События последних дней всколыхнули интерес к истории арабо-израильских конфликтов 1948–1982 годов. На протяжении всего этого времени в Израиль, Египет и Сирию осуществлялись массовые поставки иностранной бронетехники. По сути, Ближний Восток являлся прекрасным полигоном для сравнительных испытаний советской и западной техники в реальных боевых условиях. Посмотрим, какие машины доставались израильским и арабским танкистам и каких успехов добились враждующие стороны за десятилетия конфликта.
От стареньких броневичков к «Божественной колеснице»
Немногие армии мира могут похвастаться таким богатым опытом использования в боевых условиях разнообразной по техническим характеристикам и странам-производителям бронетанковой техники, как Армия обороны Израиля. Её бронетанковые войска начинали очень скромно: с нескольких броневиков и подержанных британских танков. Впоследствии военнослужащие ЦАХАЛ воевали на американских М4 «Шерман», М48 «Паттон» и М60, на британских «Центурионах», на французских АМХ-13 и даже на трофейных советских Т-54 и Т-62 — не говоря уже о многочисленных гибридах типа «Супер Шерман» М51 (модификация М4 «Шерман»), «Шот Каль» (модификация английского танка «Центурион»), «Магах» (модификация американских танков М48 и М60) и «Сабра» (модификация американского М60А3).
Наконец, не стоит забывать о творении собственных инженеров — принятом на вооружение в 1979 году израильском основном боевом танке «Меркава», что переводится с иврита как «Колесница». О гордости израильских оружейников за своё детище говорит тот факт, что название танка перекликается с религиозным учением Каббала, где «Меркава» означает «Божественную колесницу-трон», управляемую четырьмя существами с четырьмя крыльями и четырьмя лицами.
С 1979 года по наши дни были выпущены четыре модификации этого танка. В сентябре 2013 года сайт Israel Defense сообщил, что Министерство обороны Израиля в рамках нового многолетнего развития ЦАХАЛ решило не разрабатывать танк «Меркава» пятого поколения, а продолжать производство «Меркава Mk.4», усовершенствовав его до «танка будущего», который станет легче, меньше и будет иметь автоматическую зарядку, экипаж из двух человек и модульную систему оружия, включающую ракеты.
Первая «Меркава» была создана под руководством ветерана нескольких войн Исраэля Таля. Тот факт, что проектированием танка руководил солдат, а не инженер, обусловил необычную конструкцию машины. Во главу угла была поставлена выживаемость членов экипажа, и расположение узлов машины было всецело подчинено этой цели. В частности, мотор с самого начала располагался в передней части справа от механика-водителя, который, таким образом, был прикрыт от огня противника не только бронёй корпуса, но и агрегатами двигателя и трансмиссии. Думается, что на выбор подобной компоновки не в последнюю очередь повлиял фактор ограниченности Израиля в людских ресурсах.
Вехи истории
Первое бронетанковое подразделение Пальмаха — особых отрядов Хаганы, созданных по британскому мандату в Палестине — появилось на свет 24 февраля 1948 года. Его возглавил Ицхак Саде. 24 мая того же года Саде был назначен командиром 8-й бригады, которая стала первой бронетанковой бригадой в создаваемой армии. Сейчас бронетанковые войска Израиля состоят из четырёх регулярных бригад и восьми резервных. После того, как израильские танкисты заканчивают срочную службу, они переходят в ведение резервных частей. Активные резервисты в Израиле участвуют в учениях один раз в год.
Но перейдём непосредственно к танковому противостоянию 1948 года. К началу боевых действий египтяне смогли собрать около 200 подержанных британских и американских танков — в основном это были «Матильды», «Валентайны» и «Шерманы». Кроме того, у них на вооружении были бронеавтомобили: британские «Хамберы», южноафриканские «Мармон-Херрингтоны» и американские «Стагхаунды». Сирийцы и ливанцы были вооружены французскими танками. Израильтянам же в условиях оружейного эмбарго удалось раздобыть в Европе лишь несколько американских полугусеничных бронетранспортёров М3 и лёгких французских танков — потрёпанных ветеранов Второй мировой войны. Ещё три единицы бронетанковой техники отрядам Хаганы на месте передала британская администрация. Несмотря на столь явное неравенство сил, Израиль обрёл независимость в войне 1948 года.
Евреи хорошо учат уроки. Сразу же после завершения этой войны началось полномасштабное оснащение 7-й бронетанковой дивизии молодой Армии обороны Израиля. Её усилили полусотней танков «Шерман». Чуть позже Франция продала Израилю ещё 60 «Шерманов», 100 лёгких танков АМХ-13, 150 бронетранспортёров М3 и 60 самоходных гаубиц на шасси АМХ. Подобное увеличение бронетанкового парка позволило израильтянам создать 27-ю и 37-ю резервные бронетанковые бригады, которые впоследствии стали основой будущего танкового щита страны.
Несомненен тот факт, что невероятно быстрому развитию израильской армии способствовала массированная финансовая помощь со стороны США. 70% от неё составляли кредиты на закупку американского оружия и военной техники. К концу 1980-х годов израильская армия была на 50% оснащена танками американского производства, на 85% — американскими самолётами и на 90% — американской артиллерией. Всего с конца 1940-х и до начала 1980-х годов США оказали Израилю помощь на сумму 28,5 млрд долларов, из них более 19 млрд составила военная помощь и около 9,5 млрд — помощь экономическая.
К середине 1950-х годов преобразование ЦАХАЛ из армии времён Второй мировой войны в современную стало для Израиля вопросом жизни и смерти. Египет и его союзники получали всё больше танков, реактивных самолётов и другого вооружения из СССР и стран Восточного блока. Израиль же в случае войны в результате всеобщей мобилизации мог выставить против многомиллионных армий арабских стран чуть больше 100 000 человек регулярных подразделений и резервистов. Из них менее половины могли использоваться на египетском фронте, остальные — против Иордании, Сирии и Ливана. Мощные бронетанковые войска требовались Израилю как воздух. Все силы страны были брошены на их создание, что, безусловно повлияло на положительные для Израиля итоги войны 1956 года на Синайском полуострове и «превентивной» войны 1967 года. И это при том, что количественный перевес в бронетанковых единицах всё равно был на стороне арабов.
Немного статистики. Арабские источники подтверждали, что соотношение танковой и иной тяжёлой бронетехники в войне 1956 года (как в начале войны, так и после второго перемирия) составляло 2,3:1 в пользу арабов. В войне 1967 года танков у арабских войск было больше в 1,7 раза, бронетранспортёров — в 1,1 раз. Во время боёв на Голанских высотах превосходство танковых подразделений сирийцев над израильтянами составляло 4:1. На некоторых участках 25–30 сирийским танкам на 1 км фронта прорыва могли противостоять лишь семь израильских.
И опять израильтяне усвоили урок. Если взглянуть на изменения состава сухопутных войск Израиля с июня 1967 по октябрь 1973 года, мы увидим, что появилось восемь штабов танковых дивизий (рост в восемь раз), с семи до шестнадцати выросло количество танковых бригад (рост в 2,3 раза), с четырёх до десяти увеличилось количество механизированных бригад (рост в 2,5 раза).
Война Судного дня 1973 года была отмечена крупнейшими танковыми сражениями со времён Второй мировой. Арабские государства выставили против Израиля около 3000 танков различных модификаций. Вдобавок уже во время боёв Советский Союз отправил в Египет и Сирию ещё 1200 машин. В начале войны у Израиля было около 1700 танков: примерно половина из них были «Центурионы», остальные — в основном M48 и M60. Израильтяне также ввели в бой 150 «Супер Шерманов», вооружённых французской 105-мм пушкой, и даже несколько модифицированных Т-54/55.
Октябрьская война 1973 года оказалась одной из самых чувствительных для Израиля. По некоторым оценкам, в ходе неё ЦАХАЛ потеряла до 3000 человек убитыми, 900 танков и 110 боевых самолётов. Это была война новых средств борьбы: ЗУР, ПТУР, НУР и УР, потери от которых в израильской авиации составили около 25% и около 50% танков — в израильской армии. Но потери арабов в войне были значительно большими.
После окончания боевых действий израильское руководство создало специальную Комиссию Аграната, которая, проанализировав ход войны, выдала следующие рекомендации. Первая: увеличить количество бронетанковых дивизий вдвое (с семи до четырнадцати). Эту необходимость начальник израильского генштаба Мордехай Гур обосновал следующим образом:
«Принципы, на которых строились наши вооружённые силы, были правильными. Основной урок войны состоит в том, что Израиль должен быть очень сильным».
Вторая рекомендация: развивать все рода войск, отдавая преимущество бронетанковым силам, чтобы иметь возможность массированно их применить на направлении главного удара.
Из более поздних арабо-израильских конфликтов можно упомянуть израильское вторжение в Южный Ливан в 1982 году, в котором участвовало 78 000 человек при поддержке 1240 танков, в основном «Меркава Мk.1». «Меркава Мk.4» участвовал в боевых действиях в секторе Газа в 2009 году, где хорошо себя зарекомендовал даже в условиях боевых действий в городе. Хотя сирийская армия подбила несколько «Меркав» во время вторжения в Ливан в 1982 году, ни один экипаж не погиб. Танк хорошо зарекомендовал себя в столкновениях против Т-72, которых у сирийцев было 200 единиц. Советскому Союзу очень не понравилось, что в результате тех боёв секретный Т-72, захваченный израильтянами, попал в руки западных экспертов. Позже в результате разведывательной операции в распоряжение Запада попали три Т-80, купленные прямо с украинской производственной линии в начале 1990-х годов.
«Меркавы» удачно противостояли Т-62, которые составляли основу танкового парка армии Сирийской Арабской Республики, и оказался устойчивым к выстрелам из РПГ-7 и ПТУР «Малютка» 9К11. В результате израильская армия постепенно переходила с разномастных танков иностранного производства на отечественные «Меркавы».
Друг в беде не бросит
Арабские страны получали советскую технику за счёт щедрых займов, бартерных сделок, а порой и просто даром. Впрочем, техника советского образца шла туда не только из СССР. Например, Чехословакия после Второй мировой войны освоила производство основного боевого танка Т-34-85 и САУ СУ-100 именно в целях экспорта на Ближний Восток.
На пике своего развития масштабы производства бронетехники в СССР просто ошеломляли западных аналитиков и представителей разведывательного сообщества. Заводы в Нижнем Тагиле, Харькове, Омске и Челябинске работали как часы. В 1980-х годах в СССР производилось около 9000 танков, САУ и БТР в год. К этому можно прибавить ещё около 2500 единиц боевой техники, производимой в год странами-членами Варшавского договора, и сразу станет понятен весь экспортный потенциал социалистических стран на тогдашнем рынке бронетанкового вооружения. По утверждениям западного военного историка Энтони Такера-Джонса, СССР только с 1980 по 1990 год экспортировал в развивающиеся страны почти 8000 танков и САУ различных модификаций, а также более 14 000 единиц другой бронетехники. Именно эти массированные поставки спасали армии арабских государств от окончательного разгрома во время конфликтов с Израилем.
Не отставали от «Большого брата» и его союзники. Чехословакия с середины 1960-х годов продавала на Ближний Восток лицензионные Т-55, а в конце 1970-х — Т-72. Туда же чехи экспортировали более 3000 своих ОТ-64 SKOT. Крупнейшим покупателем являлся Ирак. Польша последовательно производила и экспортировала на ближневосточный рынок Т-34-85, Т-54/55, Т-62 и Т-72. Поляки и болгары дополнительно продавали в Ирак и Сирию БТР МТ-ЛБ. С конца 1970-х годов к экспорту подключилась Румыния, продававшая в горячие точки версии Т-55 собственного производства.
В середине 1950-х годов Египет заключил крупную оружейную сделку с Чехословакией. В поставку входили 530 единиц бронетехники: 230 танков (в основном Т-34-85, но были ещё и ИС-3), 200 БТР-152 и 100 САУ СУ-100. К этой поставке через некоторое время добавились 120 новых по тем временам Т-54. Бо́льшая часть этой бронетехники участвовала в боях против израильских, британских и французских войск в ходе Суэцкого кризиса 1956 года.
С 1962 по 1967 год египетская армия по разным каналам и посредством разных схем получила от СССР и его союзников 290 Т-54, 25 ИС-3, 50 лёгких танков ПТ-76, большое количество колёсных БТР-40/50/60/152 и СУ-100. Не осталась в стороне и Сирия: в конце 1950-х годов она получила от СССР 200 Т-34, 150 Т-54, 80 СУ-100 и 100 БТР-152. В начале следующего десятилетия Союз продолжил наращивание поставок боевой техники в эту арабскую страну, считавшуюся одним из самых надёжных союзников социалистического лагеря на Ближнем Востоке. К 1967 году сирийская армия имела на вооружении около 750 танков и 585 БТР.
После поражения в войне 1967 года армии арабских государств при помощи Советского Союза быстро восстановили боеспособность своих бронетанковых войск. Поставки из СССР не просто продолжились — они даже увеличились и порой происходили на очень льготных условиях. Например, Сирия практически бесплатно получила новые Т-62 и БМП-1 даже раньше партнёров СССР по Варшавскому договору. Египтяне тоже не остались в накладе. В 1967–1973 годах египетская армия получила 1260 Т-54/55, 400 Т-62, 550 БТР-152/60 и 150 БМП-1. Позже по поручению Москвы Чехословакия поставила в Египет ещё 200 БТР.
Созданный таким образом арабский «железный кулак» участвовал в Войне Судного дня 1973 года, начинавшейся для арабов очень удачно. Однако в итоге ближневосточные союзники СССР потерпели поражение, и только дополнительная поставка 1200 советских танков различных модификаций спасла египетские и сирийские бронетанковые силы от полного разгрома. Война 1973 года показала, что Т-54/55, да и новые Т-62 не могли успешно противостоять американскому тяжёлому противотанковому комплексу BGM-71 TOW, который США начали поставлять Израилю непосредственно во время боевых действий. Позже израильтяне утверждали, что практически 100% выстрелов из TOW в ходе той войны нашли свою цель.
TOW имел своего антагониста с арабско-советской стороны — противотанковый управляемый реактивный снаряд первого поколения «Малютка» 9К11 (по классификации НАТО — АТ-3 Sagger). На какое-то время он стал настоящим кошмаром для израильских танкистов. Впервые «Малюток» применили сирийцы в столкновениях на Голанских высотах зимой 1972–1973 годов и уничтожили благодаря им несколько израильских танков. Массово же этот ПТУР начал использоваться именно в Войне Судного дня. Особенно отличились египтяне. Египетский ракетчик Абдул Аата в первые сутки войны при помощи «Малютки» уничтожил 23 танка, причём восемь «Паттонов» он поразил в течение одного часа. Всего в 1973 году, по оценке арабской стороны, с помощью ПТУР 9К11 было выведено из строя порядка 800 израильских танков. Броня израильских машин американского производства при попаданий «Малюток» пробивалась в 60% случаев. В каждом поражённом танке погибало в среднем два танкиста. Западные источники считают, что именно попаданием «Малютки» в его бронемашину был убит командующий 252-й дивизии ЦАХАЛ генерал Альберт Мандлер.
В ходе войны в Ливане в 1982 году Израиль в качестве трофеев захватил 27 ПТУР «Малютка». Во время новой ливанской войны через 24 года бойцы Хезболлы с помощью «Малюток» уничтожили несколько единиц израильской бронетехники. ПТУР пользовался огромной популярностью в армиях развивающихся стран и оказался несомненной удачей советского ракетостроения. Всего было выпущено около 300 000 единиц. Комплекс экспортировался более чем в 35 стран. Подобные комплексы выпускались в Болгарии, Иране, Югославии и Китае. В СССР он выпускался до 1984 года.
Советская бронетехника попадала не только в регулярные войска арабских стран, но и в руки различных полувоенных формирований. Например, когда израильтяне вторглись в Южный Ливан, им удалось захватить большое количество устаревшей советской техники из арсенала Организации освобождения Палестины (ООП): 60 Т-34-85 и 20 Т-54/55.
Массовые поставки современного советского вооружения в арабские страны немало помогли израильскому и западному разведсообществам. Т-62 или Т-72 недолго оставались тайной за семью печатями. Например, в сентябре 1969 года в ходе так называемой Войны на истощение израильтяне периодически совершали диверсионные рейды на египетские позиции к югу и к западу от Суэцкого канала. В акциях участвовали переодетые бойцы, свободно говорившие на арабском языке. Они ехали на трофейной советской технике: танках и бронетранспортёрах. Во время одного из таких рейдов им удалось захватить и переправить в Израиль два танка Т-62, только-только поставленных в Египет из СССР. Машины потом основательно изучила совместная американо-израильская исследовательская группа.
Самыми крупными потерями сирийской армии новейшего времени считаются потери в ходе конфликта в Южном Ливане в 1982 году: 200 Т-62, 125 Т-54/55, девять Т-72 и 140 БТР. Сирия продолжила массово закупать бронетехнику в СССР и в странах Восточного блока. В начале 1980-х годов в страну прибыли 800 БМП-1, большое количество Т-72 и БТР-80. Через десять лет сирийцы дополнительно получили из пока ещё Чехословакии 252 Т-72 и уже из России (а не СССР) 350 таких же танков.
В заключение этого краткого обзора отметим, что не менее важной помощью армиям арабских стран в плане строительства собственных бронетанковых сил стала работа большого штата советских военных советников. Генерал Мухаммед Фавзи, бывший военный министр Египта, в своих мемуарах «Трёхлетняя война 1967–1970 годов» давал такую оценку роли советских военных специалистов:
«Советские специалисты обладали опытом в методике боевой подготовки, в планировании боевых действий (в оперативном планировании), в подготовке ТВД. Они отличались физической выносливостью, выдержкой, работая в войсках, отличались умением строить взаимоотношения с младшими командирами, проявлять уважение и военное послушание по отношению к старшим командирам. Они жили повседневной жизнью наших вооружённых сил, где бы это ни было, днём и ночью. Этим они заслужили уважение, доверие, дружбу и сотрудничество всех командиров египетских вооружённых сил».
Литература и источники:
- Anthony Tucker-Jones. Images of War — Armoured Warfare in the Arab-Israeli Conflicts. — Pen and Sword, 2013.
- Арабо-израильские войны. Арабский взгляд. — М.: Яуза, Эксмо, 2008.
- Алексей Смирнов. Арабо-израильские войны. — М.: Вече, 2003.
- Даян Моше, Тевет Шабтай. Арабо-израильские войны. 1956, 1967. Дневник Синайской компании. Танки Таммуза. — М.: «Изографус», 2003.
Комментарии к данной статье отключены.