наводку). В конце концов, эти улучшения привели к созданию башенных установок, управляемых стрелком с помощью сенсоров, в том числе дистанционно.

​Простейшая трубчатая направляющая у британского RAF F.E.2 была приспособлена для переброски пулемёта с борта на борт. - Вокруг да около пулемёта | Военно-исторический портал Warspot.ru
Простейшая трубчатая направляющая у британского RAF F.E.2 была приспособлена для переброски пулемёта с борта на борт.
​Двойная направляющая давала каретке с пулемётом гораздо большую стабильность. Благодаря широкому фюзеляжу немецкого «Штакена» на одной направляющей устанавливали две каретки с пулеметами. При необходимости можно было сосредоточить их огонь по одному борту. - Вокруг да около пулемёта | Военно-исторический портал Warspot.ru
Двойная направляющая давала каретке с пулемётом гораздо большую стабильность. Благодаря широкому фюзеляжу немецкого «Штакена» на одной направляющей устанавливали две каретки с пулеметами. При необходимости можно было сосредоточить их огонь по одному борту.
​На «Авиатиках» наблюдатель сидел в передней кабине. Вдоль ее бортов закрепили направляющие с кареткой под пулемет. Пулеметов могло быть два или даже один – тогда летнаб перебрасывал его вручную с каретки на каретку, а потом сдвигал в сторону цели. - Вокруг да около пулемёта | Военно-исторический портал Warspot.ru
На «Авиатиках» наблюдатель сидел в передней кабине. Вдоль ее бортов закрепили направляющие с кареткой под пулемет. Пулеметов могло быть два или даже один – тогда летнаб перебрасывал его вручную с каретки на каретку, а потом сдвигал в сторону цели.
​Полутурель с парой наклонных направляющих была изобретена в Австро-Венгрии. - Вокруг да около пулемёта | Военно-исторический портал Warspot.ru
Полутурель с парой наклонных направляющих была изобретена в Австро-Венгрии.
​Полутурель ВУБ-3 с Н-образной направляющей в кабине стрелка советского штурмовика Ил-2. - Вокруг да около пулемёта | Военно-исторический портал Warspot.ru
Полутурель ВУБ-3 с Н-образной направляющей в кабине стрелка советского штурмовика Ил-2.
​Стандартная американская установка 30-х годов. Каретка с пулеметом перемещалась с борта на борт по перфорированной дуге, подвижной в вертикальной плоскости. Дуга была связана с внутренним кольцом, на котором крепилась спинка и чашка сиденья стрелка, вес которого уравновешивал установку. - Вокруг да около пулемёта | Военно-исторический портал Warspot.ru
Стандартная американская установка 30-х годов. Каретка с пулеметом перемещалась с борта на борт по перфорированной дуге, подвижной в вертикальной плоскости. Дуга была связана с внутренним кольцом, на котором крепилась спинка и чашка сиденья стрелка, вес которого уравновешивал установку.
​Одна из первых французских турельных установок. Чтобы стрелять в заднюю полусферу, она была приподнята над гондолой «Фармана-11». - Вокруг да около пулемёта | Военно-исторический портал Warspot.ru
Одна из первых французских турельных установок. Чтобы стрелять в заднюю полусферу, она была приподнята над гондолой «Фармана-11».
​Турельная установка «Этеве-Виккерс» (Eteve-Vickers). Шарнирный узел пулемета стоял на трапеции, которая обеспечивала вертикальные перемещения. Нужный угол фиксировался с помощью зубчатой рейки и зажима. Трапеция шарнирно крепилась на подвижном горизонтальном кольце, скользившем внутри неподвижного. - Вокруг да около пулемёта | Военно-исторический портал Warspot.ru
Турельная установка «Этеве-Виккерс» (Eteve-Vickers). Шарнирный узел пулемета стоял на трапеции, которая обеспечивала вертикальные перемещения. Нужный угол фиксировался с помощью зубчатой рейки и зажима. Трапеция шарнирно крепилась на подвижном горизонтальном кольце, скользившем внутри неподвижного.
​Французская турель «Этеве», созданная для двухместных «Ньюпоров». Трапеция с пулеметом нижними концами шарнирно крепилась к поворотному кольцу, вершина скользила вдоль двух штанг, шарнирно закрепленных на том же кольце. Вес пулемета компенсировался натяжением резиновых жгутов. - Вокруг да около пулемёта | Военно-исторический портал Warspot.ru
Французская турель «Этеве», созданная для двухместных «Ньюпоров». Трапеция с пулеметом нижними концами шарнирно крепилась к поворотному кольцу, вершина скользила вдоль двух штанг, шарнирно закрепленных на том же кольце. Вес пулемета компенсировался натяжением резиновых жгутов.
​Турель Скарфа (Scarff Mk.II, во французской авиации Т.О.3) практически вытеснила в авиации Антанты и США все остальные типы, и прослужила в десятках стран до Второй мировой. Неоднократно модернизировалась, оснащалась электроприводами. - Вокруг да около пулемёта | Военно-исторический портал Warspot.ru
Турель Скарфа (Scarff Mk.II, во французской авиации Т.О.3) практически вытеснила в авиации Антанты и США все остальные типы, и прослужила в десятках стран до Второй мировой. Неоднократно модернизировалась, оснащалась электроприводами.
​Французская вариация на тему «Скарфа», турель Т.О.4. Ее дуга имела закруглённые затыльники для резиновых жгутов компенсатора веса пулемета. - Вокруг да около пулемёта | Военно-исторический портал Warspot.ru
Французская вариация на тему «Скарфа», турель Т.О.4. Ее дуга имела закруглённые затыльники для резиновых жгутов компенсатора веса пулемета.
​В германской авиации была популярна турель Шнейдера. Ее подвижная часть облагораживалась деревянной обечайкой. На большинстве типов немецких турелей пулемет устанавливался на невысоких «клыках» (вилке) с пружинным весовым компенсатором или параллелограммном кронштейне, подвижном в вертикальной плоскости. - Вокруг да около пулемёта | Военно-исторический портал Warspot.ru
В германской авиации была популярна турель Шнейдера. Ее подвижная часть облагораживалась деревянной обечайкой. На большинстве типов немецких турелей пулемет устанавливался на невысоких «клыках» (вилке) с пружинным весовым компенсатором или параллелограммном кронштейне, подвижном в вертикальной плоскости.
​Вариант турели Шнейдера с высокой обечайкой для крепления «параллелограмма». - Вокруг да около пулемёта | Военно-исторический портал Warspot.ru
Вариант турели Шнейдера с высокой обечайкой для крепления «параллелограмма».
​На штурмовых «Хальберштадтах» с невысоким бортом стрелковой кабины турель была приподнята над вырезом. Система колец (внутреннее подвижное скользило в наружном) имела линзообразное сечение. Пулемет стоял в «клыках». - Вокруг да около пулемёта | Военно-исторический портал Warspot.ru
На штурмовых «Хальберштадтах» с невысоким бортом стрелковой кабины турель была приподнята над вырезом. Система колец (внутреннее подвижное скользило в наружном) имела линзообразное сечение. Пулемет стоял в «клыках».
​Немецкий вариант «Скарфа». Пулемет устанавливался на дуге, которая регулировалась по высоте с помощью перфорированной стойки и стопора на подвижном кольце. - Вокруг да около пулемёта | Военно-исторический портал Warspot.ru
Немецкий вариант «Скарфа». Пулемет устанавливался на дуге, которая регулировалась по высоте с помощью перфорированной стойки и стопора на подвижном кольце.
​Турель для автоматической пушки Беккера. Чтобы лучше воспринимать отдачу орудия, кольца выполнены широкими и мощными. Неподвижное кольцо с внутренней стороны имеет зубчатую рейку. Подвижное кольцо поворачивается за счет вращения рукоятки. В походном положении пушка фиксировалась за рамку рукояток «прищепкой». - Вокруг да около пулемёта | Военно-исторический портал Warspot.ru
Турель для автоматической пушки Беккера. Чтобы лучше воспринимать отдачу орудия, кольца выполнены широкими и мощными. Неподвижное кольцо с внутренней стороны имеет зубчатую рейку. Подвижное кольцо поворачивается за счет вращения рукоятки. В походном положении пушка фиксировалась за рамку рукояток «прищепкой».
​Немецкая турель с неподвижным перфорированным кольцом, по которому перемещалась каретка с пулемётом. - Вокруг да около пулемёта | Военно-исторический портал Warspot.ru
Немецкая турель с неподвижным перфорированным кольцом, по которому перемещалась каретка с пулемётом.
​Немецкая турель 30–40-х годов прошлого века. Подвижное кольцо имеет зубчатую кромку для взаимодействия с шестерней компенсатора поворотов. Весовой компенсатор пружинный, запрятан в коробки на дуге. - Вокруг да около пулемёта | Военно-исторический портал Warspot.ru
Немецкая турель 30–40-х годов прошлого века. Подвижное кольцо имеет зубчатую кромку для взаимодействия с шестерней компенсатора поворотов. Весовой компенсатор пружинный, запрятан в коробки на дуге.
​Британская турель компании «Хокер», конструкция 30-х годов. - Вокруг да около пулемёта | Военно-исторический портал Warspot.ru
Британская турель компании «Хокер», конструкция 30-х годов.
​Она же. Практически, тот же «Скарф», но с уменьшенной дугой. - Вокруг да около пулемёта | Военно-исторический портал Warspot.ru
Она же. Практически, тот же «Скарф», но с уменьшенной дугой.
​В башенных установках Второй мировой войны использовались те же два горизонтальных кольца – подвижное и неподвижное, и «клыки» для вертикального маневра. Прибавились силовые привода (электрические или гидравлические), кнопки и педали для дистанционного управления. На фото: тренажер носовой установки бомбардира «Летающей крепости» В-17G. - Вокруг да около пулемёта | Военно-исторический портал Warspot.ru
В башенных установках Второй мировой войны использовались те же два горизонтальных кольца – подвижное и неподвижное, и «клыки» для вертикального маневра. Прибавились силовые привода (электрические или гидравлические), кнопки и педали для дистанционного управления. На фото: тренажер носовой установки бомбардира «Летающей крепости» В-17G.