В начальный период Первой мировой войны воздушные бои носили неманевренный характер и напоминали морские сражения: противники сходились (слетались) на дистанцию открытия огня и поливали друг друга из подвижного оружия. Многое зависело от меткости и реакции пулеметчика, а также от возможности пулемётной установки быстро направить трассу в нужном направлении. После некоторых поисков создатели авиационного вооружения и бортстрелки отдали предпочтение установкам, где пулемёт менял свое пространственное положение, перемещаясь по дуге.
Шарнирный узел бортовой подвижной пулеметной установки в принципе позволяет поворачивать пулемет на 360° в горизонтальной плоскости и где-то на 90° в вертикальной. Однако, будучи установленным в какой-то одной точке выреза кабины стрелка, он сильно ограничен в своей подвижности из-за человеческой анатомии и конструкции летательного аппарата. Увеличить секторы обстрела можно, перебрасывая пулемет в сторону приближающейся цели: в горизонтальной плоскости по бортам, в вертикальной – в небольшом секторе над или под кабиной стрелка.
Поначалу самолёты оснащали простейшими полозковыми конструкциями, позволявшими передвигать каретку с пулемётом вдоль направляющего рельса от борта к борту. У некоторых двухместных самолетов пилот сидел в задней кабине, а летнаб, ставший по необходимости стрелком – в передней, окруженный со всех сторон помехами: сзади – головой пилота, спереди – двигателем, по бокам – межкрыльевыми стойками и стойками кабана. Так произошло из-за того, что при проектировании самолета думали не о его вооружении, а о сохранении центровки при отсутствии пассажира, место которого находилось по центру тяжести. У таких машин направляющие устанавливались вдоль фюзеляжа.
Оказалось, что у полозковой установки имелись некоторые конструктивные резервы: простреливаемый сектор можно было расширить, если изогнуть направляющий полоз полукругом вдоль выреза кабины стрелка. Полученную конструкцию называли полутурелью, так как она не имела кругового движения. Полутурель имела гораздо большее распространение, чем прямые направляющие, и продержалась на самолётах до конца Второй мировой войны.
Следующим логическим шагом стало решение замкнуть направляющие вокруг кабины в кольцевую турель – в этом случае можно было стрелять на все 360°. В принципе, те же бипланы редко предоставляли такую возможность, и в задней кабине вполне можно было обойтись полутурелью, но если отказаться от каретки и установить пулемет на вращающемся кольце, то такая турель «развязывала руки»: на кольце делались упоры для спины, и стрелок мог вращать его телом.
Вертикальная переброска менее востребована в воздушном бою. Максимально опустить пулемёт требуется, если цель значительно ниже установки, поднять – если где-то над головой. Для вертикальной переброски пулемет устанавливали на подвижной дуге с горизонтальной осью вращения. Во многих случаях это требовалось, чтобы поднять пулемет над верхним крылом. Турель с дугой была популярна на самолетах Антанты. Немцы предпочитали «клыкастые» турели и «параллелограммные» кронштейны.
Турели постоянно модернизировались: после Первой мировой их оснастили всевозможными приводами, облегчавшими переброску пулемета (грубую наводку). В конце концов, эти улучшения привели к созданию башенных установок, управляемых стрелком с помощью сенсоров, в том числе дистанционно.
В начальный период Первой мировой войны воздушные бои носили неманевренный характер и напоминали морские сражения: противники сходились (слетались) на дистанцию открытия огня и поливали друг друга из подвижного оружия. Многое зависело от меткости и реакции пулеметчика, а также от возможности пулемётной установки быстро направить трассу в нужном направлении. После некоторых поисков создатели авиационного вооружения и бортстрелки отдали предпочтение установкам, где пулемёт менял свое пространственное положение, перемещаясь по дуге.
Шарнирный узел бортовой подвижной пулеметной установки в принципе позволяет поворачивать пулемет на 360° в горизонтальной плоскости и где-то на 90° в вертикальной. Однако, будучи установленным в какой-то одной точке выреза кабины стрелка, он сильно ограничен в своей подвижности из-за человеческой анатомии и конструкции летательного аппарата. Увеличить секторы обстрела можно, перебрасывая пулемет в сторону приближающейся цели: в горизонтальной плоскости по бортам, в вертикальной – в небольшом секторе над или под кабиной стрелка.
Поначалу самолёты оснащали простейшими полозковыми конструкциями, позволявшими передвигать каретку с пулемётом вдоль направляющего рельса от борта к борту. У некоторых двухместных самолетов пилот сидел в задней кабине, а летнаб, ставший по необходимости стрелком – в передней, окруженный со всех сторон помехами: сзади – головой пилота, спереди – двигателем, по бокам – межкрыльевыми стойками и стойками кабана. Так произошло из-за того, что при проектировании самолета думали не о его вооружении, а о сохранении центровки при отсутствии пассажира, место которого находилось по центру тяжести. У таких машин направляющие устанавливались вдоль фюзеляжа.
Оказалось, что у полозковой установки имелись некоторые конструктивные резервы: простреливаемый сектор можно было расширить, если изогнуть направляющий полоз полукругом вдоль выреза кабины стрелка. Полученную конструкцию называли полутурелью, так как она не имела кругового движения. Полутурель имела гораздо большее распространение, чем прямые направляющие, и продержалась на самолётах до конца Второй мировой войны.
Следующим логическим шагом стало решение замкнуть направляющие вокруг кабины в кольцевую турель – в этом случае можно было стрелять на все 360°. В принципе, те же бипланы редко предоставляли такую возможность, и в задней кабине вполне можно было обойтись полутурелью, но если отказаться от каретки и установить пулемет на вращающемся кольце, то такая турель «развязывала руки»: на кольце делались упоры для спины, и стрелок мог вращать его телом.
Вертикальная переброска менее востребована в воздушном бою. Максимально опустить пулемёт требуется, если цель значительно ниже установки, поднять – если где-то над головой. Для вертикальной переброски пулемет устанавливали на подвижной дуге с горизонтальной осью вращения. Во многих случаях это требовалось, чтобы поднять пулемет над верхним крылом. Турель с дугой была популярна на самолетах Антанты. Немцы предпочитали «клыкастые» турели и «параллелограммные» кронштейны.
Турели постоянно модернизировались: после Первой мировой их оснастили всевозможными приводами, облегчавшими переброску пулемета (грубую наводку). В конце концов, эти улучшения привели к созданию башенных установок, управляемых стрелком с помощью сенсоров, в том числе дистанционно.
Комментарии к данной статье отключены.